Хабрахабр

Как психологические идеи улучшают юзабилити

В своём блоге они рассказывают, что улучшить UX могут помочь психологические идеи и законы, которые им пришлось за это время выучить.
JotForms год искали способы улучшения удобства форм для JotForm Cards.

Психологические идеи используют в дизайне, чтобы лучше направлять действия пользователя.

Уведомления красного цвета на Facebook привлекают внимание к очень важной информации сильнее, чем любые другие. Например, логотип Vogue с широкими интервалами легче заметить на витрине.

Обратить внимание, расставить и помочь понять акценты можно с помощью базовых инструментов — формы, цвета, расположения.

Принципы простоты

Бритва Оккама

Если есть несколько ответов или решений, правильным будет самый простой вариант.

Не стоит
усложнять функционал или информацию. В дизайне эта идея помогает делать выбор в пользу «меньше, но лучше». Перегруженный идеями продукт труднее создавать, использовать и управлять им.

Закон Хика

А когда все варианты сокращены до нескольких лучших (как обычно рестораны и делают), сконцентрироваться и сделать выбор будет легче. Если бы рестораны предлагали в меню по 500 блюд, мало клиентов справились бы с выбором.

Чтобы пользователь мог сосредоточиться на конкретной задаче, стоит помочь ему избавиться от лишнего выбора. Чем больше число доступных вариантов, тем больше времени и сил мы тратим на
принятие решения.

Уберем второстепенные страницы, лишние ссылки и перегружающие интерфейс
детали.

image
Один вопрос на макет страницы JotForm Cards снижает смысловую нагрузку

Фрагментация

Поэтому людям часто легче запоминать телефонные
номера "кусками", а не одним длинным списком цифр. Длинную последовательность одинаковых элементов сложнее запомнить, чем короткую
разнообразных элементов.

Если мы поделим информацию на
небольшие кусочки, она легче и быстрее запомнится. Фрагментация — это механизм запоминания.


JotForm Cards позволяют объединять похожие поля и создавать разделы

Компромисс между гибкостью и удобством использования

И чем больше сценариев получается охватить, тем больше становится гибкость функционала. Люди продумывают сценарии использования, когда создают какой-то продукт (ну, я надеюсь ;).

А из-за этого удобство использования и эффективность, соответственно, уменьшаются. Если гибкость системы увеличивается, увеличивается и ее сложность.

Сейчас там уже с пару десятков разных инструментов и если вы находитесь на вершине Гималаев, он явно вам пригодится. Вспомним знаменитые швейцарские ножи. Но если вам нужно срезать бирку со свитера, вы воспользуетесь армейским ножом или обычными ножницами?

Не надо жертвовать простотой ради ненужных функций.

Принципы быстродействия

Право на ошибку

Все люди ошибаются, и очень важно, чтобы всегда была возможность эти ошибки исправить.

Допускать эти последствия точно не стоит. Как должна вести себя система, когда пользователь вот-вот нажмёт клавишу, и это приведет к непреднамеренным (и, вероятно, негативным) последствиям?

Можно переспросить пользователя заранее, или, что ещё лучше, дать возможность сделать шаг назад.


Удобная обработка ошибок и автокомплит в JotForm Cards

Например, можно сделать самые часто используемые элементы самыми
доступными в плане размера или расположения. Расположите информацию таким образом, чтобы свести к минимуму возможные
ошибки.

Закон Фиттса

Тут закон Фиттса будет звучать примерно так: чем дальше объект, тем больше время прицеливания; чем больше объект, тем меньше время прицеливания. Перед нажатием человек прицеливается к объектам на двухмерном экране.

Понятно и подробно о законе Фиттса написал Илья Бирман. Обращайте внимание на размер элементов, нажимаемых областей и на их расположение.


Уменьшенное расстояние до цели и увеличенный размер цели в JotForm Cards

Наглядность

Контейнер с носиком приглашает нас налить жидкость, а длинный ремень, прикрепленный к сумке, как бы намекает носить его через плечо. Форма объектов дает нам понять, как они могут использоваться. Это наглядность — термин, который популяризировал Дон Норман в «Дизайне привычных вещей».

Можно считать, что объект нагляден, если он создаёт у пользователя какие-нибудь ожидания, и потом оправдывает их. Не надо подробно изучать объект, чтобы понять, что с ним делать — объект сам объясняет это.

Вот что Норман пишет о том, как подсказки улучшают наглядность:

Если дверь нужно толкать, дизайнер должен обеспечить ее подсказками, которые укажут, с какой стороны это следует делать. Подсказки о том, как пользоваться той или иной вещью, должны быть наглядными и
корректными. Прикрепите со стороны, которую нужно толкать, вертикальную пластину. Это не разрушает эстетичность. Вертикальная пластина и видимые опоры — это естественные подсказки, которые естественно воспринимаются и о которых никто не задумывается. Или сделайте видимыми опоры.

Чем проще и яснее продукт, тем больше будет эффективность его использования. Дизайн должен быть наглядным. Пользователь сможет действовать быстрее и совершать меньше ошибок.

Принципы эстетики

Красота — второй UX

И ещё мы думаем, что красивый дизайн лучше некрасивого, независимо от того, правда это или нет. Мы любим, когда красиво.

Но привлекательность дизайна — не последнее дело. Да, дизайн в первую очередь должен работать, должен быть удобным и продуманным.

Они будут уже терпимее относиться к проблемам в проектировании. Красивый дизайн не только способствует положительному отношению, но и создаёт у пользователей впечатление, что интерфейс проще в использовании.

С помощью логики и красоты можно многого добиться. Часть роли дизайна заключается в том, чтобы вызывать чувства привязанности, лояльности и терпения — решающих факторах в долгосрочном использовании и успехе продукта.

Эффект прогресса

Почти в каждой кофейне есть карта лояльности, которая как бы отражает прогресс.

image

И
хотя вы можете не осознавать этого, само существование карты повышает вероятность того, что вы в следующий раз снова возьмете кофе. Каждый раз, когда вы берёте ещё один кофе, вы приближаетесь к заполнению карты.

Чем ближе они чувствуют себя к этой
цели, тем больше вероятность того, что они будут настойчивы. Эффект видимого прогресса заставляет людей думать, что им придется приложить
меньше усилий для достижения своей цели.


В JotForm индикатор прогресса мотивирует пользователей

Так пользователям будет легче понимать, насколько
быстро они идут к цели и стоит ли что-то изменить. Сделайте прогресс видимым.

По мотивам Hacking usability with psychological principles.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть