Хабрахабр

Как прийти в небо и стать пилотом

Сегодня я расскажу о том, как можно прийти в небо, что нужно для этого сделать, сколько оно все стоит. Привет! Под катом много текста и фоточек 🙂 Также поделюсь своим опытом обучения на частного пилота в Великобритании и развею некоторые мифы, связанные с авиацией.

Первый полет

Хоть я и учусь в Лондоне, но стараюсь летать в каждой стране, которую посещаю. Для начала давайте разберемся, как оказаться за штурвалом. Во всех странах это делается примерно одним и тем же образом.


Сан-Франциско с высоты 3000 футов, закат

Для России, Украины, Белоруссии и Казахстана имеет смысл открыть maps.aopa.ru и глянуть аэродромы там. Перво-наперво нужно найти ближайший к нам аэродром. Нам нужны небольшие (Хитроу не подойдет!) аэродромы как можно ближе к городу. В Европе/США аэропорты можно просто нагуглить. В конце концов, можно спросить мнение у знакомых пилотов (если таковые имеются) или поискать авиационные чатики в Telegram. Если поиск ничего не дает, можно установить пробную версию ForeFlight / Garmin Pilot / SkyDemon и посмотреть аэродромы на карте.

Вот список известных мне аэродромов для некоторых городов:

  • Москва
    • Аэроград Можайский
    • Аэродром Ватулино
  • Санкт-Петербург
    • Аэродром Гостилицы
  • Киев
    • Аэродром Чайка
    • Аэродром Бородянка
    • Аэродром Гоголев
  • Лондон
    • Elstree Aerodrome
    • Biggin Hill Airport
    • Stapleford Aerodrome
    • Rochester Airport
  • Париж
    • Saint-Cyr Aerodrome
  • Канны, Ницца
    • Aéroport Cannes Mandelieu
  • Рим
    • Rome Urbe Airport
  • Нью-Йорк
    • Republic Airport
  • Сан-Франциско, Окленд, Долина
    • Hayward Executive Airport

В принципе, можно сразу и летную школу начать гуглить. После того, как мы нашли аэродром, нам нужно поискать на его сайте информацию о летных школах. Наша задача сейчас — найти кого-то, готового показать нам мир авиации. Если не удалось найти летную школу — ищите какие-нибудь “полеты на самолетах в СПб”.

Звоним, просим возможность покататься на самолете за штурвалом (на английском это trial или gift flight), бронируем удобный для нас день и все. Теперь осталось лишь связаться с тем, кого мы нашли. Больше ничего делать не надо.

Вопреки распространенным мифам и стереотипам, вам не нужно проходить для этого ВЛЭК (летную медкомиссию) или сдавать экзамены по теории. От реального полета на реальном самолете вас отделяет всего один звонок. Даже если вы вообще не имеете представления, как управлять самолетом. Работает, даже когда вы просто турист.

В эту цифру включены: стоимость топлива, взнос на обслуживание самолета по расписанию, зарплата вашего инструктора, а также плата за взлет и посадку аэродрому. Стоить такое удовольствие будет примерно $220 за час. Да, это не самое дешевое удовольствие, но в то же самое время и не космически дорогое. Стоимость может немного варьироваться в зависимости от страны (в Англии чуть дороже, в России чуть дешевле). А еще вам обычно разрешают взять с собой пассажиров, и они тоже могут разделить с вами стоимость полета. Для аренды частного самолета вовсе необязательно быть миллионером.

И оно того стоит. Подчеркну отдельно: прийти в небо очень просто, от вас нужен лишь один звонок. У каждого человека они свои. Никакие слова, фото или видео не передадут ощущений, открывающихся во время полета. Держать собственную жизнь в своих же руках поначалу немного страшновато, даже с инструктором рядом. Это чувство свободы, вдохновения и новых горизонтов. Летать не сложнее, чем водить машину, просто безопасный полет требует достаточно большого количества знаний. Однако уже после первого полета приходит осознание того, что надо еще постараться, чтобы начать рисковать. За безопасностью и следит инструктор.

Обычно аэродромы для частной авиации не сильно большие и имеют ряд локальных особенностей (деревья у торца полосы, короткая полоса, грунтовая полоса, “горбатая” полоса). Будьте готовы к тому, что вам не дадут сделать взлет и посадку во время вашего первого полета. Впрочем, количество новой информации и так будет переваливать через край, так что скучать не придется 🙂 Исключений для любителей полетать в симуляторе и пилотов практически никогда не делается.


Любопытный водоем около Рима

Лицензии пилота

Сложно ли провернуть такое? Ок, предположим, полет вам зашел и вы хотите теперь иметь свою лицензию. Есть три основных вида лицензий. Ответ зависит от того, какую именно лицензию вы хотите.

PPL (Private Pilot License, лицензия частного пилота)

Возможности:

  • Некоммерческие полеты на самолетах. Иными словами — вы не имеете права на этом зарабатывать
  • Однако в некоторых странах вы можете разделить стоимость топлива с пассажирами (да-да, вы можете брать на борт пассажиров)
  • Летать можно на огромном спектре самолетов, начиная от поршневых и заканчивая некоторыми реактивными
  • Нельзя летать на самолетах, которые сертифицированы под коммерческую лицензию (например, Boeing или Airbus)
  • Можно арендовать самолеты в куче летных клубов или же купить свой (и это намного дешевле, чем кажется)
  • Лицензия действует по всему миру, единственное ограничение — вы можете летать только на самолетах, зарегистрированных в стране, выдавшей вам лицензию (в Америке можно летать с русской лицензией на русском самолете)
  • Можно прийти с иностранной лицензией в Россию и практически без обучения получить российскую лицензию (тем самым разблокировав все российские воздушные суда). Называется такой процесс валидацией
  • Можно пересекать международные границы

Требования:

  • Медицинская справка о годности к полетам. Достаточно лояльные требования, в том числе по зрению
  • Пройденный курс теории, самый простой. Подробнее чуть ниже
  • Наличие небольшого количества налета (42 часа в России / 45 в Европе / 40 в Штатах)
  • Сданный экзамен по практике


Лахта-Центр, Санкт-Петербург

Коммерческие лицензии спрятаны под спойлер

CPL (Commercial Pilot Licence, лицензия коммерческого пилота)

Возможности:

  • Все то же самое, что и для PPL
  • Работа в авиакомпаниях или бизнес-авиации
  • Полеты на пассажирских лайнерах

Требования:

  • Наличие PPL
  • Около 200 часов налета по PPL
  • Более строгая медицинская проверка
  • Более строгие экзамены

ATPL (Airline Transport Pilot License, свидетельство линейного пилота)

Возможности:

  • Все то же самое, что и в CPL
  • Возможность работы командиром воздушного судна на авиалайнерах

Требования:

  • Наличие CPL
  • Наличие около 1500 часов налета по CPL
  • Обычно выдвигаются на эту лицензию авиакомпанией

Это значит, что, получив лицензию частного пилота, вы разблокируете для себя возможность получить лицензию коммерческого, а в потенциальной перспективе — перейти на работу в авиакомпанию (в России не работает, хотят еще диплом училища). Как вы видите, каждый следующий уровень лицензии требует наличия предыдущего.

Помимо лицензий, стоит упомянуть о так называемых рейтингах, открывающих дополнительные возможности для каждого вида лицензий:

  • Night Rating — полеты ночью
  • Instrument Rating — полеты в инструментальных условиях (например, в тумане). Также дает возможность летать по воздушным трассам
  • Multi-Engine Rating — полеты на самолетах с двумя и более двигателями
  • Type Rating — полеты на конкретной модели самолета. Обычно это сложные самолеты, вроде Airbus или Boeing
  • И еще куча других, на ваш вкус и фантазию

Здесь и далее мы будем рассматривать особенности обучения на PPL — за неимением у автора всего остального 🙂


Заход на посадку в Лондоне

Перед обучением

За границей существует множество организаций, стандартизирующих лицензии, но особо выделить пока стоит две:

  • FAA (Federal Aviation Administration) — лицензии для США
  • EASA (European Union Aviation Safety Agency) — лицензии для всей Европы (то есть вы сможете летать на французском самолете с итальянской лицензией пилота)

Там хорошие погодные условия и большой выбор школ, но цены не из самых дешевых. Для получения FAA лицензии обычно летят во Флориду. Как вариант, можно выучиться в центральной части Штатов (например, в Техасе), где цены будут немного меньше.

У них неплохой баланс между погодой и стоимостью обучения. EASA получают в Испании, Чехии или странах Прибалтики. После завершения обучения обе лицензии можно легко валидировать в России.

Однако, стоит заметить, что в России были ситуации, когда летные школы закрывали, а лицензии у их выпускников отзывали. Разумеется, никто не мешает вам учиться летать и в России. Хорошо выбранная летная школа во многом защищает вас от подобных ситуаций, но гарантий дать не может никто.

Вас научат дотошно проверять чеклисты, очень внимательно анализировать погоду, во всех ситуациях избегать абсолютно любых рисков и правильно принимать решения. В хороших школах очень много внимания уделяется безопасности полетов, психологии и развитию правильного командирского характера. Статистика по происшествиям показывает, что это действительно работает.

Некоторые летные школы предлагают сразу оплатить все необходимые часы налетов, некоторые — покупать порционно пакеты по 10 часов, некоторые просто предлагают отдельно оплачивать каждый час полета. Уделите также внимание формату обучения. Если, например, вы постоянно проживаете неподалеку, самым удобным форматом будет почасовая оплата. Выберите формат обучения, удобный для вас. Имейте в виду, что нет требования, диктующего проходить обучение в оговоренный срок — вы можете летать хоть по часу в месяц, пока не наберете необходимое количество часов.

В Штатах могут предложить также обучающие видео. Теория иногда преподается на месте, иногда дается на заочное обучение по книгам.

Хороший инструктор должен учить вас читать чеклисты вдумчиво и не просить вас пропускать их, особенно когда времени достаточно. Осмотрите внимательно состояние самолетов, обратите внимание на то, насколько хорошо инструктор вас “натаскивает” на процедуры во время пробного урока.

Европейская справка дается очень лояльно, от вас не требуется практически ничего. Наконец, имеет смысл пройти медицинскую проверку до начала обучения. Тем не менее, риск не пройти есть, и узнать об этом лучше до того, как вы начнете тратить деньги на обучение. Российский ВЛЭК, которым все так любят пугать, для частных пилотов тоже весьма сильно упрощен. В России же это вообще законодательное требование.


Манхэттен, Нью-Йорк

Теория

В других странах детали будут отличаться. Отсюда и далее я буду рассказывать уже непосредственно об обучении на лицензию EASA.

Вам нужно будет прочесть несколько книг и подготовиться к 9 теоретическим экзаменам. Теория не так страшна, как ее малюют.

  • Air Law — воздушное право. Узнаете о видах воздушных пространств, правилах полетов, пересечении границ, требованиях к самолетам и пилотам.
  • Operation Procedures — расскажут про некоторые процедуры, вроде тушения пожара в полете, посадках на мокрые полосы, работе со сдвигами ветра и турбулетным следом от других самолетов.
  • Human Performance and Limitations. Оптические, слуховые и пространственные иллюзии, влияние сна на полеты, авиационная психология, принятие решений, оказание первой помощи.
  • Navigation — навигация в небе. Штурманский расчет, учет ветра, правильное распознавание ориентиров, исправление ошибок при навигации, расчет топлива, основы радионавигации.
  • Communication. Общение с диспетчерами, процедуры полетов в воздушных пространствах разных классов, подача сигналов срочности и бедствия, пересечение воздушных пространств и милитаризованных зон.
  • Meteorology. Как образуются облака и ветер, в какие облака нельзя влетать, какие опасности ждут на границах погодных фронтов, как читать авиационные сводки погоды (METAR и TAF).
  • Principles of Flight. Откуда берется подъемная сила, как работает киль и стабилизатор, как самолет контролируется по трем осям, почему происходит сваливание.
  • Aircraft General Knowledge. Как устроен сам самолет, его системы, как работает двигатель и все приборы.
  • Flight Performance and Planning. Расчет балансировки самолета, его загрузки, требуемой для пробега длины

Некоторые просто банально заучивают ответы. Да, список выглядит внушительно, но вопросы на экзаменах достаточно простые. Однако делать так я бы не посоветовал — каждый из этих предметов необходим и может спасти вам жизнь.


Полеты в Подмосковье, окрестности Ватулино

Практика

Затем вас научат рулить на земле и поддерживать горизонтальный и прямолинейный полет в воздухе. Практика часто начинается параллельно с теорией, а иногда и до.
Вы начнете с базовых вещей — влияния управляющих поверхностей и тяги двигателя на поведение самолета. На следующем уроке вам покажут, как правильно делать повороты, в том числе и в наборе или снижении. После этого вам предстоит освоить правильные техники набора высоты и снижения.

Вы начнете выполнять медленные полеты, при звучащей сигнализации сваливания, затем само сваливание и, возможно, — штопор (да-да, практически все учебные самолеты в такое умеют). Потом начнется немного экстрим. Как вы понимаете, это необходимо для выработки умения избегать подобных ситуаций, а в случаях самих ситуаций — безопасно выходить из них. Тут же вас могут научить выполнению поворотов с большим креном и выводу самолета из спирали — еще одной весьма коварной штуки.

Вы будете летать прямоугольную схему вокруг аэродрома, попутно обучаясь взлету и таки да, посадке. Затем, наконец-то, начнутся так называемые конвейеры на аэродроме. Будет страшно, даже если вы чувствуете себя как птица в воздухе. После того, как вы научитесь уверенно сажать самолет, в том числе при боковом ветре, без двигателя и закрылок, вам доверят святая святых любого курсанта — первый самостоятельный вылет.

Небо не прощает неисправленных ошибок, и вам предстоит осознать это одному, без направляющего вас инструктора. С этого момента вам будут давать больше возможностей летать самостоятельно. Разумеется, за вами при этом будут очень внимательно следить с земли (и в случае чего обязательно помогут). Вы будете учиться самому важному навыку командира — навыку принятия решений.

Вы начнете летать на другие аэродромы, выбираться из ситуаций, когда потерялись, планировать изменения маршрута прямо в воздухе, пытаться перехватывать радиалы от радиомаяков. Затем начнутся полеты по маршруту. И все это вначале с инструктором, потом самостоятельно. Вам предстоит слетать до определенной точки и повернуть назад, далее слетать на другой аэродром и под конец, возможно, слетать в большой контролируемый международный аэропорт.

Для начала вам придется сделать большой и сложный полет по маршруту, с несколькими остановками в аэропортах. Потом вас начнут готовить к экзамену. Называется такое cross country solo. Самостоятельно. Затем вы повторите некоторые упражнения из самого начала, чтобы удостовериться, что вы сможете сдать экзамен.

Состоит из нескольких секций, занимает несколько часов. Ну и сам экзамен. Его задача — убедиться, что вы умеете летать не идеально, но безопасно.

Последний не будет представлять особой проблемы после чтения книг и практического радиообмена, которому вы научитесь в полетах 🙂 В Европе вам еще нужно будет сдать практический экзамен по радиообмену и, возможно, отдельный экзамен на знание английского языка.


Полеты на закате восхитительны, но без солнцезащитных очков в них делать нечего

Вдохновение

Это возможность осознать намного большее, чем нам доступно. Авиация это не просто полеты. Это возможность научиться правильным решениям, правильному управлению командой, правильной оценке собственных ресурсов, управлению рисками и оценке безопасности. Это возможность научиться быть ответственным, правильно относиться к ошибкам, слушать других людей и вдохновлять их. Это возможность быть где угодно и увидеть привычные нам города совсем с других ракурсов.

Возможность встретить множество интересных людей и завести новых друзей практически в каждом уголке мира. Это возможность познакомиться с одним из самых любопытных сообществ, где практически всегда ребята стараются помогать друг другу.

Вам нужно прийти и попробовать все самим. Повторюсь еще раз, что ни один текст, видео или фото не передаст ощущений и от минуты полета. Приходите в небо, пробуйте себя в нем! И это вовсе не так сложно. Вот вам немного для вдохновения:

Встречного вам на взлете, и, может быть, еще услышим друг друга на частоте!

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть