Каким должен быть идеальный каршеринговый автомобиль
Каршерингу нужен свой Black cab
Он регламентировал основные параметры такси. В начале 20-го века в Лондоне создали стандарт для автомобилей, которые могут перевозить пассажиров в городе.
Стандарт описывает и другие критерии — клиренс, возраст машин, расположение багажа. Например, высоту потолка для комфортной поездки пассажиров в шляпах, радиус разворота — чтобы без проблем совершать манёвры на узких улицах Лондона.
Правила местами устарели, но тем не менее лондонское такси часто называют одним из самых удобных в мире, потому что оно спроектировано именно для перевозки пассажиров в большом городе.
Автопроизводители создавали их так, чтобы найти компромисс между использованием машины в городе и дальних поездках, между вместительным багажником и простором для пассажиров на задних креслах, между экономичностью и мощностью. Автопарк современных каршеринговых сервисов состоит из обычных серийных автомобилей, спроектированных для других целей.
В них много отделений для хранения вещей, различные индикаторы состояния двигателя, запасное колесо и багажник с набором инструментов для ремонта. Они делают машины для покупателей: одного или двух членов семьи, которые будут управлять автомобилем по очереди и следить за его состоянием.
Они не рассчитаны на меняющихся каждый час водителей, интеграцию с онлайн-сервисами, интенсивное использование в городе, легкое и быстрое обслуживание. Однако такие автомобили не решают задачи каршеринговых сервисов.
Чем больше выбор автомобилей у каршерингового сервиса, тем больше приходится пассажирам тратить время, чтобы привыкнуть к ним — к разным интерфейсам, посадке, обзору, габаритам. Наоборот, использование разнообразных серийных автомобилей в каршеринге добавляет дополнительные сложности. Непредсказуемым может быть и поведение автомобиля на дороге: реакция на газ, тормоз, поворот руля.
Всё это добавляет страхи для новых водителей и мешает каршерингу стать по-настоящему массовым способом передвижения — таким же понятным, простым и доступным как велосипед: забронировал автомобиль, сел и поехал.
Единый стандарт на размер, форму и характеристики каршерингового автомобиля помог бы снизить входной порог для водителей и оптимизировать затраты каршеринговых сервисов на их обслуживание.
Каршеринговый автомобиль должен быть спроектирован специального для короткой аренды в городе. Он не должен быть адаптацией серийного седана и кроссовера.
Я попытался представить, каким бы мог получиться автомобиль, спроектированный специально для нужд каршеринга.
Просторный и компактный
У него небольшой багажник для двух сумок — на тот случай, когда нужно доехать до аэропорта. Идеальный каршеринговый автомобиль просторный внутри и компактный снаружи. Это позволит заметно увеличить пространство в салоне и уменьшить длину автомобиля — чтобы упростить парковку в тесном городе.
В случае прокола пользователь просто оставит машину на ближайшей парковке, а колесо заменит сервисная служба. У него нет отделения для запасного колеса.
У машины широкие двери для удобной посадки, стильный дизайн и качественная сборка.
Облако и электронная регулировка сидений
Затем начинаются физические упражнения по подъёму или опусканию спинки в поисках оптимального положения, регулировка руля, настройка зеркал, проверка органов управления, поиск ответа на вопрос: «А как в этом Renault сделать музыку тише?». Поездка в современном каршеринговом автомобиле начинается с поиска механического рычага регулировки кресла. И так при каждой поездке.
Сервис сможет сохранять в облаке настройки водителя и отправлять их в автомобиль при бронировании. Идеальный каршеринговый автомобиль оснащён электронной регулировкой кресел, зеркал и руля.
Как только пользователь садится в машину, включается песня, которую он прослушивал во время последней поездки. Пока пользователь идёт к машине кресло, руль и зеркала подстраиваются под него, а кондиционер прогревает или охлаждает машину до указанной температуры.
К моменту открытия двери автомобиль полностью готов к поездке.
Приборная панель без приборов
В каршеринговом автомобиле водитель не является владельцем или постоянным водителем — как, например, в такси. Индикаторы на панели приборов обычного автомобиля нужны для того, чтобы его владелец знал о состоянии машины.
Всё, что ему нужно знать, — скорость и маршрут к точке назначения. Нет смысла показывать пользователю сообщения о приближающемся техобслуживании, уровне омывающей жидкости или неисправности выхлопной системы.
Вместо неё используется планшет — как в Tesla Model 3. В идеальном каршеринговом автомобиле нет приборной панели. Через планшет можно выбрать музыку, посмотреть стоимость поездки, настроить температуру салона. Основная часть экрана отведена навигатору, в углу показывается скорость.
Так как автомобиль используется в городе, ему (вероятно) не нужен переключатель дальнего и ближнего света — лишь возможность «мигнуть» фарами. Из других органов управления — рычаги переключения сигналов поворота и регулировка дворников.
Компания сможет отслеживать состояние своего автопарка, планировать обслуживание и удалённо снимать с линии машины с критическими проблемами. Все уведомления о состоянии автомобиля должны отправляться напрямую в каршеринговый сервис.
Машину отвозить в сервис не нужно, если нет критичных поломок. Автомеханики смогут приезжать к автомобилям сразу с запчастями.
Салон без ящиков и ковриков
В среднестатистических каршеринговых автомобилях Москвы есть несколько обязательных атрибутов: резиновые коврики, которые не подходят по размеру, а потому не могут быть закреплены на защёлки, ящики и отсеки, в которых постоянно забывают свои сигареты другие водители (почему не телефоны и кошельки?), пыли и накапливающейся грязи в трудноступных местах салона.
Отказ от лишних отсеков позволит увеличить пространство и упростить обслуживание автомобиля. В идеальном каршеринговом автомобиле нет ящиков и отделений для хранения в дверях и у пассажирских кресел — так уменьшается вероятность того, что пользователь что-то забудет после поездки.
Здесь же в специальном прозрачном отсеке находятся страховка, ПТС и топливная карта. В идеальной каршеринговой машине есть лишь подстаканники, небольшое отделение для телефона и других мелочей, расположенные между передними креслами. Одного взгляда на него достаточно, чтобы понять, на месте документы или нет.
У него резиновый пол, который можно легко помыть напором воды на любой автомойке. У идеального каршерингового автомобиля нет ковриков. Кресла из искусственной кожи, за которыми легко ухаживать, и черный потолок, который сложно испачкать.
Защита от недобросовестных водителей и безопасность
Московские власти предложили устанавливать камеры в салон машин. Как и любой массовый сервис, каршеринг сталкивается с недобросовестными пользователями. Однако есть более гуманные способы решения проблемы.
Для тех, кто курит в арендованных автомобилях, нужно установить датчики задымления.
Для тех, кто заправляет ремень безопасности за спинку водительского кресла — аналогичные датчики и автоматические штрафы за вождение без ремня безопасности.
Для тех, кто любит агрессивное вождение — ограничить максимальную скорость — 80 км в час.
#транспорт #каршеринг #мнение