Хабрахабр

Как соцсети поглощают наше внимание: большое исследование про экранное время

Проанализировав эти экраны, я пришел к любопытным гипотезам и выводам. В конце июля я попросил подписчиков @PonchikNews прислать анонимно скриншот своего экрана Screen Time с информацией об использовании мобильных приложений за последние 7 дней. Делюсь ими сразу же, в TL;DR.

TL;DR:

Среди людей, приславших экраны (n=122), наблюдаем вот что:

  1. Соцсети едят почти половину (46%) всего экранного времени (от трети до двух третей в большинстве случаев).
  2. Instagram – самое дофаминовыжимательное приложение на сегодняшний день. Среднее использование: почти 7 часов в неделю. IG в топ-5 приложений по использованию у 58% приславших экраны.
  3. Бизнес-модель большинства популярных приложений по времени использования — это реклама, сбор и продажа ваших данных. На них приходится половина всех топовых приложений.
  4. Три компании, которые владеют большинством главных приложений по экранному времени — это Facebook, Apple, Google. Сюрприз!
  5. Яндекс конкурирует экранным временем с Google, Facebook, Apple, похоже, только через свои карты (по крайней мере на iPhone; возможно еще поиском, но мы не знаем, какой поисковик в браузерах по умолчанию; там может идет себе борьба между Гуглом и Яндексом).
  6. Приложения для продуктивности представлены в чартах по экранному времени скупо. Подозреваю, основная работа постепенно перетекает в мессенджеры или делается отдельно от телефона на компьютере.
  7. Казуальные игры практически не отнимают экранного времени большинства читателей. Наигрались.
  8. Похоже, главный совет такой: оберегайте свое внимание и время от корпораций, которые используют вовлекающие механики с социальным давлением, и зарабатывающих на рекламе, сборе и продаже данных пользователей. Сейчас нет никаких регуляций на этот счет, но при этом область вовлекающих и привычкоформирующих механик — это не только наука, но и ежедневная практика. Только вы сами можете настроить свое время и внимание так, чтобы максимизировать удовольствие от жизни и общения с реальными людьми.

Полный рассказ ниже.

Дано:

  • Оригинальный google sheets, куда вбивались данные с n=122 экранов.
  • Выборка n=122 экранов со скриншотов «экранного времени». В основном участвовали владельцы айфонов, хотя была пара владельцев андроида. Все пришли из телеграма (ponchiknews). Русскоговоряющие. Живут, судя по языкам и приложениям, всюду — хотя локацию никак не трэкал.
  • Использовались только данные про недельное распределение времени по категориям, общее недельное время, топ-5 приложений по времени использования.
  • Информацию о нотификациях и поднятиях телефона не использовал. Хотя уверен, из этого можно сделать отдельное интересное исследование.
  • Данные, безусловно, очень пристрастные, да и наверняка я наделал кучу ошибок по дороге. Но получился ряд выводов, которые, похоже, близки (от слова "good enough") к реальному положению дел, по крайней мере, для подписчиков канала.

Решение:

Все экараны были прочеканы, неподходящие отброшены, и cпециально обученным человеком с Youdo размечены в гугл-таблице. I.

По каждой а) категории и б) приложению получилось три важные цифры: II.

  • среднее значение по времени использования (часов в неделю),
  • медиана по времени использования (часов в неделю)
  • % присутствия приложения/категории в топ-5 приложений по времени использования.

Так же я посчитал несколько дополнительных важных историй: III.

  • среднее значение каждой категории и приложения ко среднему общему времени,
  • то же самое для медиан,
  • общее среднее и медианное время в неделю,
  • % присустствия категории и приложения в общем числе скриншотов.

Выглядело это совершенно по-задротски, то есть как стена цифр.

Потом я подумал еще немного и проанализировал несколько дополнительных штук, а именно: IV.

  • Топ приложений, с присутствием >2% и >5% в выборке — чтобы исключить непопулярные приложения. Популярных получилось всего 22, очень популярных — 13.
  • Добавил к каждому из них категории, бизнес-модель, название компании-владельца приложения.
  • Сделал несколько неутешительных выводов, но уже не по приложениям, а по компаниям и их основным бизнес-моделям.

Дальше докинул еще чуток информации и посчитал соотношения — категорий к общему времени, приложений к общему времени и т.п. V. О них тоже пойдет речь. Получилось понять некоторые распределения.

Ответ:

1. Топ-3 категорий по среднему времени

Для понимания: среднее общее время, которое респондент проводит в телефоне, — 27ч 57м. В скобочках: среднее количество часов в неделю и % присуствия в топ-3 категорий на экранах.

  1. Соцсети (12ч 47м, 95%) — в основном из-за Instagram, Telegram, WhatsApp и тому подобных.
  2. Развлечения (4ч 25м, 49%) — в основном из-за YouTube, VLC, Netflix и т.п.;
  3. Книги и справочники (4ч 11м, 26%) — в основном, потому что там Навигоры, Карты и Книжки, которые по своей природе занимают много экранного времени.

Наблюдения:

  • Заметьте, игры в топ-3 даже не вошли. Вообще они были в топ-3 категориях лишь у 5% респондентов. Может, все уже переболели казуальными играми?
  • Впрочем, продуктивность тоже не в топ-3. Возможно, потому что много работы происходит в мессенджерах.
  • Соцсети в среднем (и по медиане тоже) съедают 46% экранного времени. Это почти половина!
  • Не знаю, как считается время внутри Safari и Chrome. Вроде бы в самой последней версии iOS 13, ОС уже умеет определять, в каких категориях мы браузим, но про iOS 12 не могу ничего сказать.

2. Короткий и длинный топ приложений по экранному времени

Остановимся на двух: Топ-13 с >5% присутствия и Топ-24 с >2% присутствия в топ-5 всех экранов. В зависимости от того, как широко приложение представлено среди всех присланных нам экранов, можно сделать разные топы. Время в формате X:XX означает Х часов XX минут.

2.1 Короткий топ по экранному времени (при условии, что каждое приложение появляется на >5% присланных экранов).

2 Длинный топ по экранному времени (при условии, что каждое приложение появляется на >2% присланных экранов) 2.

Наблюдения

  • Социальные сети все так же в топах. Половина самых популярных приложений (в первом чарте с порогом ≧5%) — это соцмедиа.
  • Если отбросить навигаторы и карты (из-за особенностей юзкейса вождения, они увы должны быть постоянно на экране) и утилитарные приложения типа камеры и фото, то почти все экранное время в топовых приложениях приходится на соцсети и развлечния.
  • Хотя много людей работают в WhatsApp и Telegram (категория «соцсети»: то есть трудно посчитать, что уходит на работу, а что на друзей), важная категория Productivity (приложения только по работе) представлена лишь двумя аппами — Slack и почта. Самое интересное, что Slack – это по-сути первая получившаяся соцсеть для работы, использующая все механики захвата внимания. Во-первых, видим как почта умирает как вид, а во-вторых, радуемся за успехи команды слэка.
  • Непонятно, что там происходит в браузерах, но есть гипотеза, что там тоже много социального взаимодействия — помимо просмотра сайтов разного содержания. Кстати, кое-какие приложения Apple не пропускает в App Store — поэтому такие продукты, особенно дофаминовыжимающего характера, будут использовать в браузере.
  • В списке нет новостных приложений. Все важные новости = социальные сети. Неудивительно, что на Facebook и Twitter сейчас так много давления со стороны властей.

4. А можно в виде картинки?

Да, смотрите на цветные шарики ниже.

Размер кружочка — это насколько часто он встречается среди топ-5 экранов респондентов. По осям X и Y — среднее и медиана в ч: мм в неделю (они не равны но в целом все оч близко — поэтому кружочки почти образуют линию в 45°). Чем больше кружок, тем он популярней среди читателей. Чем выше кружок, тем больше он занимает внимания и времени.

4.1. Для короткого топа (>5%)

Чем ближе к правому верхнему углу, тем больше в среднем поедает времени/внимания в неделю. Чем больше кржок, тем чаще он встречается в присланных экранах.

4.2. Для длинного топа (>2%)

Ситуация сильно не поменялось, просто добавилось немного более нишевых (для российского рынка/ русскоязычного потребителя) продуктов
*Напомню, что в исследовании есть явный bias в сторону Telegram – именно через него читатели нашли пост в моем канале и, подозреваю, пользуются им довольно много.

5. Топ-3 бизнес-модели и топ-3 компании-владельца приложений по охвату экранного времени

Еще интересное: если добавить к каждому приложению ее основную бизнес-модель и компанию-владельца, можно прикинуть, насколько все на рынке внимания консолидировано.

Получается такое распределение:

  1. 50% — реклама и сбор и продажа данных;
  2. 16.7% — подписка;
  3. 25% – продажа железа и товаров.

Какие 3 компании владеют практически всеми приложениями из топа экранного времени очевидно:

  1. Apple (31.8%);
  2. Facebook (18.2%);
  3. Google (9.1%).

  • 1%), но он по сути представлен в экранном времени своими картами и навигаторами. Еще есть Яндекс (9. На самом деле, круто: похоже это сейчас самое сильное предложение Яндекса на мобильных девайсах, по крайней мере на айфонах.

  • Павел Дуров, кстати, все еще не придумал валидированную монетизацию для Telegram, оч хочется увидеть, как площадка будет развиваться дальше. Netflix и Telegram тоже молодцы, не продаются и конкурируют — один с Amazon (и скоро Apple), другой с Facebook.

  • Уверен, в мире владельцев Android распределение будет в сторону Google. Понятный bias про Apple – это те телефоны, с которых сделаны почти все скриншоты.


Go, Pasha, go!

Основные выводы

Продублирую их еще разок, из самого начала статьи.

  1. Соцсети едят почти половину всего экранного времени (в среднем 47%, и от трети до двух третей в большинстве случаев).
  2. Instagram – самое дофаминовыжимательное приложение на сегодняшний день. Среднее использование: почти 7 часов в неделю. IG в топ-5 приложений по использованию у 58% респондентов.
  3. Бизнес модель большинства популярных приложений по времени использования — это реклама, сбор и продажа ваших данных. На них приходится половина всех топовых приложений по собиранию внимания.
  4. Три компании, которые владеют большинством главных приложений по экранному времени — это, естественно, Facebook, Apple, Google.
  5. Яндекс конкурирует экранным временем с Google, Facebook, Apple, кажется, только через свои карты (по крайней мере на iPhone; возможно еще поиском, но мы не знаем, какой поисковик в браузерах по умолчанию; там может идет себе борьба между Гуглом и Яндексом).
  6. Приложения для продуктивности представлены в чартах по экранному времени скупо. Подозреваю, основная работа постепенно перетекает в мессенджеры или делается отдельно от телефона на компьютере.
  7. Для большинства читателей казуальные игры практически не отнимают экранного времени. Похоже, все наигрались.
  8. Мой главный совет такой: оберегайте свое внимание и время от техкомпаний, которые используют вовлекающие механики с социальным давлением, и зарабатывающих на рекламе, сборе и продаже данных пользователей. Сейчас нет никаких регуляций на этот счет, но при этом область вовлекающих и привычкоформирующих механик — это не только наука, но и ежедневная практика. Только вы сами можете настроить свое время и внимание так, чтобы максимизировать удовольствие от жизни и общения с реальными людьми.

Что делать?

Последние два года я веду канал ponchiknews в Телеграме, где публикую эссе, рассказываю об изменении поведения и записываю подкасты — с целью научиться проживать такую долгую счастливую жизнь, которую только мы сами можем создать, каждому из нас. Меня зовут Алексей Иванов, я дизайнер в ИИ-стартепе в Сан-Франциско и специалист по изменению поведения. Три штуки, которые можно сделать прям сейчас:

  1. Почитать мои предыдущие посты про гигиену внимания на Хабре.
  2. Почитать другие посты в тг-канале.
  3. Почитать материалы на сайте Time Well Spent — это такое НКО, которое топит за более разумное управление вниманием в технологическом мире.

Держитесь!

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть