Hi-Tech

Какие необратимые изменения запустил облачный тренд в российском бизнесе

Директор по развитию отраслевого программного продукта «1С: Фитнес клуб» Руслан Микитюк

Облака меняют философию управления и действуют как катализатор для глобальных рыночных трансформаций, в том числе психологических и социальных. Облачные технологии для бизнеса имеют значение куда большее, чем просто инструмент рациональной автоматизации.

В России тоже облачно

Тем не менее отечественный бизнес уже распробовал блага перемен и сам существенно изменился за несколько лет активной миграции в облачную среду. Состояние рынка облаков в России многие до сих пор характеризуют как зарождающееся и приводят растиражированные данные — 1% от мирового рынка облачных вычислений.

Ещё 9% собираются внедрить их в ближайшем будущем. Последнее исследование от Selectel и iKS-Consulting показало: 80% опрошенных представителей крупного и среднего бизнеса уже используют облачные решения. И только 11% респондентов не хотят идти в облака.

Исследование российского рынка облачных технологий от Selectel и iKS-Consulting

Не корысти ради

Если предприниматель решил организовать ИТ-инфраструктуру компании в облаке, ему, конечно, не нужно покупать железо и заботиться о том, кто и как будет его обслуживать. Стереотип номер один в теме облачных миграций — бизнес осваивает технологию для экономии бюджета. Думать так вполне резонно. Сотрудники ИТ-отдела, оборудование — эти статьи расходов точно отпадают.

Это касается сезонных нагрузок, например, у отелей и гостиниц, когда нужно задействовать дополнительные серверные ресурсы на короткий срок. По ходу работы возникает ещё много прецедентов сокращения ситуативных трат. В облаке это делается в несколько кликов.

Но сколько было бы потрачено на решение тех же проблем традиционными ИТ-средствами? Да, счета за использование услуг провайдера повысятся по существующим тарифам. На примере фитнес-рынка: аренда ПО начинается от 3990 рублей в месяц, это на порядок дешевле разового приобретения.

В облаке же можно отключить определённые услуги, как только они стали неактуальны. И потом, дополнительное оборудование будет попросту простаивать, когда на смену лету придёт зима или новый филиал клуба придётся закрыть из-за неудачно выбранной локации.

В исследовании TAdviser основными мотивами предпринимателей к облачным переменам названы, во-первых, возможность ускорения запуска новых проектов и открытия новых филиалов. И всё-таки экономия — не первостепенная причина.

Облака сокращают процесс до пары дней. При коробочном решении для открытия того же филиала фитнес-клуба нужно потратить около недели на покупку дополнительного оборудования и ещё неделю на установку и запуск. Для глобальных проектов соотношение временных издержек будет ещё более выгодным.

Облака помогают избежать подобных простоев. Во-вторых, возможность непрерывности бизнеса. Форс-мажоры вроде повреждения кабеля или перегрузки сервера для бизнеса с высоким уровнем проникновения ИТ-технологий могут иметь большие последствия. На смену нескольким рискам технических неполадок приходит один, менее вероятный — качество интернет-связи.

Исследование TAdviser: ключевые игроки рынка облачных сервисов в России

От бизнес-рутины к бизнес-творчеству

Интеграция таких решений с облачными ИТ-системами очень оперативна. В ежедневном режиме тут и там появляются релизы о бизнес-решениях для разных ниш — системы оплаты, контроля допуска, биометрическое распознавание, боты. Можно быть гибким и маневренным, не утопая в долгих процессах настройки.

В итоге перемены произошли куда более масштабные: система автоматизации была интегрирована с сайтом, мобильным приложением, биометрическим контролем доступа. Сеть фитнес-клубов Athletic-GYM, например, изначально начинала работать с облачной версией «1С:Фитнес-клуб», чтобы облегчить процесс масштабирования и собрать воедино клиентские базы всех филиалов.

При этом в штате у компании нет ни одного профессионального ИТ-специалиста, а только руководители проектов. Клиенты Athletic-GYM покупают и продлевают абонемент в мобильном приложении, там же записываются на занятия и оценивают работу тренеров, входят в зал и открывают шкафчики в раздевалках по отпечаткам пальцев.

Филиал Athletic-GYM

Это, конечно, бонусы в копилку развития малого бизнеса. Предпринимателям сегмента СМБ ещё несколько лет назад было сложно представить, что столько ИТ-возможностей, ранее доступных лишь гигантам, будут в массовом доступе по низкой цене.

Поэтому облачные сервисы и дальше будут только больше интегрироваться друг с другом, предоставляя новые варианты комбинаций для ИТ-инфраструктуры компаний. Для корпораций в облачном развитии важнее дополнительные возможности обработки, хранения и использования больших данных.

Если миграция в новую среду совершена грамотно, с пониманием чётких целей, что бывает не всегда, у бизнеса развязываются руки. И, самое главное, на мой взгляд, что делают облака для творчества в бизнесе — избавляют от рутины. Руководитель может избавить себя и команду от тяжёлого воза стандартных задач и сфокусироваться на созидательных действиях.

Ориентировать отдел маркетинга на продажи, а не ждать недельных согласований данных для формирования отчётности. Например, сосредоточить усилия менеджера по работе с клиентами на индивидуальном подходе, а не на работе с базой. Список можно продолжать. ИТ-отдел может переключиться с режима постоянного латания дыр на поиск инноваций.

Вымирающие виды

Как бы грубо ни звучало, облачные решения для салонов красоты, частных клиник и фитнес-клубов уже сегодня в ряде компаний оставили без работы сотрудников ресепшн и отделов маркетинга. Самое заметное изменение в трансформации рынка труда — вымирание ряда профессий. Их задачи делегированы программе — это выгоднее и эффективнее для бизнеса, ничего не поделать.

На первом месте — бухгалтерский учёт и отчётность (54% объёма сегмента SaaS). Малый и средний бизнес отдаёт в облака несколько самых распространённых функций. И вот уже официальный представитель Министерства финансов России заявляет, что к 2019 году профессия бухгалтера исчезнет, поскольку становится неактуальной на фоне совершенствования технологий.

«Тинькофф банк», к примеру, предоставляет своим клиентам в виде бонуса бесплатную онлайн-бухгалтерию, которая помогает справляться с отчётностью самому предпринимателю. Для ИП, ООО с небольшим количеством услуг сервисы для бухгалтеров могут исключить потребность в специалистах или свести её к минимуму.

Похожая судьба у кассиров, юристов. Следующие по списку — сотрудники call-центров (16,4% объёма сегмента SaaS). Одна из самых громких новостей 2017 года — намерение «Сбербанка» заменить больше 3000 сотрудников своих юридических отделов на роботов дала повод задуматься многим носителям профессии.

Этот тренд не новость. В «Атласе» вымирающих профессий, составленных центром «Сколково», 57 позиций, в списке профессий будущего — 186. Бизнесменам и потенциальным соискателям важно увидеть в нём возможности.

По прогнозам авторов проекта к 2030 году исчезнут 57 профессий. Одни из первых в списке — бухгалтер, сметчик, менеджер по кредитам, копирайтер, турагент

HR-трансформация

Искать PR- , ИТ-специалиста, программиста — задача не из лёгких. Облака сокращают кадры, но и облегчают рекрутинг: снижаются риски кадровых просчётов. В большинстве случаев приходится выбирать вслепую, поскольку многие компетенции сложно оценить.

Компания «Ростелеком» в 2017 году приступила к внедрению мощной HR-системы на основе SAP SuccessFactors. Тут на помощь приходят сервисы по обработке большого количества резюме соискателей. Она должна автоматизировать все процессы управления персоналом, включая рекрутинг, адаптацию и планирование карьеры.

Начальники нового типа

Корпоративные планировщики задач, облачные хранилища, настраиваемые системы доступа, возможность передавать любой файл короткой ссылкой, а не долгой подгрузкой, быть доступным из большинства точек мира — всё это стимулирует практику работы вне офиса и ставит руководителя и подчинённого в принципиально иные условия взаимодействия. Наконец, облака влияют на психологию управленческих отношений.

К фрилансерам ещё относятся с недоверием. В России эта практика только начинает распространяться, в основном благодаря ИТ-компаниям. «Как я прослежу, что он работает, а не халтурит?» — этот вопрос тормозит решения многих руководителей.

Один из самых масштабных российских примеров — проект «Билайна» BeeFree по переводу сотрудников на режим удалённой работы. Тем не менее, тренд даёт о себе знать. Сейчас в компании больше 3000 человек работают удалённо, проводя вне офиса от двух до пяти дней недели. Его запустили в 2016 году. Конечная цель «Билайна» — задействовать в проекте около 9000 сотрудников. Сами офисы перестроены в коворкинги. Этого показателя должны достигнуть в конце года.

Офис «Билайна» превратился в коворкинг. Из фоторепортажа The Village

Дело не в самом факте отсутствия или присутствия человека в офисе, а в изменении системы ценностей. Количество удалённых работников в стране — косвенное свидетельство зрелости менеджмента. Облака запустили процесс переориентирования модели работы от отсиживания часов на рабочем месте на результат.

Он только вступает в активную фазу и, я думаю, на наших глазах будет развиваться в несколько раз стремительнее, чем в предыдущие годы. Да, у отечественного рынка облачных вычислений ещё очень большие пределы роста.

Трансформации, запущенные в бизнес-среде, уже необратимы. Детские болезни отрасли почти преодолены — качественный интернет глубже проникает и в регионы, предприниматели больше узнают о технологии и становятся лояльнее. Так что о таких крупных облачных кейсах, как у «Билайна», «Ростелекома» или «Сбербанка» мы будем слышать куда чаще уже в этом году.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть