Главная » Hi-Tech » Как устроен Tencent

Как устроен Tencent

Короткая финансовая справка

Основу бизнеса составляют игры и социальные сети. Компания была основана в уже далеком 1998 году. Маржинальность по EBITDA — 41%. Выручка за 2017 год составила $37 млрд — на 56% больше, чем в 2016.

За последние 12 месяцев акции выросли на 27%. На момент написания статьи капитализация Tencent — $455 млрд. Помимо игр, основные драйверы роста: рекламные сервисы, онлайн-платежи и инвестиции — у компании мощное M&A-подразделение, за 2017 год было 70 сделок с медианным размером $78 млн.

Разберёмся со структурой бизнеса по направлениям и посмотрим, как развивалась компания.

Структура выручки

В скобках указан рост по сравнению с аналогичным периодом год назад. Так выглядит распределение выручки за первый квартал 2018 года.

  • Реклама в QQ и WeChat, а также в браузере, магазине приложений и рекламной сети — 10% (+69%).
  • Реклама в медиасервисах: видео, музыка, newsfeed-приложения и портал — 4% (+31%).
  • IVAS: виртуальные предметы и стикеры в социальных сетях, подписка на видео и музыку — 15% (+35%).
  • PC-игры — 19% (на прежнем уровне).
  • Мобильные игры — 20% (+68%).
  • Мобильные игры внутри социальных сетей — 10% (+68%).
  • Другое (в основном платежи и облачные сервисы) — 22% (+111%).

Отмечу, они не только помогают деньгами другим направлениям, но и сами поддерживаются трафиком из них. Как мы видим, половина выручки приходится на игры.

Социальные сети и мессенджеры

QQ и QZone

Зарабатывает на рекламе и IVAS — дополнительных платных сервисах вроде VIP-статусов, подсветки аватарок и так далее. QQ — по сути, аналог ICQ, первый проект Tencent, запущенный в 1999 году. Небольшую копеечку приносит лицензирование сувениров вроде кружек и футболок с пингвином-логотипом QQ; кстати, у Rovio, автора Angry Birds, на это приходятся весьма существенные 16% выручки. В 2002-2003 годах вводили платную регистрацию, но вовремя сообразили отказаться.

Позже к нему привязали учётные записи мессенджера QQ, и получилась социальная сеть. QZone — запущенный в 2005 году аналог MySpace, на котором можно выкладывать фотографии или вести блог. Сейчас является подразделом QQ. Главное принципиальное отличие — список контактов в мессенджере приватный и, соответственно, в QZone тоже: список контактов меньше списка друзей и никаких функций вроде общих друзей.

QQ выглядит как обычный мессенджер, QZone прячется на последней вкладке

Несмотря на всю красоту идеи, заметного успеха она не имела. В 2010 запускали отдельный QQ International — локализованную упрощённую версию без игр и IVAS, но с функцией автоматического перевода чатов для общения с китайскими пользователями.

Аудитория до сих пор огромна, но падает: месячная активная аудитория — 806 млн у QQ (–6% за год) и 562 млн у QZone (–11% за год). Сейчас QQ позиционируется как развлекательный мессенджер.

WeChat

Есть Moments — фотолента друзей. Аналог WhatsApp: mobile-first мессенджер, привязанный к номеру телефона. Реклама отображается только в ней, причём её крайне мало (только недавно увеличили лимит до двух показов одному пользователю в день), есть где наращивать выручку.

WeChat, кстати, доступна версия на английском

В отдельный раздел WeChat Wallet интегрировано около 15 online-to-offline сервисов: такси от Didi и байкшеринг от Mobike, бронирование ресторанов от Meituan, билеты в кино и так далее.

Они бывают двух типов: subscription и service. Ещё есть официальные аккаунты. Первые предназначены для получения новостей бренда и работают примерно как подписка на сообщество «ВКонтакте»: главные отличия — ограничение по количеству постов (один пост в день) и то, что сообщения от всех таких сообществ собираются в отдельную ленту.

Такие профили отображаются вместе с обычными чатами, но отправлять свой спам могут не чаще четырех раз в месяц. Service-аккаунты — что-то вроде чат-ботов для различных сервисов: можно проверить баланс или задать вопрос мобильному оператору, зарегистрироваться на самолет, встать в очередь на местных госуслугах и так далее. Ещё есть enterprise-аккаунты, на которые, по замыслу, должны подписываться только сотрудники самих корпораций, но это не самый частый случай.

В отличии от полноценных iOS и Android-приложений, для мини-программ установлено ограничение 2 МБ. В начале 2017 года внутри WeChat запустили платформу мини-программ. По сути, мессенджер полноценно конкурирует с Android за то, чтобы быть экосистемой приложений. Зато их не нужно устанавливать, а пользователь по умолчанию залогинен и может использовать платежи. Последние объявленные числа: разработано 580 тысяч мини-программ, их совокупная дневная аудитория — 200 млн.

Сейчас его месячная аудитория составляет 1 млн 40 тысяч пользователей (на 11% больше, чем год назад). Запущенный в 2011 году, уже в 2015 году WeChat обогнал QQ по мобильной аудитории, а в 2016 году и по совокупной. При этом общее число интернет-пользователей Китая 770 млн, то есть мессенджером пользуются и в соседних странах.

Платежи: WeChat Pay, QQ Wallet

В 2013 был запущен WeChat Wallet, в 2014 — QQ Wallet внутри соответствующих приложений.

Платить можно (1) контактам из списка друзей, (2) внутри поддерживающих приложений, как и у Apple Pay, и (3) в офлайне с помощью QR-кодов — нужно сосканировать код продавца или дать ему сосканировать свой, и после этого подтвердить транзакцию. Основная идея такая же, как у Apple Pay, проксирующего привязанную банковскую карту, но есть и свой внутренний баланс, пополняемый опять же с карты или переводами от друзей или родителей. Touch ID и Face ID поддерживаются, но и без них все прекрасно работает по паролю.

Wallet внутри WeChat

Говорят, хорошо зашла новогодняя акция: перевод друзьям можно было завернуть в виртуальный подарок — красный конверт, в котором китайцы традиционно дарят друг другу бумажные деньги, причем дарить можно было группе, а деньги случайно распределялись по людям. Кроме ожидаемых функций, есть, например, совместные счета в групповых чатах с отслеживанием того, кто из участников не заплатил, а также Reward Code для сбора пожертвований или чаевых в офлайне.

Основной конкурент — Alipay: сейчас на него приходится 53% переводов, а на Tencent — 40%, причем соотношение растет в пользу Tencent. Известно про 600 миллионов пользователей, платящих хотя бы раз в месяц, и 600 миллионов транзакций в день во всей системе. Естественно, конкуренция не могла обойтись без субсидий: кроме понижения комиссий, в феврале 2015 года за неделю оба раздали по сотне миллионов долларов деньгами и ещё по несколько сотен купонами.

Этим занимается запущенный в 2015 году WeBank. Большой объем данных о платежах просто обязан был привести к выдаче кредитов и управлению финансами. Он деконсолидирован, то есть его выручка и долги на балансе не ложатся на Tencent и не расстраивают инвесторов.

Игры

Оценка их игрового бизнеса больше, чем у Activision, Blizzard, EA или Ubisoft. Tencent — крупнейшая игровая компания в мире. Всего в портфолио 40 PC-игр и 100 мобильных; какие-то разрабатывают сами, какими-то просто оперируют (локализация, маркетинг, поддержка) в Китае за долю от выручки.

League of Legends, главная игра для PC, аналог DotA; покупать разработчика начали ещё в 2008 году

Кроме полной покупки Riot Games (League of Legends), владеют, например, 40% Epic Games (Fortnite, Unreal), 38% Supercell (Clash of Clans), по 5% Activision Blizzard c Ubisoft и 15% корейского разработчика PUBG.

Honor of Kings — самая популярная мобильная игра в Китае, мобильная DotA; разработана внутри Tencent

Кроме того, у Tencent доли с опционами до 51% в двух крупнейших игровых стримингах, аналогичных Twitch (Huya и Douyu) и ещё один свой: потенциально они тоже смогут помогать дистрибуции. Главный канал распространения мобильных игр — свой лидирующий магазин Android-приложений (Google Play в Китае заблокирован).

Медиасервисы

Tencent Video

Ноздря в ноздрю конкурирует с недавно вышедшим на IPO iQiyi от Baidu, Youku Tudou из портфеля Alibaba от них немного отстаёт. Китайский аналог Netflix. У всех трёх проектов примерно похожая история: они начинались как аналоги заблокированного в стране YouTube, то есть социальная сеть с видеоконтентом от пользователей.

Ну и, конечно, от производства оригинального контента никуда не деться. Со временем начали добавлять сериалы, доступные только платящим подписчикам: у Tencent Video, например, эксклюзив с HBO — китайцы тоже любят «Игру Престолов».

Обратите внимание, это мини-программа Tencent Video для WeChat

Подписка дешёвая, порядка $3 в месяц, в конце года было 56 млн подписчиков. Зарабатывают на подписках платящих пользователей и рекламе неплатящим. Но, конечно, все сервисы глубоко убыточны: отчисления правообладателям контента и расходы на производство своего съедают всю выручку, а конкуренция не дает повышать цену. Есть оценка выручки — $2,7 млрд с ростом 75%.

Впрочем, этот сервис заметно отстаёт от лидеров, включая Inke, в котором у Tencent 1%. Отдельно здесь же можно отметить Tencent Now — неигровой live streaming, зарабатывающий на подарках, вроде нашего VK Live.

