Hi-Tech

Как устроена Alibaba Group

Три самые главные интернет-корпорации Китая называются BAT: Baidu (поисковик вроде «Яндекса», капитализация $88 млрд), Alibaba Group (электронная коммерция, $460 млрд) и Tencent (соцсети и игры, $466 млрд).

В этой статье разберём бизнес Alibaba Group. Кроме огромной стоимости, в большинстве остальных компаний страны есть инвестиции от одной из этих трёх.

Главные показатели

Гигантская сумма. Компания стоит $460 млрд, год назад было в полтора раза меньше. Маржинальность по EBITDA 35% — довольно много. Выручка за 2017 календарный год — $34 млрд с ростом 55%.

Грубо говоря, EBITDA отличается от чистой прибыли тем, что не включает в себя налоги и «разовые» расходы — и поэтому лучше показывает здоровье операционного бизнеса.

Они генерируют 86% выручки, прибыльны и финансируют другие инициативы. Основа компании — ecommerce-проекты.

Retail внутри Китая

Вопреки стереотипам о важности AliExpress, главный сегмент — внутренняя розница, на неё приходится 74% выручки группы.

TaoBao

В отличие от «Яндекс.Маркета», который чаще используют как price comparison, чтобы найти самый дешевый iPhone — на TaoBao много, например, одежды, которую нельзя сравнивать только по цене. Это товарный маркетплейс, на котором торгуют как маленькие перекупщики, так и большие бренды. Также нет перехода на сайт магазина, вся продажа происходит на TaoBao.

Листинги до сих пор бесплатны, зарабатывают на рекламе продавцов внутри сервиса, поднятиях в рейтингах и так далее. Запустились в 2003 году и за два года победили конкурентов, включая купленного eBay EachNet, за счёт бесплатных листингов и функций вроде чатов с продавцами и безопасных платежей Alipay, пластиковых карт у жителей тогда было мало.

Приложение TaoBao: слева главный экран, справа продают украшения в прямом эфире

Это принципиально важно, в итоге именно TaoBao владеет своими пользователями. В 2008 году полностью закрылись от индексирования поисковиком Baidu и стали стартовой точкой входа для шоппинга. Сейчас рекламная выручка Alibaba Group больше, чем у самого Baidu.

В 2015 году вывели эту часть в отдельный проект Idle Fish вроде нашей «Юлы». На старте был небольшой раздел с подержанными товарами, на котором обыватель продавал, например, свою старую детскую коляску в одном экземпляре.

Tmall

Для защиты от перепродавцов различного мусора установили заградительные сборы $5000 и депозит $15 тысяч. В 2010 году самых лучших и крупных продавцов TaoBao выделили в отдельный проект. Для пользователя это означает, что не возникнет проблем с товаром или сервисом.

Кроме того, в отличие от TaoBao, Tmall уже зарабатывает на комиссии. По замыслу здесь продаются товары самих брендов, включая престижные зарубежные, и официальных реселлеров. Сейчас GMV совпадает с TaoBao.

Например, для «Юлы» это суммарная стоимость проданных за период товаров. GMV — красивое название товарооборота маркетплейса.

Ещё немного чисел

По пользователям в результате растут медленно — 16%. Весь Китай пользуется TaoBao и Tmall: в стране 1,4 млрд жителей, из них 750 млн пользуются интернетом, а 515 млн покупали что-то на этих сервисах за последний год. С этим стараются бороться всеми способами: например, Cun Taobao — специальный сайт и интернет-кафе в деревнях, где сотрудники помогают крестьянам покупать товары.

Эффективный take-rate с учётом рекламы и комиссий (а форма по большому счету не важна) получается 3,5%. GMV за 2017 год составил $711 млрд, причём рост 25% — быстрее роста аудитории.

Для сравнения, в США продажи всех online-ритейлеров на — «чёрную» пятницу составили $5 млрд. Продажи на Singles Day, китайском аналоге «чёрной» пятницы, составили $25 млрд.

Если в 2013 году на мобильные приложения приходилось 10% GMV, то сейчас ситуация ровно противоположна. Ну и очевидно, но Alibaba Group — мобильная компания.

New Retail

При каждом удобном случае Alibaba Group рассказывает о своей New Retail стратегии: как ecommerce объединится с офлайн-торговлей с помощью Big Data, а клиентам станет не важно, где покупать.

Итак, что конкретно они сделали. Насколько это правда, а насколько — продажа выручки офлайн-магазинов по мультипликаторам интернет-компании, со стороны непонятно.

Франчайзи получает бренд и доступ к закупкам товаров по хорошим ценам, переговорная позиция Alibaba Group явно сильнее. Во-первых, франшизу для маленьких локальных mom-and-pop-магазинчиков.

Магазин после ребрендинга

Во-вторых, покупать торговые центры они начали ещё до Amazon с его Whole Foods — я знаю о сделках с шестью сетями на $10 млрд.

Для сборки заказов магазины увешаны специальными конвейерными лентами, а для приучения пользователей к доставке оплата на кассе возможна только через скачанное приложение. И в-третьих, запустили Hema — собственную сеть из 24 больших продуктовых офлайн-магазинов с доставкой в радиусе ближайших пары километров.

И главное, на доставку приходится 50% заказов, 10-15 тысяч в день, а многие магазины уже прибыльны. Причем доставляют за 30 минут, бесплатно и без минимального размера заказа.

Hema: конвейерные ленты и курьеры

Retail снаружи Китая

Сегмент генерирует лишь 6% выручки группы, но зато растёт 130% год к году.

AliExpress

Самые популярные страны — Россия (конкурирует с Pandao и Joom), Бразилия и США (конкурирует с Wish). Бизнес-модель все знают — cross-border товаров из Китая в другие страны.

Lazada

Как и у оригинала, есть и 1P, и 3P. Это клон Amazon в Юго-Восточной Азии от Rocket Internet (холдинг, копирующий западные бизнес-модели в развивающихся странах).

Например, Ozon. 1P — это когда интернет-магазин торгует своими товарами, сам доставляя со своего склада.

3P — маркетплейс, платформа вроде AliExpress, которая только сводит стороннего продавца с покупателем.

Бизнес-модель тяжелая и, конечно, убыточная, но в неё верят. В 2016 году Alibaba Group купила 51% по оценке $2 млрд, летом 2017 года докупила еще 33% по оценке $3 млрд, а сейчас положила внутрь еще $2 млрд.

b2b

Это те же самые маркетплейсы, но для продажи тракторов или зерна оптом. С этого в 1999 году начиналась история группы. Alibaba.com для международной торговли и 1688.com — для внутренней.

Наверное, здесь уже не будет больших новостей. На сегмент приходится всего 6% выручки, и она практически не растёт (18%).

Они пока генерируют лишь 14% выручки и убыточны, но переносить бизнес-модели в Россию уже пора. У Alibaba Group есть и другие бизнесы, кроме ecommerce. О них расскажу отдельно в следующий раз.

Я также веду колонку самых важных инвестиционных новостей Китая, подписывайтесь в Facebook или «ВКонтакте».

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть