Главная » Хабрахабр » Как собирают вагоны для пассажирских поездов

Как собирают вагоны для пассажирских поездов

Завтра у него день рождения. Есть такой Тверской вагоностроительный завод. Поэтому тут я расскажу кое-что интересное про сам завод.

Это тот самый завод, куда на входе поступает листовой прокат, а на выходе получается вагон со всеми подсистемами, включая пульт управления с прошивкой. Это тот самый завод, чьи вагоны пассажиры принимают за немецкие. Здесь работает около 8 тысяч человек, это крупнейшее предприятие Тверской области, и тут живут чайки, потому что им тепло на некоторых корпусах.

Там есть всё — от локальной сети до электрических дверей. Если вы думаете, что вагон — это очень простая вещь, то рекомендую вернуться к посту про подсистемы пассажирских вагонов. И всё это надо собрать.

Это два Ватикана. Давайте начнём экскурсию.
Завод занимает 93 Га.

Первое, что можно увидеть, — это как вагоны из одного цеха по рельсам отправляют в другой:

Первое — это то, что на территорию завода заходит железная дорога. Или нет. В производственных цехах с грузовых платформ разгружается металл и направляется на дальнейшую обработку:

Богданова, сотрудника ТВЗ): Вот как это выглядит (это фото и выше с панорамой завода С.

Полный цикл — заходят листы стали, выходят вагоны:

В производственных цехах на полу выполнена специальная разметка: обозначены разрешённые пешеходные зоны, места хранения готовых деталей, места расположения оборудования и т. Завод использует систему бережливого производства, поэтому всё организовано так, что нужные детали всегда под рукой. д

Вот горизонтально-растяжная машина, где делается каркас для крыши вагона:

И торцевание дуг крыши вагона:

Получится вот такая вещь:

Чтобы сделать из металла что-то более сложное, на начальном этапе заготовительного производства сначала нужно этот самый металл нарезать и хорошенько согнуть:

Толстая заготовка режется на установке плазменной резки:

Более тонкие заготовки режутся на лазере:

Вот чинят его оснастку: Некоторые надо ставить в пресс.

Тут можно снимать фильм про Fallout:

Вот элементы будущего вагона:

Везде стоят стенды с информацией и примерами: Рабочие получают вознаграждения за улучшения.

Цитата из пресс-релиза:

С января по март на конкурс поступило 105 предложений, из них уже внедрено в производство 43. «В первом квартале 2018 года изобретатели и рационализаторы Тверского вагоностроительного завода сэкономили предприятию почти 1,5 миллиона рублей. Большинство рационализаторских идей направлено на экономию материальных и трудовых ресурсов, на улучшение условий труда, качества продукции и выполненных работ».

Есть чат между сменами:

Дальше по цеху есть место, где специальное оборудование (координатно-дыропробивной пресс) делает перфорированные листы (это будет вентиляция вагона):

И прямо рядом с установкой, которая за минуту способна сделать все эти отверстия в одной детали с безумной скоростью, одни из самых старых станков завода:

Тяжести тут двигают кранами на потолочной системе:

В этом цехе краны управляются с пола вот с таких пультов:

Рядом ухает пресс и получаются новые детали для будущего вагона:

Но на самом деле литых частей в вагоне всё-таки не очень много (фото С. Ещё часть вещей отливается — есть собственное литейное производство, куда поступает чугун, а затем из него формируются нужные детали. Богданова):

Теперь — сборка этого конструктора и сварка! Идём дальше.

Берём гофролист из первого цеха, присоединяем к нему крупные детали, и начинает вырисовываться каркас:

Что-то приваривается вручную:

Что-то — роботом:

Вот такой рукой:

И вот уже видно, как начинает получаться кузов вагона:

Всё больше и больше:

Сейчас они применяются по всему миру. Кстати, первая серия машин типа Портал родилась здесь.

Приезжают они сразу комплектами на вагон: К нему снова и снова присоединяются детали на разных участках производства.

Но по возможности конструкторы стараются использовать элементы из других вагонов в новых: это удобно для унификации производства. У разных вагонов разные крыши.

Вот большая деталь — котёл отопления:

Её, конечно, стоит двигать краном:

Теперь нужно выровнять плоскость:

Вот следы, где надо пройтись ещё раз, метки наносятся маркером прямо на вагон:

Вагон ставят на временные — технологические — тележки:

Он становится вот такой: Потом окрашивают в камере порошкового напыления.

Обшивают изоляцией:

Добавляют обрешётку кузова:

Материал изоляции минеральный, дерево обработано пропиткой. Кстати, и изоляция, и дерево отвратительно горят. Современные вагоны горят плохо, но до пожарных испытаний мы ещё дойдём.

С головными вагонами электропоездов процесс усложняется:

Потом надо постелить покрытие пола:

Смонтировать перегородки (это мы сейчас идём большими скачками, мелких операций очень много):

Добавить инженерные подсистемы:

Занести мебель:

И в конце поставить оборудование:

Чаще всего — произвели в другом месте завода. Откуда это всё взялось? Вот тут, например, работают с пластиком:

Но всё равно дерево много где всё ещё незаменимо по сочетанию «цена — эффект»: Современный конструкционный материал ячеистой структуры, лёгкий и прочный.

Рядом делают мебель для купе:

Вот они выкатываются ещё из одного цеха: Колёсные пары?

Про всё-всё-всё можно прочитать документацию:

Можно посмотреть, где, с каким вагоном и что делают:

Что делают: В конце сборки вагон ждут приёмо-сдаточные испытания, поскольку для вагонов есть ГОСТ и ещё множество нормативов.

  • Электрические испытания. Это диэлектрическая прочность изоляции и проверка работоспособности приборов. Сопротивление изоляции — проверяется пробойная установка. Ещё подсистемы запитываются от всех источников тока — генератора, преобразователя и магистрали.
  • Климатика. Сначала измеряется вентиляция на соответствие режимам, потом отопление и охлаждение. Далее устанавливается режим кондиционирования и вагон загоняется в тепловую камеру. Это герметичное место, где удерживается верхний предел температуры эксплуатации +50 градусов. Задача вагона — справиться и удерживать уставку (22 или 24 градуса) внутри.
  • Тормозные испытания делаются на стенде стационарно и в процессе обкатки. Стационарно проверяется герметичность и срабатывание электропневматики.
  • Обкаточные испытания — полный комплекс. Едет состав не менее 6 вагонов, проверяются ходовые качества по притиранию телеги с кузовом, сцепные устройства, электрооборудование. Подтверждается экономичность.
  • Пожарные испытания проводятся не с каждым вагоном (было бы дорого их сжигать при приёмке). Делается макет, который пытаются сжечь. Торцевые стены по ГОСТу должны выдерживать, перегородки. Кресла и полки не должны выделять ядовитые продукты горения и так далее. Среди всего прочего аккредитованный центр испытаний обязательно сжигает каждое новое кресло в камере с мышами. Задача мышей — выжить. Задача кресла — сгореть так, чтобы они выжили.

Вообще, это часть сертификационных испытаний на подтверждение требований безопасности по 184-ФЗ. Каждый техпроцесс подтверждается сертификатом, а дальше вагоны идут в серию по этим согласованным процессам.

Определяют время эвакуации. Есть испытания по эвакуации: за определённое время надо эвакуироваться — разбить стекло, очистить проём, накинуть одеяло, выбраться из вагона. Вызываются взрывотехники, они устанавливают заряд, аналогичный максимальной разрушительной силе от взрыва аккумулятора. Есть испытания взрывные: аккумуляторный бокс должен быть взрывозащищённым. Вагон проходит много испытаний — например, ещё на соударение. Бокс деформируется, но остаётся целым, выщёлкивается передняя панель, взрывная волна выходит вбок от вагона, туда же летят осколки аккумулятора.

Если что-то не так, возвращают на доработку. Иногда во время тестирования с вагонами что-то случается. Но на самих испытаниях это случается крайне редко, поскольку чаще вагон возвращают из пусконаладки (это что-то вроде альфа-тестирования).

Приезжает его будущий хозяин, поселяется внутри вагона и старается всё проверить максимально аккуратно. После испытаний вагон попадает на пути около завода и остаётся ждать проводника. Вагон сдаётся максимально готовый — с витриной для печенек, микроволновкой и всем-всем-всем. Потом уезжает прямо на этом вагоне в большую жизнь.

Точно так же можно сделать трамвай:

Только у трамвая проводника не будет.

Про завод

25 августа предприятию исполняется 120 лет. Давным-давно это было частное предприятие французов, которые делали для царя вагоны. Потом они продали его парням, переносившим бизнес из Риги, потом завод был национализирован и начал производить что получалось. В военное время получалось в основном вот это:

Потом, после освобождения города, завод восстановили, а в 90-е он чуть не разорился снова — заказов не было. В начале войны он был до основания разрушен (территория была захвачена немцами, за несколько часов до их наступления всё то, что нельзя было эвакуировать, разрушали). Сейчас ТВЗ — машиностроительное предприятие мирового уровня и делает пассажирские вагоны для заказчиков со всего СНГ.

Сейчас, в 2018 году, завод снова чувствует себя стабильно. Заказчики есть. Сейчас первый раз за 9 лет, когда нельзя взять и остановить производство. Об этом говорит и то, что раньше всему коллективу отпуск давался в августе. Заказы расписаны уже на следующий год.

Блуждая по заводу, мы не коснулись инженерных историй разработки и проектирования (про них чуть позже), очень мало пробежались по быту рабочих (например, тут 4 столовых).

Не обсудили наследие СССР:

Стоит сказать, что в шумных цехах работают инвалиды по слуху (около 40 человек): им там вполне уютно. И много чего ещё. Есть своё радио внутри завода и газета тиражом 4 тысячи экземпляров (тираж больше, чем у самого крупного областного издания). Есть отдельный детский лагерь для детей сотрудников, есть санаторий, есть спортивные клубы, есть много чего.

Но, думаю, пока удалось показать главное — как из ничего получается вагон.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

HighLoad++ Awards: награда, которую деплоили, деплоили и наконец задеплоили

Например, придумали механику asset pipeline на Rails, и в 2011–2012 году о ней начали выходить статьи в американских блогах, о ней раструбили по всему миру. — На рынке очень грустная ситуация в отношении того, насколько мы, программисты, умеем делиться знаниями ...

Youtube-party: История компьютерных игр

В смартфонах мы играем в такие игры, о которых лет 15–20 назад не мечтали даже владельцы мощных настольных компьютеров. Сегодня можно выбрать себе игры на любой вкус, с каждым годом их выходит всё больше. В детстве/юности/молодости мы фанатели от игр, ...