Hi-Tech

Каких роботов производят в России для медицины, промышленности, грузоперевозок и образования

Обзор рынка робототехники: кто занимается производством роботов и какие есть перспективы у отрасли.

В закладки

Робот-консьерж Promobot Promobot

В России обе отрасли только формируются, но больший потенциал есть у производства сервисных роботов, считают аналитики «Сбербанка» и Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР). На рынке робототехники выделяют два основных направления — промышленное и сервисное.

Промышленная робототехника

— Речь не столько о программном обеспечении, сколько об инженерных решениях». «Заходить на рынок промышленной робототехники надо с продуктом, который сможет существовать в условиях серьёзных требований, — говорит генеральный директор компании “Битроботикс” Святослав Стесин, создатель первого в России промышленного дельта-робота.

На 10 тысяч работников в России приходится всего четыре робота (в Европе — 106, в США — 91, в Азии — 75). В 2018 году в России было продано 860 промышленных роботов (на 147 больше, чем в 2017 году), только 5% из них — отечественного производства.

Роботов редко производят серийно — в основном это изготовление штучных экземпляров под заказ. По информации НАУРР, разработка промышленных роботов, как правило, — дополнительный бизнес российских компаний.

«Аркодим»

Популярные модели — робот-сварщик, упаковщик, работник конвейера. С 2016 года казанская компания «Аркодим» поставляет промышленных роботов-манипуляторов на производства в Москве, Ростове-на-Дону, Рязани, Новосибирске.

Стоимость базовой комплектации — от 900 тысяч рублей. Роботов производят в Казани и Новосибирске.

Робот-манипулятор «Аркодим»

«Аркодим-про»

В отличие от обычного промышленного робота, он не может травмировать людей, которые работают на производстве. В 2018 году «Аркодим» вместе с университетом «Иннополис» создал первого в России коллаборативного робота (кобота). Сейчас компания ищет заказчиков на новый продукт.

«Битроботикс»

Его используют в отраслях FMСG (fast moving consumer goods — «товары повседневного спроса»). Московская компания «Битроботикс» в 2014 году создала первого российского промышленного дельта-робота.

В проработке у компании ряд проектов на рынках кондитерской, молочной и мясоперерабатывающей промышленности, бытовой химии, парфюмерии и косметики. Сейчас четыре таких робота работают на хлебозаводах «Простор» и «Черёмушки» в Москве.

Дельта-робот «Битроботикс» Robohunter

Мы пока пионеры на российском рынке производства решений по автоматизации технологических процессов FMCG.

Это процессинг, укладка и упаковка товаров при строгих требованиях к гигиеническому дизайну, непрерывной эксплуатации и высокой производительности.

То есть внедряем уже готовое инженерное решение. Мы сами пишем софт, проектируем и производим роботов, конвейерные системы, рамы. Закупаем только общепромышленную автоматику: тачпады, пневматику, двигатели и периферию.

Если они будут появляться, мы готовы их поддерживать и вкладывать в них — соответствующие ресурсы имеются. Стартапов в нашем сегменте пока нет. Стоимость человеческого труда и затраты на его привлечение растут, а в регионах есть проблемы с кадрами.
На рынке товаров повседневного спроса большие предпосылки для замены человека роботами.

Святослав Стесин

генеральный директор «Битроботикс»

По словам Стесина, серийное производство на территории технопарка планируют запустить в марте 2020 года. В июле 2019 года компания получила статус резидента особой экономической зоны «Технополис Москва» и раунд в $2 млн.

Aripix Robotics

С 2017 года компания выпускает шестиосевого робота-манипулятора Aripix A1. Стартап Aripix Robotics — молодой игрок на рынке промышленной робототехники.

На эти деньги Aripix Robotics планирует организовать серийное производство. В ноябре 2018 года стартап привлёк $500 тысяч инвестиций и стал резидентом технопарка «Мосгормаш».

Робот-манипулятор Aripix Aripix Robotics

Стоимость Aripix A1 — 2 млн рублей. Компания получила больше 40 предзаказов от заводов Ahmad Tea, «Москабель», «Иннотех», Волжского шинного завода.

Запланированная выручка к концу 2019 года — 15–20 млн рублей в месяц. Сейчас компания производит трёх роботов в месяц, а к началу 2020 года планирует увеличить этот показатель до 15 роботов.

Сервисная робототехника

По прогнозам экспертов, с 2019 по 2021 год продажи профессиональных сервисных роботов в мире ежегодно будут увеличиваться в среднем на 21%, и у России есть потенциал, чтобы занять долю рынка. Рынок мировой сервисной робототехники ещё формируется и растёт быстрее промышленной.

По оценкам НАУРР, на этом рынке работают около сотни предприятий, но данные экспертам предоставляют только десять из них. В России нет единой системы учёта компаний сервисной робототехники.

Самые прибыльные отрасли — роботы для общественных пространств (144 млн рублей), обучение (108 млн рублей), медицина (49 млн рублей). За 2017 год продажи этих десяти компаний выросли на 50% и составили 340 млн рублей. Дальше идут логистика (19 млн рублей) и сельское хозяйство (12 млн рублей).

Доходы от продажи за рубеж профессиональных роботов составили 45 млн рублей, персональных — 6 млн рублей. Около 20% (303 робота) российских сервисных роботов в 2017 году ушли на экспорт.

По данным лаборатории робототехники «Сбербанка», наиболее перспективные направления в сервисной робототехнике — логистические роботы, беспилотники, промышленные экзоскелеты и персональные ассистенты.

Медицина: «Экзоатлет»

Стартап «Экзоатлет» с 2016 года серийно производит и продаёт медицинские экзоскелеты для реабилитации людей, которые не могут ходить после травм или инсульта.

Экзоскелет для реабилитации «Экзоатлет»

Их купили 26 российских клиник. Компания выпустила больше 100 экзоскелетов. Тогда же «Экзоатлет» привлёк $5 млн инвестиций от южнокорейской компании Cosmo and Company Co. В 2018 году экзоскелет сертифицировали в Южной Корее. До конца 2019 года компания планирует выйти на рынки Европы, США и Японии.

На этот проект компания получила 116,8 млн рублей из федерального бюджета. Новая разработка «Экзоатлета» — Exoatlet Bambini для реабилитации детей и подростков, которые не могут ходить. В 2020 году «Экзоатлет» планирует завершить испытания продукта, а в 2021 году — начать продажи.

Ассистенты: Promobot и «Вера»

Роботы Promobot умеют общаться, отвечать на вопросы, распознавать лица и эмоции. За шесть лет Promobot превратился из студенческого стартапа в компанию, которая поставляет человекоподобных роботов в 26 стран.

Они работают администраторами, хостес, музейными гидами, консультантами, консьержами в банках, бизнес-центрах, жилых комплексах, торговых центрах.

Компания производит 18 роботов в месяц, ежемесячный оборот превысил 26 млн рублей. Розничная цена Promobot в России — около 1,2 млн рублей.

Эта сделка может принести компании до $56,7 млн. В 2018 году Promobot подписала контракт на пять лет с американской компанией Intellitronix о продаже 2800 роботов.

Promobot

Мировой рынок делят три компании: французско-японская Aldebaran Robotics, китайская Quihan и российская Promobot. Promobot входит в тройку ведущих мировых компаний-производителей роботов, которые используются в индустрии сервиса.

С 2015 года мы выпустили четыре версии робота, а наши коллеги — по одной. В отличие от нас, конкуренты неприбыльны и более пяти лет пытаются выйти на окупаемость.

Но с точки зрения сбыта — пока отстаёт. С точки зрения продукта в сервисной робототехнике — Россия на пять лет впереди остального мира.

У России есть всё, чтобы стать лидером в робототехнике, в том числе талантливые программисты, которые успели стать международным брендом.

Тормозит развитие то, что робототехника, как любой инновационный бизнес, на первых этапах требует навыков продаж, маркетинга, продвижения, чем российские робототехники похвастаться не могут.

Олег Кивокурцев

сооснователь Promobot

«Вера» умеет отбирать резюме кандидатов на сайтах, звонить им, анализировать ответы, распознавать эмоции и проводить видеособеседования. Робота-рекрутера «Веру» в 2016 году вывел на рынок стартап Stafory.

Робот-рекрутер «Вера»

Цена на пакет услуг стартует от 500 тысяч рублей. Услугами «Веры» воспользовались около 200 компаний, в том числе МТС, PepsiCo, «Альфа-банк», «Ростелеком» и IKEA.

Из них 226 млн рублей компания получила в 2018 году для выхода на зарубежные рынки. За время существования проект привлёк 300 млн рублей инвестиций. В планах — выход на рынок США. У стартапа есть клиенты в Объединённых Арабских Эмиратах, Сербии и Индии.

Логистика: Ronavi

Робот может перемещать большие грузы на складах без участия человека. Ronavi Robotics (входит в группу компаний «ТехноСпарк») — первая российская компания, которая разработала логистического робота и в 2019 году начала его серийное производство.

Логистический робот Ronavi Ronavi

Но это означает, что есть огромный потенциал для роста этого сегмента. Рынок логистической робототехники в России пока отсутствует.

Чтобы предложить рынку качественный продукт по правильной цене, производителю складских роботов необходимо пройти три глобальных стадии: разработать прототипы, запустить серийное производство, снизить производственную себестоимость.

Ronavi Robotics — единственная в России компания, которая запустила серийное производство в России и Нидерландах, то есть прошла вторую стадию, — и вывела на российский рынок серийный продукт по конкурентной цене.

Существуют также три-четыре российских стартапа, которые иногда показывают прототипы роботов на выставках.
Из мировых компаний в Россию зашёл только один китайский стартап год назад, но коммерческих поставок пока не было.

Для нас это один из целевых рынков сбыта.
Первую партию роботов для европейского рынка мы произведём до конца 2019 года.

Иван Бородин

генеральный директор Ronavi Robotics

Российский робот стоит $30 тысяч, а его аналоги на мировом рынке — от $30 тысяч до $70 тысяч. Одно из конкурентных преимуществ Ronavi — цена. Компания собирается снизить цену до $10 тысяч, когда выйдет на производство в тысячу роботов в год.

Беспилотники: Skyf

Беспилотники могут выполнять разные задачи — от сельскохозяйственных работ до тушения пожаров. Созданный казанской компанией ARDN Technology беспилотник Skyf — первый в мире промышленный дрон, который поднимает грузы до 250 кг.

Грузовой дрон Skyf

Skyf

Компания уже заключила соглашения с партнёрами из Саудовской Аравии (доставка запчастей для нефтегазового гиганта Saudi Aramco), Вьетнама (перевозка грузов в порту), Японии (тушение пожаров в небоскрёбах и дроны-строители вместо подъёмных кранов). Тестовые полёты грузовых дронов прошли в конце 2018 года.

Серийное производство дронов запланировано на 2020 год. В создание дронов инвестировали более 640 млн рублей. Но возможна и продажа аппаратов, стоимость которых составляет около 15 млн рублей за штуку. В приоритете у Skyf бизнес-модель оплаты лётных часов.

Проект поддержали почти 8000 инвесторов из 56 стран. Компания запустила собственную блокчейн-платформу Skyfchain и провела ICO на $5 млн.

Образование: «Трик» и «Роббо»

Но она делает роботов только для детей младших классов. Мировой лидер на рынке образовательной робототехники — датская компания Lego.

А для старших — когда нужно изучать сенсоры, языки программирования — есть российские компании «Роббо» и «Кибертех», обе находятся в Петербурге.

С точки зрения объёма производства — входят в топ-100. С точки зрения качества продукции они — самые успешные компании.

Олег Кивокурцев

сооснователь Promobot

В наборе есть всё для сборки робота, который «слышит», «видит» и разговаривает. Кибернетический конструктор «Трик» разработала петербургская компания «Кибертех» в 2014 году.

Конструктор «Трик»

Тогда же начались зарубежные продажи во Францию, Сингапур, Китай, Германию. В 2015 году «Кибертех» наладила серийное производство конструкторов и вышла на оборот в несколько миллионов рублей за три месяца.

Их стоимость колеблется от 41 тысячи до 122 тысяч рублей. Сегодня роботы «Трик» используют более 500 учебных заведений в России и за границей.

Общий объём вложений в оба проекта в компании оценивают примерно в $2 млн. Компания «Роббо» создаёт конструкторы, которые учат робототехнике и программированию, и продаёт франшизы «Роббо Клуб».

Средний чек такой покупки — 400–500 тысяч рублей. Наборы «Роббо», которые позволяют собрать робота и написать для него программу, купили около 50 школ в России и около 70 за рубежом: в Финляндии, Англии, США и Таиланде. Также «Роббо» продала более 90 франшиз.

Конструктор «Роббо» «Роббо»

#робот #робототехника #стартапы

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть