Hi-Tech

Как войти в топ-5 сайтов с вакансиями в мире: кейс Jooble

Сооснователь проекта Роман Прокофьев рассказал о том, как Jooble за 9 лет прошел путь от 3 тысяч до 2,5 млн посещений в день, в интервью Валерии Широковой из MC Today.

В закладки

Поделиться

Такой результат обеспечивает команда из 200 человек. Jooble – агрегатор вакансий, который входит в пятерку самых посещаемых в мире сайтов по трудоустройству по данным Similar Web.

Как появился Jooble

Однажды для проекта понадобились специалисты, которые разбираются в медицине. 15 лет назад у меня была своя компания по разработке программного обеспечения TeamSoft. Это был ад. Поиск двух нормальных резюме занял четыре часа — сайты были неудобными, резюме дублировались.

Он как раз занимался разработкой корпоративного софта для рекрутинговых компаний. Я предложил другу, программисту Жене Собакареву, создать агрегатор, который бы собирал все доступные в Украине резюме на одной платформе. Так появился Jooble. Позже добавили поиск по вакансии.

Все фото: Евгений Борисовский (Зузовский)

Но почти сразу вышли на показатель в три тысячи пользователей в день, который держался вплоть до 2008 года. Ни о рынке, ни о рисках мы не думали — решали свою проблему. Роста не было, потому что мы рекламировались в офлайне — на том этапе это было ошибкой.

К этому моменту у нас в штате было восемь человек, работали в ноль. В 2008 году я продал TeamSoft и с головой нырнул в Jooble. Один просмотр тогда стоил 1,75 гривен (около четырёх рублей). Монетизировались через продажу вакансий: работодатели платили за клик соискателя. Месячный оборот составлял 30-40 тысяч гривен (71-94 тысячи рублей).

Доход Jooble упал на 80% — людей никто не нанимал. В 2008 году прогремел мировой кризис и в Украине пришло время массовых увольнений.

Мы выбрали второе, и это было лучшее решение в истории нашей компании. Надо было или закрываться или выходить на международный рынок.

Как масштабировали проект с минимальными затратами

Вложили около $100 тысяч. Мы начали с разработки платформы, которая сможет масштабироваться. Именно на её базе позже мы запускали агрегаторы в разных странах.

Интересно, что в фазе активного роста штат не раздулся: четыре русскоязычных сайта Jooble для разных стран (Украина, Россия, Беларусь, Казахстан) модерировались через одну платформу. В момент выхода на зарубежный рынок у нас работало 12 человек. Сложность поддержки выросла минимально.

В конце концов мы вышли на темп «одна новая страна в две недели».

В Jooble работают 200 человек

Мы написали «пауков», которые автоматически собирали вакансии с выбранных нами сайтов. Второй шаг — подготовка к выходу.

Потому третий шаг — коммуникация. Искать вакансии можно и без «пауков». Около 95% сайтов давали «фиды» — им нужны посетители. Мы просили у местных сайтов по трудоустройству «фиды» — это коды, с помощью которых сайт передает нам необходимый контент.

В некоторых странах, например, Франции, Италии и Германии, именно это дает нам 80% дохода. За отдельную плату мы стали размещать вакансии определенных сайтов выше других.

Там монетизируемся через медийную рекламу (крутим баннеры на нашем сайте) или через Adsense for Search от Google (крутим рекламу, релевантную запросу). В других, таких как Пуэрто-Рико, Венесуэла или Перу, платить не готовы.

Например, учили платформу букве «С», ведь в вакансиях «Программист С» и «домработница с жильем» у нее абсолютно разные значения. На четвертом шаге программисты «допиливали» сайт под языковые особенности страны. После этих этапов платформа выходит на рынок.

Что учитываем при выходе на новый рынок

Продукт купят, если он качественный и продается за адекватную цену. Менталитет и культура слабо влияют на особенности бизнеса за рубежом.

Даже если у вас классный продукт, знайте, где брать клиентов. Важно понимать, что люди не будут вас советовать. Остановились на органическом SЕО, то есть аудитории из поисковых систем. Мы много экспериментировали.

Через два месяца пошли на англоязычные рынки: США, Британия, Канада, Австралия, Индия. Сначала мы зашли в русскоязычные страны: Россия, Казахстан, Беларусь. В то время практически каждую неделю мы росли на 10%.

Киевский офис компании Jooble

Таким образом строим рейтинг привлекательности страны, по нему и расширяемся. Позже мы разработали алгоритм выхода на новые страны: умножаем количество интернет-пользователей на средний доход семьи (это будет определять стоимость рекламы).

Второй — Китай, где такой доход всего $16 тысяч, зато более 700 млн человек пользуются интернетом. Первые в этом рейтинге — США, где 287 млн пользователей при доходе более $59 тысяч на семью.

Например, в Саудовской Аравии всего 24 млн пользователей, зато средний доход — почти $55 тысяч. Сейчас планируем расширяться на восточные страны с арабским языком.

Зачем тратить время на переговоры с кучей сеток, если можно купить такое же количество пользователей у Google в несколько кликов. На местных рынках можно продвигаться и через локальные рекламные сети, но нам это невыгодно.

Нам не выгодно тратить силы на развитие других каналов, которые дадут нам пару тысяч. Мы покупаем 600-700 тысяч пользователей в день.

Например, до 10% аудитории Австрии и Дании откликается именно из соцсетей. Впрочем, иногда в маленьких странах срабатывают группы в Facebook. В рамках эксперимента мы однажды открыли Facebook-группы во всех странах, но позже почти все закрыли — не выгодно, затраты на содержание групп превышают пользу от них даже в долгосрочной перспективе.

И такая динамика сохранялась почти все время активной экспансии. За первый год с момент выхода за пределы Украины доход Jooble увеличился в четыре раза.

Почему не сложилось с Китаем и чем озадачила Польша

Зря. В 2011 мы пробовали зайти в Китай.

Это дорого и долго. Платформу нужно было переделать под иерографическое письмо. Вся команда трудилась над запуском месяц.

Да, мы сделали платформу под китайский поисковик, проработали распознавание слов, семантику. Наш канал маркетинга там не работал — вместо Google у них поисковик Baidu. Сейчас Jooble там работает, но значимых успехов нет.

В польском языке есть символы, которые они размещают над буквами, как ударения. Еще один языковой сюрприз ждал в Польше. Мы два месяца меняли платформу. Чтобы они отображались, нужно было использовать специальную кодировку.

}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"ae1593eb-0a76-a522-b155-5a972d462c06","width":1024,"height":684,"size":175837,"type":"jpg","color":"1b3c31","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"acae6f3b-d318-45d2-b475-0849cafa7316","width":1024,"height":684,"size":205487,"type":"jpg","color":"383433","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"726ce12b-dec1-91bb-08f2-1aeb31ab3a42","width":899,"height":600,"size":232660,"type":"jpg","color":"293a25","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"df75cc44-93f4-a4e2-9c69-a268067d4661","width":899,"height":600,"size":149708,"type":"jpg","color":"41444c","external_service":[]}}}] }

В Бразилии, Венгрии и Южной Корее нельзя зарегистрировать домен на компанию, если ты не резидент страны. Также были проблемы и с доменами. Приходится искать на специальных сайтах резидента или создавать компанию, которая будет резидентом страны.

Через полтора года, когда на сайт заходило 40 тысяч людей в день, он исчез, как и доступ к сайту. В Бразилии мы нашли «липового» человека, на которого все зарегистрировали. Сайт восстановили. Впрочем, он ничего не украл. Больше на подставных людей не регистрируемся.

С точки зрения SEO-оптимизации это ни на что не влияет. Теперь у нас все на субдоменах, например, Венгрия выглядит так: hu.jooble.org.

Как следить за конкурентами

Напрасно. Раньше мы были зелёными и не думали о конкурентах. Сегодня нам гораздо сложнее стать там лидерами. Пока мы запускались в Украине, наш конкурент Indeed захватил американский рынок, а это 70% мирового.

Если видим аномальный рост — разбираемся, что у них изменилось. Теперь мы мониторим KPI и следим за тем, как растут конкуренты.

Оказалось, LinkedIn запустил агрегатор вакансий и подключил к нему наших конкурентов. Например, в начале года мы увидели, что у некоторых конкурентов начал расти «социальный трафик». Мы связались с LinkedIn, и сделали лучше, так как у нас есть вакансии с корпоративных сайтов, чего не было у конкурентов.

Если по регионам, то Европа – это 36% выручки, Южная Америка – 22%, Азия – 24%. Сейчас ни одна страна не приносит нам больше 8% выручки.

В будний день это около 2,5 млн. В месяц аудитория Jooble перевалила за 60 млн посещений. По последним данным Similar Web, мы входим в топ-5 сайтов в мире по трудоустройству.

Пока мы добились этого результата в 27 странах, среди них Сербия, Венгрия, Греция, Россия, Украина, Норвегия, Испания. Наша краткосрочная цель — войти в топ-5 ресурсов по поиску работы в каждой стране присутствия, сейчас это 70 стран.

#украина

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть