Хабрахабр

Как устроен скоринг в индустрии каршеринга. Часть 2. Определить агрессивного водителя за 5 секунд

В прошлой статье мы рассмотрели алгоритм скоринга, основанный на резких ускорениях и торможениях. Результаты скоринга по такому алгоритму слабо коррелируют с вероятностью ДТП. В этой статье мы обратимся к более продвинутым алгоритмам анализа стиля вождения, основанным на значениях скорости, оборотов двигателя и показателях акселерометра.

На анализируемых автомобилях установлены телематические устройства Remoto.
Для анализа мы будем использовать данные 250 000 поездок 43 000 пользователей каршеринга, из которых 250 являлись виновниками ДТП. Агрессивные водители определяются как водители, неоднократно совершающие нарушения правил дорожного движения. В статье мы рассмотрим две группы водителей — агрессивные и аккуратные.

Для начала проанализируем среднюю скорость движения и средние обороты пользователей, не попадавших в ДТП и виновников ДТП.

Средняя скорость

Рисунок 2.
Рисунок 1. Средние обороты двигателя

Видно, что средние показатели пользователей с ДТП и без — слабо отличаются. На гистограммах 1 и 2 синим и оранжевым указаны показатели пользователей без ДТП и виновники ДТП соответственно, где пунктирные линии – медианы. Это говорит о том, что большую часть маршрута водители ездят одинаково.

Анализ данных с маршрутов этих групп пользователей показал интересную особенность – первые 5 секунд поездки агрессивные пользователи быстрее набирают скорость, а также держат выше обороты двигателя. Далее мы отобрали 10 водителей: 5 с агрессивным стилем вождения и 5 со спокойным. Для скорости, оборотов двигателя и ускорения мы использовали для анализа следующие значения: Также агрессивные пользователи тормозят с большим ускорением при полной остановке автомобиля (на светофоре или в конце поездки).

  • Максимальное значение;
  • Максимальное изменение значение;
  • Среднее статистическое отклонение;
  • Среднее значение;
  • Медианное значение.

На нашей тестовой выборке было ярко видно, что максимальные обороты агрессивных водителей в начале маршрута сильно выше, чем у остальных, как и максимальное ускорение. В результате мы решили вычислить эти значение для всех 250 000 маршрутов, разделив данные на две группы: виновники ДТП и обычные пользователи.

Максимальные обороты на старте поездки
Рисунок 3.

Пунктирные линии – медианы. На гистограмме 3 показано распределение максимальных оборотов двигателя, оранжевым – поездки пользователей, виновных в ДТП, синим – всех пользователей. в первые 5 секунд поездки эти водители держат обороты выше, чем остальные. Видно яркое смещение виновных в ДТП водителей вправо, т.е. 36% водителей из этой же группы имеют обороты выше 4800 на старте маршрута, и только 9% всех рассматриваемых водителей имеют такие обороты.

На гистограмме 4 изображено распределение максимальных ускорений. Аналогично с максимальным ускорением. У виновных в ДТП максимальное ускорение выше, чем у остальных.

Максимальное ускорение на старте поездки
Рисунок 4.

Для каждых 5 секунд начала движения посчитаем максимальное значение оборотов двигателя и максимальное ускорение. Теперь рассмотрим не только начало поездки, а все пятисекундные интервалы с моментов полной остановки и пятисекундные интервалы до полной остановки. Затем для каждого пользователя найдем максимальные значения.

Самое большое отклонение для начала движения показывают максимальные обороты, а для остановок – максимальные ускорения.

Максимальные обороты двигателя при начале движения
Рисунок 5.

Максимальное ускорение при остановке
Рисунок 6.

Также 52% водителей виновных в ДТП, имеют обороты выше 5800, при том, что 10% всех пользователей имели такие обороты. В итоге получается, что 80% водителей, виновных в ДТП, имеют обороты больше 5000, когда лишь 20% всех водителей имеют такие обороты, другими словами 80% водителей виновных в ДТП, входят в группу 20% всех пользователей. С ускорением при остановке похожая ситуация, хотя визуально сдвиг меньше, 60% водителей с ДТП показали ускорение больше 120, когда только 20% всех водителей имеют такие ускорения при остановках.

Другими словами, спокойные водителя обычно ездят одинаково, когда агрессивные водители могут проехать, как и спокойно, так и чрезвычайно агрессивно, сложно сказать почему и что на это влияет (может быть как настроение, так и спешка и т.д.). Мы рассматриваем максимальные значения по причине сильного варьирования показателей агрессивных водителей, отклонение данных одного агрессивного водителя всегда выше, чем у спокойного водителя.

Водители с агрессивным стилем вождения чаще всего являются виновниками ДТП, 80% виновных в ДТП попадают в группу агрессивных по значению максимальных оборотов при старте движения. Мы рассмотрели старты и остановки в пределах поездки и получили хорошее отклонение для водителей с ДТП относительно всей массы водителей. для них ДТП — это всегда убытки. На эту группу водителей стоит обращать внимание операторам каршеринга, т.к.

Другими важными элементами поездки являются повороты, о них я расскажу в следующей статье.

Автор: Кирилл Кульченков, kulchenkov32, бизнес консультант, Bright Box.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть