Главная » Хабрахабр » Как я не стала вами: пост любви к сисадминам

Как я не стала вами: пост любви к сисадминам

Сегодня День системного администратора — профессиональный праздник борцов железячно-софтверного фронта и лучших друзей юзеров в бизнесе. По случаю праздника мы попросили рассказать о своём пути к системному администрированию… нашего менеджера по PR. Даже не знаем, повезло вам, что наш менеджер не среди вас или не повезло. В общем, читайте немного необычную историю и судите сами.

Желаем успешного ITSM, лучшего из ITIL, беспроблемного SAM, стабильного DevOps и понимать все эти аббревиатуры 🙂 Далее передаём слово коллеге и напоминаем, что статьи сотрудников в нашем блоге не редактируются и не рецензируются, а позиция компании может совпадать, а может и не совпадать с мнением автора.
Источник
От всей команды RegionSoft Developer Studio мы поздравляем вас с праздником!

Привет, Хабр!

Первые встречи

Первый системный администратор случился в маленьком, буквально камерном, но государственном вузе. Он был настоящим другом и помощником особо ретивых ребят: выдавал нам проекторы для семинаров и конференций, выписывал во временное пользование старенький ноутбук Rover (однажды забытый мною в троллейбусе, но спасённый) и даже роскошь — новый ноутбук, но не выходя из здания вуза. Если что-то было поломано шаловливыми ручками энтузиастов, он помогал починить и не бежал докладывать о том, что эти студенты в попытках самовольно войти в IT готовы собрать все вирусы и перепроектировать внутреннюю сеть (тогда и защита другой была). Надо сказать, он быстро раскрыл нашу наглую группировку, и защита стала лучше, а студенты получили логины, пароли и права доступа. В общем, мы преподали важный урок — юзерам нельзя доверять даже если это 17-18-летние вчерашние дети с наивными глазами. Тогда о работе сисадмином и речи быть не могло — биржевое дело и матанализ увлекали в разы сильнее и казались перспективнее.

Меня занесло в одну из крупнейших ИТ-компаний нашего города. Разумеется, Белфортов из нас не получилось и почти все разбрелись по банковским и налоговым структурам. Я себя видела примерно так: И вот там-то появилось первое желание стать именно системным администратором — во-первых, помогать 450 сотрудникам это нереально круто, во-вторых, серверные потрясли своими размерами и оборудованием, в-третьих, казалось, что девушка-админ — это просто +500 к карме.

Книги

Однако должность в коммерции не делала эту «мечту» ближе. А значит, нужен выход. Итак, первым выходом оказались книги, а точнее Э. Таненбаум, Компьютерные сети. Мне досталось не самое последнее издание, но читала я буквально взахлёб. В книге есть несколько спорных моментов как в манере изложения, так и в косяках переводчиков, но это настоящий научпоп по сложнейшей теме. В общем, моя принципиальная позиция — каждый начинающий сетевой инженер, системный администратор, разработчик и тестировщик обязаны освоить именно эту книгу. Потом, конечно, «Современные операционные системы».

Итак, какие выводы я сделала из работы с книгами. Одновременно с этим были различные статьи в Рунете, тогда же в жизни появился Хабр.

  • Книги, связанные с технологиями, нельзя читать просто так, без карандаша в руке и без тетради перед носом. В принципе, эта истина познаётся в школе и институте, но почему-то быстро забывается в условиях работы. Обязательно нужно выписывать ключевые моменты, сложные определения, разбирать непонятные вещи (например, незнакомые термины стоит изучить дополнительно), рисовать схемы, систематизировать.
  • Книги, связанные с разработкой или администрированием, нужно читать с компьютером под рукой — для того чтобы организовать себе практику и тестовую среду. Чем больше вы ковыряетесь в системе / бьёте пальцами по клавиатуре, тем продуктивнее процесс самообразования. Не ленитесь повторить несколько раз одно и то же действие, не стесняйтесь шагнуть вправо или влево, посмотреть окружение процесса.
  • Обязательно возвращайтесь к прочитанному пару глав назад — не потому что «повторенье мать ученья», а просто так четко прослеживается связь компонентов изучаемого материала.
  • Не нужно бросать или перелистывать то, что не получилось или не понравилось. Обязательно разберитесь, найдите дополнительные источники — иначе именно эта информация станет вашим слабым местом. Мне не давались маски подсети — на них ушло несколько дней и куча найденного материала.
  • Если вы начинающий специалист в ИТ-сфере, обязательно найдите книгу «для чайников» и просто прочитайте её — это даст самое общее и упрощенное понимание предмета. Забегая вперед, скажу, что этот способ меня выручил с Python (Стыдно сказать, но знакомство началось с книги Джейсона Бриггса «Python для детей», закончилось началом книги Лутца — пока язык отложен в сторону. О боже, пост уже похож на исповедь человека, который не заканчивает начатое).  

Админский пыл за время чтения Таненбаума поутих, а я подросла и поняла, что разработка ПО гораздо интереснее, зажмурилась и пошла учиться на разработчика в местном очень неплохом корпоративном университете.

Боевой опыт

Однако жизнь устроена весьма необычным образом и нередко шутит — из всех предметов почти двухгодичного курса самым крутым и продвинутым оказался курс администрирования Unix. Круто было всё: использовать консоль, составлять сложные многокомпонентные команды (конвейеры), писать скрипты и даже компилировать сишный код в gcc. В то же время я резко сменила работу и абсолютно сознательно отправилась тестировать сложные системы IP-телефонии в ещё одну крупную компанию. Вот там системного администрирования Unix было по уши и выше — у нас была полная свобода не спать по ночам, задерживаться на работе, ковыряться в серверной перед инсталляцией клиентского билда, работать с горой телекоммуникационного оборудования — от мирных Linksys-ок и олдскульных факсов весом 12 кг до Cisco и штучек, которые-нельзя-называть-но-мы-всё-поняли. Поскольку это был первый практический опыт работы с оборудованием и сетями, несколько месяцев были сопряжены с обучением. Выводы также были сделаны.

  • Если в компании нет института наставников, обязательно найдите коллегу, который сможет отвечать на ваши вопросы и помогать с важными задачами. Это не значит что нужно вцепиться в рукав и ходить за ним следом или непрерывно звать его, лучше собирать вопросы и задавать в конце или начале рабочего дня. Если это наставник — то для общения обычно оговаривается регламент.
  • Не останавливайтесь в изучении теории — подключайте книги, корпоративную базу знаний, специализированные издания, конечно же, Хабр.
  • Пользуйтесь официальной документацией к ПО или оборудованию, заходите на сайты и форумы компаний-вендоров и разработчиков (сколько нервов сберёг за жизнь один только Microsoft TechNet).
  • Не скрывайте, если накосячили — ваша скрытая ошибка может повлечь череду проблем у коллег. Обязательно сообщайте о своих проблемах, обсуждайте ошибки, не воспринимайте в штыки чужие промахи.
  • Заботьтесь о безопасности рабочего места и рабочего окружения — так вы приучитесь уделять внимание деталям и сохраните свою сделанную работу в безопасности. В одной компании эникеев-раззяв проучивали тем, что сбивали настройки на нелоченном ПК и оставляли заставку экрана с нецензурным требованием следить за безопасностью. 1-го — 2-х раз было достаточно.
  • Старайтесь максимально включаться во все процессы и понимать работу изнутри. В среде сисадминов и особенно DevOps-ов есть такая практика: в случае поступившей просьбы от коллеги быстро сделать работу за него, ничего не объясняя, и продолжить свои задачи. Это заманчиво для обеих сторон и не всегда удобно снаглеть и спросить: «А чё-как ты тут сделал? Помедленнее, я записываю». Выберите удобный момент и обязательно разберитесь в том, что не получилось. Это не зазорно.

Через несколько месяцев я легко справлялась со всеми базовыми вопросами работы в консоли (и уже привыкла, что монитор ПК —  это, в основном чёрно-белая консоль и скромный GUI нашего ПО), на раз настраивала и проводила репликацию баз данных, делала горячую замену HDD и помогала новеньким настроить весь наш звоняще-слушающий зоопарк. Однако при огромных нагрузках и постоянных переработках зарплата была не фонтан и, когда меня позвали в коммерцию очередной ИТ-компании на вдвое большую сумму, я… не смогла уйти ещё 2 месяца, пока не закончился проект и душа не отпустила потрясающую инженерную работу. Но в итоге разум оказался выше любви к делу и, растирая слёзы по оборудованию, я забрала трудовую.

PR под Windows: вам не показалось

Про дальнейшие места работы говорить стоит не в этой статье, они имеют больше отношения к потоку «Управление», но, скажем так, с конца 2012 года я рука об руку иду с продвижением корпоративного ПО под Windows (с 2013 года — это RegionSoft CRM и все остальные продукты нашей собственной разработки). И, казалось бы, продвигай, пиши релизы и т.д., но нынешняя ИТ-сфера требует иных подходов (и это тоже тема отдельной статьи, которую, конечно, никто не напишет — всё сказано до нас) и в какой-то момент я ощутила, что мне не хватает глубокого понимания работы Windows и Microsoft Server. Дело в том, что продвижение в профессиональной среде должно быть практически на уровне инженерии — только тогда ты с аудиторией на равных. Иначе — подотритесь своими пресс-релизами, они никому не интересны.

И… это оказалось совершенно другое ощущение от обучения. Сказано — сделано, я снова зажмурилась и вернулась во всё тот же корпоративный университет на программу «Администрирование Microsoft Server» (7 месяцев). Когда ты имеешь за плечами опыт, когда работал с Unix, когда есть чёткое понимание того, что такое операционная система изнутри, то остаётся только...

… заново учиться, пытаясь попутно вырубать в голове постоянное стремление сравнивать одну операционку с другой. Конечно, мыслей о windows must die не было (почти), всё же я давнишний пользователь и местами нежный любитель этой операционной системы и даже разработки под неё.
В группе было 12 человек, все с опытом работы, некоторые — эникейщики, некоторые — системные администраторы, некоторые — я, единственное существо женского пола. Через три занятия нас осталось 6 человек, до конца дожили 5. И тут я сделаю очень внезапное для Хабра лирическое отступление — просто потому что Хабр читают и студенты, и начинающие, и желающие «войти в айти после тридцати пяти».

Они решили, что системное администрирование — это когда их научат подключать принтер в сеть и расскажут, как смотреть список посещённых сайтов. <лирическое отступление>
Я расскажу, почему ушли те 7 человек. В некоторых компаниях и ещё кое-каких не-бизнесовых местах так и есть (ещё USB-порты блокируют и флоппики выдёргивают (интересно, все знают, что это или уже выросло поколение…) ). В их понимании Windows существовала как бы сама по себе — и всё администрирование сводилось к установке и удалению программ и чистке реестра. Жаль, конечно: дожившие до Powershell и сдавшие мини-зачёт по нему выходили на улицу в расстёгнутых куртках в минус 20 — ВДВ отдыхает.
</лирическое отступление>
Один только процесс развертывания виртуальной машины уже спугнул слушателей и они ушли, вернув свои деньги.

Занятия проходили стандартно: лекция + практика. Выжившие сгнездились в первом ряду и погрузились во всё: в групповые политики, безопасность, леса, домены и поддомены, в скрипты, сетевую работу, DHCP, DNS, DFS, Hyper-V и даже SQL (тут на минималках). Это был взрослый, серьёзный опыт — изучать это дело в 32 года, вечером после работы (даже двух), с Unix в голове. Основным сюрпризом, конечно, было то, что все практические задания давались на английском, интерфейс также был англоязычным, за локализацию били по рукам русский включать было запрещено. Мне хочется, чтобы итог услышали все, кто собрался чему-либо поучиться в такой же ситуации.

  • Идти учиться обязательно, даже если вам кажется, что препод в чём-то слабее вас. Во-первых, такие курсы читают практики, во-вторых, вы работаете вживую, в-третьих, вы систематизируете все свои знания и углубляетесь в довольно тонкие моменты, с которыми просто так на практике не столкнёшься, но они могут пригодиться.
  • Стоит готовиться к занятиям, использовать тетрадь, по ходу лекции записывать всё, что не ясно и потом самостоятельно восполнять эти пробелы. Так воспринимать в разы проще.
  • Дома (на работе) важно развернуть такую же среду, в которой вы обучаетесь, чтобы практиковаться в домашних заданиях или просто повторять полученную информацию.
  • Обязательно пользуйтесь ресурсами и литературой.
  • Старайтесь понять ценность системного администрирования и себя как работника для бизнеса — сейчас вы не тот человек, который повелевает трафиком, а важная бизнес-единица. В ваших руках лицензирование, безопасность, экономия средств, развитие ИТ-инфраструктуры, сложные задачи по интеграции и введение в работу нового оборудования и ПО. Возможно, за вами DevOps.
  • Пишите скрипты — это крутое средство автоматизации, которое к тому же учит достигать цели за минимальное число шагов и не плодить сущности (увы, не всегда получается, иногда скрипт выглядит очень печально, нужно работать над ним).
  • Не стесняйтесь задавать вопросы и искать ответы. Да, это не всегда приятно, всё же мы такие взрослые и опытные. Иногда можно в ответ получить молчание. Но мы не в детском саду, чтобы обижаться и оставаться ни с чем.
  • Применяйте знания на практике — хотя бы для своего рабочего или домашнего ПК. Знания не лежат мёртвым грузом — они улетучиваются.

Я получила всё, что хотела от курса и даже больше. На данный момент меня радуют все проекты, которыми я занимаюсь, и я чувствую, что теперь качество работы выросло. Ради интереса я сходила на три собеседования на системного администратора. Подробности первого не могу раскрывать, это были органы власти — скажем так, вопросов про Outlook и Excel было больше, чем про сети и домены. А вот два других были очень разными.

Предыдущий боец ушёл в DevOps в другую компанию и оставил ИТ-инфраструктуру в почти идеальном состоянии. Первое — промышленно-торговая компания.  Всё по-минимуму: Active Directory, 57 пользователей, удалённые терминалы, немного торгового оборудования и мобильных, периферия, уже в наличии аккуратная (удивительно аккуратная!) политика управления лицензиями, сисадмин в единственном числе.

Что и говорить, я до этого не доросла, дело уже в практике: высоконагруженные системы, Kubernetes, Docker, RHEL/CentOS, миллион вопросов по обеспечению безопасности и отказоустойчивости. Второе — ИТ-компания. Порадовало, что в теории я ответила на большинство вопросов, но в конце собеседования честно призналась, что не готова к практической работе, поскольку знаю об этих технологиях только по книгам и Хабру.

Но я повторюсь, что это было только для целей анализа своего уровня, работу я не ищу, поэтому пришлось отказать. В торговую компанию меня пригласили.

Я встречала разных сисадминов: чисто «башевских» и заросших, крутых парней, способных в одиночку следить за масштабом уровня регионального отделения огромной компании, ленивых и трудолюбивых, вредных и отзывчивых. Так я не стала системным администратором. А свою — веселее и разнообразнее, тут юзеры тоже позаботились 🙂 Мне всегда нравилась работа этих ребят — делать жизнь других людей проще и удобнее.

Пусть сегодня будет день-исключение. Вечер пятницы — любимое время самых жёстких инцидентов. В общем, всех с праздником!

Наша RegionSoft CRM, которую приятно админить 🙂

Всякое про CRM и бизнес, по уму, без копипаста и на 90% без рекламы. Наш пока живой Телеграм-канал BizBreeze. Подписывайтесь.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Ugears: скакуны, парусники и прочие королевские развлечения

Очередная кампания, очередная коллекция — кажется, это уже не новость, но дизайнеры умудряются каждый раз придумать что-то новенькое. Прошлой весной украинский стартап Ugears провел пятую краудфандинговую кампанию по сбору средств на коллекцию деревянных конструкторов. Для сборки нужны только детали и ...

[Перевод] Руководство по JavaScript, часть 3: переменные, типы данных, выражения, объекты

Сегодня, в третьей части перевода руководства по JavaScript, мы поговорим о разных способах объявления переменных, о типах данных, о выражениях и об особенностях работы с объектами. → Часть 1: первая программа, особенности языка, стандарты→ Часть 2: стиль кода и структура ...