СофтХабрахабр

Как ПК завоевал медиаиндустрию с помощью успешного ПО: обсуждаем Pro Tools и Media Composer

Корни цифрового звука уходят глубоко в 70-е годы. Тогда японская телевизионная компания NHK проспонсировала производство PCM-рекордеров, которые задействовали во время эфиров.

Однако в то время никто не применял для обработки звука и видео персональные компьютеры. Уже позже с распространением цифровых форматов крупные медиастудии начали работать с различными компрессорами и эквалайзерами. Рассказываем, как им удалось сформировать новый рынок и предложить инструменты, ставшие «золотым стандартом» цифрового медиапродакшена. Исправить положение вещей взялись две компании — Digidesign и Avid.


Фото Tom Pottiger / Unsplash

Начало Digidesign, или бизнес на микросхемах

Основателями Digidesign выступили приятели Питер Готчер (Peter Gotcher) и Эван Брукс (Evan Brooks). Они познакомились в Калифорнийском Университете в Беркли. Первый получал филологическое образование, а второй учился на инженера. И объединила их музыка.

В один из дней Питер Готчер принес на репетицию свежеприобретенную драм-машину E-MU Drumulator — первое «бюджетное» устройство для работы с сэмплами. Они играли в одной группе. долларов, но ценник все равно был в два–три раза ниже, чем у конкурентов. В 80-х годах девайс стоил 2,5 тыс. Однако Drumulator уступал по качеству сэмплов.

Для этого он запросил техническую документацию у разработчиков из E-MU. Брукс, будучи инженером, решил исправить ситуацию и самостоятельно модифицировать драм-машину. Те на удивление согласились и выслали инженеру всю информацию об установленных микросхемах.

Команда основала небольшую компанию — Digidrums (позже переименована в Digidesign), и начала зарабатывать деньги на своей деятельности. Ознакомившись с документацией, Брукс и Готчер перепрограммировали чипы Drumulator’а.

Для модификации микросхем они использовали компьютер Брукса, который тот собрал самостоятельно на базе шины данных S-100. Изначально шина проектировалась для компьютера Альтаир 8800, который считается первым ПК. Процесс перепрограммирования нельзя было назвать простым. Тогда не существовало ПО для визуализации звуковых осциллограмм. Поэтому редактируя аудиофайлы, Готчер работал с HEX-значениями каждого сэмпла.

Её назвали Sound Designer и продавали по тысяче долларов. Чтобы решить эту проблему, в 1984 году компания разработала специальную утилиту для визуализации и редактирования аудиосэмплов. Как показало время, этот инструмент стал намного популярнее чипов компании.

От Sound Designer к Pro Tools

Общественность встретила Sound Designer позитивно. Поэтому Готчер и Брукс продолжили развивать продукт. В 1989 году они выпустили двухтрековый редактор Sound Tools для Macintosh.

Все это стоило 4 тысячи долларов. Он поставлялся в комплекте с DSP-картой и предназначался для редактирования аудио, записанного на DAT-кассеты.

Количество поддерживаемых ей дорожек увеличили до шестнадцати. В 1991 году программу переименовали в Pro Tools. Теперь с помощью Pro Tools можно было записать и свести полноценную музыкальную композицию. Еще через три года в утилиту добавили поддержку DSP-плагинов, эмулирующих студийные эффекты. Эта компьютерная программа изменила подход к записи музыки — ей даже выдали награду «Грэмми» за технические достижения.

Несжатое аудио занимало много места на диске, а плагины требовали мощных процессоров. Несмотря на все положительные моменты, адаптация продукта шла медленно. Но были и те, кто видел в Pro Tools потенциал. Многие продюсеры не видели смысла в отказе от аналоговых носителей вроде пленки. Поэтому в 1994 году руководство Avid приобрело Digidesign за 205 млн долларов. В частности, в медиакомпании Avid понимали, что переход «в цифру» — это лишь вопрос времени.


Фото AJ Colores / Unsplash

Чем занимались в Avid

Здесь хотелось бы ненадолго отвлечься и рассказать о том, почему Avid проявили интерес к Digidesign и аудиоиндустрии в целом. В конце 80-х инженеры Avid занимались созданием цифровой студии для видеомонтажа. Изначально её писали для компьютеров Apollo. Однако представители Apple убедили разработчиков портировать систему на новые компьютеры Macintosh. Для этого «яблочная компания» даже отправила в Avid своего специалиста, который курировал проект и рассказывал об особенностях платформы Mac II. Результатом совместной работы стал инструмент Film Composer 1.0 — первый нелинейный цифровой видеоредактор. Его представили в 1992-м, а несколькими годами позже переименовали в Media Composer.

0. В 1993 году вышел первый высокобюджетный фильм, смонтированный на компьютере с помощью Film Composer 1. В 1996 году «Английский пациент» режиссера Энтони Мингеллы стал первым фильмом, смонтированном на компьютере, который удостоился премии «Оскар». Это была голливудская комедия «Затерянные в Йонкерсе».

Спустя два года Академия кинематографических искусств и наук США вручила статуэтку уже разработчиками из Avid за выдающиеся технологические заслуги.

Таким образом, компания возглавила цифровую революцию в кинематографе. Руководство ожидало, что события в музыкальной индустрии будут развиваться аналогичным образом. Поэтому они заключили сделку с Digidesign.

Новый стандарт индустрии

И Avid оказались правы. В 1999 году вышел хит Рики Мартина Livin’ La Vida Loca — первая песня, целиком сведенная в Pro Tools. Она долгое время занимала первые строчки во многих чартах. И в начале нулевых Pro Tools стал своеобразным стандартом музыкальной индустрии, а компьютеры появились практически во всех звукозаписывающих студиях.

Adobe с программой Premiere захватили большую часть любительского и профессионального сегментов. Конечно, с тех пор и у Pro Tools, и у Media Composer появились конкуренты — например, Final Cut и Logic Pro. Немало профессионалов пользуется редактором Lightworks.

Именно их программы ожидают увидеть на экранах мониторов больших студий и используют университеты в образовательных целях. Но звание «стандарта индустрии» сохраняют за собой продукты Avid. И в целом позиция оправдана — Digidesign и Avid сформировали этот рынок.

Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:

Что за музыка была «зашита» в популярных ОС
Как Голливуд понемногу внедряет ИИ для создания фильмов
От критиков к алгоритмам: лейблы, корпорации и музыкальная культура XX века
От критиков к алгоритмам: как демократия и технократия пришли в музыкальную индустрию
Рождение и смерть альбома: как менялись музыкальные форматы за последние 100 лет

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть