Хабрахабр

Как программисту переехать в Нидерланды

Disclaimer: Эта статья была начата еще летом. Не так давно на хабре был всплеск статей на тему поиска работы за рубежом и переезда. Каждая из них придавала моей пятой точке некоторое ускорение. Что в итоге заставило меня перебороть свою лень и сесть написать, а точнее дописать, очередную статью. Часть материала может повторять статьи других авторов, но с другой стороны, у каждого свои фломастеры.

В первой части я уехал жить и работать на Кипр. Итак, перед вами часть третья, и на данный момент последняя, о похождениях блудного попугая программиста. В третьей части (вот этой самой) я устроился на работу и переехал в Нидерланды. Во второй части я пытался устроиться в Google и переехать в Швейцарию. В основном будет про обустройство и жизнь в Нидерландах. Сразу скажу, что про поиск работы будет мало, так как его фактически не было. В том числе про детей и покупку дома, что не было подробно описано в недавних статьях других авторов.

Поиск работы

Прошлая статья из этого цикла (кто бы мог 4 года назад подумать, что наберется на целый цикл) закончилась на том, что я Google разминулись как фанера и Париж. В принципе, мы оба от этого не сильно потеряли. Если бы я был сильно нужен Google, то я был бы там. Если бы мне так уж сильно надо было в Google, я был бы там. Ну а так сложилось, как сложилось. Как уже упоминалось там же, в голове дозрела мысль, что по ряду причин с Кипра надо уезжать.

Для начала я продолжал мониторить вакансии в Швейцарии. Соответственно надо было решать, куда же двигать дальше. Можно конечно переквалифицироваться, но это потеря в деньгах. Вакансий там не сильно много, особенно для Android разработчиков. Далеко не все компании горят желанием привозить сотрудников из диких стран (не Швейцария и не Евросоюз). А зарплаты даже Senior разработчиков не в Google не позволяют там особо разгуляться при наличии семьи. В общем не найдя ничего заслуживающего внимания, мы с женой озадачились поиском новой страны кандидата. Квоты и много мороки. Как-то так получилось, что практически единственным кандидатом оказались Нидерланды.

Достаточно много предложений и нет особых заморочек с оформлением, если компания предлагает переезд по программе kennismigrant, то есть высококвалифицированный специалист. Здесь с вакансиями получше. Вакансии смотрел на LinkedIn, на Glassdoor, каких-то местных поисковиках и сайтах крупных компаний, про наличие офисов которых в Нидерландах знал. Просмотрев вакансии я остановился на одной компании, куда и решил попробоваться. Вскоре после возвращения из Амстердама со мной связался рекрутер и сказал, что компания готова сделать мне оффер. Процесс устройства в компанию состоял из нескольких этапов: интервью с рекрутером, онлайн тест, онлайн интервью с написанием кода в каком-то онлайн редакторе, поездка в Амстердам и интервью непосредственно в компании (2 технических и 2 на поговорить). Так как оффер был весьма неплох, было решено его принять и начать готовиться к переезду. В принципе еще до этого мне озвучивали информацию, что компания предлагает, так что в оффере были только конкретные детали.

Подготовка к переезду

Вот тут вот практически эксклюзивная модель трактора, так что не знаю, насколько информация из этой части будет полезной. Исходные данные. Семья из 5 человек, 2 взрослых и трое детей, из которых двое родились на Кипре. Плюс кошка. И контейнер вещей. Находились мы в тот момент естественно на Кипре. Для того, чтобы попасть в Нидерланды и потом получить вид на жительство (residence permit, verblijfstittel) нужна MVV виза (как минимум гражданам многих стран). Получить ее можно в посольстве или консульстве, но не в каждом. Что забавно, на Кипре шенгенскую визу при поездке в Нидерланды делают в посольстве Германии, а вот MVV они уже сами делают. Визу в Швейцарию кстати делают в посольстве Австрии. Но это все лирика. Как я уже говорил, получить-то визу можно в посольстве, а вот подаваться на нее надо… в Нидерландах. Но все не так плохо, это может сделать компания, которая выступает спонсором поездки. Собственно, именно это компания и сделала — подала документы на меня и семью. Еще один нюанс был в том, что мы решили, что в Амстердам я сначала поеду один с кошкой, а семья съездит на месяц в Россию по делам, повидать родственников, да и вообще так спокойнее.

Получение происходит в 2 этапа. Поэтому в документах значилось, что я получаю визу на Кипре, а семья в России, в Санкт-Петербурге. С распечаткой этой бумажки надо доехать до посольства, отдать им вместе с паспортом, заявлением и фотографиями (к фото кстати придираются сильно). Сначала надо дождаться, когда Нидерландская иммиграционная служба даст добро на выдачу визы и предоставит на это бумажку. По этой визе в течении 3 месяцев с момента ее выдачи можно заехать в Нидерланды. Они все это забирают, а через 1-2 недели возвращают паспорт с визой. Бумажка, выданная IND (иммиграционная служба), кстати, тоже действительна 3 месяца.

У нас просили (все в электронном виде): паспорта, пару заполненных заявлений (о том что мы не совершали никаких преступлений и что я буду спонсором для семьи, а компания для меня), кипрский пермит (чтобы можно было забрать там визу), легализованные и переведенные сертификаты о браке и рождении детей. Какие же нужны документы, чтобы получить эту заветную бумажку. Все документы у нас были российские. И вот тут нам чуть не помахал хвостом северный пушной зверек. И вот их нельзя апостилировать, от слова совсем. Свидетельство о браке и одно из свидетельств были выданы в России, а два в посольстве России на Кипре. Выяснилось, что можно получить дубликаты в московском архиве ЗАГС. Перечитали кучу документов. Но документы туда поступают не сразу. Их апостилировать можно. Стали спрашивать компанию, которая организовывала подачу документов про другие варианты легализации (долгие, сложные и муторные), но они их весьма не рекомендовали. И свидетельство на младшего ребенка туда еще не поступило. Мы их не делали, так как пользовались российским, полученным в посольстве. Зато порекомендовали попробовать получить кипрские свидетельства о рождении. Пошли в муниципалитет и спросили, а нельзя ли нам получить пару свидетельств о рождении. Киприоты не требовали апостилизации, так как ребенок был рожден на Кипре. Но мы этого тоже не делали. На нас посмотрели большими глазами и сказали, что не смотря на наличие российского, мы должны были получить и местное, когда регистрировали рождение. Ура, подумаешь, штраф. Посовещавшись нам выдали, что можно это сделать сейчас, нужно только заплатить штраф за просрочку и предоставить нужные документы.

— А какие кстати документы нужны?
— А справочки из роддома.

И их забирают при выдаче свидетельства о рождении. Справочки же те даются в количестве одной штуки. Незадача. Наши забрали в российском посольстве.

Может вас устроит копия, заверенная в больнице (мы их брали по паре штук на всякий случай).
— Ну, вообще не положено, но давайте. — А вы знаете, наши справки что-то потерялись.

В общем свидетельства мы получили и даже не пришлось их переводить, так как там был английский текст. Вот за это я люблю Кипр, тут всегда готовы помочь ближнему, да и дальнему тоже. С российскими документами тоже была заморочка, но небольшая. Документы на английском принимали и так. Да, это бред, возможно неправильно и вообще не по фен-шую, но доказывать это удаленно и затягивать процесс желания не было совсем. Апостиль на документах должен быть не старше полугода. Однако, апостилировать документы мало, их нужно еще перевести. Поэтому попросили родственников в России по доверенности получить дубликаты и проставить на них апостили. Можно конечно было пойти стандартным путем и сделать перевод в России, заверив его у нотариуса, но решили пойти на север и сделать таки перевод у присяжного переводчика. А в Нидерландах перевод кому попало не доверяют, и предпочитают перевод от местных присяжных переводчиков. Связались с ней, узнали расценки, отправили сканы документов. Переводчика нам посоветовала контора, которая оформляла нам документы. На этом приключения с документами закончились. Она сделала перевод, прислала сканы по электронной почте и официальные бумажки с печатями по обычной.

Нам предоставили компанию перевозчика и лимит по вещам один морской контейнер на 40 футов (примерно 68 кубометров). С вещами особых проблем не было. Они помогли нам оформить документы, прикинули примерно сколько займет упаковка и сколько по объему займут вещи. Нидерландская компания связала нас с ее партнером на Кипре. Мне оставалось только плевать в потолок. В назначенную дату приехали 2 человека, все разобрали, упаковали и погрузили. Упихалось кстати в контейнер на 20 футов (около 30 кубометров).

Так как перелет был внутри Евросоюза, то нужно было только обновить прививки и получить европейский паспорт на животное. С кошкой тоже все прошло гладко. Нигде в аэропорту кошка никого не заинтересовала. Все вместе заняло полчаса. Это и получение специальной бумажки в российском аэропорту, и уведомление аэропорта прибытия о прилете с животным (в случае Кипра как минимум), и оформление бумажек на животное в аэропорту прилета. Если везти животное из России, то все намного интереснее и сложнее.

После того как семья улетела в Россию и вещи были отгружены, осталось только закончить все дела на Кипре и приготовиться к отлету.

Переезд

Переезд прошел гладко, можно даже сказать, что банально. Компания все подготовила заранее: билет на самолет, такси из аэропорта, съемную квартиру. Так что я просто сел в самолет на Кипре, вышел из него в Нидерландах, нашел стойку такси, вызвал заранее оплаченную машину, доехал до съемной квартиры, получил ключи от нее и лег спать. И да, все это, кроме вылета, в 4 часа утра. Наличие кошки конечно добавило развлечений, но она путешествовала уже не первый раз, так особых проблем не доставила. Был забавный диалог с пограничником:

Добро пожаловать, следующий. — Здравствуйте, вы надолго к нам прилетели?
— Ну, не знаю, наверное надолго, может навсегда.
— (большие глаза, листает паспорт) Ааа, дак у вас MVV, а не туристическая виза.

Да и вообще в это время персонала в аэропорту крайне мало. Как уже говорил, кошкой никто не интересовался и в красном коридоре никого не было. Когда искал, где же кошку вообще выдают, нашел только сотрудницу компании KLM за стойкой, но она мне все подробно рассказала, хотя летел я и не их компанией.

В моем случае это сделала (позаботилась о назначении приемов в различных организациях) компания. После прилета необходимо сделать несколько вещей, желательно причем позаботиться об этом заранее. И так, необходимо:

  • получить BSN (Burgerservicenummer). Это основной идентификационный номер в Нидерландах. Делал я это в Iamsterdam, ранее известном как Expat Center. Занимает минут 20.
  • получить вид на жительство (residence permit, verblijfstittel). Делается там же, по времени примерно столько же. Это основной документ для экспата. Рекомендуется носить с собой, а паспорт засунуть куда подальше. Например, когда мы пришли оформлять покупку дома и принесли в том числе паспорта, на нас посмотрели как на странных людей и сказали, что с этим они не работают, только с нидерландскими документами, т.е. в нашем случае с пермитами.
  • зарегестрироваться в gemeente Amsterdam (или другой, если вы приехали не в Амстердам). Это что-то вроде прописки. От вашей регистрации будут зависеть налоги, предоставляемые услуги и прочие вещи. Делается опять там же и столько же.
  • открыть счет в банке. Наличка в Нидерландах используется не очень часто, поэтому иметь счет в банке и карточку очень желательно. Делается в отделении банка. Опять же в заранее назначенное время. Это заняло подольше. Заодно оформил liability insurance. Очень популярная штука здесь. Если я вдруг что-то случайно сломаю, то заплатит за это страховая. Действует на всю семью, что при наличии детей более чем полезно. Счет можно делать общим. В этом случае супруги могут пользоваться им на равных основаниях, как в плане пополнения, так и в плане снятия денег. Можно податься на кредитную карту, так как карты которые здесь в ходу это дебетовые Maestro и платить ими в интернете нельзя. Можно не заморачиваться и завести аккаунт в Revolute или N26.
  • приобрести местную симку. Мне дали одну когда я оформлял все документы. Это была prepaid SIM от оператора Lebara. Пользовался ей год, пока они не стали снимать какие-то странные суммы за звонки и траффик. Плюнул на них и ушел на контракт к Tele2.
  • найти постоянное жилье на съем. Так как компания предоставляла временное только на 1.5 месяца, нужно было сразу начинать искать постоянное, ввиду большого ажиотажа. Подробнее напишу в разделе про жилье.

В принципе на этом все. После этого можно спокойно жить и работать в Нидерландах. Естественно, нужно повторить все процедуры для семьи. Времени заняло чуть больше, так как были какие-то несостыковки в документах, плюс для младшего ребенка почему-то еще не сделали пермит. Но в итоге все разрешилось на месте, а за пермитом просто заехал позже.

Жизнь в Нидерландах

Живем мы тут уже больше года, за это время накопилось достаточно много впечатлений по поводу жизни тут, которыми я и поделюсь далее.

Климат

Климат тут средней степени паршивости. Но лучше, чем например в Санкт-Петербурге. В какой-то степени можно сказать что он и лучше чем на Кипре.

В основном температура болтается где-то между 10 и 20 градусами. К плюсам климата можно отнести отсутствие больших перепадов температур. Зимой опускается до 0, но редко ниже. Летом уходит за 20, но редко за 30. Я год отходил в одном и том же, варьируя только количество одеваемой одежды. Соответственно нет особой необходимости в одежде на разные сезоны. Даже если предположить, что можно перемещаться в купальном костюме. На Кипре это в принципе тоже было так, но там летом уж слишком жарко. В Питере же на зиму требуется отдельный комплект одежды.

Во многих случаях они совмещаются, и тогда дождь идет почти параллельно земле, что делает зонтик бесполезным. К минусам можно отнести очень частые дожди и сильные ветра. При особенно сильном ветре мимо пролетают ветки деревьев и плохо привязанные велосипеды. Ну и даже если он может принести какую-то пользу, то его просто сломает ветром, если это не специальная модель. Выходить из дома в такую погоду не рекомендуется.

Мне как жителю Питера такой климат в общем и целом привычен, так что сильного расстройства от его наличия я не испытываю.

Работа

IT вакансий здесь достаточно много, много больше чем на Кипре и в Швейцарии, но наверное меньше чем в Германии и Великобритании. Есть крупные международные компании, есть средние, есть местечковые, есть стартапы. В общем, всех хватает. Работа есть как на постоянку, так и контрактная. Если приезжать с другой страны, то лучше выбирать компанию покрупнее. У нее и условия обычно неплохие, и как kennismigrant она вас оформит, и бессрочный контракт могут дать. В общем плюшек много. Минусы стандартные для работы в большой компании. Если уже есть постоянный пермит или паспорт, то можно поиграться с выбором. Многие компании также требуют знание нидерландского, но это обычно касается мелких и возможно средних компаний.

Язык

Официальный язык нидерландский. Похож на немецкий. Я немецкого не знаю, так что для меня он вполне себе похож на английский. В изучении достаточно простой, а вот в произношении и восприятии на слух не очень. В общем и целом его знание необязательно. В большинстве случаев получится обходиться английским. В крайних случаях смесью из английского и базового голландского. Тестов пока никаких не проходил, по ощущениям за год с небольшим при изучении по полчаса в день уровень где-то между А1 и А2. Т.е. знаю пару тысяч слов, могу в общем и целом сказать что мне нужно, но понимаю собеседника только если он говорит медленно, четко и просто. Ребенок (8 лет) в языковой школе за 9 месяцев выучил до уровня достаточно свободного разговора.

Жилье

С одной стороны все печально, с другой стороны все отлично. Печально с арендой. Вариантов мало, они разлетаются как горячие пирожки и за бешеные деньги. Снять что-то в Амстердаме для семьи весьма и весьма дорого. В окрестностях получше, но все равно не особо. Мы снимали дом год назад за 1550 евро в 30 километрах от Амстердама. Когда мы из него выехали хозяин сдавал его уже за 1675. Если интересно, то есть сайт funda.nl, через который проходит по-моему чуть ли не вся недвижимость в Нидерландах, как в плане аренды, так и в плане покупки/продажи. Там можно посмотреть текущий ценник. Коллеги по работе, кто живет в Амстердаме, постоянно жалуются, что лэндлорды пытаются их наобмануть всеми доступными способами. С этим можно бороться, и в принципе получается, но это стоит времени и нервов.

Получение ипотеки и процесс покупки до безобразия просты. Принимая во внимание все вышесказанное, те, кто планирует тут задержаться, покупают дом в ипотеку. Ценники правда не очень радостные и тоже постоянно растут, но получается все равно меньше чем при аренде. И это отличная сторона.

В каждом банке свои условия. Для получения ипотеки скорее всего надо будет соответствовать некоторым критериям. В принципе, можно все делать самому, в плане выбора банка, ипотеки, поиска дома и т.д. От меня по-моему требовалось наличие статуса kennismigrant и проживание в Нидерландах полгода. Мы выбрали третий вариант. Можно воспользоваться услугами mortgage broker (человек, который поможет выбрать правильные банк и ипотеку и все оформить), real estate agent (маклер, человек, который будет помогать искать дом и оформлять его) или агенства по покупке недвижимости. Они же за дополнительные деньги могут дать ипотечный совет, т.е. С банком мы связались напрямую, они все рассказали по условиям ипотеки, сказали примерную сумму, которую дадут. Вообще система по ипотеке тут немного другая. рассказать, как лучше организовать ипотеку при имеющихся условиях, какие могут быть риски и прочее. А вот процентная ставка может быть зафиксирована на произвольное количество лет, от 0 до 30. Сама ипотека дается на 30 лет. Если 30, она самая высокая. Если 0, то она плавающая и меняется постоянно. 5 процента, а на 10 лет около 2 процентов. Когда мы брали, то плавающая была 2 с чем-то процента, на 30 лет примерно 4. При этом ипотеку можно бить на части. Если ставка фиксировалась меньше чем на 30 лет, то по истечении срока нужно будет ее опять фиксировать на определенный промежуток или переходить на плавающую. Так же по каждой части платежи могут быть аннуитетными или дифференцированными. Для каждой части можно фиксировать ставку на определенный промежуток. Ни договоров, ни чего-то другого еще нет. Изначально банк дает просто предварительную информацию и предварительное согласие.

Основная их задача связать покупателя со всеми необходимыми ему службами. После банка мы как раз таки обратились в агенство, специализирующееся на помощи в поиске жилья. Как я уже говорил можно без него, но с ним лучше. Начинается все с риэлтора. Так же он знает других риэлторов, с которыми он играет в гольф или что-то похожее. Хороший риэлтор знает пару грязных хаков, которые могут помочь получить нужный дом. Есть разные варианты помощи от риэлтора. Они могут друг другу сливать интересную информацию. Поиск домов проще всего делать через все тот же сайт — funda.nl. Мы выбрали тот, при котором мы сами ищем интересующие нас дома, а он по запросу приезжает на просмотр и если мы готовы идти дальше, то делает следующие шаги. Дом мы присматривали 2 месяца. Рано или поздно большинство туда попадет. Из них 4 или 5 смотрели с агентом. На сайте мы просмотрели несколько сотен домов, лично ездили десятка в полтора. Я еще не рассказывал про ставки? Ставку делали на один, и благодаря грязному хаку агента ее выиграли. Дома выставляются по bidding price (начальная ставка по сути). А зря, на текущий момент это очень весомая часть процесса покупки. Каждый, кто хочет купить дом предлагает свою цену. Дальше проходит что-то типа закрытого аукциона. Можно выше. Можно меньше, но в нынешних реалиях вероятность быть посланным близка к 100%. Во-первых надо знать, что есть норма для «выше» в каждом городе. И тут вот начинается веселье. В нашем городе от пары тысяч до 20 000. В Амстердаме это легко может быть +40 000 евро к стартовой цене. на сколько больше ставят. Во-вторых надо понять, сколько других претендентов и сколько они overbidding, т.е. А оценка делается после. В-третьих, банк дает ипотеку только в размере оценочной стоимости дома. если дом выставлен за 100К, ставка на него 140К, а оценен он потом в 120К, 20К надо будет платить из своего кармана. Т.е. Таким образом нам оставалось только сделать ставку выше. Наш агент применил какой-то трюк из своего арсенала, так что сумел узнать сколько человек кроме нас сделали ставку на дом и какие ставки. На самом деле высокая ставка еще не все. Опять же исходя из своего опыта и оценки ситуации в районе он предположил, что наша ставка вполне впишется в оценку, и угадал, так что доплачивать нам ничего не пришлось. Владельцы дома оценивают и другие параметры.

Если ипотека у обоих, то предпочтение будет тому, кто готов отказать от разрыва контракта, если банк не даст ипотеку (объясню чуть позже). Например если кто-то готов занести всю сумму из своего кармана, а у другого ипотека, то скорее всего предпочтут человека с деньгами, если конечно разница в ставках невелика. Про оценку я уже говорил. После выигранной ставки идут три вещи: подписание контракта на покупку дома, оценка дома (estimation cost report) и оценка состояния дома (construction report). Оценка состояния дома выявляет конструктивные дефекты и дает примерную стоимость их устранения. Она делается независимым агентством и отражает более-менее реальную стоимость дома. После его подписания пути назад нет, кроме нескольких нюансов. Ну и контракт это просто договор купли продажи. В течение этого времени можно передумать без последствий. Первый определен законодательством и дает 3 рабочих дня на подумать (cool down period). Второй как раз связан с ипотекой.

Но теперь, с договором на руках, можно прийти в банк и сказать — «дайте денег». Как я говорил ранее, все предыдущее общение с банком просто информативное. Банк берет время на подумать. Хочу мол вот этот дом за такие деньги. Его так же можно запросить у банка. Заодно может оказаться, что договор купили продажи требует обеспечительный взнос 10%. Вот в случае посылания лесом, в контракте может быть оговорен специальный пункт, который позволяет опять же безболезненно разорвать договор. После раздумий банк или говорит, что он на все согласный, или посылает лесом. Если такого пункта нет, банк отказал в ипотеке и нет своих денег, то придется выложить как раз тем самые 10%.

За нас все это, включая оценки, делало наше агенство. После получения одобрения от банка, а может и до, надо найти нотариуса для оформления сделки и присяжного переводчика. Нотариус подбивает итог и говорит, сколько ему надо перевести денег. После нахождения нотариуса ему нужно предоставить всю информацию по сделке, включая всякие разные счета и документы. В назначенную дату покупатель, продавец и переводчик собираются у нотариуса, читают договор, подписывают, передают ключи и расходятся. Банк тоже переводит деньги нотариусу. Перед этим происходит процесс осмотра дома. Нотариус проводит сделку через реестры, убеждается, что все в порядке и право собственности на дом (и возможно землю, зависит от покупки) передано, после чего переводит деньги всем участвовавшим сторонам. Из приятного. На этом в общем-то все. Все остальное через телефон или электронную почту. Личное присутствие потребовалось только при просмотре домов, подписании договора (агент привез его нам на дом) и посещении нотариуса. Далее через некоторое время приходит письмо из реестра, в котором подтверждается факт владения.

Транспорт

С транспортом все хорошо. Его много и он ходит по расписанию. Есть приложения, позволяющие прокладывать маршруты и отслеживать обстановку. За время проживания здесь я не почувствовал необходимость иметь машину. Возможно в некоторых случаях это было бы неплохо, но если было бы совсем уж нужно, то можно было бы закрыть эти случаи арендой или каршерингом. Основные виды транспорта это поезда и автобусы. В Амстердаме (и возможно других больших городах) метро и трамваи.

Первые останавливаются на каждой станции, могут так же на некоторых станциях стоять и ждать другой спринтер, чтобы организовать пересадку. Поезда бывают обычные (Sprinter) и междугородние (InterCity). Разница по времени может быть весьма ощутима. Интерсити идут от города до города без остановок. Есть еще международные, но ими не пользовался. На спринтере мне до дома ехать 30-40 минут, на интерсити 20.

Трамваи достаточно популярны в Амстердаме. Автобусы так же бывают внутригородские, междугородние и международные. Когда жил на квартире, предоставляемой компанией, то частенько ими пользовался.

В Амстердаме 4 линии. Метро пользуюсь каждый день. Часть линий идет под землей, часть по земле. Не очень длинных по сравнению с Москвой и Питером. Т.е. Из удобного что метро состыковывается с поездами на некоторых станциях. Или наоборот. можно выйти из поезда метро, перейти на соседнюю платформу и ехать дальше на поезде.

Но за комфорт надо платить… Проехаться на трамвае по Амстердаму из конца в конец примерно 4 евро. Минус у транспорта по сути один — он дорогой. Меня это не особо напрягает, так как мои поездки оплачивает работодатель, но в целом можно на поездки тратить несколько сотен евро в месяц. Дорога от дома до работы около 6 евро.

Сначала берется посадочный взнос, примерно 1 евро, а дальше идет за километраж. Цена поездки обычно пропорциональна ее длине. Оплата в основном идет при помощи OV-chipkaart.

Если она персональная (не анонимная), то можно настроить автопополнение с банковского счета. Бесконтактная карта, которую можно пополнять. Во многих случаях это можно сделать только при помощи местной банковской карты. Так же можно покупать билеты на станции или в транспорте. Есть еще бизнес карты. Visa/Mastercard и наличка могут не прокатить. Либо ездишь, а платит компания. Там чуть другая система расчета — сначала ездишь, а потом платишь.

Если принимать во внимание амортизацию, налоги, топливо и страховку, то владение чем-нибудь подержанным с умеренным пробегом обойдется примерно в 250 евро в месяц. Машину иметь здесь дорого. Это без учета стоимости парковки. Владение новой машиной от 400 и больше. Парковка в центре Амстердама например может легко быть 6 евро в час.

Их тут огромное количество: обычные, спортивные, «бабушкины», электрические, грузовые, трехколесные и т.д. Ну и король транспорта здесь это велосипед. Так же популярные складные велосипеды. Для поездок по городу это наверное самый популярный вид транспорта. Можно в поезде/метро возить и обычные, правда не в час пик. Доехал до поезда, сложил, вышел из поезда, разложил и поехал дальше. У нас велосипедами забит весь гараж: 2 взрослых (изрядно б/у), грузовой если надо везти пачку детей в пределах города и набор детских. Многие покупают ушатанный велосипед, доезжают до транспорта, паркуют его там и дальше едут транспортом. Все активно используются.

Магазины

Я не частый их посетитель, но общее впечатление наверное рассказать смогу. По сути, можно поделить магазины (как наверное и везде) на 3 типа: супермаркеты, мелкие магазинчики и интернет магазины. Мелкие я наверное даже ни разу и не посещал. Хотя, как говорят, там можно например купить те же мясо или хлеб более высокого качества. Еще кстати есть рынки, у нас в городе 1-2 раза в неделю, там можно покупать продукты и другие товары у частников. Вот туда жена ходит. Супермаркеты особо ничем не выделяются из ряда собратьев в других странах. Достаточно большой выбор продуктов и товаров, скидки на разные из них и т.д. Интернет магазины это наверное тут самая удобная штука. Там можно купить все. Есть те, которые специализируются на еде (пару раз пробовали, вроде все норм, но в привычку не вошло), есть по каким-то категориям товаров, есть агрегаторы (самый популярный наверное bol.com, эдакий аналог Амазона, нормальной версии которого тут кстати нет). Некоторые магазины совмещают наличие отделений с интернет магазином (MediaMarkt, Albert Heijn), некоторые нет.

Работает которая просто на ура. Доставка почти всего происходит через почту. Первый раз доставляют (да, сами, на дом) когда им удобно. Все обычно быстро и четко (но естественно бывают и казусы). После этого можно через приложение или на сайте самому выбрать время и день доставки. Если никого нет дома, оставляют бумажку, что мол были, но никого не нашли. Могут кстати оставить посылку соседям, чтобы лишний раз не ездить. Если проворонишь — тогда уже надо идти в отделение ножками. Иногда бывают доставки через транспортные компании. В этом случае получателю кидается бумажка с номером квартиры/дома соседей. Могут кинуть посылку в саду или под дверью, могут просто кинуть бумажку что никого не было дома даже не позвонив в дверь. С ними бывает веселее. Правда если позвонить и поругаться то все-таки привозят в итоге.

Хозтовары наверное пополам заказываем и покупаем. В нашем случае мы часть продуктов покупаем на рынке (скоропортящиеся в основном), часть в супермаркетах и часть заказываем (то, что сложно найти в обычных магазинах). В России и на Кипре наверное >95% товаров покупалось оффлайн, здесь гораздо меньше, что весьма удобно. Одежду, обувь, мебель технику и прочие крупные вещи почти полностью заказываем. Никуда не надо ходить, все привезут домой, не надо думать, как на себе это все тащить при отсутствии машины.

Медицина

Достаточно больная и холиварная тема 🙂 Сначала о системе. У каждого должна быть медстраховка (ну или что-то близкое к этому утверждению, глубоко в подробности не вдавался, возможно есть исключения). У меня и у жены она есть, дети до 18 автоматом получают бесплатно лучшую, что есть у родителей. Страховка есть базовая и продвинутая (top up).

Причем во всех страховых компаниях. Базовая стоит что-то около 100 евро в месяц, плюс минус. Каждый год эти вещи пересматриваются. Ее стоимость и то, что она покрывает, определяется государством. Вот тут уже каждая страховая предлагает свои наборы, с разным содержимым и по разной цене. Те, кому этого мало, могут к ней добавить различных опций. Так же имеется такое понятие как собственный риск (по сути франшиза). Обычно это 30-50 евро в месяц, но можно конечно при желании найти пакет и на гораздо большую сумму. Сумма же эта определяет, сколько денег придется заплатить из своего кармана, прежде чем страховая начнет платить. Стандартно это 385 евро в год, но можно увеличить эту сумму, тогда стоимость страховки будет ниже. Тут тоже есть нюансы, например у детей такого нет, домашний доктор не считается и т.д.

Что же за это дают. Итак, денег мы отдали. А так же к дантисту. Для начала нужно приписаться к клинике, точнее, к домашнему доктору (huisarts). Если они на выходных, в отпуске, на больничном и т.д., то можно пробовать попасть к кому-то другому. Ходить по умолчанию можно только к тем врачам, к кому приписан. По крайне мере по страховке. И да, кроме домашнего врача ходить ни к кому нельзя (без его направления). Большинство посещений так и заканчиваются. Домашний врач проводит первичный осмотр, назначает парацетамол (или не назначает) и отправляет больше гулять или больше лежать. Будет болеть, выпейте парацетамол. Диагноз — ничего страшного, само пройдет. Если требуется консультация специалиста — отправят к специалисту. Если по их мнению что-то более серьезное, то или назначат что-то посильнее, или предложат придти в случае ухудшения. Если все совсем печально — в больницу.

Мы столкнулись наверное с большинством сторон местной медицины и она вполне себе неплоха. В общем и целом система на удивление работает. Если врач не знает, что делать, то абсолютно не стесняется отправить пациента к другому врачу, передав в электронном виде все полученные им данные. Если они берутся делать обследование, то к делу подходят более чем серьезно. Скорая помощь тоже вполне себе. Нас так один раз отправили из детской клиники в нашем городе в более продвинутую клинику в Амстердам. Приехали на такси, немного подождали, посетили терапевта, сделали рентгент, получили гипс на ногу и уехали. Именно скорую мы не вызывали, так как она для совсем экстренных случаев, но в приемный покой съездить довелось, когда ребенок в выходной повредил ногу велосипедом. Все достаточно быстро и по делу.

Живя в России, да и на Кипре, как-то привыкаешь, что любая болячка залечивается по самое не хочу огромным количеством лекарств. Есть конечно ощущение, что тут какая-то наеобманка. А тут этого нет. И к доктору надо постоянно бегать на осмотры. Собственно, холиварность темы как раз в этом и состоит. И возможно, это и к лучшему. И иногда конечно система дает сбои в обратную сторону. У людей есть ощущение недолеченности. Некоторые в таких случаях едут и делают обследование в другой стране. Бывает, что попадаются домашние врачи, которые до последнего отказываются видеть проблему, пока не становится слишком поздно. Страховка кстати получение медицинской помощи за рубежом покрывает (в пределах стоимости аналогичной помощи в Нидерландах). Потом привозят результаты и наконец попадают к специалисту. Мы уже несколько раз привозили счета за лечение из России, которые нам компенсировали.

Дети

С детьми все хорошо. Если смотреть в общем и целом, детей тут есть чем занять и для детей много что делается. Пойдем наверное с официальной системы занятости детей. Я сам немного запутался в русских/английских/нидерландских терминах, поэтому просто попробую дать описание самой системы. Что-то можно понять из картинки.

После этого мама (папа) или остается дома с ребенком, или сдает его в детский сад полного дня. Итак, оплачиваемый отпуск по родам и уходу за ребенком тут весьма недолгий — 16 недель на все про все. Но есть нюанс, если оба родителя работают, то можно получить изрядный налоговый вычет и цена упадет чуть не в 2-3 раза. Это удовольствие более чем не бесплатное и легко может стоить 1000-1500 в месяц. В общем в этом заведении дитятку готовы нянчить круглые сутки (ценник правда еще вырастет). Сам я ни с этим заведением, ни с вычетом не сталкивался, поэтому ручаться за цифры не буду, но порядок примерно такой. До 2 лет других вариантов особо нет (няня, частные детсады и прочие личные инициативы не в счет).

По факту это тот же садик, но туда можно ходить только на 4 часа в день, 2 раза в неделю. С 2 лет ребенка можно отдать в так называемую подготовительную школу. Мы в такую школу ходили, вполне неплохо зашло. При некоторых обстоятельствах можно получить и до 4-5 дней в неделю, но все равно только по 4 часа. Она тоже не бесплатная, часть стоимости компенсирует муниципалитет, получается что-то около 70-100 евро в месяц.

Обычно это происходит на следущий день после дня рождения. С 4 лет ребенок может идти в школу. Первые годы в школе это тоже как садик, только в здании школы. Может в принципе до 5 лет и не идти, но с 5 лет уже обязаловка. по сути ребенок просто привыкает к новой обстановке. Т.е. Да, они что-то учат в школе. И вообще до 12 лет тут особо учебы нет.

В общем сильно никто не напрягается. Домашних заданий нет, на переменах гуляют, иногда ездят на экскурсии, играют. В районе 11-12 лет дети сдают CITO тесты. А потом приходит упитанный полярный зверек. Школа с 4 до 12 кстати называется basisschool (primary school в английском варианте). По результатам этих тестов и рекомендации школы у ребенка будет 3 дальнейших пути. Ребенку нравится. Мы с такой сталкивались, пока вполне устраивает.

Вот их как раз и есть 3 вида: VMBO, HAVO, VWO. После нее наступает черед middelbareschool (secondary school). VMBO -> MBO (что-то вроде колледжа или техникума). От того, в какую и них ребенок попадет, зависит то, в какое высшее учебное заведение он сможет попасть. VWO -> WO (University, полноценный университет ). HAVO -> HBO (university of applied science, в русском особого аналога нет наверное что-то вроде специалиста в обычном университете). Естественно возможны варианты перехода внутри всего этого зоопарка, но лично мы пока до этого всего не доросли.

Люди

С людьми тут все хорошо. Вежливые и доброжелательные. По крайне мере большинство. По национальностям тут куча мала, так с ходу и не разберешься. Да и желания особого нет. В интернете можно много прочитать про коренных нидерландцев, что это достаточно своеобразные люди. Что-то в этом наверное есть, но в реальной жизни особо в глаза не бросается. В общем и целом все (или почти все) улыбаются и машут.

Положение в Европе

Нидерланды входят в ЕС, еврозону и шенгенскую зону. Т.е. выполняют все соглашения внутри Евросоюза, имеют евро как валюту и сюда можно ездить по шенгенской визе. Ничего необычного. Так же ВНЖ Нидерландов можно использовать в качестве шенгенской визы, т.е. спокойно кататься по Европе.

Интернет

Ничего особо про него сказать не могу. У меня к нему требования весьма умеренные. Пользуюсь минимальным пакетом от своего оператора (интернет 50 МБит/с и немного телевидения). Стоит это 46.5 евро. Качество нормальное. Разрывов не было. Операторы предоставляют более-менее одинаковые услуги по более-менее одинаковым ценам. А вот обслуживание уже может быть разное. Когда я подключался, мне интернет сделали через 3 дня. Другие операторы могут делать и месяц. Коллеге у меня что-то два месяца правили, чтобы все заработало. Мобильный интернет самый дешевый пожалуй что у Tele2 — 25 евро безлимитка (5 Гб в день) по интернету, звонкам и СМСкам. У остальных дороже. В общем с качеством проблем вроде как нет, а вот цены по сравнению с Российскими кусаются. По сравнению с Кипром качество лучше, ценник похожий, может подороже.

Безопасность

В общем и целом с этим тоже все в порядке. Неприятности конечно случаются, но вроде как не столь часто. Как и на Кипре, тут в основном живут в домах/квартирах с деревянными или стеклянными дверьми с замками, чтобы дверь ветром не открывало. Есть более благополучные районы и менее благополучные районы.

Гражданство

С этим все тоже вроде как неплохо. Поначалу как обычно дается временный ВНЖ. Длительность зависит от контракта. Если контракт не постоянный, а на 1-2 года, то на столько и дадут. Если постоянный, то на 5 лет. После 5 лет (ходят слухи про 7) можно либо дальше получать временные виды на жительство, либо получить постоянный вид на жительство, либо получить гражданство. С временными все понятно. С постоянным в общем-то тоже. Он почти как гражданство, только нельзя голосовать и работать в государственных структурах. И скорее всего придется сдавать экзамен на знание языка. В случае с гражданством все тоже несложно. Нужно сдать экзамен на знание языка (уровень А2, ходят слухи про повышение до В1). И отказаться от других гражданств. Теоретически есть варианты этого не делать, но в большинстве случаев все-таки приходится. Сами по себе все процедуры несложные. Да и сроки небольшие. Особенно если сравнивать например со Швейцарией.

Цены

Что одному дорого, то другому не очень. И наоборот. У каждого свой уровнь жизни и потребления, так что дальше будут субъективные оценки.

Аренда квартиры

Цены за отдельное жилье (не комната) начинаются в Амстердаме от 1000 евро. Дорого. Я бы ориентировался, если ехать семьей, на 1500-2000. И заканчиваются на 10 000. Но можно жить и не в Амстердаме. Цена сильно зависит от местоположения, типа дома, года постройки, наличия мебели, энергетического класса и прочих параметров. Тогда нижняя граница смещается в сторону 750 евро. Например в пределах 50км. В Амстердаме за такие деньги видел только 3-х спальную квартиру где-то на севере. Когда мы переехали, то снимали примерно за 1500 дом (semi-detached house) с 4 спальнями и весьма приличной площади. И то это была редкость.

Обслуживание машины

Если брать амортизацию, налоги, страховку, ТО и бензин, то будет получаться примерно 350-500 евро в месяц за обычную машину. Тоже дорого. Предположим, что проживет она лет 18 и набегает 180 000 при пробеге 10 000 в год. Возьмем машину стоимостью 24 000 евро (можно дешевле, но там выбора совсем мало). Получается 110 евро. стоить она после этого будет смешные деньги, так что считаем, что самортизировалась полностью. Транспортный налог около 30 евро (зависит от массы машины). Страховка стоит 80-100 евро, пусть 90. Бензин 1. ТО допустим 240 евро в год (с потолка, по российскому и кипрскому опыту), 20 в месяц. 7 евро за литр. 6-1. 1. Расход пусть будет 7 литров на сотню. Итого 110 + 90 + 30 +20 + 112 = 362 евро. 6*7*10000/100 = 112. Скорее всего меняться машина будет чаще, ТО будет дороже, бензин и страховка будут расти и т.д. Это по сути минимум. Большинство транспортных потребностей покрывается велосипедом и общественным транспортом. Исходя из всего этого я машиной не обзавелся, так как особой надобности в ней не вижу. Если срочно, то Убер. Если надо куда-то съездить ненадолго есть каршеринг, если надолго, то аренда машины.

Иначе обучение и экзамен, если права не европейские. Права кстати обмениваются элементарно при наличии 30% рулинга.

Электричество

Зависит от провайдера. Что-то около 25 центов за киловатт. Многие используют солнечные панели. У нас уходит что-то около 60 евро в месяц. Если отдача меньше потребления, то отдается по цене потребления. На текущий момент можно сдавать электричество в сеть (вроде хотят прикрыть). В зимние месяцы (естественно зависит от количества панелей) может набегать 100 кВт*ч в месяц. Если больше, то по 7 центов. Летом и все 400.

Вода

У нас уходит примерно 15 евро в месяц. Чуть больше евро за куб. Многие (я в том числе) просто пьют воду из под крана. Вода питьевая. Когда приезжаю в Россию разница чувствуется моментально — в России вода отдает ржавчиной на вкус (по крайне мере в том месте где я ее потребляю). По вкусу вода хорошая.

Горячая вода и отопление

В доме может стоять газовый бойлер, тогда платить надо за газ. Тут все по разному. Могут отдельно приходить горячая вода и отопление. Может стоять ИТП, тогда в дом заводится центральное отопление, а горячая вода греется от ИТП. У нас уходит примерно 120 евро если усреднять.

Интернет

У моего 50 Мбит/с стоят 46. Ценник варьируется от провайдер к провайдеру. 5 евро. 5 евро, 1000 Мб/с стоят 76.

Вывоз мусора

За все получается 40-50 евро в месяц. Здесь есть в принципе несколько муниципальных налогов, вывоз мусора входит в них. В каждом муниципалитете может быть немного по разному. Мусор здесь кстати собирается раздельно. Бумага, пластик и стекло идут в переработку. Но в целом деление такое: биомусор, пластик, бумага, стекло, прочее. Остатки биомусора и прочий мусор сжигают для получения электричества. Из биомусора получают газ. Батарейки, лампочки и мелкую электронику можно выкидывать в супермаркетах, во многих есть урны. Полученный газ в общем-то используют также. Крупногабаритный мусор или везти на площадку, или заказывать машину через муниципалитет.

Школа и детский сад

Если оба родителя работают частично компенсируется из налогов. Детский сад дорого, что-то около 1000 за ребенка в месяц. Школа бесплатно, если местная. Подготовительная школа меньше 100 евро в месяц. International примерно 3000-5000 в год, точно не узнавал.

Мобильный телефон

Postpaid бывает разный. Prepaid 10-20 центов в минуту. Есть операторы у которых дороже. Самый дешевый безлимит 25 евро в месяц.

Продукты

Я правда обедаю на работе за символические деньги. У нас уходит 600-700 евро в месяц на 5 человек. Можно и больше, если хочется деликатесов каждый день. Ну а так можно и меньше, если задаться целью.

Хозтовары

По необходимости, 40-60 евро в месяц будет достаточно.

Мелкие вещи, расходники, одежда и прочее

Опять же может сильно варьироваться. Где-то 600-800 евро в месяц на семью набегает.

Занятия для детей

Выбор того, чем заниматься более чем большой. От 10 до 100 евро за занятие, смотря чем заниматься.

Лекарства

Что-то серьезно покрывает страховка (за исключением eigen risico). Как ни странно, почти бесплатно. Что-то конечно возим с России, но вообще по сравнению с Россией и Кипром затраты небольшие. Остается парацетамол, а он дешевый.

Средства гигиены

Но тут скорее опять же по потребностям. Тоже наверное 40-60 евро в месяц.

3500 это где-то по нижней границе. В общем и целом, на семью из 5 человек нужно что-то около 3500-4000 евро в месяц. На 4000 жить можно вполне комфортно. Жить можно, но не очень комфортно. Есть дополнительные плюшки от работодателя (оплата еды, оплата проезда, бонусы и т.д.) то еще лучше.

Зависит от компании. Зарплата ведущего разработчика в среднем примерно 60 000 — 90 000 евро. 90 000 очень даже неплохо. 60 000 это жлобы, не ходите к ним. Если работать по контракту то можно иметь сильно больше. В крупных конторах вроде можно и больше иметь.

Заключение

Что я могу сказать в заключение? Нидерланды более чем комфортная страна. Подойдет ли она вам — не знаю. Мне вроде как подходит. Я пока не нашел тут ничего, что мне бы не нравилось. Ну разве что кроме погоды. Стоит ли сюда ехать — зависит от того, что вы тут ищете. Я опять же вроде как нашел то, что искал (кроме погоды). Погода мне лично наверное милее кипрская, но к сожалению она не всем подходит. Ну и в принципе на мой взгляд уехать в другую страну пожить там несколько лет более чем интересный опыт. Нужен ли вам такой опыт — решать вам. Захочется ли возвращаться обратно — бывает по всякому. Я знаю как тех, кто остался (и на Кипре, и в Нидерландах), так и тех, кто вернулся (опять же и оттуда, и оттуда).

Для этого вам понадобятся три вещи: желание, язык (английский или той страны, куда едете) и навыки работы. Ну и напоследок коротко о том, что же нужно для переезда. Без желания вы этим не будете заниматься. И именно в такой последовательности. Без языка, каким бы крутым специалистом вы не были (хорошо, хорошо, может для гениев этом пункт не нужен), вы не сможете это объяснить будущему работодателю. Даже язык не выучите, если его не знаете. Для каких-то стран могут потребоваться разные бюрократические вещи, в том числе диплом. Ну и наконец навыки — то, чем вы собственно заинтересуете работодателя. Для других могут и не потребоваться.

Так что если у вас есть в наличии пункт один, то пробуйте, и все получится 🙂

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть