Хабрахабр

Как расставить приоритеты в разработке. Опыт внедрения GIST + ICE в Яндекс.Маркете

Оно довольно крупное — 85 человек. Рассмотрим одно из подразделений Яндекс.Маркета. Команды либо занимаются функциональными частями Маркета, либо решают какую-то большую пользовательскую задачу. Внутри подразделения есть несколько команд. Вот одна из них: изменить сам сервис Яндекс.Маркет и интернет-торговлю в регионах так, чтобы местным пользователям стало удобнее решать свои проблемы.

Как объяснить всем вокруг, почему мы делаем одно, а не другое? С чего командам начать? Как вкладывать силы в то, что действительно улучшит мир вокруг, и не тратить время на то, что не нужно? Как донести до каждого инженера, зачем он занимается своей текущей задачей? Как сделать работу команд прозрачной друг для друга?

В соответствии с ним мы разрабатываем продукты и расставляем приоритеты. Чтобы лучше отвечать на эти и прочие вопросы, мы внедрили особый подход.

И тогда будет понятно, что конкретные решения следуют этим принципам. Но прежде всего давайте обозначим ценности, которыми мы руководствовались.

Мы стремимся: Итак, важные вещи.

  1. Создавать реальную ценность для большого количества пользователей. Мы масштабный сервис и можем влиять на жизнь миллионов людей.
  2. Вдохновлять сотрудников и реализовывать их потенциал.
  3. Быстро внедрять значимые изменения.

Довольно хорошо на данную систему ценностей ложится фреймворк GIST + ICE.

Что это означает?

Чтобы находить действительно важные и улучшающие жизнь пользователей решения, нам нужно:

  1. Проверять много продуктовых гипотез.
  2. Быстро понимать, насколько идеи полезны.
  3. Корректировать их или отбрасывать совсем и браться за следующие.

Фреймворк GIST предлагает выделить несколько сущностей и работать с ними.

Могут быть сформулированы в формате OKR (Objectives and Key Results). Goals — цели организации/подразделения. Пример: «Занять половину рынка e-commerce». Objectives — это «текстовая» формулировка цели. Пример: «Увеличить долю сервиса в онлайн-торговле до 500 млрд р. Key Results описывают измеримые параметры, которые показывают, что цель достигнута. в год».

Это предположения, как продвинуться к целям. Ideas — бесконечно пополняемый банк идей. Мы верим, что это повысит информативность и полезность сервиса». Пример: «Дадим людям возможность самим писать статьи и размещать их на сервисе.

Пример: «Протестировать прототип на 20 пользователях». Step-projects — проекты для развития идей.

Любая идея на начальной стадии проработки способна провалиться, так что не надо городить решение на века. Tasks — детализация на уровне задач в трекере.
Важно проверять идеи качественно, но при этом не тратить на проверку слишком много ресурсов. Вы потеряете время и силы, которые могли бы вложить в хорошее, нужное людям улучшение.

image

Это способ расставить приоритеты, ответ на вопрос: какие идеи брать в проработку в первую очередь? Теперь об ICE (Impact, Confidence, Effort).

С каждой идеей мы связываем три числа:

  1. Impact — потенциал, выраженный в росте пользовательских или бизнес-метрик. Здесь за единицу мы взяли рост бизнеса на 1 %.
  2. Effort — стоимость реализации. За единицу взяли одну неделю трудозатрат одного сотрудника.
  3. Confidence — насколько мы уверены в оценках Impact и Effort. Безразмерная величина. Мы используем таблицу, которая позволяет примерно оценить уверенность для идеи. В таблице приведены виды исследований и их Confidence. Например, мнение коллеги — это 0,2 единицы, A/B-тест — 2000 единиц.

Провели исследование? Все три составляющих со временем меняются. Извольте поправить Impact и повысить Confidence. Получили новые цифры? Надо увеличить Effort. Тестирование на прототипе показало, что не хватает существенных функций?

Общий принцип такой: чем больше мы провели опросов, тестов, экспериментов, тем выше Confidence и достовернее Impact и Effort.

Формула для ранжирования идей, которую мы применяем:
image

В связи с этим могут появиться причины (репутационные риски, мнение заказчиков), которые потребуют вручную поднять приоритет идеи и сделать что-то вне обычной очереди. Слагаемое K отражает реальность: мы часть большой компании.

Осталось всем командам свести в единое место свои беклоги, проставить для них значения ICE — и вверху окажутся самые стоящие идеи. Вот, собственно, и всё!

Далее вы увидите скриншоты наших внутренних инструментов, возникших при внедрении GIST + ICE.

Внутренняя таблица для перевода продуктовых и бизнес-метрик к единому измерению Impact:
image

Примерный подход к определению Confidence:
image

Дальше можно согласиться с оценкой или уточнить данные, чтобы скорректировать её. Любой сотрудник Яндекса может внести идею в банк идей, и мы гарантируем, что предварительно оценим её (проставим ICE) за семь дней.

Форма для внесения идеи:
image

Вот пришел дежурный менеджер и предварительно оценил идею:
image

Робот отслеживает изменения и пересчитывает вес идей:
image

Топ беклога одной из команд:
image

Такое распределение времени на задачи разного класса мы считаем целевым:
image

Недорогой способ проверить решение — собрать прототип из подручных средств и посмотреть, как пользователи будут с ним взаимодействовать:
image

Например, заказчики подумают, что теряют влияние на развитие продукта. Когда вы начнёте внедрять GIST + ICE, вы можете столкнуться со сложностями. А авторы идей могут расстраиваться, что их предложения отклоняют. Или решат, что вы отгораживаетесь, замыкаетесь и выстраиваете барьеры. В таком случае попробуйте озвучивать эти идеи:

  • Здоровый бизнес невозможен, когда кто-то отгораживается от кого-то и не работает с мнением окружающих.
  • Всегда есть слагаемое K. Это сигнал заказчикам: у вас всё под контролем. И все, включая заказчиков, стараются пореже использовать этот рычаг.
  • Задача лидера команды — иметь чёткое и обоснованное видение продукта, чтобы убеждать и вовлекать в свои решения окружающих.
  • Все идеи реализованы не будут. Авторы предложений должны понимать это, а также участвовать в первичной оценке и проработке идей.
  • Внедрив фреймворк, вы не станете сразу же волшебно эффективными. Он подсветит некоторые ваши слабые стороны, и дальше надо будет работать с ними.
  • Никогда не говорите окружающим вещи вроде «Мы так не делаем: скоринг низкий». Пресекайте это и просите команды обосновывать: почему именно идея выглядит неинтересной? Окружающим не надо знать, что у вас GIST головного мозга.

Благодаря фреймворку GIST + ICE сотрудники Яндекс.Маркета ориентируются на фактическую ценность идей для клиентов, экономят ресурсы и реализуют свой потенциал.

Материалы по теме:

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть