Хабрахабр

Как заменить бухгалтера роботом?

Сегодня пятница! Поздравляем вас с этим событием и приглашаем посмотреть интервью с нашим партнером, сервисом Кнопка. Ребята создают роботов, которые уже заменяют бухгалтеров в крупных компаниях. А вы верите в то, что в будущем будут нужны только программисты? Присоединяйтесь к просмотру. Ну а под катом текстовая версия.

Кстати, недавно ребята рассказывали о жизни спустя год после внедрения роботов.

Цикл статей «Digital Transformation»

Технологические статьи:

Начало.
2. 1. Учим машину разбираться в генах человека.
4. Блокчейн в банке.
3. Машинное обучение и шоколадные конфеты.

Серия интервью с Дмитрием Завалишиным на канале DZ Online:

Нужны ли разработчики в будущем?
2. 1. Как заменить директора ресторана роботом?
4. Как заменить HR-a роботом?
3. Как заменить HR-a роботом? Как перестать тратить кучу времени на походы по магазинам?
5. Будущий единый B2B-маркет или игра в технологии?
7. Техническая часть.
6. Как заменить бухгалтера роботом?

С кем интервью?

Дмитрий Завалишин — российский программист, автор концепции ОС Фантом, организатор и член программного комитета конференции OS Day, основатель группы компаний DZ Systems. В 1990—2000 годах принимал активное участие в создании Российских сегментов сети Интернет (Релком) и Фидонет, в частности, обеспечил прозрачное взаимодействие этих сетей. В 2000—2004 годах отвечал за проектирование, разработку и развитие портала компании Яндекс, создал службу Яндекс.Гуру (в дальнейшем — Яндекс.Маркет). Подробнее можно почитать на Wiki.

В 2013 году, вместе с другими вождями, придумал и сделал Кнопку. Андрей Завьялов — Руководил продажами интернет-проектов Эльба и Диадок в компании СКБ Контур. Имеет степень MBA и огромный опыт в b2c и b2b продажах. Наладил партнёрства и интеграцию с Альфой и Сбербанком. Знает всё про: продажи и маркетинг, решение сложных и нестандартных вопросов, финансовый, управленческий учет и планирование затрат, налоги и схемы оптимизации, сложные переговоры и партнерства.

Интервью

Я правильно понимаю – всех людей выгнать, везде роботы? И правильно ли я понимаю, что в бухгалтерии, хотя она и очень регламентирована, всё равно есть некоторая креативная часть? Как с этим происходит? Если мы везде нагоним роботов, то бездушные роботы нам многого не подскажут, где-то могут не понять гениальный ход мысли гендира. Или это ерунда, и всё алгоритмизируется?

На самом деле, я не единственный идеолог кнопки, и не основатель её – я сооснователь. К ответу на этот вопрос можно подойти творчески. Я горжусь ею. У нас есть команда, и я там не один. И это здорово. Мы как многоголовый дракон – каждая из голов умеет своё. А вот с точки зрения бухгалтерии и какой-то там химии – я и мои партнёры в своё время работали в компании «СКБ Контур». Бывают условности, но очень здорово, что есть люди, которые хорошо разбираются каждый в своей отрасли. Она была одним из пионеров внедрения электронного документооборота с налоговой инспекцией.

В протоколе указано, правильно или неправильно. Казалось бы, электронный документооборот потрясающий: бухгалтер сидит за компьютером, приготовил налоговый отчёт, нажал кнопку, отправил в налоговую, из налоговой пришёл протокол. Потрясающе! Если правильно, то всё здорово. Почему? Но возникла немаленькая сложность при внедрении: далеко не все её покупали. Стали выяснять.

Бухгалтер приходила утром на работу, заходила к гендиру в кабинет и говорила: «Добрый день, Василий Иванович! Оказалось, как это было раньше? Он такой: «У нас отчётный период?» – «Конечно, мы ведь вчера прописали декларацию!» Взяла сумочку и пошла бодрым шагом в сторону налоговой инспекции. Сегодня я в налоговую». В окошко всё сдала, всё сделала, потом маникюр, педикюр, садик, какие-то дела. Она там уже знает, куда идти, зачем, почему. Для неё, когда приходит какая-то новая инновационная компания и говорит: «Теперь ты не будешь ходить на маникюр», у неё сразу идёт сбой в программе. И она привыкла так жить.

Вы говорите ещё хуже: «Ты вообще не нужна».

Изначально Кнопка как бизнес создавалась не как компания, которая будет делать роботов, нейронные сетки, что-то ещё. Да, мы говорим ещё хуже: «Ты вообще не нужна». Вот что у него болит? Мы посидели и подумали, что предпринимателю на самом деле нужно. На самом деле, у предпринимателя есть две простые вещи. Мы выступили в роли врача-диагноста – посмотрели, что у него болит. Первая: он не хочет знать про бухгалтерию.

Оно есть, оно должно где-то деньги брать, и оно говорит предпринимателю: «Ты обязан вести бухгалтерию, сдавать нам налоги». В целом государство обязано брать налоги, на них содержать армию, пенсионеров и т.д. И в целом любой гендир, будь его возможность, он бы сказал: «Не надо! Но удовольствия это никому не даёт. Я не хочу этим заниматься». Можно оно будет за периферией моего видения? Сейчас я говорю более кристаллизовано, но тогда мы искали, думали, смотрели, как сделать так, чтобы предприниматель на самом деле не думал об этом? Мы стали эту тему раскручивать. Это бэк-офис для малого бизнеса. И мы придумали историю, которую мы сейчас называем Кнопка. Это даже не аутсорсинг-бухгалтерия, а бэк-офис.

Насколько я понимаю, российская бухгалтерская схема довольно замороченная. Сразу вопрос. Вы не боитесь того, что государство её как-то упростит, и вы станете избыточными?

Я думаю, скорее всего будет чуть по-другому.

Всё равно упрощение как-то происходит. Усложнит, и вы станете более востребованы?

Сейчас мы заходим и оплачиваем налоги как физические лица. Выступлю немного в роли футуролога. Открываешь «Госуслуги», там написана сумма – ввёл номер карты, нажал, оплатил. У каждого есть автомобиль, квартира, дача, что-то ещё.

«Хрен с вами, забирайте», да.

Если с тебя списали второй раз, ты будешь разбираться. Ты даже при стоимости машины, при лошадиных силах, примерно знаешь, сколько ты будешь платить. Нажал кнопку, деньги ушли. Но в целом где-то кто-то посчитал тебе налог, и ты говоришь: «Окей, принято». Я думаю, что скорее всего государство будет делать примерно так же.

По отношению к бизнесу?

Оно уже сейчас перевело очень многое в электронный вид. Да. Всё, что касается, например, транзакций с НДС, всех платежей с НДС, компаний на общей системе – это уже всё переведено только в электронный вид. Электронный документооборот развивается сильно. Декларацию по НДС нельзя принести в налоговую, её можно только отправить в электронном виде.

Бумажные уже нельзя?

Я упрощаю. Бумажные уже нельзя, потому что в налоговой тоже робот, машинка, которая проверяет: сколько этот указал НДС в счёт-фактуре, сколько этот. Это то, что все платежи уходят в облако государства, и т.д. Последнее нововведение: онлайн-касса, 54-ФЗ.

Грубо говоря, когда нал превращается в безнал, он сразу фиксируется в онлайне.

Один документы в цифру загнали. Да, грубо говоря, он превращается в цифру. С банками у них всегда было всё хорошо, безнал уже был в цифре. Нал в цифру загнали. Вообще, если абстрагироваться, работа бухгалтера – это постоянная сверка. Поэтому по большому счёту у тебя есть документы, у тебя есть нал, у тебя есть безнал. Они должны биться. У тебя есть поток денег, есть поток документов. Поэтому я думаю, что государство может быть усложнит расчёт налога или какую-то схему, но всё равно сделает так, чтобы предпринимателю в конце было проще. Если они у тебя бьются, всё остальное – это калькулятор, это дело техники. Если ты пишешь сайты, ты можешь купить патенты. Сейчас, например, патентная система развивается. Делаешь ремонт квартир – купил патент, заплатил деньги заранее и всё.

Я по себе знаю. Но всё равно же есть некоторая картина мира в голове у хорошего главбуха. Это не то, чтобы прямо масштаб, но это какие-то деньги, эффективность этого процесса. Приходит, говорит: «Слушай, у тебя сейчас этот контрагент должен платить так-то, а если он осуществит этот платёж на месяц позже, здесь будет меньше налогов». Мы же от робота такого не дождёмся? Это живой человек.

Я слышал, в Англии ребята делают такой стартап – не совсем про бухгалтерию, а про юридическую часть. Я думаю, это всё будет. Чуть ли не в цифровом виде. Они создали машину, кучу серверов, куда можно загрузить любой договор, и машина анализирует этот договор на основании законодательства сорока пяти стран, и выдаёт рекомендации о том, как в этой стране договор, проходит-не проходит, риски. Сколько ты потеряешь, если не выполнишь условия этого договора.

В бухгалтерии ещё проще: есть ПБУ, правила бухгалтерского учёта, утверждённые Минфином. Тоже, казалось бы, мега интеллектуальная работа. Конечно, вариативность внутри существует. Не буду грузить умными фразами, но тем не менее всё это есть. И начинается некая склейка. Но по большому счёту эта вариативность возникает тогда, когда один контрагент что-то не то сделал, и у другого тоже что-то не так. Если там всё хорошо и тут всё хорошо – вопрос снят.

Это всё постфактум.

Бухгалтерия – это постфактум, да.

Бухгалтер может поучаствовать на более раннем этапе, сказать: «То, что вы задумали, будет вам не выгодно потому-то, потому-то». А то, о чём я говорю – это некий процесс условно превентивный. Конечно, пока ты живёшь в режиме совсем маленького бизнеса – грубо говоря, у тебя там пара миллионов оборота в месяц – всё это не существенно. Эта-то часть? На существенном объёме транзакций финансовая эффективность становится заметной.

Где-то там вы кончаетесь как инструмент? Она может принести тебе дополнительные 3-4%, но тем не менее в масштабе маржинальности компании это вполне себе деньги, за которые имеет смысл бороться. Где находится спектр вашего клиента – от нуля и до какого-то уровня?

Да, в первую очередь мы сейчас работаем на сегмент малого бизнеса. Получилось два вопроса в одном. Это 5–50 сотрудников. Грубо говоря, от миллиона до десяти в месяц.

А до миллиона вы не годитесь?

Мы годимся, но у нас минимальный тариф – 9000 в месяц.

А, он дороговат получается.

И в целом сейчас очень многие банки делают бесплатные решения для совсем простых ИП на шести процентах. Да. Хотя многие к нам всё равно идут, потому что 9000 – не так уж и много. И в целом – зачем идти к нам? Ты получаешь гораздо больше, чем просто калькулятор – ту самую консультацию.

То есть вы всё-таки оказываете её?

Мы оказываем консультацию. Да.

Вручную?

Что интересно, у нас есть прямо такая специальность, «учитель робота». Да, вручную. Подсказывают, наращивают правила, обучают нейронную сетку. У нас есть бухгалтера, которые сидят и обучают робота. У нас уже есть люди, которые сидят и непрерывно занимаются обучением робота. Бухгалтерская профессия как таковая не умрёт.

Не умрёт, просто их станет очень мало, и они будут учителями.

Если говорить про чуть более высокий сегмент: взять, например, компанию «РЖД», несколько сотен тысяч сотрудников – у них есть объединённый центр обслуживания, в котором работает тысяч восемь бухгалтеров. Абсолютно верно. В очень большой части эти восемь тысяч бухгалтеров выполняют очень много рутинных операций.

Но их вы тоже можете заменить?

Из восьми тысяч мы можем заменить две-три. Вот их мы можем заменить. Естественно, останется четыреста человек, которые делают учёт МСФО, ещё что-то там. Но остальные пусть работают. Вообще у бухгалтеров есть очень интересная штука. Это всё возможно. Мне кажется, когда бухгалтер начинает заниматься своей профессией, ему на первом же занятии говорят: «Уважаемый бухгалтер Аня! Я от этого их не понимаю, в каком-то смысле восхищаюсь ими. Имей в виду: каждые три месяца своей жизни ты будешь уходить с работы не вовремя».

Что меня удивляет – они все в целом ментально к этому готовы. У них правда очень нелимитированный рабочий день. Они с этим живут. Как железнодорожники готовы к своему графику работы в новогоднюю ночь: они понимают, что могут пойти в смену с 31 декабря на 1 января. Бухгалтера тоже знают, что если отчётность не идёт – сидят в выходные, всё нормально. Я сам как-то работал на железной дороге, я знаю. Они даже представить себе такого не могут, но так скорее всего произойдёт! На самом деле, все эти вещи, связанные с рутиной, для начала в каком-то смысле дадут возможность бухгалтерам работать с 9 до 18.

А если это ведётся автоматизированно, то оно постоянно сведено, да? Это именно в силу того, что в ручной бухгалтерии всё равно набегают какие-то разбежки, которые в конце приходится сводить. Оно всегда в нуле, конечные цифры всегда в балансе, и поэтому он идёт домой вовремя.

Абсолютно верно. Да.

Вы уже пытаетесь продать им свои услуги и заменить две тысячи бухгалтеров? Так что с «РЖД»?

Ещё нет.

Почему?

Обычно как поступают? Мы никогда раньше не думали о том, что технологии, которые мы используем у себя, могут быть использованы где-то ещё. Средний бизнес набирает в штат 10-15 бухгалтеров либо уходит целиком на аутсорсинг в крупные компании. Малый бизнес старается аутсорсить. Представить, что бухгалтерия «РЖД» не в «РЖД» – это странно. Самый крупняк хотел бы уйти на аутсорсинг, но боится отпустить контроль. Там пытаются что-то делать, мутят, соединяют.

Мы буквально недавно об этом задумались. Но в целом мы никогда не думали, что технологии, которые автоматизируют рутину здесь, можно применять и там. Вроде бы это вызывает некий интерес у тех, кому я рассказываю об этом. Сейчас смотрим, как это можно сделать. Во-первых, там ценник большой, во-вторых, мы всё равно хотим бухгалтерию у себя держать. Правда, одна из компаний, с которой мы общались, прямо сказала: «Слушайте, мы крупным отдавать не готовы, в «KPMG» отдавать не готовы, хотя они бы взяли с удовольствием. Оставить у себя двадцать крутых бухгалтеров, которые опять же будут сидеть на совещании и думать превентивно, но всем остальным они заниматься не хотят. Но вот сократить её и повысить качество бухучёта мы хотим!» Опять же, как повысить качество бухучёта?

Они хотят именно стратегией заниматься?

А вот сидеть сводить под этот платёж пять документов, а под этот документ пять платежей – простите, технологии уже в принципе в состоянии это делать. Да, заниматься стратегией, что-то ещё подсказывать. На малом бизнесе у нас опыт есть, клиенты есть, уже вторая тысяча клиентов. Поэтому мы думаем и здесь, и там. Я надеюсь, что мы туда каким-то образом придём. А в крупном пока нет.

Когда мы делали «Кнопку», мы думали: мы решили боль малого бизнеса, вот здорово! Если интересно, могу рассказать, как мы появились. Потом с ростом количества клиентов, как ни странно, увеличивается количество ошибок. Была одна модель работы, там на каждого клиента работали бухгалтер, юрист и бизнес-ассистент, такая мини-команда. Мы стали думать, что с этим делать. Очень сильный человеческий фактор. Это сейчас я рассказываю, что это круто, это снижает себестоимость, это новые технологии, новые рынки. Оказалось, что нужно идти в автоматизацию.

В самом начале вы этого не понимали?

Мне кажется, первое, что было в голове: ребят, надо что-то делать, чтобы не было ошибок, чтобы учёт был прозрачен, чтобы было видно, где люди могут ошибиться. Нет. Есть такая вещь в программировании, называется экстремальное парное программирование. И мы стали смотреть, что и как. Это эффективно. Это когда садятся два разработчика за один монитор, за одну клавиатуру, и вдвоём пишут код, думают, в процессе обсуждают.

Это очень красивая легенда, в жизни не встречал.

Причём и в «Контуре» работало, и в «Кнопке» работает. Нет, у нас это реально работает. Но сейчас мы пошли дальше – у нас экстремальное бухгалтерское программирование.

Стоят два бухгалтера?

Помните, я говорил, как бухгалтер: «Всё, я в налоговую пошёл»? Нет, разработчик и бухгалтер. Это бухгалтер считает: «Ну как, тут же нельзя», потому что ему нужно оправдать свою собственную ценность. И на самом деле, как выяснилось, очень много вещей нетиповых. Он из бухгалтера всё вынимает, эту проблему – где, что, как, куда – выкладывает её в двоичный код, и всё! А разработчик потрясающий человек, он сидит и говорит: «Слушайте, я не понимаю, а что сложного?» Он же представляет мир в виде цифры. Вот такая штука. Работа программиста и бухгалтера позволила нам понять, а как это можно делать: как, что, куда, куда прикрепить нейронную сетку, куда прикрепить автоматизацию.

Точно совершенно должны быть ошибки на предыдущей стадии. Всё равно вы в этом месте не можете избавиться от всех проблем?

Они есть.

Как это всё бьётся, куда клеится – не один чёрт ногу сломит. В контракте написали одно, в счёте написали другое, прислали третью сумму. «А, это потому, что мы ему сделали скидку 1,5%, потому что он постоянный клиент. Чтобы это всё потом вернуть, надо добежать до тех людей, которые эти контракты подписывали, эту работу делали, эти акты выставляли – почему они столько написали? А у меня не бьются цифры. Нам показалось, что так надо». Как с этим поступать?

У нас даже есть название, не буду его говорить. Это одна из вещей, которые мы только недавно решили.

Такое весёлое?

Да, у нас всё весёлое.

«Робот-раскукожка» меня в общем впечатляет.

Мы любим такие слова. Да, робот-раскукожка, забор документов – забор в виде забора. Если ты сразу же начинаешь сводить документ с суммой… Смысл в том, что если момент, связанный с этим актом, со скидкой, возникает потом, сильно потом – это проблема.

То есть поскольку вы постоянно мониторите, то вы узнаёте раньше?

Как бухгалтер в обычной жизни делает? Абсолютно верно. Потом следующие две недели: поехали! Он два с половиной месяца сидит и раскладывает пасьянс. И начинает работать 27 часов в сутки. На амбразуру. А если ты начинаешь всё это делать регулярно, то у тебя таких проблем становится намного меньше. Бухгалтерия с бухгалтерией выходят на бой: у кого скидка, у кого что куда. Мы говорим бухгалтерам: «Ребята, представьте, что сегодня 25 апреля», а на самом деле 25 января. У нас даже есть такой термин: «репетиция отчётности». И мы уже готовы, клиенту показываем. И мы начинаем делать отчётность как будто бы завтра.

Мы постоянно ему это выкладываем. Мы научились автоматизированно ему показывать: вот документы, вот деньги. Сейчас хотим, чтобы это было чуть ли не в онлайне: он кинул документ, увидел, что есть вопрос с деньгами. Сначала выкладывали, раз в месяц ему показывали, потом раз в две недели. А через три месяца уже всё забыто. Когда это сразу решается, когда ты вышел от поставщика, либо увидел поступление денег – ты объясняешь, что и как, через секунду.

Ведь понятно, что того же самого гендира волнует в первую очередь не бухгалтерская отчётность, про которую он правда хотел бы ничего не знать, чтобы она там сама как-то случилась и улетела в налоговую, и желательно, чтобы сказали: «Сегодня мы сэкономили тебе полтора миллиона налогов», – молодцы, премия, идите отсюда. А что происходит с управленческой отчётностью? И вы с ней ничего сделать не можете, вы не можете им её обеспечить. А управленческая тоже на это завязана, и она совершенно другая. Есть такая картина, происходит? А вот первичку им дать вы можете.

Достаточно много клиентов хотят, чтобы мы им вели управленческий учёт. Вообще с управленческим учётом очень интересная история. Окей, 5000 рублей в месяц», – «Вы что, я же всё равно её сам веду!» В этом-то вся и суть. Но как только мы попробовали: «Хотите?

Это же смешно! Бизнесы даже 5000 рублей не хотят платить?

А почему? Не хотят. Потому что на самом деле нормальный предприниматель всегда знает, сколько воды он продал, и сколько воды ему нужно поставить завтра в магазин, чтобы её продать. Потому что они на самом деле хотят, чтобы вёлся параллельный управленческий учёт для их проверки. На самом деле, если у предпринимателя нет управленческого учёта, то у него скорее всего бизнеса не будет. Это суть его бизнеса. Можно провести классный пример, который, как я думаю, потом будет транслироваться на все другие отрасли. Поэтому управленческий учёт ведётся как правило там. Там стоит какая-то система – как правило, сейчас в России это Iiko или R-Keeper. Стандартный малый бизнес: ресторан, кофейня, что-то ещё. Там выставляются счета официантами, учитывается расход мяса, кофе, что-то ещё…

Но ведь это, по сути дела, система ERP-класса?

На самом деле, там заводится вся первичка: приехало сто килограмм мяса в бургерную… По сути да.

То есть вы от них получаете? А, там первичка?

Я оттуда забираю. Там первичка. А что в бухгалтерии? И правда, предпринимателя ежедневно волнуют отчёты и диаграммы из R-Keeper. Сейчас облачные решения – очень популярная вещь. Главное, чтобы отчётность условно из ERP управленческой перелетела туда. Куча всего. Сейчас есть облачные решения для автомойки, для фитнес-зала, для парикмахерской. Там это всё есть. Разрабатывают именно нишевые облачные решения. Мне остаётся только брать оттуда первичку.

То есть по факту это обратная ситуация – вы интегрируетесь с существующими облачными решениями по управленческому учёту, или через ERP, и из них забираете первичку для себя?

Потому что место появления первички – там.

Что ещё по интеграции? Место появления и ключевая функция находится там. Для вас это должна быть большая проблема.

Сейчас её, можно сказать, нет. Одна из проблем была у нас на старте – это интеграция с банками.

Или всё-таки не случилось этого? А там же была какая-то тема, что банки стандартизуют ОПИ?

На самом деле этого так и не произошло. Они об этом любят рассказывать на финтех форумах. Вот четыре ключевых банка, где в целом так или иначе тусуется весь малый бизнес. Оно есть в области аудита, а вообще сейчас есть четыре банка в области малого бизнеса, я их называю «большая четвёрка»: это Сбербанк, Тинькофф, Точка и Альфа. Мы наладили интеграцию со всеми четырьмя. Понятно, что есть другие банки, но очень многие только в этих. Когда эта выписка попадает к нам, у нас туда натравливается нейронная сетка, мы распознаём, расставляем счета дебета-кредита, в итоге всё это попадает в 1C на счета учёта. Мы туда ходим по API, забираем все выписки по всем счетам всех клиентов. В какой-то момент времени была проблема, что мы не можем всё это брать. Всё здорово.

А вы держите 1C под каждого вашего клиента?

Там под каждого клиента есть своя база 1C, туда всё залетает. Нет, у нас облачная 1C. Есть ряд онлайн-бухгалтерий, они все работают примерно по одному и тому же стандарту. Поэтому интеграция с банками была – и в каком-то смысле есть – стандартом. Сбербанк пытается придумать что-то другое…

Или раскукоживать всё-таки надо? Так где раскукожка, если вы всё получаете готовенькое и чистенькое из банка?

На самом деле, если посмотреть на выписку из банка, там есть так называемые формализованные поля – пришли или ушли деньги. Ха! А вот в поле «назначение платежа» кто что хочет, тот то и пишет. Тут всё просто: дебет, кредит, сумма, ИНН, дата-время, по ИНН определяется точное название контрагента. Мы садимся, у бухгалтера смотрим: он открывает последнюю платёжку из перечня, копирует, меняет сумму, отправил. А самое что интересное: как правило, как делается реальная платёжка в реальной жизни? А назначение не меняет там.

К тому же, бывает как? На самом деле, именно умение распознать, что здесь – в него мы очень много вложились и гордимся этой штукой, потому что на основании этого выясняется всё. У нас корпоративная связь от МТС, я им плачу за услуги сотовой связи. Возьмём компанию «МТС». Я могу платить им за интернет. Они, например, могут купить у меня технологию. Это две разные вещи. Причём если я им плачу за сотовую связь – это расходы на сотрудников; если я им плачу за интернет – это расходы на бизнес. А вот узнать, куда поставят, на какой счёт учёта, то есть расход на бизнес или на сотрудников – это неформализованная вещь. Контрагент один, сумма одна, минус один.

И потом, получая выписки, сравнивали копеечки. Я знаю компании, которые, выставляя счета, кодировали контрагентов в копеечках в этом счёте.

У меня был опыт работы финансовым директором. Да, очень много такого. Обязательно, чтобы в платёжке стоял именно код твоей строки бюджета, и т.д. Там ты ставишь коды своего бюджета.

В смысле cost-центр?

Свой центр затрат. Да. Но так, чтобы это было автоматизировано на большом числе клиентов, транзакций – с этим у них проблема. Что только люди не делают!

Ведь это значит, что оно по определению является нераспознаваемым. И как вы боретесь с тем, что назначение платежа бухгалтер копирует из поля в поле?

Ты знаешь, как это было раньше. У тебя есть история. Соединяя все эти данные, ты находишь единственное верное решение. Ты знаешь, как это было у других контрагентов. В реальной жизни ты этого не сделаешь руками.

То есть фактически некоторая нейронная сеть, которая на чём-то обучена. Но этим же у вас занимаются роботы. Или всё-таки есть такие паттерны, которые срабатывают? Опять же, на чём её можно обучить, если каждый новый бухгалтер имеет свои выкрутасы и совершает свои ошибки?

Получалось, что каждая команда и каждый бухгалтер делали что-то по-своему. Как-раз таки, один из этапов в жизни нашего бизнеса был такой, когда у нас были команды, которые обслуживали клиентов. Хоть 150 роботов туда запусти, ничего там не произойдёт. Когда они делают по-своему, когда у каждого бухгалтера свои правила – ты там ничего не сделаешь. Как я говорю: прежде чем внедрять любую ERP-систему, пропиши бизнес-процессы, иначе ты автоматизируешь хаос. Когда ты начинаешь всех вести одинаково, систематизированно, тогда ты уже можешь.

С другой стороны, вы же приходите, во-первых, в малый бизнес, который довольно трудно заставить что-то делать систематизированно, ему вообще не до того, у него ещё нет штата, который может этим заниматься и отвечать за эти процессы стабильным образом. Это же классика, это довольно очевидно. Вы это делаете? Во-вторых, по большому счёту, они все разные, и надо навязать им некоторую стабильную модель.

У нас всё равно обязательно есть определённые правила работы с клиентом. Нет. Мы бы вам рекомендовали делать так, так и так». При входе мы им обязательно говорим: «Это мы делаем так, так, так. Конечно нет. Мы не говорим: «Ты обязан в поле “назначение платежа” писать что-то ещё». Но как работать, в какое время предоставлять документы, как это делать – это всё на самом деле хорошо срабатывает. Это никто делать не будет. К нам, как правило, приходят как к стоматологу, когда зубы уже болят. Почему?

Я, конечно, понимаю, что правительство виновато, стимулирует деторождение, и мы на это повлиять никак не можем, но тем не менее мы радуемся. Тебе уже налоговая заблокировала счёт, тебе выставили нечеловеческую сумму налога, бухгалтер ушёл в декрет – это самая популярная штука. Что делать, куда бежать?» – он приходит к нам. И когда к нам приходит человек: «Всё, у нас бухгалтер в декрете, лёг на сохранение, мне налоговая счёт заблокировала. И когда мы ему рассказываем, как правильно что делать, он в целом немножко всё-таки слушает.

Ему настолько плохо, что он готов с вами разговаривать.

И мы ему объясняем понятные вещи. Да. Я жарю свои бургеры, а вы меня тыкайте, говорите, что мне надо, зачем, почему». Мы часто общаемся с клиентами, и очень многие из них говорят: «Ребята, я очень жду от бухгалтерии, чтобы она меня тыкала. И мы ему говорим: «У тебя вот этих документов нет, платежей нет, налог будет такой». И очень много фидбэков нам идёт от клиентов: «Спасибо, что вы есть, что у нас всё прописано».

В этот момент времени он сразу на связи, никаких деловых встреч нет: «А можно вместо пятисот сто?» Мы говорим: «Конечно! То есть мы стараемся клиенту заранее, за две-три недели, сказать: уважаемый друг, у тебя столько налога. Но самое-то главное – чтобы мы понимали, какие документы, и он понимал, какие документы. Нам документы нужны вот такие, чтобы мы подтвердили законность этих расходов», – «Сейчас будет!» Он прибегает – всё. Вы вспоминали нашего робота раскукожку. Это была одна из проблем. Он ездит по встречам, весь такой малый предприниматель, у него копятся документы на столе. Есть клиент. Он их берёт, сканирует или фоткает, и потом нам всё это архивом кидает.

В реальной жизни это и делает бухгалтер. В этот момент как раз наступает робот раскукожка. А это вообще документ или нет? Предприниматель ему точно так же сваливает со стола или как-то присылает всё это в последний момент, и бухгалтер сидит и разбирает: а это вообще документ этой компании? Ты выбрал файлы, Ctrl+A сделал, архивировал, отправил. Бывало, что нам присылали личные фотографии. Даже экстремальные фото присылают. Фото высылают, которые просто фото. И вот раскукожка раскукожил, потом начинает понимать: это вообще что? Всё бывает.

По типу документов?

Потом он начинает разбивать документы на нужные для учёта и ненужные. Нет, сначала он вообще определяет, документ ли это? «В смысле? Предпринимателю говоришь: договор не нужен. Это бизнесовой документ, он тебе нужен для бизнеса. Договор же нужен для бухгалтерии?» Он нужен, но не для бухучёта. А нам присылают всё.

Потом отделяем документы, которые не нужны для бухучёта. Мы определяем, документ или не документ. Потом уже это всё распознаётся, и потом уже, на финальном этапе, появляется человек, который как капча у Гугла, «поставьте дорожные знаки»: мы показываем живому человеку в удобном интерфейсе – скан уже повёрнут, уже всё распознано, что смогли распознать. Потом выделяем отдельно акты, отдельно накладные, отдельно счета-фактуры. Тебе только здесь сказать: это так, это не так, это не так – то есть те моменты, которые ещё не сделаны.

Вы храните всё это в архиве?

Это электронный архив, с ним очень здорово получается. Да, естественно. Наконец-то у меня в архиве всё». Есть клиенты, которые не хотят электронный архив, но большинство говорят: «Блин, круто!

Тогда они должны и договора туда закидывать.

Да, договора кидают, но они не проходят через этап распознавания.

Понятно. Просто пристёгиваете, но в архив вы это кладёте все равно. Как распознать ошибку робота, скажем, по назначению того же платежа? Но ведь робот всё равно ошибается рано или поздно? И много ли у вас случаев, когда это выявляется слишком поздно, что робот ошибся с назначением?

Бухгалтер ошибся и отправил дальше. Ключевая штука у робота – что у него нет термина «ошибка», у него есть термин «не справился». А робот говорит: «Дорогой, я не могу, аларм!» Идёт человек и смотрит.

А плохой случай, когда он «аларм» не говорит, а просто пристёгивает этот платёж к не тому договору. Но это хороший случай.

На самом деле как: ты распознал документ, распознал выписку, это всё свёл, по счетам учёта расставил. Это мы всё проверяем. Она должна быть чёрная. Потом есть великая вещь, оборотно-сальдовая ведомость твоего бизнеса. Если ты всё сделал, потом сформировал сальдо-оборотку, она у тебя должна быть чёрная, сведена, дебет ноль, кредит ноль, всё хорошо. Красная – это когда у тебя что-то не бьётся. А если у тебя произошла какая-то ошибка, сальдо-оборотка красная. Это означает, что на всех этапах всё у тебя было хорошо.

Это делают ваши сотрудники вручную? Ты возвращаешься и начинаешь разбираться.

Они только это делают. Да, это пока так.

Места, в которых применяются нейронные сети, какие-то распознавалки – их много или мало? А сколько вообще процессов получается роботизировать?

На данный момент в бухгалтерии любой компании 33 процесса. На самом деле мы сейчас анализировали, смотрели. Я считаю это одной из проблем России, что налоговая система и бухгалтерский учёт одинаковы для «РЖД» и бургерной. Их всего 33: и в «РЖД», и в автомойке.

Если он ИП, то у него всё проще, нет? Это же неправда! То есть она как-то усложняется? Есть ИП, есть упрощёнка, есть обычная.

ПБУ в принципе одинаковые. Если мы берём, например, учёт по сотрудникам – без разницы. И у тебя реально учёт точно такой же – как у «РЖД», также и у поставщика шпал. Ты можешь быть ООО на общей системе налогообложения, заниматься поставкой швеллеров на тот же «РЖД».

И всё. Если я правильно понимаю, есть шестипроцентная упрощёнка, в которой ты должен только приходы посчитать, сложить их вместе, вычесть из них 6% и оплатить налоги.

Как только у тебя начинают появляться сотрудники, когда у тебя появляется касса и т. Да, если ты ИП без сотрудников. д., ты уже всё равно сам, тебе уже тяжело.

То есть всё-таки сразу 33 процесса прилетают, да?

В целом 33 процесса. Да. Мы их разбили на несколько блоков: блок, связанный с забором и вводом документов; блок, связанный с сотрудниками; блок, связанный непосредственно с учётом, с сальдо-обороткой. Понятно, что есть какие-то уникальные вещи, но в целом 33 процесса. У нас есть разбитые процессы, и каждый из них мы автоматизируем. Все эти вещи мы разбиваем. Это ключевая штука. Максимального успеха мы добились, в частности, в вопросе, связанном с вводом-забором документов.

Я думаю, что доведём до 90%, а дальше не надо. Сейчас мы уже автоматизировали там 60% процессов. Гораздо проще использовать человека. Опыт того же Google говорит, что можно в принципе обучить любую нейронную сеть определять, лошадь это или свинья, но на каком-то этапе требуется слишком много мощностей. Человек сразу определяет, даже по размытой фигурке, лошадь это или человек. Мозг всё равно пока дешевле. А заставить комп думать тяжело.

А на остальных? То есть 60% у вас на одной из этих частей есть.

На остальных около 20%.

То есть к половине вы приближаетесь суммарно?

Думаю, году к 2022-2023 мы доведём это всё до ума. Я думаю, скорее 30-35% мы сделали.

Не близкий свет!

Есть ещё проблема, связанная с тем, что законодательство очень часто меняется. Да, это всё правда сложно и долго.

Конкуренты дремлют?

Нет, не дремлют.

Насколько вас догоняют другие компании?

Никто не рассказывает про это – сколько, что, куда.

Можно стать вашим клиентом, попробовать с вами поработать и всё узнать. Но это же вроде бы несложно проверить?

Ты этого не знаешь. Если ты как клиент, мы для тебя просто стандартный аутсорсинг.

Не видно, что из этого происходит вручную, а что автоматом происходит?

Тебе робот-бухгалтер отправляет данные по документам. Тебе пишет робот-бухгалтер о сумме налога. В принципе, это и не надо знать клиентам. Но как клиент ты не знаешь, где робот, а где человек. Это идеальная картинка мира. В идеале, конечно, сделать так, чтобы и предприниматель тоже знал, что работает робот, и не просил к телефону тётю Машу.

Пусть просит, просто робот не подойдёт, тётю Машу придётся позвать. Это даже не очень принципиально. За исключением того, что вы добьёте до 90% всю эту картину по автоматизации, во что уже верится, потому что, мне кажется, у вас такие тяжёлые вещи с раскукожкой прошли, что остальное будет уже более алгоритмизировано. Что в будущем? Близкие части, какие-то дополнительные сервисы, куда-то ещё идти по отношению к этой довольно жёсткой поляне, которую вы сейчас зафиксировали за собой? Есть ли какое-то другое будущее, за пределами покрытия этой карты процессов автоматикой?

Там такие монстры, в которых очень много бухгалтеров работает, в том же Сбербанке. На самом деле, одна из вещей связана с крупными компаниями, вроде «РЖД» или «РосНефть». Туда можно уйти целиком. Там можно снижать уровень человеческого участия и переводить всё это на наших роботов и на наши нейронные сети. Он же пишет свободным текстом: «Ребята, здрасьте. Ну и одна из вещей, довольно крутая, к которой мы сейчас делаем первые подходы – это классификация вопросов клиента. Я на упрощёнке, но хочу купить патент. Я сейчас открываю ещё одно ИП.

В Московской области и в Москве стоимость патентов на многие виды услуг будет разная. Мне патент купить по месту регистрации или по месту осуществления деятельности?» Потому что патенты разные. И вот здесь, на самом деле, очень круто научиться его вопрос понимать по ключевым словам, и соответственно давать ответ по ключевым словам. Он зарегистрирован там, а услугу предоставляет здесь.

Я думаю, что местная налоговая бегала от счастья по потолку первые полгода. Я помню, как деревне Мамыри попёрло, когда первая «Икея» зарегистрировалась не в Москве, а в Подмосковье, в этой деревне. Примерно такая картина.

НДФЛ Абрамовича в целом, наверное, полбюджета региону даёт. Ну или как Абрамович зарегистрирован на Чукотке, и прописан на Чукотке, и платит НДФЛ там.

Регионообразующий НДФЛ.

Такие вещи научиться распознавать – это прикольно и здорово. Да. А совсем глобально не знаю. Наверное, мы будем двигаться сюда. Во всём мире тоже принцип двойной записи есть, существует. Как я люблю рассказывать, принцип двойной записи и бухучёта придумали в Средние века в Венеции. Почему бы это всё в цифру не перевести? Документы, деньги тоже существуют. До какой степени дойдёт, не знаю, но это достаточно интересно.

И хотите ли вы ему что-то говорить? Слышит ли вас государство? Есть взаимодействие? Если какие-то процессы, на которые бы вы хотели как-то повлиять, упростить жизнь, изменить картину мира в этой стране?

Нет.

Или не до того вообще? Вам не интересно или они не хотят?

На самом деле было бы, вероятно, интересно. Я даже не знаю. Сейчас тема аутсорсинга на коне в любых отраслях. Опять же, «Закон о бухгалтерском учёте», который бы как-то регулировал работу аутсорсера.

То есть это даже не бухгалтерский закон, а более широкий?

По большому счёту, было бы здорово, чтобы я понимал, как я несу ответственность, занимаясь учётом для клиента. Да, он более широкий.

Это вы про себя, для себя вам бы хотелось?

На самом деле, для предпринимателя такая же история.

Ну да, он же ваш заказчик.

А электронно-цифровая подпись его, он отправляет. Сейчас он говорит: «Ребята, вы же мне ведёте учёт».

Он находится в странной ситуации: вы накосячили, а его посадят. Да, а отвечает он.

Именно так. Да. Но тем не менее, какой-то чёткий, понятный водораздел сделать было бы здорово. По большому счёту, в 95% случаев косячит он, придумывает какие-то схемы. Но почему-то – я знаю, общался с нашими коллегами по рынку – этот вопрос поднимался в 2005 году, в 2012, но его как-то откладывают. Может быть, это усугубит нам жизнь, но на мой взгляд было бы очень круто ввести такую штуку.

Ваше профильное – это Минфин.

Или Пенсионный фонд, ФСС. Минфин, ФНС – даже неизвестно, что профильнее. Мы же всё, мы везде.

Вы перед всеми виноваты. А, вы находитесь на перекрёстке семи дорог.

У нас такое пожелание: улучшить взаимодействие с госорганами. Да. Мы говорим: «Пенсионный фонд, перейдите уже на АЦП!» Нет, для того чтобы подписать предпринимателю соглашение об информационном обмене с Пенсионным фондом, он туда должен прийти. Бывает так, что мы ничего сделать не можем, по АЦП что-то не уходит, ничего не работает. Зачем? Ребят, у него АЦП есть! Очень много таких препон.

Самый крутой орган – это ФНС. Я, конечно, понимаю, что скорее всего это сделано так, потому что просто физически не получается успеть что-то внедрить. А если взять какой-нибудь РосСтат или Пенсионный фонд – это прямо тяжело, взаимодействовать с ними через электронные каналы связи. Он лучше всего автоматизирован, круче всего работает.

Компания 1C, мне кажется, довольно хорошо себя чувствует в смысле взаимоотношений с государством.

Насколько я от них слышал, они сильнее всех страдают, когда государство, например, за две недели до отчёта выкатывает новую форму для него, и нужно, чтобы это появилось в миллионах 1C по всей стране. Мы с ними партнёры, мы общаемся, взаимодействуем.

Но с ними картина другая, про них сами министерства говорят: «Что бы мы в законе ни написали – как 1C реализует, так и будет».

Но если государство решит внедрить новую форму… Относительно недавно появилась НДФЛ-6 – всё, её надо внедрять, надо быстро научиться делать НДФЛ-6, потому что кто-то решил вот так. Это понятно. Но само решение принимает не 1C. Государство решило – да, оно в каком-то смысле отдаёт на откуп 1C, как это должно выглядеть. И вот 1С в режиме ошпаренной кошки начинает что-то делать, и от этого страдает.

Это, по сути, и есть главный их бизнес. Но им за это деньги платят.

Да, они умеют внедрять изменения законодательства очень быстро.

Я думаю, что с вами примерно та же ситуация. Это большая ценность, на самом деле. Ваша реакция на законы и ваша готовность гарантировать гендиру, что то, что он получил от вас, соответствует текущим требованиям – это довольно большая цель.

Одна из таких хороших вещей: когда ты живёшь со своим бухгалтером условно в одной комнатке, он тебе что-то ведёт – он как правило не обучается, он не растёт ни интеллектуально, ни профессионально.

Ну да, на курсы бы сходить, почитать.

Директор экономит, а бухгалтеру уже не надо. А куда пойти? Потрясающее количество историй есть, когда предприниматель сидит на общей системе налогообложения. И они чего-то даже не знают. Это очень частая ситуация. Давно мог бы быть на патенте, а он платит деньги.

У вас есть какой-то инструмент, который позволяет более-менее автоматизировано отследить его отчётность и сказать: «Слушай, ты давно бы мог…»? А вы какие-то проактивные рекомендации выкатываете? Или это руками всё делается?

Это всё-таки руками. Автоматизации нет. А вы разве не пробовали?» Он такой: «А что, так можно было?» Конечно можно. Причём это у нас уже настолько в голове автоматизировано, скажем так, что когда к нам клиент приходит – уже на этапе продажи, когда он оставил заявку, даже мои продавцы уже умеют говорить: «Дорогой, у вас вот так.

Это всё-таки переусложнённая схема российская? Здорово! Мы же любим себя ушами по щекам хлопать: «Мы такие все в этой стране неправильные, странные». Или во всём мире так заморочено? Правда сильно неправильные, а мировая система проще?

И те не смогли ответить на этот вопрос. Я не помню, кто мне из партнёров рассказывал: кто-то задал вопрос иностранной бухгалтерии, когда в последний раз у них было изменение в налоговом законодательстве.

За счёт того, что у них мало что менялось, не было социализма в процессе, и оно из веков пришло.

Почему? Да, и это в том числе минус. Вот у нас акт выполненных работ, или счёт-фактура, или счёт – это регламентированный документ, он плюс-минус одинаковый. Автоматизации там, мягко говоря, нет. И ты с этим ничего не сделаешь, у них так принято. За рубежом инвойс – как бог на душу послал. Оно потом придёт. Это не ведёт к автоматизации. До сих пор очень многие за рубежом пользуются факсовыми платёжками, чеками… Прикольный пример есть – это интернет-банки.

Мы раньше опаздывали, а сейчас ушли вперёд. Да, кстати, именно в смысле банкинга мы, похоже, вообще реально впереди всей планеты.

И никто не пользовал факсовые банки, просто никто. Да, мы опаздывали, и мы начали сразу с мобильных интернет-банков. Они все сразу с телефонами. А если взять условно Индонезию или Индию – я недавно читал – они даже не совсем понимают, что такое ноутбук. На самом деле у них за рубежом это и плюс, потому что им ничего не меняют, и минус. У них даже нет понятия «веб-версия».

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть