Главная » Hi-Tech » Как зарабатывают футбольные клубы в России и за рубежом

Как зарабатывают футбольные клубы в России и за рубежом

В рейтинге 2017 года первое место занял «Манчестер Юнайтед», второе место эксперты отдали «Барселоне», на третьей позиции оказался «Реал Мадрид». Ежегодно международная консалтинговая сеть компаний Deloitte составляет рейтинг самых богатых футбольных клубов мира.

Deloitte уделяет особое внимание выручке и коммерческой деятельности клубов.

От чего зависят доходы футбольных клубов

Например, генеральный спонсор «Зенита» компания «Газпром» тратит на клуб примерно €150-170 млн в год. Основная статья доходов большинства клубов — спонсорские деньги.

Например, «Зенит» заработал на продаже бразильского форварда Халка, аргентинского защитника Эсекьеля Гарайя и бельгийского полузащитника Акселя Витселя около €120 млн. Клуб может также зарабатывать на продаже или сдаче в аренду своих игроков.

Согласно отчёту Deloitte, у «Арсенала» выручка от проведения матчей составляет 29%, у «Манчестер Юнайтеда» — 20%, у «Реал Мадрида» — 21%. Ещё одна статья доходов у клубов — это матчдэй, день домашней игры.

Чем раньше зритель придёт на стадион, тем больше денег он потратит. На Западе матчдэй — это всегда спортивное шоу. Если на стадионе есть инфраструктура для детей, то клуб увеличивает свою аудиторию, а значит, продаёт больше билетов. Еда, сувениры и атрибутика дают клубу более 5% годовой прибыли.

Или просто сдавать стадион в аренду для проведения фестивалей, выставок и других мероприятий. Клуб может устраивать экскурсии по стадиону, показывать фанатам раздевалки, места тренировок и так далее.

Их можно потратить на покупку игроков, улучшение стадиона или на рекламную кампанию. Финансовый успех клуба зависит от того, насколько грамотно руководство использует спонсорские деньги.

Почему спонсорам выгодно сотрудничать со спортом

Нигде человек не получит столько эмоций, как при просмотре футбольного матча. По словам генерального директора агентства спортивного маркетинга Flame Media Кирилла Малышевского, спорт — это самый эмоциональный вид деятельности. Это значит, что бренд, который болельщик увидит на любимом матче, будет крепко связан с его эмоциями.

Таким образом, бренды получают больше возможностей для продвижения своего товара. По охвату реклама в спорте имеет самую широкую аудиторию.

Компания так решает сразу несколько задач: имиджевые (спонсируют самые популярные виды спорта, тем самым ассоциируя себя с победами) и коммерческие (продают конкретные услуги или товары). Успех кампании возрастает, если бренд целенаправленно выбирает спорт в качестве одной из базовых платформ для коммуникации.

Их активации достаточно интересны и эффективны. Компания «МегаФон», например, в структуре которой есть департамент, отвечающий за спонсорские контракты в спорте, отличается высокой эффективностью своих спортивных проектов.

Одна из самых запоминающихся и действительно крутых кампаний — это олимпийский проект Procter&Gamble Олимпийская кампания была проведена на приличном уровне.

Сергей Самойлов

генеральный директор агентства спортивного маркетинга Premium Sport

Например, в 2014 году чемпионат мира в Бразилии посетили более трёх миллионов человек, а телевизионный охват этого мероприятия составил 3,2 млрд. Благодаря крупным спортивным мероприятиям бренды могут обратиться к большой аудитории с разными интересами.

При этом особое внимание компания уделяет футболу. А авиакомпания Emirates тратит на спортивное спонсорство 35% маркетингового бюджета.

Есть ли разница в ведении спортивного бизнеса в России и мире

В мировой практике давно разработаны механизмы получения прибыли от спорта, в России же этот рынок ещё развивается. По словам Малышевского, за рубежом спортивному бизнесу уже 120 лет, в России же он начал формироваться только в девяностых годах.

Коммерческие организации, которые получают прибыль в спорте, — единичные случаи. В России спорт финансируется государством. Спортивный проект — всегда убыточный, связано это с тем, что билеты на матчи стоят дёшево, практически ничего не стоят телеправа.

Кирилл Малышевский

генеральный директор Flame Media

Как зарабатывают иностранные футбольные клубы

«Порту» и €600 млн за 10 лет

По данным Sportbox.ru, за десять лет «Порту» выручил на продажах футболистов €600 млн. «Порту» занимает одиннадцатую позицию в клубном рейтинге UEFA. Стратегия клуба заключается в том, что он покупает наиболее перспективных игроков за небольшие суммы, за время игры в клубе цена игрока сильно увеличивается, и тогда «Порту» продаёт игрока.

Португальский клуб ежегодно продаёт игроков, но при этом продолжает успешные выступления как у себя на родине, так и на европейских полях. «Порту» уже давно стал инкубатором для футбольных звёзд.

За три года, проведённые в клубе, цена игрока выросла в девять раз, «Монако» купил колумбийца за €45 млн. Летом 2010 года колумбийский игрок Хамес Родригес перешёл из аргентинского «Банфилда» в «Порту» за €5,1 млн. Петербургский «Зенит» купил Халка у «Порту» за €40 млн, хотя изначально игрок обошёлся «Порту» в €19 млн.

Также, согласно Sportbox.ru, среди удачных трансферных сделок клуба:

  • «Порту» купил игрока за €2 млн, продал за €30 млн. Кеплер Лаверан Лима (Пепе).

  • Купил за €11 млн, продал за €25 млн. Жоау Моутинью.

  • Купил за €6 млн, продал за €24,6 млн. Рикардо Куарежма.

  • Купил за €7 млн, продал за €30 млн. Андерсон Луис.

  • Купил за €6,5 млн, продал за €53 млн. Эльяким Мангала.

Работа со спонсорами в «Манчестер Юнайтеде»

  • Выручка в 2016 году: €689 млн.
  • Выручка от проведения матчей: €137,5 млн.
  • Выручка от продажи прав на трансляции: €187,7 млн.
  • Коммерческая выручка: €363, 8 млн.

Здесь и далее данные из отчёта Deloitte.

В 2005 году коммерческий доход клуба составил £43 млн (около $56 млн), то есть 27% от общей суммы доходов — £166,4 млн ($218 млн), тогда это было второе место среди футбольных клубов после мадридского «Реала». Всего клубу 140 лет, но самое успешное коммерческое десятилетие — это эпоха правления семьи Глейзеров.

Но уже в 2016 году спонсорские контракты стали приносить больший доход, чем ТВ и проданные билеты вместе взятые. И телеэфиры, и выручка с матчей приносили меньше. На контрактах футбольный клуб заработал более £250 млн ($327 млн).

Когда клубу нужны были новые спонсоры, коммерческий отдел изготовил тестовые футболки. Стратегия Глейзеров в том, что они не ждут, пока спонсоры сами выйдут на клуб, а стараются сами предлагать компаниям свои услуги. Каждая футболка была сделана с разными именами компаний, которые могли бы стать спонсорами.

Страховая компания Aon стала спонсором формы «Манчестер Юнайтед» после того, как одна из тестовых футболок попала в руки к директору по маркетингу Филу Клементу. Клуб отправил эти футболки руководителям выбранных компаний.

Из рейтинга самых богатых футбольных клубов мира от Deloitte (сезон 2015–2016)

В ежегодном рейтинге Deloitte самых богатых футбольных клубов 2017 года «Манчестер Юнайтед» занял первое место. У клуба более 50 спонсоров, среди которых Adidas, Chevrolet, 20th Century Fox, «Аэрофлот» и Uber. Уверенный рост коммерческой выручки и возвращение в Лигу чемпионов UEFA позволили клубу занять первое место в рейтинге.

«Ювентус» и возрождение после коррупционного скандала

  • Выручка в 2016 году: €341,1 млн.
  • Выручка от проведения матчей: €43,7 млн.
  • Выручка от продажи прав на трансляции: €195,7 млн.
  • Коммерческая выручка: €101,7 млн.

Главным обвиняемым стал генеральный директор «Ювентуса» Лучано Моджи. В 2006 году в итальянском футболе разразился коррупционный скандал: руководители ведущих клубов и судейского департамента договаривались о назначении определённых судей на матчи, влияя на их исход.

Команда лишилась нескольких важных игроков, а также права на участие в Лиге чемпионов 2006–2007, клуб был отправлен в серию Б, где команда стартовала с отметкой «минус девять очков». Клуб лишили двух чемпионских титулов — за сезоны 2004–2005 и 2005–2006.

Из-за коррупционного скандала «Ювентус» покинуло всё руководство клуба. В 42 матчах низшей лиги команда одержала 28 побед и 10 ничейных результатов, что позволило ей занять первое место и вернуться в серию А. Эти события могли привести клуб к закрытию, но стали началом для масштабной реструктуризации.

Клуб постепенно готовился к возвращению в большой футбол. В сезоне 2008–2009 «Ювентус» вернулся в серию А и занял второе место. Он стал четвёртым членом семьи Аньелли в руководстве «Ювентуса». В 2010 году клуб возглавил Андреа Аньелли.

С приходом Аньелли клуб стал первой итальянской командой, которая вела финансовые дела по немецким и английским стандартам. До него клубом управляли его дед, отец и дядя. Например, сезон 2010–2011 «Ювентус» закончил с убытком в €95,4 млн. Но с 2006 года клуб только один раз вышел в плюс.

Начиная с сезона 2014–2015 клуб работал только в плюс. «Ювентус» уменьшал убытки и в сезоне 2013–2014 клуб вышел в ноль. Высокую прибыль клубу обеспечили качественные трансферные сделки и успешные выступления в Лиге чемпионов.

Если до скандала доходы клуба были на €45 млн больше, чем у «Барселоны», то в 2017 году каталонский клуб обогнал «Ювентус» на €279 млн. Но самая большая проблема клуба — это его семилетний застой из-за коррупционного скандала.

В ежегодном рейтинге Deloitte самых богатых футбольных клубов 2017 года «Ювентус» занял 10 место. У клуба 16 партнёров, среди которых Adidas, Jeep и Samsung.

«Барселона» и безупречная репутация

  • Выручка в 2016 году: €620,2 млн.
  • Выручка от проведения матчей: €121,4 млн.
  • Выручка от продажи прав на трансляции: €202,7 млн.
  • Коммерческая выручка: €296,1 млн.

В 2016 году выручка клуба выросла из-за высокой посещаемости матчей национальной лиги, новых партнёрских соглашений и улучшения условий уже существующих партнёров. «Барселона» всегда считалась одним из богатейших футбольных клубов, но 2016 год был особенно успешен для команды.

Согласно исследованию Deloitte, дополнительным источником получения прибыли «Барселоны» также стало использование домашнего стадиона «Камп Ноу» во время проведения концерта Брюса Спрингстина и финала чемпионата Франции по регби.

В том же сезоне команда стала второй в Ла Лиге и дошла до четвертьфинала Лиги чемпионов. В сезоне 2016–2017 «Барселона» выиграла Кубок Испании и увеличила свою выручку на 11% за счёт расширения коммерческих поступлений.

В 2016 году Deloitte оценила вклад «Барселоны» в экономику города. Каталонцы также заняли четвёртое место в списке самых дорогих спортивных клубов в мире по версии журнала Forbes. Клуб создал 16 620 рабочих мест, что составляет около 18% количества безработных в городе. Согласно исследованию, клуб принёс $906 млн, что соответствует 1,5% ВВП города.

В сезоне 2015–2016 «Барселона» в 24-й раз стала победителем чемпионата Испании, а её выручка выросла на 11% за счёт увеличившихся коммерческих поступлений.

Он влияет на налоги, услуги, рабочие места и оборот средств. Клуб стал одной из главных ценностей города. Исследование Deloitte показало, что 6% туристов назвали «Барселону» первоочередной причиной визита.

В 2016 году титульным спонсором «Барселоны» стала японская интернет-компания Rakuten, которая входит в топ-10 мировых интернет-компаний. «Барселона» очень трепетно относится к своей репутации и имиджу, благодаря этому клуб заключает контракты на рекордные суммы.

Вице-президент «Барселоны» Манель Арройо сообщил, что клуб получил от спонсора €55 млн за год, а также бонусы за победу в чемпионате Испании и в Лиге чемпионов — €1,5 млн и €5 млн соответственно.

У «Барселоны» более 30 спонсоров, среди которых Nike, Beko, Gillette и Audi.

Все спонсоры «Барселоны»

«Рома» и развитие с русским маркетологом

  • Выручка в 2016 году: €218,2 млн.
  • Выручка от проведения матчей: €28,4 млн.
  • Выручка от продажи прав на трансляции: €154 млн.
  • Коммерческая выручка: €35,8 млн.

В клубном рейтинге UEFA «Рома» занимает 21-ю позицию, при этом в 2016 году вошёл в рейтинг Deloitte в двадцатку богатейших футбольных клубов. Итальянский клуб «Рома» можно назвать парадоксальным. Дело в том, что нынешнее руководство строго нацелено на получение выгоды от работы клуба.

Если другие клубы увеличивают свою прибыль за счёт побед на чемпионатах и заключения спонсорских контрактов, то «Рома» использует стандартные бизнес-механизмы. «Наша главная роль — это вести хороший бизнес», — заявил президент «Ромы».

Преобразование «Ромы» началось с привлечения новой аудитории. В 2011 году «Рому» в плохом финансовом положении покупают американские акционеры, которые внедряют в классический итальянский футбол механизмы агрессивного американского маркетинга.

Чтобы привлечь на футбольные матчи семьи с детьми, «Рома» инвестировала в улучшение стадиона, построила детские площадки, сделала стадион максимально безопасным для болельщиков, и тогда приток фанатов увеличился, как и выручка с проданных билетов.

Выход на рынок США для клуба начался с подписания контракта с Walt Disney World. Продвижение клуба среди зарубежных болельщиков — одна из главных задач для менеджеров «Ромы».

Так «Рома» снова вошла в рейтинг самых богатых футбольных клубов, заняв 16 место — это на восемь позиций выше по сравнению с предыдущим годом. Впервые после окончания сезона 2010–2011 клуб «Рома» вернулся в Лигу чемпионов UEFA в сезоне 2014–2015 за счёт увеличения объёма выручки на €53 млн (42%).

Бывший генеральный директор «Ромы» Итало Дзанци в своём интервью подчёркивал, что в успешном клубе всё начинается с руководства.

Многие владельцы относятся к командам как хобби. Футбольный клуб — это в первую очередь предприятие. Поэтому одно из главных направлений нашей работы — привлечение зрителей на стадионы. Для нас же это бизнес.

Мы смогли совместить знание рынка и опыт в других странах и изменить ситуацию. Долгое время контакта между футболистами и их поклонниками просто не было. Наша цель — стабильность, чтобы клуб работал без перебоев.

Итало Дзанци

генеральный директор «Ромы» с 2013 по 2016 год

В своём интервью Сапега заявил, что при входе клуба на новый рынок прежде всего надо работать с локальными медиа — давать интервью, выкупать полосы в газетах. С начала 2018 года в главном офисе «Ромы» работает маркетолог из России — 27-летний Александр Сапега, ответственный за международное развитие бренда. Второй шаг — это создание и расширение фан-клубов.

Из рейтинга самых богатых футбольных клубов мира от Deloitte (сезон 2015–2016)

В рамках развития бренда на международной арене «Рома» запустила пять проектов: фан-клубы, команду по киберспорту, летний тур и академии клуба по всему миру.

Мы представляем не только красивый Рим, а высшее итальянское качество: у нас есть музыка, фильмы, еда, мы — Италия. Сейчас наш бренд — это такая Дольче Вита. Я понимаю стратегию нашего президента и менеджера. Мы хотим, чтобы у человека была чёткая ассоциация: «Рома» — Италия.

Александр Сапега

сотрудник клуба в маркетинговой сфере

У «Ромы» более 20 спонсоров, среди которых: Nike, Qatar Airways и Hyundai.

Как на футболе зарабатывают в России

«Зенит» и много спонсоров

  • Выручка в 2016 году: €196,5 млн.
  • Выручка от продажи прав на трансляции: €40,4 млн.
  • Коммерческая выручка: €145,8 млн.

У клуба:

  • 14 спонсоров;

  • пять премиальных партнёров;

  • семь официальных партнёров;

  • один партнёр без пометки «официальный».

Все компании работают в разных областях и не являются конкурентами.

В России клуб поддерживают 15 млн болельщиков. Сам клуб утверждает, что проведённое в конце 2008 года исследование показало, что «Зенит» входит в десятку самых популярных клубов Европы, являясь при этом самой популярной командой постсоветского пространства.

В рейтинге Deloitte «Зенит» поднялся с 18-го на 17-е место. По итогам 2015 года клуб стал единственным в России, завершившим финансовый год с прибылью. Клуб сумел увеличить выручку от продажи прав на трансляцию матчей практически в два раза.

Большая доходная часть «Зенита» — рекламные деньги от спонсорской помощи «Газпрома». При этом «Зенит» не выигрывал Лигу чемпионов, не получал больших доходов от телетрансляций. Коммерческая выручка клуба составляет 74% от общей выручки.

Они позволили «Зениту» по итогам 2017 года выйти в лидеры футбольной Европы. Также финансовому успеху клуба в 2016 году способствовали удачные сделки по продаже игроков. Но по итогам 2016 года «Зенит» не вошёл в топ–20 по продаже билетов на домашние матчи.

Согласно приведённым в докладе UEFA данным, в 2016 году два российских клуба увеличили свою аудиторию — «Спартак» и «Краснодар». Дело в том, что весь отчётный период команда играла на стадионе «Петровский», вместительность которого не превышает 20 тысяч зрителей. Оба клуба получили зрителей после переезда на новые стадионы.

Из рейтинга самых богатых футбольных клубов мира от Deloitte (сезон 2015–2016)

В сентябрь 2017 года количество уникальных посетителей fc-zenit.ru составило 2,1 млн, по этому показателю «Зенит» опередил «Ювентус», «Интер» и «Милан». Официальный сайт «Зенита» занимает 13-е место в рейтинге посещаемости среди европейских клубов.

«Спартак» и прозрачный финансовый отчёт

  • Чистая прибыль в 2016 году: скрыта.
  • Генеральный спонсор: «Лукойл».

Отчёты включили в себя три сезона — 2014–2015, 2015–2016 и 2017–2018. Впервые «Спартак» раскрыл свои отчёты о заработках в 2018 году. В документе не указаны поступления от спонсоров и партнёров, нет данных о продажах игроков, но детально раскрыта вся финансовая структура клуба.

Из отчёта клуба «Спартак»

Из отчёта клуба «Спартак»

Тем, кто покупает абонементы постоянно, «Спартак» предоставляет личное кресло на стадионе с именем владельца. Развивая инфраструктуру стадиона, клуб сделал множество привилегий для обладателей премиум-абонементов.

Часть доходов приносит стадион «Открытие арена». ТВ-права принесли клубу 193 млн рублей, продажа атрибутики и сувениров — 204 млн. На стадионе проходят детские праздники, фестивали и другие мероприятия.

На этом же стадионе снимали фильм «Тренер» Данилы Козловского. Всё это принесло клубу 43 млн рублей. Клуб не раскрывает суммы поступлений от спонсоров и партнёров, но указывает, что спонсорские отчисления составляют более 50% бюджета.

«Локомотив» и шумиха в СМИ

  • Чистая прибыль в 2016 году: неизвестна.
  • Генеральный спонсор: РЖД.

От РЖД клуб получил по 5,5 млрд рублей в 2017 и 2018 годах. Главные составляющие дохода «Локомотива» — это спонсорские поступления. Это третий по объёму бюджет в российской премьер-лиге, больше только у «Зенита» (10,8 млрд рублей) и «Спартака» (8,1 млрд рублей).

По данным РБК, 1 млрд рублей в 2017 году клуб заработал сам. Клуб зарабатывает на продаже билетов, мерчандайзинге, сдаче в аренду инфраструктуры стадиона «РЖД Арена», реализации телеправ, выплатах за участие в Лиге Европы и призовых от РФПЛ.

За участие в Лиге Европы клуб получит от UEFA не менее €6 млн. 100 млн рублей в сезоне 2017–2018 «Локомотиву» принесли контракты с другими спонсорами, примерно столько же клуб заработал на организации матчей.

Перед матчем «Локомотив» — «Краснодар» для болельщиков устраивали маскарад в стиле Хэллоуина. Каждый домашний матч клуб пытается превратить в красочное мероприятие. Также клуб проводил осенние ярмарки и новогодние ёлки.

Коллеги из «Спартака» и ЦСКА, как мне кажется, акцентируют внимание именно на спортивном противостоянии. По уровню развлекательной составляющей матчей в России сейчас сильны «Локомотив» и «Зенит».

Мы в этом отношении перфекционисты и не до конца удовлетворены тем, что делаем. Но это сознательный выбор каждого клуба — как на своём стадионе сформировать для болельщиков уникальный опыт посещения матчей.

Некоторые вещи мы подсматриваем на Западе и адаптируем под себя. Понимаем, что не решены проблемы с логистикой и беспроблемным доступом на секторы, что нет предела совершенству кейтеринга и шоу-программ.

Мы стремимся к максимальному вовлечению болельщиков во все активности, хотим, чтобы территория перед стадионом стала современной площадкой для массовых мероприятий.

Игорь Смирнов

коммерческий директор «Локомотива»

За весь сезон 2016–2017 «Локомотив» заработал на мерчандайзинге 32,5 млн рублей. Во время чемпионского матча с «Зенитом» болельщики «Локомотива» раскупили атрибутики на 3 млн рублей. И это была рекордная выручка от продаж атрибутики в истории клуба.

В прошлом году «Локомотив» был пятым в рейтинге популярности клубов РФПЛ в социальных сетях. Выяснилось, что на торговле футболками можно хорошо зарабатывать, даже если в команде нет топовых игроков. Число подписчиков «Локомотива» в Instagram за год выросло с 42 до 114 тысяч.

Для сравнения: у «Зенита» — 345 тысяч, у «Спартака» — 279 тысяч.

На первом месте по популярности у клуба стоит Twitter (335 тысяч подписчиков), на втором — сообщество во «ВКонтакте» (328 тысяч подписчиков). Это третья по охвату соцсеть у «Локомотива».

Алексей и Антон Миранчуки появились в «Вечернем Урганте». Одним из механизмов для финансового успеха «Локомотива» стало появление в медиапространстве. Президент «Локомотива» Илья Геркус привёл сотрудников и игроков клуба на игру «Сто к одному» на канале «Россия».

Футбольная академия «Локомотива» стала местом действия в сериале «Вне игры», который повествует о молодом человеке, который пытается пробиться в большой футбол.

Привлечь молодую аудиторию решили с помощью киберспортсменов, которые будут защищать клуб в игре FIFA. В 2017 году менеджмент «Локомотива» решил привлечь аудиторию в возрастом старше 14 лет. Клуб заключил контракты с геймерами, которые уже были известны в киберспортивной сфере. В «Локомотиве» создали отдельное подразделение Loko eSports Team с собственными соцсетями, менеджментом и профессиональными игроками.

Провальные футбольные проекты

В российской футбольной истории есть примеры клубов, которые растратили свои бюджеты на неоправданные инструменты развития. Не всегда большие денежные вливания способствуют финансовому успеху клуба.

«Анжи» и дорогие игроки

За полтора года политик превратил команду в одну из наиболее успешных в России. В январе 2011 года Сулейман Керимов купил 100% акций «Анжи». По данным издания Transfermarkt, с сезона 2010–2011 до 2013–2014 «Анжи» потратил €234,2 млн на футболистов. После семилетнего перерыва «Анжи» вернулся в РФПЛ, выступал в Лиге Европы.

Сулейман Керимов задумывал построить грандиозную арену «Анжи-сити» с тремя базами, гостиницами, жилыми зонами и парком с кинотеатрами. Ещё одним вложением клуба стал стадион в Каспийске — «Анжи-Арена» — бывший стадион «Хазар». Кроме того, выкупил землю в «Сколково», где команда могла готовиться к столичным матчам. Сулейманов вложил в новый стадион 1,2 млрд рублей. Всего с 2011 года Керимов потратил на «Анжи» не менее €450 млн.

Но вложения в игроков не оправдались. В команду купили перспективных футболистов: Степана Акелькина («Динамо» Брянск), Сергея Акимова («Ротор»), Эдуарда Гикаева («Машук-КМВ») и других, а тренировать её пригласили самого Гуса Хиддинка, бывшего тренера «Реал Мадрида» и «Челси». А в июле 2013 года на 84% обвалились акции «Уралкалия», принадлежащего Керимову. После продолжительных проигрышей руководство решило переформировать команду.

Массовые закупки зарубежных звёзд реальных положительных результатов не дали. Причины провала проекта фанаты и спортивные блогеры связывали именно с чрезмерно широким размахом Керимова. Такая стратегия резко отличается от стратегии «Зенита», который выручил большие суммы именно на рациональном приобретении и продаже игроков. Все деньги пошли на дорогостоящих игроков.

«Крылья Советов» и суд с Романом Абрамовичем

Но в апреле 2005 года он объявил о невозможности содержать команду на собственные средства. Президенту «Крыльев Советов» Герману Ткаченко принадлежало 75% акций клуба. Ткаченко начал распродал ведущих футболистов. Бюджет «Крыльев» составлял около $20 млн, при этом объём поддержки со стороны местных властей составлял 3-5 млн руб в год, а сумма задолженности клуба к тому времени достигла $30 млн.

По ходу сезона президент клуба Герман Ткаченко предпринимает безуспешные попытки найти новых спонсоров. В 2005–2006 из клуба начали уходить топовые игроки. Руководство клуба начинает массово скупать российских и зарубежных игроков. В итоге Ткаченко продаёт «Крылья Советов» администрации Самарской области.

Подконтрольная Роману Абрамовичу компания Millhouse Capital, у которой «Крылья Советов» ещё в 2004 году заняли более $7 млн, устала ждать своих денег и обратилась в суд.

После сезона 2005–2006 главным спонсором клуба стала компания «Ростехнологии» , которая пыталась выплатить огромный долг клуба. 4 апреля арбитражный суд Москвы постановил взыскать с «Крыльев» в пользу входящей в Millhouse Capital компании Kravin Investments $2,4 млн, а 9 июня в пользу также подконтрольной господину Абрамовичу компании Carrol Trading — $4,6 млн.

На защиту клуба встал сам Владимир Путин в 2010 году. В 2010 году долг достиг таких масштабов, что стоял вопрос о том, состоится ли лицензирование клуба Российским футбольным союзом (РФС) на участие в премьер-лиге.

Благодаря этому клуб выжил, но история «Крыльев» показала, что без хорошей бизнес-стратегии нет и хорошего футбола. Путин лично потребовал от главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова выполнить обязательства перед спортивными коллективами, в первую очередь перед «Крыльями».

«Жемчужина» и неудачный маркетинг

Именно под его руководством команда достигла значительных успехов. Первым тренером «Жемчужины» был Арсений Найдёнов. В 2007 году Арсений Найдёнов захотел возродить сочинскую «Жемчужину». Но в 2003 году после трёх неудачных сезонов во второй лиге и огромных долгов команду решили расформировать.

В 2009 году прошли грандиозные празднования по случаю выхода команды в первый дивизион. Президентом клуба стал бизнесмен Дмитрий Якушев. Победителей поздравили Максим Галкин, Дима Билан, группа «ВИА Гра», артисты из «Наша Russia» и другие звёзды шоу-бизнеса, а ведущими мероприятия были Ксения Собчак и Тина Канделаки.

Ксения Собчак в форме ФК «Жемчужина-Сочи»

В 2010 руководство клуба выпустило собственный глянцевый журнал, арендовало свою полосу в «Советском Спорте», а известный спортивный журналист Евгений Дзичковский написал книгу об истории команды. Якушев не жалел денег на PR-кампанию команды.

Таким способом бизнесмен Дмитрий Якушев решил привлечь внимание к своему клубу. PR-менеджмент команды особенно отличился своими билбордами с изображением Дэвида Бэкхема со слоганом: «Мы отказались от него».

Крупнейшая сеть сочинских супермаркетов запустила торговую марку под брендом футбольного клуба «Жемчужина-Сочи». Руководство клуба решило привлечь к телевизионным съёмкам известного французского рекламного режиссёра, снявшего ролики с футболистами в Риме и Париже.

Номера группы поддержки команды были поставлены известным хореографом Аллой Духовой. Её ассортимент насчитывал более 80 видов продукции. Характерно, что финансовую поддержку оказывал только Дмитрий Якушев.

В клуб пригласили новых именитых игроков. В том же 2010 году тренером команды был назначен Станислав Черчесов. У Якушева не хватало денег не только на рекламу, но и на поддержание клуба. Но уже по ходу сезона 2011–2012 у «Жемчужины» появились серьёзные финансовые проблемы. Сотрудникам просто перестали выплачивать зарплату.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Цитата: Герман Греф пожаловался на низкую лояльность разработчиков нового поколения

Цитата: Герман Греф пожаловался на низкую лояльность разработчиков нового поколения — Карьера на vc.ru Свежее Вакансии… Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Глава «Сбербанка» считает, что из-за дефицита специалистов компаниям придётся конкурировать ...

BlackBerry купила разработчика ИИ-решений в сфере кибербезопасности Cylance за $1,4 млрд

BlackBerry купила разработчика ИИ-решений в сфере кибербезопасности Cylance за $1,4 млрд — Сервисы на vc.ru Свежее Вакансии… Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Cylance использует технологии искусственного интеллекта и машинного обучения для ...