Хабрахабр

Как живут фрилансеры: дизайн книжных обложек, собственное производство рюкзаков и работа в путешествиях

Героиня нового выпуска интервью с Фрилансим — Наташа Байдужа, дизайнер и человек-пароход. За годы фриланса успела пожить в Москве, Одессе, Черногории, придумать свою марку рюкзаков (сшить и продать первую партию), написать детскую книгу, сделать бесчисленное множество иллюстраций и книжных обложек.

О том, как справляться с нестабильностью фриланса, обязательно ли читать книгу для того, чтобы нарисовать для нее обложку, и что происходит с лошадью, когда загон открыт со всех сторон, — читайте в интервью.

Расскажи, где ты работала до фриланса?

Начиналось все с очень странной конторы по производству сувениров. Там был арт-директор, который любил все делать из оргстекла, и мы под его началом делали какие-то немыслимые навороченные подставки под визитки, многоуровневые держатели для женской помады и карандашей, которые занимали полстола. Не представляю, кто их покупал.

Там проработала три с половиной года. Была еще новосибирская компания «Март-Дизайн», после которой я решилась уехать в Москву в Студию Лебедева. Проверить, буду ли я востребована. Когда поняла, что сделала все возможное, решила уйти на фриланс, попробовать свои силы.

image

Тогда я еще не умела фильтровать заказчиков и брала просто сумасшедшие запросы. На старте в основном у меня были заказы на логотипы. Это очень оригинально! Например, «нужен логотип для бара, чтобы там был нарисован гидрант, который писает на собаку». Плакала и делала.

А сейчас ты занимаешься дизайном книг, правильно?

Сейчас я работаю в основном с издательством «Манн, Иванов и Фербер». Их арт-директор Леша Богомолов увидел мою обложку «Валютных войн» для издательства «Эксмо» и предложил поработать с ними. В штате я у них никогда не числилась. Но ощущение штатного дизайнера МИФа у меня есть.

Как вообще выглядит ТЗ на обложку книги?

У них всегда очень четкое ТЗ. Его составляет арт-директор. Иногда даже прописан психологический портрет читателя. Это очень помогает, когда можешь представить человека, который в конечном итоге будет брать книгу с полки. Что он будет думать, на что обращать внимание. Иногда прописан прямо конкретный типаж, например, «Людочка» или «Вадим Петрович» — какие книги покупает, что любит, где работает. Это такие утрированные фотороботы. Но они дают возможность «влезть в ботинки» героя и посмотреть на будущую обложку его глазами.

Это как открыть загон с конем сразу с четырех сторон. Плохое ТЗ обычно такого содержания: нарисуй что хочешь, у тебя полная свобода! Вместо того, чтобы побежать, он будет стоять, не понимая что делать.

Хорошо, есть нормальное ТЗ и загон открыт только с одной стороны. А что еще нужно? Обязательно ли читать книгу?

На самом деле, нет. Достаточно прочитать синопсис или выдержки из книги. Хорошо, что есть люди, которые уже за тебя позаботились и выделили главное. Сейчас я оформляю в основном нонфикшн и научпоп про личностное развитие. Для этой категории книг действительно достаточно краткого описания. А вот для художественных, думаю, нет. Нужно больше углубляться.

С чего начинается дизайн обложки? Расскажи про свой процесс.

Все начинается с поиска метафоры — я всегда стараюсь найти более сложную, чем та, что уже лежит на первом уровне. Есть определенный порядок придумывания.

Тайная жизнь мозга» Дэвида Иглмэна. Расскажу на примере одной из последних книг «Инкогнито. Это исследование про работу мозга, какие фокусы он с нами проделывает, и как это влияет на наше поведение. Она сейчас готовится к выходу.

Можно пойти от ассоциации с фокусами. Первое, что приходит в голову, это: изображение самого мозга, тайная черная коробка, коробочка из которой выпрыгивает мозг на пружинке, мозг в маскарадной маске или плаще и черных очках. Например, кролика. Фокусник обычно достает что-то из цилиндра. В итоге не приходится рисовать сам мозг, но ассоциация с ним очень крепкая. А чтобы усилить ассоциацию с мозгом кролика можно сделать розовым.

А покажи свои самые классные обложки?

Делала ее давно, когда работала в Студии Лебедева. Слева «Искусство переговоров», Джонатан Херринг. Рисовала его с удовольствием. Мне понравилось, что заказчик принял такой безумный эскиз.

Мне нравится думать о книжной обложке как о тридэ-объекте. Справа вверху «Дао физики», Фритьоф Капра. То есть придумывать цельную вещь, в которой важны все три измерения: конструкция, толщина, ощущения от бумаги, как будет работать вырубка или тиснение.

Обложку для книги про главное здание МГУ было очень почетно сделать. Внизу «Наша главная высотка», Роман Янковский.

На кого в индустрии ты равняешься?

Мне сейчас интересны в основном иллюстраторы, а не дизайнеры. Особенно те, которые классно умеют работать с метафорой минимальными художественными средствами — Элени Калоркоти, Магоз. Отдельно очень хороший проект Дженни Волвовски. Она делает редизайн обложек всех прочитанных книг.

Захожу на их сайт вдохнуть свежего воздуха. Конечно же, любимое немецкое издательство Гелсталтен!

Слева направо: «Тайная история» Донны Тартт версии Дженни Волвовски, Обложка книги «HIDE AND SEEK» издательства Гесталтен, Обложка книги «Bodas de Sangre» от иллюстратора Магоз

Если бы тебя попросили сделать обложку для бульварного романа, такого, по всем правилам — с Хуанитой и свадьбой в конце — согласилась бы?

Да! Это просто мечта. Где подписать?

До сих пор я была сама себе заказчик в этой области. Вообще, я как раз сейчас подумываю о том, чтобы начать оформлять художественную литературу.

Сама себе заказчик — это как?

Я сейчас работаю над своей книгой — про гнев, для детей и взрослых, называется «Вулкан, который злился». Надеюсь выйдет в этом году.

Его бабушка, большая старая гора, помогает разобраться, откуда берется гнев, что с ним делать, как все поправить, если ты все-таки разозлился. История будет про маленький вулканчик, который часто выходит из себя и разрушает все вокруг. Я постаралась рассказывать не о том, что именно делать с гневом, а скорее о том, как научиться наблюдать за своими эмоциями.

Кстати, как ты относишься к книжным иллюстрациям — нравятся? Или больше обложки?

Я их обожаю. Хочу больше проектов с книжными иллюстрациями! Не так давно делала проект для друга, который написал книгу для детей «Лето Крауна».

Ты много чем занималась в дизайне. А что тебе нравится больше всего — книги, сайты, плакаты, иллюстрации, фирменные стили?

Когда работала в Студии Лебедева, я считала, что фирменные стили — это верхушка дизайна, и чтобы стать известным крутым дизайнером, нужно делать именно стили и логотипы. А иллюстрации — это так, не очень престижное занятие. Но потом я просто призналась себе, что получаю огромное удовольствие, рисуя картинки. И расслабилась.

Картинки — это просто художественные иллюстрации, некоммерческие проекты? Или обложки тоже сюда относятся?

Это скорее просто иллюстрации к многочисленным вселенным, которые могли бы существовать. Это могут быть какие-то герои или ситуации с этими персонажами. Но рисуя их, я точно себе представляю мир, в котором они существуют, и что будут делать, когда мы перестанем смотреть на эту иллюстрацию.

Все «картинки» можно посмотреть на сайте Наташи

Видела у тебя в портфолио проект с рюкзаками. Расскажи про них — кто их придумал и что именно делала ты? Почему именно рюкзаки?

Рюкзаки мы делали вместе с моим мужем Лешей Лури. Это был разовый проект. То есть, мы не производим их постоянно. Я часто что-то шью для себя и для близких — сумки, платью, свитшоты. Однажды Леша сказал мне: а давай просто продавать все это, ведь так классно получается! Решили делать рюкзаки.

Но итоге мы прошли непростой путь. На старте все казалось довольно просто. Сначала нужно было отшить пробный экземпляр — я его делала на обычной швейной машинке дома, практически из штор.

Далее следует бесконечный поиск подходящих материалов и фурнитуры. Потом все это нужно отдать конструктору, который правильно сделает выкройку. Мы перебрали несколько производств и одиночных швей. Самая непростая задача — найти того, кто бы сшил всю партию. Один швей (мужчина-швея) взялся за пошив и пропал. Почти все отказывались — сложно и маленькая партия. Сейчас с ним все в порядке. Потом выяснилось, что у него случилось что-то вроде приступа, так ему было сложно работать с нашими рюкзаками. А мы нашли хорошее производство и все же выпустили партию, продали ее, положили выкройки на полку и стали заниматься другими делами, более интересными.

Ты много путешествуешь и живешь в разных местах. Расскажи, что самое сложное в постоянных переездах?

Когда часто куда-то ездишь и одновременно пытаешься фрилансить, самое неприятное — это попасть в ситуацию, когда нет условий для работы или они очень плохие. А на носу дедлайн и нужно во что бы то ни стало сдать макет. А у тебя нет даже рабочего стола.

Там расставлены книжки, висят фотки, предметы, привезенные из разных стран — то что меня вдохновляет на работу. Мне нравится, когда есть только мой, личный рабочий уголок.

Наташин «уголок» в Новосибирске

Если бы ты могла вернуться в прошлое к тому моменту, когда ты только решила уйти из офиса и перейти на фриланс, какой бы совет себе дала?

Наверное, не суетиться и не хвататься за все подряд. Я бы сказала: «спокуха, Наташа, делай, что нравится, и заказчики будут приходить именно за тем, что ты делаешь».

Можешь выделить один свой лучший фриланс-проект?

Это наверное странно, но я никакой проект особо не выделяю. Бывает так, что мне какой-то из них нравится больше остальных, но это проходит уже через неделю. Ну из последних это, наверное, иллюстрации для Физтехпарка. Мне они очень трудно дались, и проект чуть не провалился, в том числе потому что я была уже на восьмом месяце беременности, и было действительно тяжело работать и постоянно вносить правки.

Иллюстрации для Физтехпарка

А когда в семье появился ребенок, тебе не хотелось вернуться в безопасный штат со стабильной зарплатой?

Даже мысли такой не возникало! Наоборот, мне нравится проводить много времени с ребенком. А когда во время работы можешь сделать перерыв и обнять Льва — это бесценно.

Тебя совсем не пугает нестабильность фриланса? Как ты справляешься?

Нестабильность пугает конечно. Но еще больше пугает стабильность офисной работы. Фриланс хорош тем, что можно попробовать поработать с разными командами, заказчиками. И самые любимые как правило возвращаются ко мне вновь, и мы делаем еще не один проект вместе.

Записываю все свои расходы, поэтому точно знаю, сколько мне денег потребуется в следующем месяце. Я стараюсь с больших заказов откладывать деньги на тот случай, если захочется взять интересный, но не очень дорогой проект.

Расскажи про свой самый большой провал, случившийся за время фриланса.

Это наверное странно прозвучит, но у меня не было провалов. Странно, потому что постоянно слышишь жуткие истории о том, как кто-то работал полгода над проектом, а ему не заплатили, или еще что-то в этом роде. Пока что такого не случалось. Может, меня это еще ждет впереди. Но я стараюсь принимать профилактические меры.

Например, я так и не научилась работать с друзьями и родственниками. Были небольшие провальчики, скорее. Мне очень сложно быть с ними жесткой в каких-то моментах, когда это действительно важно для проекта.

А с мужем та же история, что и с друзьями? Тоже сложно работать?

Работать с мужем я люблю больше всего. Жаль, что у нас так мало совместных проектов сейчас. Хотя, есть один очень большой и постоянный — мы растим Льва, нашего сына.

Как думаешь, какой самый большой миф о фрилансе?

Наверное, что на фрилансе работать в разы проще и удобнее, чем в офисе. Мне, например, когда работаю из дома, требуется невероятная сила воли, чтобы не упасть на кровать часа эдак на два.

И как ты с этим справляешься?

Никак, просто падаю на кровать часа на два. Но при этом знаю, что эти два часа буду работать поздно вечером.

Есть вопрос от предыдущего фрилансера, у которого мы брали интервью: «Дай несколько советов работодателю о том, как, по твоему мнению, правильно выстраивать отношения с фрилансерами».

Как и с любыми другими людьми. Нужно больше разговаривать! А именно, детально проговаривать все, что будет происходить на проекте еще до его начала, «на берегу». Как правило все бросаются в проект, как в омут: авось, выплывем! Все надеются, что проект будет складываться самым благоприятным образом. Как правило, все происходит ровно наоборот.

Заранее прояснить вопросы, например, такие: что будет в случае если ни одна концепция не понравится? Во-первых, нужно сесть и составить примерный график работ, какой этап сколько делается, в каких промежутках должны быть выплачены деньги. И так далее. Сколько правок можно будет внести в эскиз? Короче, представить, что проект пошел самым неблагоприятным образом и подстелить соломки в опасных местах.

Будь у тебя неограниченные ресурсы (время, деньги, мощности, люди), каким проектом ты бы занялась?

Да у меня нет никакого глобального плана по улучшения мира или его захвата. Если бы у меня было достаточно денег и времени, я бы просто сидела и рисовала в свое удовольствие.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть