Хабрахабр

Как работает вокзал

По сути это устройство, включённое в разрыв между городом и железной дорогой. Вокзал — это место, где оказываются разные услуги пассажирам, пока они не сядут на поезд или после того, как они сошли с поезда. Поезд прибывает именно на неё. Внутри вокзала уже находится станция железной дороги. Но в основном вокзал — это место для обслуживания пассажиров: камера хранения, медпункт, справочная, кассы, терминалы, залы ожидания, разные кафе, туалеты и так далее. Ещё на вокзале размещаются разные службы, например, диспетчерская.

Поезда обслуживаются и заправляются не на вокзале, а в специальных пунктах отстоя где-то рядом (или вообще не рядом и подаются на вокзал уже готовыми).
Вокзал заканчивается там, где кончается платформа для пассажиров.

Камера хранения

Автоматические камеры хранения работают с помощью RFID-карт, которые можно купить в кассе у оператора. Есть два типа камер хранения: старые добрые автоматические, почти как в СССР, и просто стационарные вроде гардероба с человеком, выдающим номерки. Достать предмет из автоматической камеры хранения может любой человек, у которого есть эта карта. Для покупки карты надо показать паспорт и лицо.

Если попытаться что-то оставить в автоматической камере хранения навсегда, то по паспорту вокзал узнает, чьи это вещи. Если пассажир вернётся и скажет, что утерял карту, то можно получить доступ после заполнения бумажки по паспорту (поэтому и нужны паспортные данные).

Специального досмотра на входе в камеру хранения нет, так как предполагается, что пассажир не может принести ничего экстраординарного на вокзал мимо входного контроля. Наши соотечественники пытаются сдавать очень разные вещи. Из самых странных случаев — как-то одна из сумок начала скрестись. Но при этом всё равно создать коллизию в камере хранения вполне возможно, достаточно сдать что-то запрещённое её правилами, например, оружие или деньги. Понятное дело, что на вокзал её взять можно, а вот сдавать — уже плохая идея. Вызвали сотрудника полиции, а там в сумке сидит очень недовольная черепаха.

Камера забытых вещей

Происходит это так: нашедший составляет акт (например, проводник находит чей-то телефон, несёт его начальнику поезда, и начальник поезда составляет акт о том, что передал этот телефон на вокзал в камеру забытых вещей). Если вы забудете какую-то вещь в поезде или на вокзале, то её принесут и сдадут в камеру забытых вещей, которая находится совсем рядом с обычной камерой хранения. Дорогие вещи описываются с признаками, техника — с серийными номерами, одежда и прочее — обычно просто одной строчкой типа «футболка б/у, 2 штуки». Если это сумка или какой-то контейнер, то он досматривается в присутствии полицейского, и составляется акт с описью всех переданных вещей.

Если находятся документы, то полиция пробует найти владельца вещей по своей линии.

Продуты питания хранятся в камере забытых вещей три дня и потом утилизируются по санитарному акту.

Чтобы их забрать, нужно заплатить 230 рублей (это стоимость хранения). Забытые вещи хранятся 30 суток. Раньше была такса по дням, как если бы вы сдали эти вещи в камеру хранения, но вокзал быстро понял, что платить 2 500 за футболку никто не будет, и в правилах осталась фиксированная такса.

Для этого полицейский, заведующий камерой хранения, начальник вокзала и кладовщик наблюдают за уничтожением вещей (как правило, они просто выбрасываются). Если вещи никто не забрал, то через 30 дней они утилизируются.

Документы из вещей не уничтожаются, а передаются в полицию.

Если оставить вещи в камере хранения и заплатить за сутки, а потом не приходить три дня и не продлять хранение (и даже не звонить), то вещи будут признаны утерянными, и пойдёт та же процедура.

Напомню, что по правилам перевозок забытая вещь сдаётся в конечном пункте. В камеру забытых вещей Ленинградского вокзала в день приносят примерно 15–20 вещей из поездов. Во время Чемпионата приносили в среднем на 40 актов в день, и камера хранения была под неким аналогом дидоса. Конкретный состав находок очень зависит от погоды и сезона, потому что в топе самых частых находок — зонты, бейсболки, шарфы. К счастью, хозяин довольно быстро нашёлся. Один раз в поезде забыли даже кота (в клетке-контейнере), его описали в акте и принесли в камеру забытых вещей, чем поставили кладовщика в логический тупик.

То есть если стоянка — 40 минут, то забытые вещи будут переданы на вокзал где-то на 35-й. Полезно знать, что вещи сдаются по отбытии поезда. Поэтому правильная процедура такая: можно до отхода поезда побежать к дежурному по вокзалу, он может сразу же связаться с начальником поезда, а начальник поезда может отдать вещь напрямую. Потом быстро вы их не получите, потому что будут акт, досмотр и все дела.

Например, однажды пассажир написал заявление, что забыл в поезде пустую пластиковую бутылку. Часто проводники приносят на вокзал всякий мусор в камеру забытых вещей. По инструкции нельзя выкидывать собственность пассажира, это уже нарушение. Но большие проблемы доставляют, например, одноразовые тапочки ФПК: после того, как пассажир их получил в поезде, они стали его собственностью. Вторая особенность — пассажиры нередко оставляют нижнее бельё б/у в поездах и туалетах. Поэтому часть проводников тихо утилизирует их, надеясь на здравый смысл, а часть следует букве инструкции и приносит их под акт на вокзал. Такое тоже надо хранить по инструкции. Как правило, оно не просто б/у, а со следами разных приключений, поэтому брать его лучше в перчатках.

Инфососы

Ведут они в ситуационный центр вокзала. На вокзале стоят 22 колонны, через которые можно задать тупой вопрос или вызвать полицию, врача, газовую службу или Спортлото. Инфососы Ленинградского вокзала не соединены с другими похожими колоннами экстренного вызова, а представляют собой отдельную сеть. Ситуационный центр вокзала — это место, где видно камеры, где есть связь со всеми службами, и где всегда сидит кто-то, готовый решать проблемы пассажиров. На станциях около Москвы ещё можно встретить колонны ЦППК, в метро — колонны метро, в городе — ещё разные устройства для вызова полиции.

Видеосигнал с колонн вокзала ещё отправляется в транспортную полицию.

Досмотр

Раньше досматривали на интроскопе (рентгеновском сканере) только вещи пассажиров Сапсанов, но теперь по новым требованиям безопасности — уже всех поездов. Предполагается, что можно сильно снизить риски, если проводить досмотр всех тех, кто заходит на вокзал и в поезда, как это делается в аэропортах. Ещё пункты досмотра есть на входах на вокзал. Это норматив. В обычное время это просто патрулирование, но во время крупных событий вроде Чемпионата мира — отдельный уровень досмотра для всех. На самом вокзале ходит патруль с сотрудником кинологической службы, а этот сотрудник водит с собой специально обученную собаку, которая умеет находить разные интересные штуки по запаху.

Они проводят проверки и могут даже организовать попытки пронести что-то запрещённое для контроля специалистов на досмотре. Качество досмотра на всех вокзалах контролируют внутренние органы и СБ.

Питание

Вокзал запитывается от двух независимых лучей из города. Как правило, его почти никогда не отключают планово либо предупреждают заранее и согласовывают график с другой электростанцией, подающей второй луч, потому что вокзал очень важен как инфраструктурный объект. За последние 10–12 лет замначальника вокзала Гаяр Идрисович не помнит ни одного случая, чтобы отключали сразу весь вокзал. Но вот по частям — да, и об этом предупреждают заранее.

Уборка

Уборка на вокзале круглосуточная. Это несколько смен. Каждые четыре часа делается проверка состояния «убранности» вокзала под акт. Делают как сухую уборку, так и влажную. Вокзал не то чтобы блестит, но почти всегда чистый. Это особенно важно в дождь и зимой.

п.). Каждый месяц приезжает проверка для оценки микроклимата (ПДК разных веществ, чистота воздуха, доступность кислорода, температура, биологические загрязнения и т.

Кстати, с каждым годом становится больше крытых платформ, поэтому и пассажирам на них приятнее, и убирать-освещать их уже легче. На освещение тоже есть отдельные нормы, причём отдельно — к залам, отдельно — к рабочим местам команды вокзала (и всех арендаторов), и отдельно — к платформе.

Безбарьерная среда

Это когда можно заехать на коляске на вокзал, проехать его по всем нужным точкам, а потом нормально сесть на поезд. На вокзалы часто привозят больных для перевозки, плюс на поездах путешествуют инвалиды, поэтому современный тренд — безбарьерная среда. Ленинградский вокзал этим требованиям соответствует.

Например, на входе их может встретить специальный сотрудник. Для инвалидов есть целый набор сервисов. Есть отдельный зал ожидания: он просторнее обычного, там зарядки-розетки и отдельное табло.

По идее, кстати, им может воспользоваться любой пассажир вокзала бесплатно, но этот факт стараются не афишировать, потому что тогда образуются очереди. Около этого зала есть туалет с просторным душем.

Есть эскалаторы, есть индикация объёмным шрифтом (и его тут не заказывают под стекло, как иногда бывает), на полу — тактильные полосы, в критических местах — слуховые аппараты. Лифты подходят для инвалидных колясок.

Ещё на вокзале есть комната матери и ребёнка и отдельный детский уголок с большой игровой площадкой.

Туалеты

Самое главное в туалетах вокзала — это то, что они платные, но в них можно бесплатно пройти по билету как на уезжающий сегодня поезд, так и с приехавшего сегодня (то же самое касается всех промежуточных вокзалов по пути поезда). Работает даже с билетом электрички. На Ленинградском вокзале работает даже с электронной регистрацией — надо просто показать бланк с датой и поездом.

Кассы

Сервисный центр может состыковать ещё с автобусом, самолётом или гостиницей. Вот тут целый зал вокзала ушёл на аренду разным подрядчикам, в частности, под кассы и под службу доставки мелких отправлений поездами (например, на втором этаже можно отправить в Петербург документы Сапсаном). Времена, когда зазывалы в автобусы ходили по территории вокзала и громко кричали, давно прошли.

Её ввели к Чемпионату, и теперь можно оторвать купон в терминале и сидеть где-нибудь в стороне. Про кассы важная вещь — электронная очередь. До перфомансов пока не дошло. Или просто смотреть картины: вокзалы участвуют в культурной жизни города, и там обычно идут какие-нибудь выставки или инсталляции.

Внутрь здания влезает 7,5 тысячи человек условно-комфортно (когда никто не стоит). По продажам билетов можно посчитать пассажиропоток и вместимость вокзала. Ещё столько же — по пригороду в сутки. Всего за сутки по поездам дальнего следования через вокзал проходит около 50 тысяч человек.

В первом окне касс сидит старший администратор, поэтому, если случилось что-то нетипичное, — лучше сразу к нему.

Недавно в кассовом зале поставили автоматы для покупки билетов в метро:

Отель

Перед ЧМ вокзал завёл отель. Это отдельный от вокзала бизнес, размещённый на его территории.

Такие случаи, когда поезд задерживается больше чем на пару часов, могут не случаться годами. Отель нужен ещё для того, чтобы размещать людей с поездов, сильно вышедших за расписание. Но если вдруг что — вокзал (вместе с перевозчиком) будет должен предоставить места.

Все номера одинаковые, есть отдельная колонна и расписание:

Табло и инфосистемы

На вокзал прибывает четыре основных вида пассажиров по языкам:

  1. Те, кто понимает русский (ну ещё бы, мы же в России). Тут всё просто, это же родная среда.
  2. Те, кто не понимает русского, но понимает английский. Для них есть дублирование табло и почти всех надписей на английском.
  3. Те, кто не понимает русского и английского. В основном это организованные китайские группы. Для них начали делать всё на третьем языке — упрощённом кантонском (в комментариях CrashLogger уточняет, что это путунхуа).
  4. Те, кто не понимает ни один из языков информирования. Например, на Ленинградском вокзале много испанцев, итальянцев и немцев. Как правило, они могут прочесть английские надписи, но на ЧМ, например, приехали мексиканцы, которые всех очень радовали, но ничего не понимали. Конкретно для таких случаев передвижения больших иностранных групп вокзал приглашает переводчиков. На ЧМ работали волонтёры, знающие разные языки.

Вопреки мнению о том, что, например, китайцам надо показывать на китайском только их основные маршруты следования, делается всё равно полная языковая версия. Потому что иностранные туристы путешествуют по самым разным маршрутам. Но для китайской версии, например, пока не планируется делать отдельных речевых объявлений. Кстати, именно гости из Китая составляют 20 % (показатель часто и сильно колеблется, но доля примерно такая) от пассажиропотока. Они питают необъяснимую любовь к двухэтажным вечерним поездам и Сапсанам. По ночам они заполоняют вокзал и начинают есть свою запасённую еду в залах ожидания. Делают они это маленькими группами по 50–300 человек и часто выпивают всю горячую воду из кулеров. Точнее, разводят ею лапшу.

Группа решила не разделяться перед лифтом и залезла в него целиком. Ещё китайский менталитет как-то создал проблему лифтовой службе. Китайцы испугались и попробовали разбежаться через сверхпрочное вандалостойкое стекло. Не соблюли правила, лифт сломался. Они его выдавили из креплений и погнули, но сломать не смогли.

Часофикация

Это система, которая устанавливает общее точное время, делала переводы на летнее и зимнее время и так далее. На вокзале все часы (даже большие аналоговые стрелочные) соединены в локальную сеть системы часофикации. Потому что часы на вокзале должны быть точными и отказоустойчивыми. Источник точного времени — российская станция с атомными часами, которая применяется как источник в том числе в некоторых оборонных системах.

За месяц до перевода начинаются объявления, за сутки по громкой связи идут частые пояснения, что и как будет происходить. При переводе часов, кстати, чтобы пассажиры не промахивались мимо поездов, действует специальный режим информирования.

Если вдруг вам повезёт встретить Новый год на вокзале (а это иногда случается из-за огромных скидок РЖД на билеты 31 декабря), то тут к вам придут Дед Мороз и Снегурочка. Ещё особый случай — Новый год. Сама новогодняя ночь очень тихая: перекрываются лишние проходы, закрываются все щели, вокзал переходит в режим защиты от петард, потому что возможны возгорания.

Их до 25 автобусов, но ведут они себя все очень хорошо, для них выделяется отдельный зал ожидания. Ещё «критические дни» случаются примерно на 9 Мая: там приезжают войска маршировать на Красную площадь. Бывают дни перемещений призывников и дембелей, но они отрабатываются по такой же схеме.

Отличия от Московского вокзала

Исторически Московский вокзал и Ленинградский вокзал были братьями-близнецами. Можно было сесть в поезд в одном здании в Москве, а выйти из вагона в другое такое же в Петербурге. Но сейчас они очень и очень отличаются и с каждом годом расходятся всё дальше. Например, в Москве сделали балконы в большом зале, что добавило площади для всяких кафе. Кстати, на вокзале есть «переговорки» для делегаций и даже богатая комната официальных делегаций (с депутатским залом), но обычные люди предпочитают назначать встречи в ресторанах вокзала. Раньше с этим было туго, а теперь их много. Кстати, там часто проводят встречи одноклассники и выпускники.

Это создавало ряд особенных сиутаций, когда пассажир, не знакомый с историей Москвы, пытался ехать на станцию метро Октябрьская. На билете вокзал обозначался как Москва-Октябрьская, то есть ОКТ. Вокзал есть на Комсомольской. Где нет вокзала. А обозначение ОКТ – это от Октябрьской железной дороги. Называется он Ленинградский.

Например, на Ленинградском есть не только привычный набор «минимальных системных требований», но и необходимость вписаться в концепцию по запаху в общее помещение. Очень разные арендаторы у вокзалов, и соответственно разные требования к ним.

А вот витражи — почти одинаковые. Разное освещение, в частности, верхние лампы и периметровый свет.

Платформа

Раньше было довольно сложно угадать, куда придёт вагон поезда. На платформах вокзала сделана новая позоновая навигация. Это очень сокращает перемещение людей по платформе, когда приходит поезд. Теперь с точностью до трёх вагонов навигация вам показывает, около какого сектора стоять. На ЧМ это отлично помогло.

Сейчас вокзал отремонтировал три платформы (в частности, под Ласточки — длинные), собирается реконструировать первую, планируют проапдейтить зал повышенной комфортности.

Например, если отправления в 19:30 и 19:40, то они будут стоять на одной платформе, чтобы пассажиры не промахивались. Ещё конкретно Ленинградский вокзал кластеризует поезда по два в Ленинград, которые соседние.

Обратите внимание на защиту от птиц: это те самые штырьки на фото сверху, и ещё они бывают вот здесь:

Медпункт

Там оказывают первую помощь, то есть поддерживают до прибытия «скорой». Естественно, на вокзале должен быть медпункт. Сотрудники медпункта ходят к поездам на вызовы, когда кому-то внутри плохо (обслуживают и пассажиров электричек тоже), ведут эстафетные наблюдения (когда пациент транспортируется по нескольким станциям), следят за транспортировкой раненых и пациентов на операции.

Зимой много ОРЗ. Из обращений самые частые случаи — гипертония у пенсионеров, кишечные инфекции у гостей Москвы (особенно с поездов из южной части РФ), разные проявления синдрома путешественника у заграничных гостей, иногда приносят совсем синие тела. Полис не нужен, помощь — по листу информированного согласия. Тут дают базовые таблетки, делают инъекции (для регулярного приёма хроническими больными по рецепту), перевязки. Бесплатно, конечно.

Он там тоже есть. Иногда в медпункт приходят люди за кипятком растворять лекарства.

Зал справочной

Там же можно получить платную справку о движении поездов либо бесплатную, если опаздывает электричка или поезд (это иногда важно для кадровой службы на работе). Это место, откуда можно заказать объявление, если кто-то потерялся. Предложение руки и сердца по громкой связи сделать нельзя. В месяц на вокзале теряются примерно пара человек и несколько групп туристов (гиды объявляют иногда, где собираться).

Помощников и волонтёров очень удивляло, что многие гости любят спать на полу, особо этим выделялись гости из Нигерии, они даже на ступеньках устраивались. На ЧМ было много опозданий, помогали как могли.

Ещё особенности

Перед ЧМ поставили бесплатные зарядки для телефонов.

Это означает, кстати, что пьяным на Ленинградском вокзале лучше не появляться: вероятность проснуться наутро в отделении полиции выше, чем на других вокзалах. На вокзале почти нет бомжей: в аэропортах их довольно сложно победить, но тут просто начали строго применять санитарные нормы, и они куда-то смигрировали.

У них есть инвентарные номера, и за ними ухаживают сотрудники. На территории вокзала живут фикусы. На вокзале есть специальная должность в штатном расписании — инженер по экологии. Поливают их по ночам, делает эта команда уборщиков. Он, кроме всего прочего, разрабатывает модель рисков для фикусов и план по их развитию.

Более того, по всему вокзалу висят маяки для indoor-навигации, и в этом самом приложении можно очень комфортно ориентироваться. Есть Wi-Fi, в частности, нужный для того, чтобы работало приложение РЖД. Такой же сервис действует и на других крупных вокзалах.

Порядка 350 камер. Видео по вокзалу — внутренние и периметр, платформы.

Книги жалоб и предложений: есть по вокзалу в целом и в каждом отдельном модуле.

Обычно же всё делает робот, который видит график движения поездов. Есть отдельная дикторская — это чтобы объявлять в ручном режиме на случай сбоев.

Вот так разделён доступ между дальним следованием и пригородным в ресторане:

Дежурный по вокзалу

Дежурный по вокзалу — это нечто вроде гибрида домового и директора. От директора у него есть возможность решать любые вопросы единоначально, а от домового — необходимость заботиться обо всех на вокзале и обо всех его подсистемах. Все исключения обрабатывает он, к нему же можно обращаться с любыми вопросами во время его смены.

Смены у дежурного — по 24 часа, потому что многие циклы вокзала привязаны к суткам, и принимать-сдавать вокзал надо целиком по началу-концу процессов.

С помощью рации он может связаться с кем угодно и оперативно руководить. Дежурный всегда должен быть на связи, поэтому у него с собой служебный сотовый телефон и рация. Потому что вокзал — стратегический объект. Ещё она нужна на случай, например, ядерной войны, если откажет сотовая сеть. С рацией дежурный по вокзалу ходит даже в туалет.

Еда, говорят, там хорошая, но всё равно многие приносят еду из дома. Специальной секретной столовой «для своих» на Ленинградском вокзале нет, все едят в обычных кафе на территории (правда, кафе дают скидки сотрудникам вокзала).

С нами был Денис Кудинов, дежурный по вокзалу:

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть