Hi-Tech

Как я делал бизнес в Сербии

Выбирали по нескольким параметрам: хотелось Европу, мягкий климат, а главное — с минимальными бумажной волокитой и финансовыми потерями. Уезжали мы не «в», а «из», поэтому выбирали страну. Мы люди активные, с неутоляемой жаждой культурных событий, развлечений и тому подобного, поэтому остановились на столице, хотя рассматривали и Нови Сад. За полгода до переезда обзорно проехались по балканским безвизовым странам, Сербия приглянулась.

Сербия — страна небогатая, с трудом оправляющаяся после войн и кризиса 1990-х годов, уже несколько лет претендует на членство в ЕС, которое постоянно откладывают. Немного о стране и её гражданах. У сербов схожий с нашим менталитет, только они более приветливы и открыты. По моим ощущениям, здесь нечто среднее между Россией и Западной Европой.

Ещё сербы очень любят русских. Важная черта сербов, которой мы учимся, — умение наслаждаться жизнью, каждым её моментом, получать удовольствие от простых вещей. Украинцев и белорусов, кстати, не выделяют и тоже считают русскими. Это странное чувство, когда тебя любят просто за твою национальную принадлежность.

Зарплаты, впрочем, тоже: €400–500 по Белграду и €250–300 по стране. Цены в Сербии в среднем ниже российских. Но главный комфорт — психологический. Если говорить о Белграде, то тут очень комфортная городская среда: множество заведений, парков, детских и спортивных площадок, мест для культурного досуга, хорошо развит общественный транспорт, пробок почти нет. А ещё тут безопасно в любое время суток. В Белграде чувствуешь себя как дома.

Многие соотечественники этим пользуются и живут в Сербии годами, выезжая раз в месяц в соседние страны. На территории Сербии россиянам можно находиться в течение 30 дней, потом необходимо пересечь границу: совершить так называемый «визаран».

Для легального долгосрочного пребывания со всеми вытекающими привилегиями необходимо основание: брак, учёба, работа или бизнес, владение недвижимостью. Главный минус такого способа проживания — он не даёт официального статуса, фактически ты вечный турист. Мы выбрали бизнес.

Весь мой опыт — десятилетний стаж в банковской сфере и год на госслужбе. Стоит сказать, у меня не было предпринимательского опыта. Я «проглатывал» одну бизнес-книгу за другой, шерстил профильные сайты, делал пометки, записывал ключевые советы — такой себе диванный предприниматель. Начать своё дело, к тому же за границей, казалось немыслимым, но мотивация и желание круто изменить свою жизнь делали своё дело. В чём конкретно будет заключаться мой бизнес, я ещё не знал.

Совершенно случайно я вспомнил, что жена привезла из Сербии какую-то натуральную косметику. Тогда в России на подъёме было всё экологичное и натуральное. Я понятия не имел, как и что для этого надо. Нашёл сайт производителя и написал, мол, скоро переезжаю в Сербию и хочу продавать ваш продукт в Россию. Приезжайте, встретимся, обсудим.» С такими предварительными договорённостями и уверенностью, что половина дела сделана, мы поехали в Сербию. Производитель ответил: «Это честь для меня.

И я начал делать. Переговоры прошли успешно, фактически мне сказали: «Что хочешь, то и делай». Теперь предстояло придумать, как и кому продавать сербскую косметику. С помощью специального человека (их называют «открывашками») зарегистрировал аналог нашего ООО и получил разрешение на пребывание в Сербии.

Ага, такой наивный. Изначально я хотел предлагать товар мелким оптом небольшим магазинам. Большинство моих попыток установить контакт c потенциальными импортёрами оказались безуспешными. Быстро выяснилось, что напрямую я это делать не могу, должен быть импортёр, который возьмёт на себя все налоги, сборы, пошлины, сертификацию и логистику.

С новыми никому не известными зарубежными марками никто связываться не хотел. После санкций оживился внутренний российский рынок, как грибы после дождя стали появляться и заполнять его локальные производители натуральной косметики. Хотя и были заинтересованные.

Пару раз переговоры заканчивались на этапе обсуждения цены: импортёр хотел закупочную цену, в пять раз меньше розничной на локальном рынке, а для малого производителя, коим являлся мой партнёр, это просто в убыток. Однажды почти удалось договориться об эксклюзивной дистрибуции, но в последний момент рубль очередной раз упал (в 2015–2016 годах он падал регулярно), и импортёр умыл руки.

Я договорился, бренд готов был пожертвовать прибылью, чтоб выйти на зарубежные рынки, но товарищ слился. Потом ещё на меня выходил один импортёр, с горящими глазами предлагал стать партнёром, обещал золотые горы, лишь бы я договорился со своим брендом о существенных скидках.

Семейные сбережения, финансировавшие уплату налогов и содержание бухгалтера, заканчивались, а дела в бизнесе и не думали продвигаться. Так прошло полгода. И я решил переключиться на непосредственных потребителей, то есть открыть интернет-магазин и доставлять косметику напрямую покупателям. Надо было что-то срочно предпринимать.

Никогда бы не подумал, что научусь делать сайты. Платить за разработку магазина было нечем, поэтому я решил делать его сам. За две недели у меня был готовый интернет-магазин с протестированной системой оплаты и доставки. Но в экстренных ситуациях мозг быстро соображает. На его запуск я не потратил ни копейки, кроме $10 индусу-фрилансеру за исправление бага и €15 на покупку упаковки для посылок.

Я начал искать другие косметические марки, встречаться с владельцами, договариваться о размещении их продуктов в магазине. Монобрендовый магазин — сами понимаете, это не очень хорошо.

Я не закупал товар заранее, не организовывал склад. Отмечу, сербские бренды не избалованы вниманием, поэтому соглашались на все мои условия, в том числе на закупку под заказ, чем я свёл все свои риски к нулю. Через три-четыре месяца я расширил ассортимент до продуктов питания и БАДов и представлял уже шесть сербских брендов. Получил заказ — купил у производителя — отправил.

Нет, конечно. Может показаться, что с таким поворотом дела наладились и пошли в гору. Для окупаемости их должно было быть по меньшей мере десять. В среднем я получал один–два заказа в месяц. Мне кажется, я испробовал всевозможные незатратные способы продвижения: от SMM и контент-маркетинга до рекламы в соцсетях и у блогеров. Пришло время учиться маркетингу.

То же самое касается рекламы у блогеров. Таргетированная реклама в соцсетях не принесла результатов, с моим рекламным бюджетом другого ждать и не стоило. Один известный сайт даже сделал большой обзор сербской натуральной косметики из тех продуктов, что я послал. Для меня стало откровением, что некоторые достаточно популярные блогеры и нишевые издания соглашались писать о товарах бесплатно просто потому, что они им нравились.

Люди жаловались на дорогую доставку, ни в какое сравнение не идущую с внутрироссийскими тарифами и тарифами крупных зарубежных ритейлеров. В общем, трафик на сайт периодически подскакивал, но в целом продажи шли вяло. Проблему частично удалось решить бесплатной доставкой от определённой суммы, заодно и увеличил средний чек.

Покупали в основном постоянные клиенты, новых приходило мало. Но всё равно заказов сильно больше не стало. Стало понятно: пытаться выйти на большой и к тому времени уже сформировавшийся рынок из-за рубежа с нулевым бюджетом бессмысленно. Почти за два года существования магазина только два месяца были прибыльными.

Во-первых, жене удалось договориться с руководством компании, в которой она работала до переезда, об удалённой форме работы. А на что же мы всё это время жили, спросите вы. Во-вторых, у меня совершенно случайно появился параллельный бизнес.

К нам иногда приезжают друзья, днём они осматривают город и достопримечательности, а вечером мы ведём их в самые колоритные места, секретные бары, о которых туристы даже не догадываются. Мы очень любим Белград, любим его изучать, интересуемся его внутренней жизнью.

А интересно стало многим. Однажды я подумал, почему бы не попробовать делать такие бар-туры для всех желающих, написал текст и разместил его на «Трипстере», не ожидая, что кому-то это будет интересно. Людям надоели стандартные экскурсии, они хотят увидеть город с нетуристической стороны, заглянуть в интересные места, узнать подробности из личного опыта переехавших, а нам интересно этим делиться.

В общем, пошло. Что может быть естественней дружеской беседы за бокалом пива? Сейчас занимаюсь им, подрабатываю контент-менеджером на стороне и учусь на веб-разработчика (делать сайты понравилось). Спустя год я запустил собственный проект «Београђанин» — альтернативный путеводитель по Белграду, нестандартные сити-туры и другие активности для туристов. А магазин продаю — может, у кого-то получится лучше.

#переезд

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть