Главная » Хабрахабр » Как Яндекс изменил Поиск за прошедший год. Обновление «Андромеда»

Как Яндекс изменил Поиск за прошедший год. Обновление «Андромеда»

Идеи, вошедшие в тот релиз, получили за это время дальнейшее развитие и нашли новые применения. С момента прошлого большого обновления «Королёв» прошло больше года. В обновлении «Андромеда» мы сфокусировались на тех аспектах работы поисковой системы, которые позволяют нашим пользователям решать как можно больше задач быстро и удобно.

Сегодня мы традиционно расскажем читателям Хабра о проделанной нами работе.

Для короткого рассказа мы сгруппировали их в три больших блока: Всего в это обновление вошло более тысячи различных улучшений.

  • Быстрые ответы. Здесь собраны внедрения, которые позволяют получать ответы непосредственно со страницы с результатами поиска, без переходов на какие-либо сторонние сайты.
  • Удобство выбора. Когда пользователю нужно получить информацию с внешнего сайта, нужно облегчить для него процесс выбора и увеличить вероятность того, что переход окажется полезным.
  • Коллекции. Найденное в Интернете на сервисах Яндекса нужно иметь возможность легко сохранять в избранное для будущего использования.

Необходимо также постоянно работать над качеством метрик, измеряющих полезность нашего продукта для пользователей. Работа над качеством Поиска заключается не только в реализации функциональности для конкретных сценариев.

За прошлый год мы научились намного лучше понимать, когда пользователю для решения его задачи достаточно просто изучить страницу с результатами поисковой выдачи — например, прочитав явным образом ответ на свой вопрос; кроме того, мы научились отличать «полезные» переходы из Поиска от безрезультатных.

Решением поисковой задачи может быть либо полезный переход на сайт, либо какое-либо взаимодействие со страницей поисковых результатов. Cейчас наши пользователи успешно решают на полтора миллиона больше поисковых задач каждые сутки, чем прошлой зимой.

1. Быстрые ответы

За последний год мы более чем в полтора раза вырастили количество запросов, на которые пользователи могут получить мгновенный ответ со страницы поисковой выдачи (например), так что теперь наши пользователи используют быстрые ответы более тринадцати миллионов раз в сутки. Возможность получать быстрые ответы из поисковой выдачи без перехода на какие-либо сайты была и остаётся сильной стороной Яндекса.

Мы добавили быстрые и при этом интерактивные ответы для большого количества новых сценариев. Но теперь быстрые ответы — это не только текст или таблицы.

Вот, например, так выглядит быстрый ответ для запроса «кафе рядом».

Всё это можно сделать не покидая поисковой выдачи! Каждую организацию можно изучить более подробно: доступы адрес, фотографии, отзывы, информация о посещаемости и многое другое.

Скажем, можно изучить список отелей Самары или спортзалов Ростова. Аналогичные ответы теперь можно увидеть и для других типов организаций.

Теперь для большинства футбольных чемпионатов доступен красивый ответ, содержащий расписание, турнирную таблицу, последние новости, а в некоторых случаях ещё и ссылки на прямые трансляции, записи матчей и повторы интересных моментов. Значительно развился наш ответ по спортивным запросам.

Раньше, когда качество Поиска в основном ассоциировалось с количеством совершаемых пользователями кликов, такие ответы было сложно себе представить. Кстати, большое количество новых быстрых ответов на поиске Яндекса — прямое следствие развития метрик, о которых я писал в самом начале статьи. Теперь же мы можем измерить, сколько полезной информации содержит каждый элемент, и как часто пользователи в действительности её используют.

Если в Интернете нет ответа на вопрос, либо его сложно найти, можно задать его напрямую владельцам сайтов, поддержавшим такую возможность. Другая возможность, облегчающая получение ответов пользователями — диалог с организациями. Соответствующие документы на Поиске сопровождаются кнопкой «Чат с компанией».

Для таких случаев мы создали сервис Яндекс.Знатоки. Наконец, в некоторых ситуациях может потребоваться скорее совет или обсуждение, чем какой-то конкретный короткий ответ. Теперь ответы Яндекс.Знатоков интегрированы с Поиском, так что вы можете часто наблюдать их прямо на странице результатов: На сервисе вы можете задавать вопросы и получать ответы от специалистов самых разных специальностей — врачей, тренеров, поваров, стилистов, юристов.

Поэтому мы даём доступ ко всем ответам каждого пользователя: можно понять, в каких тематиках он отвечает, какой у него рейтинг и в конечном счёте сформировать своё собственное мнение. Сервис позволяет отвечать любым пользователям и, конечно, вы можете задаться вопросом о том, какому из мнений стоит доверять.

2. Удобство выбора

Предыдущие версии поиска, однако, в первую очередь фокусировались на ответе на конкретный запрос, поэтому общее качество сайта играло скорее второстепенную роль при выборе документов. При разработке алгоритмов Поиска мы всегда уделяли внимание качеству тех сайтов, на которые переходят наши пользователи.

В новой версии Поиска это влияние стало существенно выше: при прочих равных мы предпочитаем сайты, предоставляющие хороший сервис даже в отрыве от контекста конкретного запроса.

Если говорить конкретнее, то мы научились автоматически определять несколько важных характеристик сайтов и учитывать их в ранжировании:

  • удобство;
  • наличие постоянной лояльной аудитории;
  • баланс полезной и навязчивой информации;
  • индекс сайта при попарном сравнении с другими результатами поиска.

Чтобы исправить это, мы внедрили специальные знаки для сайтов. Проблемой является то, что характеристики, учитывающиеся при ранжировании, никак не видны пользователям. Сейчас мы используем три типа таких знаков.

Такие знаки получают официальные сайты организаций по данным Яндекс.Справочника, сайты официальных дилеров по данным Авто.ру, сайты финансовых организаций по данным ЦБ РФ, сервисы Яндекса; также они могут отображаться для навигационных ответов и, собственно, подтверждённых профилей в социальных сетях. Первый знак — синяя метка, аналогичная меткам подтверждённых аккаунтов в социальных сетях.

Такой знак получают очень популярные сайты с огромной лояльной аудиторией. Второй знак — «популярный сайт».

Этот знак может получить нишевый сайт даже со скромной аудиторией, если она лояльна и часто возвращается на этот сайт. Третий знак — «выбор пользователей».

Проиллюстрировать их полезность помог нам один из наших продуктовых менеджеров, участвовавших в запуске. Мы проверили, что наличие знаков на странице результатов поиска помогает пользователям ориентироваться и быстрее находить нужные им результаты. Он искал информацию об agile-сертификации и, конечно, на эту тему существует огромное количество сайтов с релевантной информацией.

Далеко не факт, что именно эта статья является самым релевантным ответом для данного запроса, поэтому она не обязательно окажется на первой позиции. Впрочем, среди результатов поиска находится также статья с habr.com, в которой автор описывает свой опыт прохождения тренинга. Но при этом знак сообщает пользователю, что это результат с сайта, который может оказаться весьма полезным для пользователя в будущем.

За последний год нам удалось драматически увеличить количество собираемых отзывов и оценок: теперь пользователи делятся с Яндексом своими впечатлениями более 150 тысяч раз в сутки. Ещё один важный аспект выбора — отзывы.

Мы активно боремся с любыми проявлениями фрода и спама в наших отзывах. Хорошая работа отзывов невозможна без мощных технологий машинного обучения. Поэтому одним из крупнейших внедрений для нас стала возможность обрабатывать данные и учитывать их в наших моделях с задержкой в считанные минуты. Здесь крайне важна скорость работы алгоритмов: ясно, что, если данные обрабатываются с задержкой в сутки, то недобросовестный пользователь может успеть оставить огромное количество вредных отзывов, а другие пользователи успеют их увидеть до того, как мы примем какие-либо меры. Это значит, что отзывы и оценки на Яндексе практически всё время находятся в настолько хорошем состоянии, насколько это в принципе возможно.

Мы не раскрываем личностей авторов, но позволяем ознакомиться со всеми их отзывами. Конечно, как и в случае с Яндекс.Знатоками, пользователям важно понимать, чьи отзывы они читают. Таким образом, вы можете лучше узнать конкретного автора, понять, схожи ли ваши вкусы, и уже после этого делать свой собственный выбор.

3. Коллекции

Наши поисковые сервисы, такие, как Яндекс.Картинки, Яндекс.Видео или собственно большой Поиск, позволяют быстро находить нужную информацию на просторах Интернета.

До сих пор не существовало решения, позволяющего удобно и единообразно сохранять информацию разных типов. Но часто недостаточно просто найти информацию, её хочется сохранить для дальнейшего использования — скажем, через какое-то время вернуться к заинтересовавшему сайту, сохранить картинку или ролик, чтобы потом однажды поделиться ею с друзьями.

Коллекции позволяют сохранять информацию разных типов: картинки, видео, сайты, даже фильмы, сериалы и книги. Именно для решения этой проблемы мы обновили наш сервис Яндекс.Коллекции. Также такая кнопка доступна для объектов в большом Поиске. Коллекции тесно связаны с нашими поисковыми сервисами: возможность добавления в коллекции реализована в Яндекс.Картинках и Яндекс.Видео: обратите внимание на кнопки «Добавить в коллекцию».

Вскоре эта возможность будет доступна всем пользователям поиска Яндекса на всех платформах. А в приложении Яндекс вы можете добавлять в коллекции сайты, найденные в Поиске.

После того, как коллекция создана, становятся доступны рекомендации: например, картинки, похожие по стилю на картинки из собранной коллекции. Итак, пользователи могут создавать свои коллекции на поисковых сервисах Яндекса. Мы хотим рекомендовать похожие, но не идентичные объекты. Для этого во всю мощь работают наши технологии поиска похожих изображений и обеспечения разнообразия.

Скажем, я собрал коллекцию красивых интерьеров всего из трёх карточек. Изучение рекомендаций позволяет дополнительно разобраться в интересующей теме. После этого мне стало доступно огромное количество рекомендаций из других пользовательских коллекций и, конечно, это очень сильно упростило поиск варианта, который в итоге меня заинтересовал.

Там можно хранить что-нибудь секретное. Коллекции можно делать закрытыми, чтобы никто не имел к ним доступа и вообще не знал об их существовании. С другой стороны, можно делать коллекции открытыми, и тогда они будут доступны всем пользователям Яндекса: как на сервисе Яндекс.Коллекции, так и в большом Поиске.

Пользователи, решая свои задачи, создают новые объекты, которые становятся доступны всем пользователям и помогают тем, в свою очередь, решать их задачи уже существенно быстрее. Этот пример отлично демонстрирует то, к чему идёт Поиск при помощи таких сервисов, как Знатоки и Коллекции. Таким образом, современный Поиск позволяет не только находить информацию в уже имеющемся массиве данных, но и создавать новую информацию, полезную другим людям.

С момента предыдущего запуска поисковая доля Яндекса на мобильных устройствах выросла более чем на 6 процентных пунктов и это, очевидно, не предел. Мы хорошо видим, как результаты нашей работы сказываются на поисковой доле.

Разумеется, мы и дальше будем развивать перечисленные здесь направления, а также продолжать целенаправленно развивать качество Поиска во всех его проявлениях, улучшать наши методы машинного обучения и метрики качества.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Регистрировать ли торговую марку? или Как мы были вынуждены менять название приложения

Сегодня я расскажу вам страшную историю. Привет, Хабр! Первое было от юридического отдела Apple, второе от робота из Google. Однажды утром, открыв почтовый ящик, я увидел два письма схожего содержания: "На вас поступила жалоба о нарушении торговой марки". Но давайте ...

[Перевод] 3D-фотографии Facebook изнутри: шейдеры параллакса

В последние несколько месяцев Facebook заполонили 3D-фотографии. Если вам не довелось их увидеть, то объясню: 3D-фотографии — это изображения внутри поста, которые плавно меняют перспективу при скроллинге страницы или когда перемещаешь по ним мышь. Хотя можно легко понять, как Facebook ...