Главная » Хабрахабр » Как строятся оптоволоконные сети

Как строятся оптоволоконные сети

Всем привет! Меня зовут Дмитрий, я занимаюсь проектированием и строительством волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) в DataLine. Сегодня расскажу, как мы создаем оптические трассы для наших клиентов и как устраняем аварии.


Монтажник укладывает волокна двух кабелей в оптической муфте.

Она объединила наши узлы связи (дата-центр OST, дата-центр NORD) с ММТС-9 и ММТС-10 в единое кольцо. Когда я пришел в компанию в 2016-м, уже была построена опорная сеть, или «магистраль», из 144 волокон. Также было построено около 21 км так называемых «последних миль» – ответвлений от опорной сети, соединяющих удаленную площадку клиента с ближайшим нашим узлом связи. Длина опорной сети на тот момент была около 210 км. Тогда в компании не было выделенных специалистов по ВОЛС, все делали подрядчики под руководством сетевого отдела.

Все мои проекты – это достройка трасс от нашей опорной сети до офисов клиентов. Сейчас «магистралей» не строим, так как имеющейся емкости пока хватает. Протяженность всей сети на сегодняшний день составляет 301 км. При мне построили 70 км таких трасс.


Схема прохождения оптоволоконной сети DataLine на декабрь 2018.

Его мы используем в наших проектах.
Это кабель марки ОККМ (ОК – оптический кабель, К – канализация, М – многомодульная конструкция) производства Фуджикура.

Самостоятельно строим канализацию только в тех случаях, когда рядом с маршрутом будущей трассы нет подходящей инфраструктуры. Мы прокладываем оптические кабели в телефонной канализации, коллекторах, тоннелях и мостах. Иначе это все равно что построить себе отдельную дорогу от дома до работы – долго и дорого.

В коллекторах размещают не только кабели связи. В представлении многих коллекторы и телефонная канализация примерно одно и то же, но это не так. Некоторые коллекторы настолько большие, что в них спокойно может проехать грузовой автомобиль. Там проходят разные инженерные коммуникации: теплосеть, газопровод, силовые кабели.

Заглянуть в нее можно только через смотровые устройства – телефонные колодцы. Телефонная же канализация  – это просто зарытый в землю трубопровод с кабелями. Иногда это просто коробка глубиной 20 см. Они бывают разные, но чаще в них не развернуться. В качестве исключения видел несколько колодцев по Москве размером с трехкомнатную квартиру.


Смотровой колодец телефонной канализации.

Кабели просто уходят в каналы в стене.
Вот такой вид открывается в смотровом колодце.

Это нужно для резерва, на случай повреждения или полного обрыва основного кабеля. Обычно для наших клиентов мы строим две оптоволоконные трассы, идущие независимыми маршрутами до нашего дата-центра. Из свежего: во время работ по программе «Моя улица» одному нашему клиенту «повезло» с экскаватором 4 раза за 3 месяца. Тут многие сразу вспомнят поучительные истории про экскаватор и будут правы. Хорошо, что у него была резервная трасса, которая не пересекалась с основным маршрутом, и его сервис не простаивал, пока мы восстанавливали пострадавшую трассу.

Обрыв кабелей в телефонной канализации.
Маленькое движение ковшом – большие проблемы для провайдера.

Или заказывают у нас трассу, которая будет резервной в дополнение к основной от другого провайдера. Большинство клиентов понимают важность резерва и сразу просят нас проработать два разнесенных маршрута до их площадки.

Про процесс

Например, клиент хочет провести волокно из нашего дата-центра NORD к себе в офис.
На основе эскизов линейно-кабельных сооружений я определяю ориентировочный маршрут будущей трассы. Вычисляю расстояние достройки от офиса клиента до нашей сети и выбираю место для размещения соединительных муфт. Попутно собираю информацию об объекте, в котором расположен офис клиента: есть ли на пути будущей трассы линейно-кабельные сооружения, кто является их владельцем. Эта информация понадобится при согласовании рабочего проекта.


Маршрут оптических трасс от дата-центра NORD до офиса клиента.


В этом проекте мы соединяли два офиса клиента.

В него войдут наши разовые расходы на получение технических условий от собственников линейно-кабельных сооружений (Москоллектор, МГТС) и согласование рабочего проекта с ними же, проектно-изыскательские работы на линейную часть, строительно-монтажные работы по прокладке кабеля, стоимость используемых материалов, а также наши ежемесячные платежи за аренду линейно-кабельных сооружений. С этими исходными данными я рассчитываю бюджет на организацию новой линии связи. руб. По рынку проектирование и строительство «под ключ» 1 км оптоволоконной трассы емкостью до 32 волокон обойдется сейчас в среднем 200 тыс.

Это официальный срок с оформлением всей необходимой документации, а ее много. Стандартный срок строительства – 45 календарных дней, но иногда получается быстрее. Они, исходя из наших требований, делают рабочий проект линейной части – участка трассы, который идет по городу до здания клиента. Мы готовим большой пакет документов для МГТС, Москоллектора, составляю для подрядчиков техническое задание. Подрядчики знают, как все устроено под землей в Москве, и имеют все необходимые сертификаты, лицензию ФСБ и допуски к работам, связанным с гостайной.

В этом документе мы описываем, как будет организован ввод в здание, прокладка кабеля по зданию до места назначения (серверной или офиса) и монтаж оптического кросса.
 

Пример схемы прокладки оптического кабеля внутри здания. Мы самостоятельно делаем рабочий проект прокладки кабеля по зданию и согласовываем его с владельцем.

В существующую сеть ВОЛС врезают новый кабель, который будет проложен до здания клиента. Как только все проекты согласованы, начинается долгожданное строительство. Ниже несколько рабочих фотографий.

Приходится тратить время на их открытие при помощи специального подъемника.
Иногда телефонные колодцы оснащены антивандальными устройствами (заглушками).


Монтажники протягивают новый кабель.

Потребовалось снимать дорожное покрытие и вскрывать грунт.
На самом подходе к зданию клиента возник непроходимый участок: был обнаружен излом в канале, и кабель не получалось протолкнуть из смотрового колодца.

Идёт подготовка монтажа нового кабеля в магистраль.
На столе – оптическая муфта.


Врезка нового кабеля в магистраль.

По ним специалисты распознают нужные волокна в магистральных кабелях и сваривают их с волокнами нового кабеля. Для монтажников-спайщиков мы готовим исполнительные схемы. Затем сваренные волокна укладывают в оптическую муфту.

Если присмотреться, то видно волокно, которое заходит в сварочный аппарат.
На фото разделанный кабель.


Оптическая муфта с соединенными волокнами двух кабелей.


Так оптический кабель приходит в здание.

Когда кабель проложили до здания, на его конце разваривают оптический кросс, который монтируют в стойку или на стену.


Оптический кросс в Meet-Me-Room дата-центра OST.

Показания снимаются с оптического кросса с помощью рефлектометра. Дальше мы параллельно с подрядчиком тестируем новую трассу: проводим измерения кабеля методом импульсной рефлектометрии. Они же фиксируются в SLA с клиентом: Значения ниже говорят о том, что все работает.

≤ 0,2 дБ максимальная величина потерь на неразъемных соединениях (сварке) при двунаправленном усредненном измерении.
≤ 0,5 дБ затухание оптического сигнала на длинах волн 1310 и 1550 нм в точках разъёмного соединения (транзита) оптических волокон.
≤ 40 дБ коэффициент отражения (reflectance) на 1 событие.
≥ 29 дБ значение оптических возвратных потерь (Optical Return Loss – ORL) на измеряемом участке.


Рефлектометр.

Клиенту остается только подключиться в нужный порт. Если все показания в норме, то трасса принимается в обслуживание и передается в эксплуатацию.

Вежливые люди, пожары в коллекторах: как проходят работы и устраняются аварии на трассах

Мы оповещаем наших клиентов обо всех плановых работах. Даже если это просто врезка нового кабеля, то клиент получит письмо с контактами дежурной смены, аккаунт-менеджеров и ситуационным планом с отмеченными участками, где будут проходить работы. С такими работами проходит все штатно, но бывают и забавные случаи. Как-то после считанных минут от начала работ в муфте, расположенной недалеко от Красной площади, к монтажникам подъехала машина с номером ЕКХ. Оттуда вышли люди в костюмах и с оружием. Проверив наличие разрешения на работы у монтажников, вежливо попросили работать аккуратно в данном месте. Так и стояли, пока работы не были закончены. Видимо, в колодце был один из тех «кремлевских» кабелей и у него сработала сигнализация.

Совместно с инженерами проводим контрольные измерения с помощью рефлектометра на оптическом кроссе в наших дата-центрах, чтобы определить предполагаемое место аварии. Когда происходит авария, не всегда сразу понятно, где повреждение. Пока аварийная бригада собирается, я успеваю сориентировать их, куда ехать, и сам выезжаю на место обрыва.

Наш отдел переключает клиентов на резервные каналы – клиентские и наши собственные (на свободные волокна), – если у клиента нет резерва. Параллельно составляем список клиентов, чьи сервисы были нарушены при аварии, а коллеги из смежных отделов уведомляют клиентов. При необходимости тянем новые кроссировки и начинаем переключение.

Всех провайдеров допустили к работам только через 5 дней, потому что сначала восстанавливали все городские коммуникации и связь специального назначения. Последняя крупная авария произошла из-за пожара в Ново-Дорогомиловском коллекторе.  Но такие случаи скорее исключение, и обычно работоспособность сервисов восстанавливаем оперативно, для масштабных аварий – это 8 часов максимум. Всем, у кого не было резерва, пришлось ждать (еще раз к вопросу о резерве:)).

Последствия пожара в Ново-Дорогомиловском коллекторе.
Так выглядят обгоревшие кабели.

Монтажники изготавливают кабельную вставку для поврежденного кабеля.
Восстановительные работы в том же коллекторе. Запах гари после пожара все еще очень сильный, поэтому работают в респираторах.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Вырастить и научить. Как мы подружились с PEGA

В группе компаний ЛАНИТ работают более десяти тысяч человек. Кажется, что в таком коллективе всегда найдётся подходящий специалист. Однако с каждым годом на рынке появляется всё больше новых продуктов, методик, решений. ИТ-профессионалам интересны новинки отрасли, но для того, чтобы изучить ...

В ЕС добиваются права на ремонт крупной бытовой техники

Источник: Schraube locker!? Им удалось собрать более 100 тыс. Европейские активисты движения «права на ремонт» решили начать с холодильников. подписей под соответствующим документом и даже добиться голосования в Брюсселе по поводу изменения законодательства, имеющего отношение к ремонту бытовой техники. Традиционная ...