Хабрахабр

Как сделать стандарт за 10 дней. Часть вторая. Скучная

Как сделать стандарт за 10 дней, я рассказывал раньше. Сейчас я хотел бы рассказать о терминологии и названиях документов, их значении и разных подходах к составлению документации. Конечно, все знают, что полезно разбираться в документах, но не у всех хватает терпения вникнуть в них. Я расскажу, как меня засудили как раз за это. Эта часть будет сухой и скучной, налейте себе чая, возьмите печеньки. Поехали.

Любой живой язык прекрасен в своих нюансах. А русский язык прекрасен вдвойне. Имея такой мощный базис, русский канцелярит (так я называю язык, на котором пишутся законы, постановления правительства и другие официальные бумаги) пленит своими возможностями. Разумеется, если вы не пытаетесь его читать.  Если нет возможности этого избежать, то читать канцелярит надо вдумчиво и размеренно, несколько раз перечитывая, вникая в каждое слово.

Я отпросился пораньше с работы, чтобы не стоять в пробках, и ехал на дачу по Дмитровскому шоссе в районе Яхромы. Шел 2008 год – лето, пятница. Меня останавливает инспектор ГИБДД, просит документы и заявляет, что я не пропустил пешехода. Было довольно плотненько, но терпимо. Я с ним не соглашаюсь.

Тогда инспектор предлагает подписать мне постановление и говорит, что у меня будет 10 дней на обжалование. Ну, уже неплохо. Я подписываю бумагу и еду дальше по своим делам. Оказалось, что инспектор воспользовался моим незнанием.
 

Протокол? Какой протокол?

На суде выяснилось, что я подписал не протокол, а постановление.

В протоколе вы можете написать, что не согласны с замечаниями, а вот в постановлении такой графы нет. В случае, если представитель власти увидел признаки административного правонарушения (например, правил дорожного движения), он должен составить протокол. подписывая постановление, я фактически признал свою вину. Т.е. Но шансов практически нет. Да, у вас есть 10 дней, чтобы обжаловать постановление. Таким образом, протокол – лишь фиксация нарушения, а постановление – уже назначенное наказание.

Казалось бы, две какие-то бумажки, а какие разные последствия.

Как и любая деятельность, процессы информационной безопасности рано или поздно обрастают некоторым объемом документов: политики, регламенты, инструкции, положения и т.п.  Каждый из этих документов решает определенную задачу, а путаница в них (как в примере выше) в обязательном порядке губительно скажется на вашей деятельности.

Для создания документов такого рода мы можем использовать достижения как отечественной, так и западной школ.

Западная школа

Западная школа довольно свободно относится к названиям и содержанию документов. Самым ярким доказательством является серия стандартов – ISO 2700x, которую знает каждый безопасник.

В общем случае вся документация делится на четыре уровня.

  • Политики первого уровня – наиболее «водянистые» и «стратегические». Например, «Политика информационной безопасности ООО «Ромашка».
  • Политики второго уровня – конкретизируют определённые аспекты глобальной политики или конкретные процедуры. Например, «Политика антивирусной защиты».
  • Инструкции (третий уровень) – описывают конкретные обязанности сотрудников в рамках политики 2 уровня, например, «Инструкция системного администратора по антивирусной защите сегмента КСПД».
  • Записи (четвертый уровень) – все то, что не вошло в предыдущие три уровня. От настроек на конкретном сегменте до разбора инцидентов SIEM-системы.

При применении данного подхода возникают проблемы с адаптацией сего стандарта в наших реалиях. До сих пор можно легко обратить любое общение безопасников в безжалостный холивар вопросом о размере политики безопасности. Большинство предпочитает хранить всю необходимую информацию в одном документе, ведь чем больше документов, тем больше времени необходимо тратить на отслеживание их взаимосвязей, а согласование и внесение изменений может затягиваться на месяцы. Я встречал и другие мнения, однако в любом случае вывод следующий: западные методики не раскрывают многих необходимых нюансов.

Обратимся же к отечественному опыту.

Отечественная школа

Имея такую впечатляющую историю и опыт поколений в разработке конструкторской документации (ЕСКД), было бы удивительно, если бы у нас не сложились свои традиции и понимание оформления документов. Если внимательно посмотреть тот же ГОСТ 34 серии, то можно с удивлением узнать, что он вполне логичен и даже удобен. Разве перед внедрением любой системы вы не разрабатываете верхнеуровневую структуру (эскизный проект), уточняя его все детальнее и детальнее (технический проект и рабочая документация)?

Основным ее отличием от западной, является внимание к терминам и названиям. Поэтому, если вы будете разрабатывать документы для русской компании, вы скорее всего будете использовать подходы отечественной школы. Например, называя документ «Перечень входных сигналов и данных», от вас ожидают, что там будет информация о входных, возможно, даже о выходных сигналах, а не требования к информационному обеспечению или описание массива информации.

Как вы думаете, чем отличаются: Но здесь вас может поджидать проблема.

  1. Политика информационной безопасности,
  2. Регламент информационной безопасности,
  3. Положение об информационной безопасности?

Именно этот вопрос поставил меня в тупик, когда я перешел к этапу составления комплекта организационно-распорядительной документации (ОРД). Давайте же разберемся.
 
Остановимся на основных документах (если будем рассматривать все – это будет совсем нудно и неинтересно). Описанный ниже подход является основным в работе Департамента информационной безопасности в одном из подразделений ЛАНИТ.
 

Приказ

Альфа и омега любого процесса, который вы захотите перенести на бумагу. В отличие от западного подхода, где достаточно просто утверждения уполномоченными лицами, у нас все документы вводятся приказом. Вы можете использовать в работе какие угодно инструкции и формы, но если они не введены приказом, считайте, что их у вас нет.

Любая проверка регуляторов начинается с установления факта правоприменимости принятых мер. Это, кстати, особенно актуально для защиты персональных данных. Если вы занимаетесь каким-нибудь документом, то вам, скорее всего, и готовить проект приказа.

Основными отличительными чертами Приказа являются следующие:

  1. Вводится в действие генеральным директором, именно он имеет право распространять те или иные требования на всю организацию.
  2. Наличие команды. Например, внедрить политику информационной безопасности.
  3. Назначение ответственного. В приказе должен быть указан ответственный за выполнение сути приказа, например, в случае политики – директор по ИБ.
  4. Наличие сроков. Тут все очевидно. Например, доведение до сведения всех сотрудников Политики ИБ в течение 2-х дней.
  5. Наличие контролирующего. Эту часть часто забывают, но крайне желательно указать, за кем закрепляется контроль над исполнением сути приказа. Обычно он либо остается у генерального директора, либо передается ответственному.

Приказом вводится все – от режима защиты персональных данных до утверждения форм отчетности. Делать ли разные приказы на каждый чих или единым пулом – зачастую дело вкуса. Если все вводить отдельными приказами, то внедренные документы проще будет менять. Если единым пулом, то проще согласовать и подписывать.

Политика

Наконец, мы добрались до Политики. В нашей традиции это относительно новый документ, в отличии от других, представленных здесь. Особенностью Политики является то, что она описывает процессы. Например, процесс обеспечения информационной безопасности.

Политика может и должна выдвигать требования к функционированию процесса, может описывать требуемое обеспечение и исключения.

Главное, не надо превращать Политику в описание задач и распределение ответственности между исполнителями, для этого есть Положения и Инструкции. Используя отечественный подход, вы можете создать политику любого объема.

Положение

В отличие от Политики, Положение как раз направлено на регулирование деятельности людей и подразделений. Положение, в общем случае, регламентирует порядок образования, права, обязанности, ответственность и организацию работы структурного подразделения (должностного лица, совещательного или коллегиального органа), а также его взаимодействие с другими подразделениями и должностными лицами.

фактически Положение очень редко применяется к процессам, но будет весьма уместно в виде «Положение о Департаменте информационной безопасности». Т.е.

Регламент

Регламент – самый противоречивый документ. Я встречал компании, в которой были только разнообразные Регламенты. Надо понимать, что в своей сути регламент – временный документ, во всяком случае в информационной безопасности. Это то, что сейчас модно называть «дорожной картой». Регламент, в отличие от Политики и Положения, определяет конкретные шаги и сроки их исполнения.

Т.е. А раз есть сроки, Регламент мало применим к непрерывным процессам, например, обеспечению безопасности всей компании или обеспечению контроля качества. может быть «Регламент внедрения политики безопасности», но лучше не делать «Регламент информационной безопасности».

Инструкция

Инструкция – самый последний в иерархии, но не по значимости документ. Инструкция описывает конкретные шаги, что надо делать в той или иной ситуации, или наоборот, то, что делать не надо никогда. Самый знаменитый пример инструкций обоих типов – Устав внутренней службы Вооруженных Сил.

Инструкции не привязаны к какой-то конкретной структуре, и, пожалуй, главным требованием является понятность и удобство чтения.

Не повторяйте моих ошибок и знайте значение документов. На этом хотел бы закончить, надеюсь, вы дочитали до конца.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть