Хабрахабр

Как сбежать из реальности с помощью хакатона

Собрались как-то в чистом поле полтыщи людей. В костюмах настолько странных, что только в чистом поле им ничего не могло угрожать. Почти у каждого на поясе висел котелок и в сумке позвякивали пробирки — то ли с чернилами, то ли с бабушкиным компотом. Разделившись на группы, все достали пробирки и стали заливать их содержимое в котелки, будто бы придерживаясь каких-то рецептов.

Не самая подходящая одежда для +30℃. Постепенно из общей группы выделилось пятеро деловитых ребят, облаченных в тяжелые накидки. Клеишь много-много раз, по мере готовности каждого «зелья». Особенно если ты наматываешь круги под палящим солнцем и клеишь ярлычки на 400 котелков. Три дня кряду.

Те пятеро, кому пришлось несладко, — «алхимики». Вы прочитали небольшую зарисовку из жизни полевых ролевиков. И это только один сценарий — свои больные темы есть и у полевых, и у кабинетных ролевиков. Представьте, насколько приятней стала бы их жизнь, если бы у них было, скажем, приложение для мониторинга котелков. «Почему бы не попробовать решить их с помощью технологий?» — подумали мы в BrainZ by CROC и организовали CraftHack.
А еще у косплееров и у фанатов настолок.

Кто они вообще такие?

Для стороннего наблюдателя все, кому мы хотим помочь, не особо отличаются друг от друга. Ну, может, у кого-то есть классный костюм, а у кого-то такого костюма нет. На самом деле все несколько сложнее:

Если воссоздается сражение (что бывает чаще всего), его ход и нюансы, победитель определен заранее. Реконструкторы — воссоздают события, скрупулезно соблюдая историческую достоверность. Причем не останавливаются на внешнем сходстве, а восстанавливают сам процесс «крафта»: ткут текстиль на аутентичных станках, куют латы в настоящих кузницах. Больше всего реконструкторы ценят реализм, делают максимально правдоподобные костюмы. Нередко реконструкторы отличаются физической силой, необходимой, чтобы обращаться с мечами, топорами и всякими кольчугами.

По наиболее общему признаку делятся на две группы: полевых и кабинетных ролевиков. Ролевики большая группа людей, которые, в полном соответствии с названием, вживаются в роли своих персонажей и отыгрывают их.

У кабинетных ролевиков запросы по территории скромнее — они арендуют квартиры, лофты или небольшие ангары. Про первых мы уже писали в начале — это ребята, которым нужен простор, которые любят что-то строить. Костюмы и аксессуары, соответственно, делаются по фандому — точно как в книге или в фильме. Кроме того, ролевики делятся по фандомам — кто-то живет во вселенной Толкиена, кому-то ближе Звездные Войны или что-то более экзотическое. Многие ролевики переносят свое альтер эго в реальную жизнь и очень не любят, когда их называют настоящими именами.

Все действия отыгрываются на словах и симулируются по оговоренным моделям с помощью математики. Отдельно рассматривают «настольных» ролевиков, которые перевоплощаются при игре в настольные игры типа Dungeons&Dragons, причем обычно даже без костюмов и аксессуаров.

Антураж — это бонус. Что касается достоверности, то у ролевиков действует правило пяти метров: «если с пяти метров это выглядит хорошо — то хорошо». Здесь главное — как ты вживаешься в роль.

Начинался косплей с фандомов по аниме, но затем люди стали косплеить персонажей из Dota, Warhammer, Warcraft и других вселенных. Косплееры — люди, которые выбирают какой-то образ и воссоздают его в максимальном соответствии с фандомом. Основное отличие косплееров от ролевиков — в сложности и тщательности проработки образа. Последнее время стали выделять косплей по-русски, когда в качестве персонажей выбираются герои русских сказок и фильмов — Царевна Несмеяна, Василиса Прекрасная и т.д. У косплееров обычно жутко неудобные костюмы, в которых непросто пережить даже несколько часов на фестивале косплея.

Алхимики сбиваются с ног, подтверждая успешное создание каждого зелья. У всех этих людей есть проблемы, которые мешают импровизации и срывают весь фан. «Космическим» ролевикам нужно отыгрывать перемещение между соседними галактиками и другими огромными локациями. Любители настольных игр вынуждены каждый ход вручную проделывать сложные вычисления, чтобы рассчитать эффекты от бросков кубиков. Для этих и других проблем мы решили поискать технологичные решения.

CraftHack, который хочет всем помочь

Хакатон CraftHack проходил в центре молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) «Коптер» в Москве. В пятницу 9 августа мы дали задания, а в воскресенье 11 августа уже награждали победителей. Теперь — о самых интересных квестах и проектах.

Симуляция космических полетов

В космических ролевках необходимо отыгрывать перемещение между огромными локациями — например, виртуальными галактиками, которые накладываются на участок местности, иногда до нескольких километров. С точки зрения игры это разные локации, но физически это одно и то же пространство.

Первый — это «космические корабли в коробках». Обычно это решается двумя способами. Добираясь до какой-то другой фиксированной точки, они вылезают из коробок и продолжают игру в другой зоне. Здесь, добираясь до границы определенной площади, игроки пересаживаются в «звездолеты» — ими может быть что угодно, от джипов до картонных коробок — и за этой границей уже путешествуют в космосе. Игроки заходят туда, какое-то время «летят» в космосе, а потом выходят в другой точке (в ракурсе игры). Второй способ отыгрыша — это когда «космос» представляет собой ограниченную зону, помещение.

Или делают моды на основе известных авиасимуляторов. Для второго способа люди пишут простенькие приложения-симуляторы, где иногда даже воссоздается рубка космического корабля. На хакатоне мы предложили участникам создать космический симулятор, в котором можно было бы решать основные задачи космических ролевых игр: маневрировать в космосе, управлять двигателями корабля, оружием, стыковочными и посадочными системами. Но все это обычно получается глючным или слишком кустарным. Кроме того, симулятор должен представлять хитпойнты (очки здоровья) разных корабельных систем, а при выходе из строя отключать управление ими.

Причем когда они на предварительном обсуждении вынесли эту идею, мы ответили, что у нас нет на хакатоне нужной технической базы. В итоге одна команда так увлеклась, что сделала свой симулятор в VR. В итоге получилось красиво, но, к сожалению, слишком «аркадно». Ребят это не остановило — у них было все с собой: и один из топовых шлемов, и мощный системный блок. Это было очень важно, и поэтому, к сожалению, мы не смогли отметить их усилия. Команда упустила из виду, что в космосе свои законы физики, не как в обычных авиасимуляторах. Другие команды делали более стандартные решения — приборные панели и другие элементы интерфейсов космолетов. 

Автоматизация подтверждения действий

Эту проблему мы затронули еще в самом начале. На массовых ролевках несколько сотен человек регулярно повторяют важные игровые действия (например, варят зелья или наносят этими зельями ущерб противнику), которые необходимо подтверждать. И пяти несчастных алхимиков — мастеров, если говорить более обобщенно — здесь явно недостаточно.

Мы подумали, что было бы здорово создать универсальную систему, которая может принимать и подтверждать действия игроков, выдавая результаты вместо мастеров. Существуют системы автоматизации действий для конкретных игр, но решения эти, что называется, «прибиты гвоздями» к конкретным играм. И чтобы мастера могли за работой системы следить.

Предлагали решения, основанные на защищенном от всех непогод стационарном компьютере-терминале, который печатает ярлыки-наклейки для команд. Условия этой задачи давали большую свободу действий, так что многие взялись именно за нее. Реализовали пару-тройку идей на основе дополненной реальности. Кто-то сделал физическую лабораторию. Были решения на основе QR-кодов: сначала нужно отсканировать ряд QR-кодов на территории («собрать ингредиенты»), а потом с помощью финального QR-кода подтвердить, что ты соединил все ингредиенты в зелье.

Он по цветам определял компоненты, которые в него добавлялись, и выбрасывал результат. Отдельно здесь стоит отметить решение с RFID — ребята реализовали «котел» на сервоприводах. Конечно, из-за ограничений хакатона получилось сыровато, но оригинальность очень порадовала.  

«S-s-smokin!»: задачи с масками

Маски — это важный элемент и косплея, и различных ролевых игр. Поэтому у нас было сразу несколько задач, связанных с ними.

Для каких-нибудь демонических образов ей нужно, например, чтобы маска создавала эффект, будто лицо покрыто лавой, или чтобы маска переливалась, словно она плавится. В первой задаче мы вдохновились хобби одной из наших коллег, которая создает силиконовые маски по слепку лица человека. С помощью простых светодиодов создать нужный эффект не получается. Одна команда взяла эту задачу на хакатоне и смогла встроить в маску электрошокер. В США есть такие решения, но они довольно дорогие. В результате получилась зрелищная штука, и нам было даже страшновато за тех, кто находился рядом с ней — маска сверкала и потрескивала. К этому добавили возможность изменения речи. Не про огонь и лаву, конечно, но эффект создавался впечатляющий.

Нужно было сделать такие маски, чтобы они давали возможность общения между участниками, которые их носят — а чужаки при этом ничего бы не понимали. Вторая задача вытекала из того, что в ролевых играх присутствует много рас и народов, которые общаются на разных языках и не понимают друг друга. Здесь тоже были интересные прототипы, в том числе основанные на криптографии.

«Не влезай! Убьет!»

Когда ролевые игры проходят на большом пространстве, некоторые его зоны имеют те или иные эффекты. В S.T.A.L.K.E.R. это может быть зараженная радиацией местность, в фэнтезийных играх — какие-нибудь благословенные места и т.д. Идея была в том, чтобы сделать устройство, которое показывает игроку, в какой зоне он находится и какие эффекты испытывает на себе.

А на игроков повесила устройства, которые, распознавая дым, выдавали человеку нужную информацию о зоне, где находится игрок. Здесь запомнилось одно оригинальное решение, когда одна из команд сделала из вейпа и бутыли воды дымовую пушку.

Live to win!

Участников хакатона мы наградили в нескольких разных номинациях. С описанными выше задачами они не совпадали — более того, одна из команд заслужила нашу награду, выполнив собственную задачу.

Area Effect: самое прикладное и масштабируемое решение

Здесь мы отметили команду «Котсплей» и их решение для автоматизации действий гейм-мастера («алхимика»). Основа их решения — стол дополненной реальности с маркерами, соответствующими тем или иным ингредиентам.


Вот стол с маркерами ингредиентов


А вот «магия» дополненной реальности

Там же содержатся игровые рецепты. При сборе нужных ингредиентов создание «эликсира» фиксируется в мобильном приложении. А также расширить возможности кастомизации под разные ролевые вселенные и учитывать игровой уровень героя при крафте. Пока что приложение использует сторонние, серверные мощности, но в перспективе планируется перенести его полностью на сторону клиента.

В нужных зонах на поле расставляются маячки на базе недорогого микроконтроллера ESP32. Другой победитель в этой номинации, команда Cyber_Kek_Team, создала решение по зонированию игрового пространства, используя принципы триангуляции. Маяки и пользовательские гаджеты находят друг друга по Bluetooth и обмениваются игровой информацией. Игрокам раздают похожие устройства на базе ESP32, но уже более функциональные, с кнопкой, совершающей какое-то заранее прописанное действие. Благодаря гибкой настройке контроллера так можно реализовать множество сценариев — от огораживания безопасных зон и передачи аптечек до нанесения ущерба от гранат и заклинаний.

Она создала универсальное приложение, которое просчитывает эффекты от бросков многогранных кубиков с учетом характеристик персонажа в D&D и подобных играх. Наконец, мы отметили команду 3D.

«Engin-seer»: самое креативное решение

В этой номинации отличилась команда «Школа 21», которая работала над автоматизацией работы алхимиков. Именно эти ребята сделали решение, напоминающее реальный котел, о котором мы писали выше. Наверх игрок закладывает ингредиенты, которые определяются системой по цвету, и при наличии нужных компонентов система выдает нечто, что символизирует новый «эликсир». На нем есть QR-код, просканировав который можно узнать о свойствах эликсира. Важное преимущество здесь — низкий уровень абстракции: привязка к физическим объектам поддерживает «волшебную» ролевую атмосферу.

«Level-Up»: за самый значительный прогресс в развитии

В этой номинации мы отметили тех, кто за два дня хакатона смог прыгнуть выше головы — команду Natural Zero. Ребята создали универсальный набор для игромеханической эксплуатации магических артефактов в ролевых играх. Он состоит из устройства измерения «магического заряда» — измерителя на основе датчика Холла. По мере приближения к устройствам-накопителям с соленоидами внутри измеритель загорается все ярче. Также в системе есть и третий класс устройств — поглотители — который отвечает за то, чтобы заряд у накопителя снижался. Это происходит благодаря тому, что через RFID-метку поглотителя накопитель получает команду подавать меньший ток на соленоид. Соответственно, в этом случае устройство измерения будет подавать менее яркий сигнал — показывать меньший уровень «маны» (или любого другого показателя, в зависимости от игры).


Один из прототипов Natural Zero

«Madskillz»: за самый крутой набор технологий и скиллов

Многие участники хакатона продемонстрировали оригинальные и неожиданные решения, привлекая очень технологичные инструменты. Но все же захотелось выделить именно команду «А». Эти ребята сделали свой умный посох, распознающий жесты —  CyberШвабру. Она состоит из трех основных частей:

  • Raspberry Pi Zero — распознает и запоминает жесты пользователя, шлет команды атрибутике;
  • Arduino Nano — получает данные с датчиков и отправляет их в Raspberry для анализа;
  • Швабра — «корпус для устройства, уникальный форм-фактор».

Для распознавания жестов используется метод главных компонент и дерево решений: 

Эпилог

Зачем людям косплей и ролевые игры? Важная причина — чтобы выйти «из коробки» обычной реальности, которая окружает нас изо дня в день. Многие ролевики, реконструкторы и косплееры на работе постоянно решают IT-задачи, и этот опыт помогает им в любимом хобби. А некоторым темы CraftHack в принципе гораздо ближе, чем темы традиционных «отраслевых» хакатонов.

Опыт, полученный на хакатоне, может пригодиться им для решения схожих задач в реальной жизни — освоенные на CraftHack IT-инструменты имеют много сфер применения. Здесь раскрыли себя айтишники с некоторой подготовкой, а далекие от IT ролевики и косплееры, с другой стороны, смогли расширить свой технический кругозор. Нам кажется, что в итоге каждая из сторон получила хороший креативный бонус — +5, а то и целых +10.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть