Главная » Hi-Tech » Как я перестал бояться и полюбил стратегический консалтинг

Как я перестал бояться и полюбил стратегический консалтинг

Материал подготовлен совместно с авторами каналов о карьере Your Career и Your Job.

Сюда стремятся выпускники экономических факультетов, о работе здесь ходят различные небылицы. Работа в стратегическом консалтинге в России слишком мистифицирована. Я решил развеять часть мифов и объяснить своё видение этой индустрии. Нередко это приводит к тому, что люди идут сюда с совершенно другими ожиданиями.

Тем не менее оно может показаться вам интересным. Дисклеймер: мнение сугубо оценочное, а мой опыт в консалтинге не позволяет делать далеко идущих выводов.

  • «Большая тройка» — название трёх крупнейших международных консалтинговых компаний: McKinsey, BCG, Bain.
  • Второй эшелон — чуть менее известные и крупные, но всё же международные компании: ATKearney, Roland Berger, Oliver Wyman (ещё есть российская консалтинговая компания — Strategy Partners).

Я не учился на целевом факультете, тем более не думал связывать свою жизнь с корпорациями. Впервые о консалтинге я узнал на первом курсе. И поэтому сначала даже не понял, о чём идёт речь, когда моя подруга с экономического факультета стала мне рассказывать про какую-то «большую тройку».

Да у нас же каждый первый мечтает туда попасть». На мой вопрошающий взгляд она ответила что-то в духе: «Ты не знаешь про McKinsey? Я подумал, что «ну и дураки», и забыл об этом разговоре.

Такая популярность консалтинга среди студентов вызвана (помимо действительно интересной работы и достойной зарплаты сразу после университета) хорошей рекламной кампанией фирм «большой тройки» на целевых факультетах.

Начиная с сентября, в РЭШ, МФТИ, ВШМ, на экономфаке ВШЭ, МГУ и МГИМО приходят консалтинговые компании и по нескольку раз в месяц рассказывают о том, как круто работать в стратегическом консалтинге: о поездках на шахты Сибири или в Лондон, презентациях перед гендиректором или советом директоров, а также о выпускниках фирмы, которые сейчас уже высоко забрались.

И что даже с 16-часовым рабочем днём можно выжить — ведь нам из [university_name] это уж точно под силу. Компании приводят с собой недавних студентов, которые восторженно рассказывают, как изменилась их жизнь. Никто больше в России так систематически не работает со студентами. Это подкупает. Неудивительно, что итоговый конкурс на начальные позиции среди выпускников университетов составляет около 200 человек на место.

Все они сулят прохождение отбора в компании «большой тройки» или второго эшелона без скрининга резюме или прохождения теста. К консалтинговому хайп-трейну добавляют пиара также десятки кейс-чемпионатов, которые проходят каждый год.

Определённая правда в этом есть: эти чемпионаты позволяют понять, понравится ли тебе работа в консалтинге. Их рекламные плакаты обещают карьеру «от студента до генерального директора», которая начнётся именно с этого кейс-чемпионата. Но не стоит их переоценивать, подготовиться к отбору они не помогают. А если ещё и выиграешь — то фирмы тебя точно заметят.

К последнему курсу я сдался и решил проверить на себе, что же это такое. Поэтому даже не являясь ЦА консалтинговых компаний, я постоянно слышал о консалтинге на протяжении всего своего обучения: в него хотели попасть и усердно готовились мои знакомые, там уже работали мои друзья, однокурсники светились на кейс-чемпионатах.

Входящая воронка на начальные позиции — больше 2000 человек за одну полугодовую кампанию отбора. Попасть в консалтинг намного сложнее, чем захотеть это сделать. Они и получают оффер. При этом после скрининга резюме, теста на логику и математику и трёх-четырёх собеседований («интервью») остаётся всего 5-10 человек.

Существует множество статей и гайдов по тому, какие книги читать для подготовки к интервью, как правильно писать сопроводительное письмо, как правильно решать кейсы на интервью и как не завалить остальные этапы отбора. Сложность прохождения отбора создала отдельную систему подготовки к «поступлению» в фирмы «большой тройки».

Существуют отдельные закрытые чаты и группы для тех, кто готовится к отбору в консалтинг. Почти во всех университетах столицы есть свой кейс-клуб, где студенты могут найти партнёров для подготовки к интервью. Все условия, в общем.

Ещё шесть-семь лет назад реально было попасть в стратегический консалтинг, вообще не готовясь. Само же создание системы подготовки, появление шаблонов и большой конкурс очень сильно подняли планку успешного прохождения отбора в «большую тройку».

Поэтому вокруг процесса подготовки уже несколько лет существуют платные курсы и личные тренеры, которые помогают подготовиться к отбору. Сейчас же на это надо потратить от 100 до 300 часов своего времени. Очень часто это сами консультанты или бывшие консультанты.

Работа в «большой тройке» обрастает множеством мифов и неверных ожиданий, которым поддаются студенты лучших университетов страны. Всё вышеперечисленное сакрализует работу в консалтинге. Попробую рассказать о тех мифах и неверных ожиданиях, которые могут роиться в голове у подающегося в консалтинг. Поддался им и я.

Мифы

В консалтинге много платят. 1. И да и нет.

Сразу после бакалавриата или магистратуры ты приходишь на зарплату в 100-120 тысяч рублей с годовым бонусом 10-20%. В консалтинге платят неплохо для недавнего выпускника вуза. Это действительно неплохо.

То есть на начальной позиции твоя зарплата составляет примерно 400-650 рублей в час. Но есть один нюанс: ты работаешь 65-80 часов в неделю. Забавно, что при этом час твоей работы для клиента стоит около 9-10 тысяч рублей. Не так уж и много выходит. Капитализм as is.

При этом работы становится ещё больше, да и не все доживают. Через пять лет успешной карьеры можно дорасти до менеджера и получать уже около 500-600 тысяч рублей и бонус.

Работают партнёры, конечно же, не меньше. После 10-15 лет в фирме совсем единицы дорастают до партнёров и зарабатывают уже около 3-5 млн рублей в месяц.

Но если вы занимаетесь чем-то ради больших денег — вам не сюда. В общем, в консалтинге хорошая зарплата в среднем по рынку. Куда больше можно заработать в собственном бизнесе.

Работа в стратегическом консалтинге — прямой путь в генеральные директоры крупной компании. 2.

Но сейчас рынок куда более взрослый. Раньше в России это было так. Ведь чаще всего это просто очень способные исполнители. В среднем около 2% выпускников фирм «большой тройки» становятся генеральными директорами крупных компаний.

Обычно это переход на зарплату в несколько раз выше при меньших рабочих часах. Возможности перехода из консалтинга в другие сферы действительно хороши. Будущие работодатели ценят высокий интеллект и работоспособность бывших консультантов. В среднем такие опции начинают появляться через два-три года работы (тогда-то многие и отваливаются). Поэтому даже пара лет работы в фирме — сильный сигнал для рекрутера.

Уже на начальном уровне консультанты работают с топами в компаниях. 3.

Консультантов действительно нанимают обычно гендиректора или собственники бизнеса, и все ключевые презентации проходят с их участием. Это только отчасти правда. Но эти презентации проходят обычно раз-два в месяц (и слава богу).

В очень редких случаях команда консультантов работает со старшим клиентом каждый день. При этом роль консультанта-новичка обычно не выходит за рамки чего-то в духе «рассказать два слайда». Чаще всего мы работаем с такими же молодыми и шутливыми.

Консультанты ни на что не влияют и не приносят пользы — только красивые слайды. 4.

В нём есть доля правды, но в целом это не так. Один из самых распространённых мифов. Более того, есть целые проекты, цель которых — подготовить слайды в стол. Часто то, что мы делаем, отправляется в мусорную корзину. На таких проектах работать тяжело, так как ты с самого начала понимаешь всю бессмысленность твоего 12-16-часового рабочего дня.

Рассказы ваших друзей о консультантах, которые сделали бесполезную презентацию и вообще «ну тупые», — скорее исключение, нежели правило. К счастью, таких проектов немного. Чаще всего мы делаем вещи, которые полностью меняют бизнес-модель или создают стратегию чего-то совершенно нового.

Есть клиенты, которые уже более десяти лет постоянно нанимают одну и ту же фирму. В конце концов, если бы это всё было бесполезно — клиенты не платили бы систематически такие деньги за «ещё одну презентацию».

Консультанты постоянно работают по ночам и выходным. 5.

Такие случаи бывают, но это воспринимается как исключение, а не правило. К счастью, это не так. Пока у меня ни разу не было ночной работы (хотя на нынешнем проекте будет), и я всего два раза работал в выходные. Я в среднем работаю 65-70 часов в неделю с двумя выходными. Несмотря на неплохое среднее значение, лучше всего о непредсказуемости моих часов говорит график ниже.

Распределение часов работы (частота)

В 95% случаев диапазон попадания примерно таков: 50-90 часов в неделю. Часы очень сильно зависят от менеджера, проекта и твоего умения отбиваться от тупых задач.

Консультанты делают только таблицы и презентации. 6.

Очень много времени занимает общение, выбивание информации из клиента, планирование и разработка гипотез. Это тоже не совсем так. Работа разнообразная и интересная. В последнее время сюда иногда добавляется продвинутый анализ данных, кодинг и этнографические интервью. И с каждым годом всё интереснее.

Работу в консалтинге невозможно ни с чем совмещать. 7.

Знакомая менеджер ведёт параллельно стартап, а коллега ещё и учится в магистратуре. Я совмещаю с каналом и другим моим проектом. Всё возможно, если меньше отдыхать.

Консалтинг умирает, скоро аналитики больших данных или крауд-платформы нас всех съедят. 8.

Во-первых, консалтинг — это человеческий бизнес. Это совсем неверно. Эти отношения нужно уметь и строить, и поддерживать. Здесь всё завязано на личных отношениях клиента и партнёра. Это сложно сделать через сайт или силами одних аналитиков данных (с их языка на бизнес-перещёлк всё равно нужны переводчики).

«Большая тройка» и стратегический консалтинг не умрут — они просто трансформируются. Во-вторых, уже сейчас компании «большой тройки» меняются и покупают отдельные компании по обработке больших данных.

Наконец, последний миф: в консалтинг можно только с экономическим или техническим образованием. 9.

Некоторые из них даже партнёры. Хотя людей с таким бэкграундом больше всего, у нас есть бывшие журналисты, философы, музыканты и хирурги. Главное — чтобы человек умел структурно мыслить, дружил с данными и ладил с людьми.

Попробую коротко расписать те плюсы и минусы работы тут, которые я вижу. Все эти мифы появляются из-за недостатка информации изнутри.

Материальные плюсы

Во-первых, тебе выдают всё нужное для работы: iPhone с почти безлимитными звонками и интернетом, ноутбук, сумку, все необходимые шнуры и аксессуары. Помимо хорошей зарплаты, тебя всем обеспечивают. Я даже зашифрованную флешку себе взял.

Это просто неэффективно, учитывая стоимость часа твоей работы. Во-вторых, компания старается сделать так, чтобы ты как можно меньше отвлекался на нерабочие вещи. Поэтому у тебя есть ДМС, в офис приходит врач, работает химчистка, и домой ты ездишь только на такси.

А всё потому, что время сотрудников, делающих это, дешевле твоего. Помимо всего этого, есть множество поддерживающих функций в фирме: от бронирования билетов и отправки документов до отрисовки слайдов по красоте.

Поэтому есть бесплатный спортзал, а в шкафах хранится стратегический запас фруктов, завтраков и кофе. В-третьих, утка, несущая золотые яйца, должна быть здорова и умна. Поэтому же раз в полгода тебя отправляют на тренинги в Европу, где можно ещё передохнуть и завести друзей.

Раз в год — выезд, где все обычно ужираются в течение трёх дней где-нибудь в тёплой стране. Наконец, из-за того, что консультанты почти что живут в офисе, у нас раз-два в месяц проводятся вечеринки с блэкджеком и алкоголем. Даже пиво закупили под это дело. А совсем недавно мы всем офисом смотрели чемпионат мира.

В общем, компаниям «большой тройки» таки удалось построить коммунизм в отдельно взятой фирме.

Нематериальные плюсы

Концентрация амбициозных, талантливых и работоспособных людей здесь сильно выше среднего. Самый главный плюс — это люди. Почти каждый в чём-то лучше тебя. При этом почти каждый имеет нестандартный бэкграунд: от диджейского прошлого до собственного ресторана.

Очень быстро. Смотря на этих людей, ты быстро учишься. То же самое и со всем остальным. За три недели я прошёл от «как открыть PowerPoint» до создания небольшой сюжетной линии (любые слайды, которые мы делаем, должны складываться в историю). Рисовать слайды, в конце концов. Консалтинг приучает быть лаконичным и чётко излагать свои мысли, быстро работать и искать лазейки. А если ты не учишься — ты вылетаешь.

Сегодня ты продумываешь виды дебетовых карт для банка, а завтра разрабатываешь систему энергообеспечения в правительстве одной из соседних республик. Плюсом для меня является разнообразие проектов. Такой стиль работы особенно крут, если не знаешь, что делать дальше со своей карьерой. Первые годы работы заскучать тут трудно.

С самого моего выхода мне начали звонить отделы стратегии крупных и не очень компаний. Кроме того, условно нематериальным плюсом является рост твоей стоимости на рынке труда. Когда минусы перевесят для меня плюсы — обязательно им отвечу.

Материальные минусы

Это траты на новые костюмы и рубашки и возможные проблемы со здоровьем. Их немного. Это возможно, если ты сам этого хочешь. При этом проблем со здоровьем несложно избежать, если стараться не убивать себя и спать не меньше четырёх-шести часов в день.

А также не есть бесконечные печеньки в офисе и ходить в зал — и тогда «правило пяти» для тебя не сработает (что якобы за первый год настоящий консультант должен набрать пять килограммов).

Нематериальные минусы

Причём часто даже тогда, когда это совсем неэффективно и не нужно. Самый главный минус — количество часов, которые ты работаешь. Потому что ты трудоголик и перфекционист (как и все вокруг). Когда нужно доделать пять слайдов в приложении, на которые клиент всё равно не посмотрит к утру, — а ты сидишь и всё равно делаешь их. На этом всё тут и строится, а не на формальном контроле со стороны руководства.

Раз в неделю общая статистика вывешивается на всеобщее обозрение. С этим пытаются бороться через еженедельную оценку того, как тебе работается на проекте, кажется ли тебе, что команда приносит пользу клиенту и сколько часов ты сидишь в офисе. Не всегда, правда, это помогает решить проблемы твоего проекта — чаще это просто повод для сплетен с коллегами. Все знают, куда идти не надо.

Её смысл: либо тебя повышают, либо ты уходишь. Эмоциональному и физическому напряжению способствует и система up or out. Развиваешься ты или нет, оценивают твои руководители и ментор, которые ставят тебе оценку. А тебя повышают, только если ты развиваешься. Поэтому ты постоянно пытаешься прыгнуть выше головы. Плохо выучил уроки — тебя выгоняют из класса. Это сложный и интересный ритм, который не все выдерживают.

Только работа и отблески личной жизни по выходным. В результате после двух-трёх лет работы в консалтинге у большинства отмирает любая внешняя активность. Тут главное — иметь желание не бросать другие проекты и уделять время общению с дорогими тебе людьми. Очень немногим удаётся совмещать, о чём я писал выше.

Я считаю, что по соотношению вознаграждение-риск это одно из самых выгодных предложений на рынке. В целом пока для меня плюсы работы в консалтинге перевешивают минусы. Консалтинг — это работа по найму в её максимальном развитии: ты полностью отдаёшь себя, а за это получаешь хорошие условия и личностный рост.

Именно поэтому процесс увольнения отсюда является максимально мягким. Даже год жизни в таких условиях оставляет на тебе след консультанта. Фирма уверена в том, что ты ей ещё пригодишься. Тебе ищут новую работу и стараются не портить отношения. Консультанты бывшими не бывают.

От команды Your Career и Your Job: если вам интересна тема стратегического консалтинга, почитайте другие наши материалы на тему.

  • Рубрика «Офисное гетто» об одной из компаний «большой тройки» — BCG. Из текста вы узнаете об устройстве офиса BCG, рабочем климате и корпоративной культуре, прохождении отбора, перспективах роста и многом другом.
  • Интервью с другим нашим знакомым анонимным консультантом из «большой тройки».

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

В лаборатории впервые вырастили ткани пищевода

Именно поэтому развитие такого направления, как регенеративная медицина, является крайне важным. Несмотря на довольно высокую способность нашего организма к регенерации, с некоторыми повреждениями справиться мы все-таки не в состоянии. И недавно группа американских исследователей из Медицинского центра детской больницы Цинциннати ...

От таблиц и «кислотных» расцветок до адаптивного и плоского дизайна: как изменялся внешний вид интернета

Хронология развития веб-дизайна и браузеров. В закладки Поделиться 1991 год — создание World Wide Web Первый веб-сайт CERN запустился в ноябре 1992 года, он был полностью текстовым, синим цветом выделялись гиперссылки. 6 августа 1991 года в новостной группе Usenet alt.hypertext ...