Tencent Music Entertainment

Вместе они занимают 78% рынка. Отдельная компания, оперирующая тремя приложениями, похожими на нашу «Музыку ВКонтакте»: QQ Music, Kugou, Kuwo. Все музыкальные сервисы пока зарабатывают в основном на рекламе, а не на подписках. Еще 16% приходится на NetEase Cloud Music, лицензирующего права у самого China Music Corporation. Ну и в сами приложения, как и положено в Китае, напиханы социальная сеть, live streaming, короткие видео и даже знакомства.

Кстати, владеют 7,5% Spotify, а Spotify — 9% TME. Собираются на IPO, ходят слухи про оценку $30 млрд.

China Literature

Бизнес-модель — пересечение модели LitRes, продающего чужие книги, и самиздата: из 10 млн работ только 140 тысяч лицензированы у издательств, все остальное — авторы, зарегистрировавшиеся на платформе и публикующиеся прямо на ней. Позволяет читать электронные книги с оплатой за месяц или по главам.

Соответственно, есть редакционная команда, большинство популярных авторов подписывают на эксклюзив, а на основе интеллектуальной собственности снимаются фильмы и разрабатываются игры с соответствующими роялти. Понятно, что соотношение опубликованных и читаемых, а тем более покупаемых книг должно сильно отличаться в пользу лицензируемых, но в инвесторских отчётах именно самиздат преподносится как основа бизнеса.

Какие-то действительно отличаются фокусом (направлены на подростков или, например, работающих матерей), а с какими-то получилось исторически — компания образовывалась в результате слияний и поглощений. С точки зрения пользователя, China Literature состоит из девяти отдельных, не связанных друг с другом сайтов и приложений. Помимо этих продуктов, читать и покупать книги можно прямо в мессенджерах и браузере Tencent.

QQ Reading, одно из приложений China Literature; обсуждать отдельные моменты книги можно прямо в нём

Полгода назад вывели всю конструкцию на IPO, текущая капитализация — $8,7 млрд, причем выручка растет на 60%, а компания прибыльна.

Short Videos & Newsfeed

Принцип формирования такой же, как в «Яндекс.Дзене» — на основе машинного обучения, а не подписок. Также у Tencent есть два приложения с новостными лентами: QQ News и Tiantian Kuaibao. Конечно, аналогичная лента есть в браузере, как и у «Яндекса». В первом контент чуть больше похож на нормальные новости, второй — скорее таблоид с развлекательными статьями. Наверное, стоит отметить, что QQ News по аудитории (но не по потраченному времени) обгоняет даже Toutiao.

QQ News, отдельная вкладка для видео

Также, несмотря на значительные инвестиции в Kwai, развивают свое аналогичное приложение WeiShi — умную ленту с короткими видео от пользователей вместо статей.

Другое

Ru. Помимо этих проектов, Tencent владеет IaaS-сервисами (похожие на Amazon Web Services или AliCloud), вторым по популярности браузером после UCWeb, почтой и порталом вроде Mail. Ещё есть популярные десктопные и мобильные наборы утилит для очистки места, оптимизации реестра и так далее: на них не зарабатывают, но всё равно могут себе позволить не закрывать.

Инвестиции

Очень многие направления, особенно те, что генерируют убытки, Tencent предпочитает не развивать внутри: вместо этого компания покупает 5%-25% бизнеса.

В итоге передали все активы в рамках сделки с самым успешным конкурентом — JD. Так, например, получилось с направлением eсommerce: c 2006 года они развивали различные проекты сами, но постоянно проигрывали Alibaba.

Это отдельные компании, заслуживающие отдельных статей, поэтому пока просто перечислю основных игроков «команды Tencent»: При такой структуре Tencent не консолидирует бизнес и не учитывает их выручку и EBITDA в своей отчётности.

  • eсommerce: JD, Vip.com (аналог KupiVip), Younghui SuperSpecies (сеть офлайн-супермаркетов);
  • Local services: Meituan (смесь Delivery Club и Groupon), 58.com («Юла»), Lianjia (агентство недвижимости вроде RedFin);
  • Media&Social: Maoyan (билеты в кино), Kwai (короткие видео), Douyu и Huya (игровые видеостриминги), Sogou (поисковик), Zhihu («Ответы Mail.Ru»);
  • Transportation: Didi (такси), BitAuto (автоклассифайд), Mobike (байкшеринг);
  • Health: WeDoctor (запись ко врачам и телемедицина).

***

Я также веду колонку о самых важных инвестиционных новостях Китая, подписывайтесь в Facebook или «ВКонтакте».


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

«Есть только одна важная вещь — путь от идеи к этапу роста»: как найти нишу молодому стартапу

Основатель конструктора сайтов Weebly Давид Русенко — о создании своей компании и поиске места на рынке цифровых продуктов. В закладки Поделиться Цель: передать опыт создания ИТ-компаний, а также вдохновить заняться предпринимательством. Материалы конспектируются в рамках волонтёрской инициативы «Y Combinator по-русски», ...

Facebook запустила сервис знакомств внутри приложения

Facebook запустила сервис знакомств внутри приложения — Соцсети на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Пока он работает только в Колумбии. В закладки Поделиться Пока он работает только в ...