Хабрахабр

Как писать подкасты, что за железо нужно? Автор статей, текстов и постов сейчас вам всё расскажет

Наверное, любой разумный человек хоть раз в жизни спрашивает себя о чем-то из списка:

  • «Как написать хабростатью?»
  • «Что нужно, чтобы записать подкаст?»
  • «Как ты пишешь видосики?» (в том числе те, что из хаба Java)

Вся серия постов (если она вообще последует) будет отвечать на все актуальные вопросы современности, связанные с регулярным созданием контента, то есть на все актуальные вопросы современности вообще. Этот пост — короткая памятка о том, что я делаю сам.

И это причина, по которой этот пост попал в хабы JavaScript и Разработка мобильных приложений — вероятно, кому-то может быть интересно узнать, чем пользуются их любимые подкастеры. Кроме того, я спросил, какое оборудование используют коллеги из подкастов «Разбор Полётов», «devSchacht», «Podlodka Podcast», «Витая пара», и поделился этой информацией между строк.

Такого списка нет — есть только субъективное ощущение того, чем можно пожертвовать вот из этого: Совсем недавно Руслан (наш Генерал Маркетинг, ARG89) спросил, есть ли у меня список вещей, которые нужно взять с собой в путешествие на конференцию.

Какая логика довела до жизни такой — читайте под катом. В прошлый раз я хотел пожертвовать макбуком, например.

Если кто-то говорит: «Ничего понимать не нужно, просто бери и делай», то скорей всего, он сам не разбирается. Изучение любой темы подразумевает наличие структуры знаний. Кусочки такой информации есть у Umputun в его «Теории и практике звукозаписи», ну и вот в этом посте.

Что нужно сделать для создания полноценного выпуска?

  1. Придумать идею и запланировать ближайшие действия;
  2. Написать сценарий;
  3. Где-то найти (попросить или купить) оборудование для записи;
  4. Записать контент в форме аудио или видео;
  5. Оформить в надлежащем качестве;
  6. Донести до зрителя в соцсетях и СМИ;
  7. Проанализировать обратную связь и учесть ее в будущем планировании.

Кто не спрятался — я не виноват. Абзац-предупреждение.

Ответ на этот вопрос обычно оказывается напрямую связан с количеством и качеством выпусков. Первое, что я спрашиваю людей, заявляющих, что они пишут подкаст — имеется ли у них какая-то стратегия.

Но не только они. Все, кто думал, что можно делать это стихийно — обычно срезаются. Что говорить можно только о том, с чем работаешь каждый день на работе и знаешь досконально. Знаю блестящего инженера, который верит, что каждый выпуск должен быть не менее глубоким, чем доклад на конференции. Угадайте, сколько сезонов подкаста лежит у него на сайте? И всё в таком духе. Он делает одни из лучших русскоязычных докладов по Java, а вот подкаст дальше первого сезона как-то не поехал.

Надо морально приготовиться к тому, что генерация контента — это не спринт, это марафон.

Сценарий неважно чего — хабрапоста, подкаста, видосика. День человека, профессионально взявшегося за создание контента, выглядит примерно так: ты просыпаешься утром и начинаешь сочинять сценарий, пока голова еще свежая. Под вечер у тебя есть некие записи, ты сидишь и редактируешь их, а потом клеишь вместе. Потом садишься и, собственно, занимаешься производством. Потом ты всё это заливаешь на хостинги, на хабру, раскидываешь по соцсеткам, расслабляешься и ждешь результата. Очень повезет, если ты не один и у тебя есть редактор, готовый вычитать тексты и высказать «фи» в отношении мерзких видеовставок. А потом начинается следующий день, который выглядит примерно так же.

Например, ты будешь тратить на него каждое воскресенье. Если ты занимаешься контентом не профессионально, всё то же самое, но проще. Или вечер после работы.

Илья Мэддисон по этому поводу очень страдал. Клеить видосики по ночам — удовольствие не для каждого. Надо понять, к какой категории людей ты относишься, это ключевое. А я наоборот — радуюсь.

Вначале смысл, потом обертка. Самое важное в любой статье — на хабре ли, в подкасте или видеокасте — смысловое наполнение. Выпуск в обертке и без смысла — нет. Выпуск с хорошим смыслом, но в кривой обертке смотреть все еще будут. (Точнее, будут, но не дольше первых двух минут — такой длительности просмотра не хватит даже, чтобы заработать на доширак на партнерке Ютуба).

Дальше можно найти какой-нибудь готовый подкаст, который с радостью примет к себе нового гостя или даже ведущего. Если уже есть хорошее наполнение, то, возможно, это первый и последний пункт плана. Это просто сильно дешевле и быстрее. Можно найти людей, которые уже отлично разбираются в работе со звуком и видео. Возможно, ты относишься к той категории, которые делают лучшие в мире доклады на конференциях, и это совершенно отдельная тема.

Создание идеи и смысла — это то самое творчество, а этот пост — про производство, поэтому поехали дальше.

Один и тот же материал можно представить по-разному. Для меня как для автора такие носители, как текст или видео, являются просто формой, в которую можно налить мысль. Каждый следующий апгрейд требует наличия предыдущего и тратит больше усилий и денег. Но есть стандартная цепочка апгрейдов: текст -> текст с картинками -> звук -> видео.

Избыточность

Например, два диктофона и микрофон. Всегда пишите звук с избытком. Например, в интервью с Белокрыловым @alexbel и Войтыловым из Bellsoft у меня повисла камера и запорола не только свою дорожку со встроенного микрофона, но и с внешнего выделенного. В любой момент что угодно может пойти не так. Звук остался только в стареньком диктофоне, лежащем у меня в кармане.

Если интервью идет по Hangouts, запустите параллельно OBS. При записи на PC не надейтесь на ровно одну программу. В OBS не забудьте выставить запись в mkv, иначе после зависона он запорет всю запись.

Диктофон

Никогда не знаешь, когда подвернется минутка записать какой-нибудь интересный разговор! Всегда носите с собой диктофон.

Основной диктофон стоит взять условно «хороший» — за больше денег и с набором важных фичей вроде возможности установки на штатив.

Наверное, поэтому цена на него в последнее время сильно упала — молодежь разучилась пользоваться не-тач интерфейсами 🙂 Тем не менее, механическое управление тут только помогает — например, им удобно управлять не глядя, даже не вытаскивая руку из кармана (имеется в виду не скрытая запись, а то, что даже при явной записи люди нервничают при виде таких девайсов). На фотке Zoom H2n — один из последних диктофонов с механическим управлением.

Конечно, есть диктофоны куда круче, но по соотношению цена-качество мне когда-то подошёл и H2n. Что касается звука, то он шикарный — даже инструменты вроде гитары звучат в записи весьма правдоподобно. Переслушал много разных.

Поэтому я приобрел первый попавшийся мини-штатив в магазине цифровой фотографии. В расширенном комплекте с H2n идет собственный штатив, но его качество внушает сильные сомнения. За одним, у него есть крутая фича — превращение в ручку, что трансформирует диктофон в полноценный ручной микрофон!

А вот прилагающаяся к нему кнопка дистанционного запуска записи на тонком проводке — это штука полезная, чтобы не повредить звук нажатием кнопки на корпусе и не нервировать собеседников своими мутными манипуляциями.

Чтобы потом не было мучительно больно часами восстанавливать звук в компьютерном софте, лучше изучить имеющиеся фичи и, о ужас, прочитать инструкцию! Заметьте, что современный диктофон — это серьезный аппарат с кучей функций. Например, если вы забыли переключить всенаправленный режим на кардиоиду, никакой софт уже не поможет.

Вот этот старенький Олимпус прожил уже лет десять, наверное: В поле полезно иметь больше одного диктофона.

Микрофоны «в поле»

Например, музыкальные инструменты вроде скрипки лучше писать контактным микрофоном, а разговоры на камеру — на микрофон-петличку, по одной петличке на каждого участника. Не всё можно записать диктофоном. Вот vibration pickup микрофон AKG C411 с передатчиком и базовая станция SR 40 для него: Такие штуки лучше подключать по беспроводной связи, чтобы они не мешались говорящему и выступающему.

Микрофоны «в студии»

В студии можно перейти на совершенно не мобильное, но куда более крутое оборудование.

Это идеальный компромиссный микрофон. Я использую микрофон Blue Yeti Pro, с которым у меня love-hate relationship. Он не делает ничего особо хорошо, но и не имеет каких-то недостатков.

Конечно, он выдает на порядок более крутой и точный звук, но с другой стороны — ты можешь подключиться только по XLR (значит, перевозя всё это в другой город, нужно везти с собой весь аудио-пайплайн), а у Blue Yeti кроме XLR есть встроенная USB-звуковуха «для бедных». Например, я попробовал использовать дорогущий Neumann TLM 103 и в итоге не стал покупать его себе. В TLS 103 нужно правильно говорить и правильно держать, а в BYC можно говорить как попало. TLS 103 это только кардиоида, а BYP умеет всенаправленные и двунаправленные варианты. И при этом TLM 103 стоит около 80 тысячи рублей, а BYC — около 20.

Он ловит через подставку звуки так, что внимательный слушатель на стриме может услышать, как у тебя переваливаются кишки. Плюс BYP не имеет какого-то особого крутого звучания, а ведь иногда хочется. Blue Yeti стоит использовать только с пауком, если хочется получить приличное качество. Тихие нажатия на кнопки клавиатуры, прошедшие сквозь подставку, звучат как гром среди ясного неба.

Это весьма неприятно, в случае утери в соседнем магазине его не найти. Забавно, что BYP не использует стандартный XLR, а требует использовать свой провод-переходник.

Например, у меня RODE Stereo VideoMic. Если же хочется захватить объем и пространство, можно попробовать какой-нибудь стереомикрофон-пушку. Не Pro, который выглядит как шарик, а именно базовая версия.

Но с переходником за тридцать рублей легко устанавливается и на любой фотоштатив, после чего включается в аудиокарту. Изначально он предназначается для установки на холдер сверху видеокамеры и втыкается в аудиовход видеокамеры. Из минусов то, что он реально чувствительный, и даже в своей не родной зоне ловит звук как черт — например, мне приходится иногда вычищать звук внезапно излишне разогнавшегося кулера на компьютере.

Микрофоны у коллег

Большинство ведущих подкаста «Разбор Полётов» используют Rode Procaster.

В качестве переносного микрофона (если вы часто ездите по конференциям, например), можно использовать либо диктофоны Zoom (по-моему, такой есть у jbaruch), либо Samson Go:

С моей стороны баррикады внезапно оказался Егор Толстой из подкаста Podlodka, у них весь подкаст на метеорах. В отношении Samson Meteor мы с Гамовым gAmUssA разошлись: Витя считает его плохим, а я его послушал, и мне норм (держим в уме копеечную стоимость относительно «взрослых» моделей). Короче, у всех свое видение.

У Андрея Мелихова из devSchacht два сетапа, дома у него Procaster, а в дорогу он берет Shure SM57.

Александр Обливальный (PingWin64) из нашего подкаста «Витая Пара» отлично живёт с Beringher С1.

Звуковая карта

Я использую очень старую USB звуковую карту M-Audio Fast Track Ultra. Всё это добро нужно куда-то воткнуть.

Проблема с этой картой в том, что начиная с какого-то года разучились писать драйвера для этих карт, и вначале они начали ронять систему в синий экран, а потом компания-производитель просто сдалась и продала их кому-то.

Они выглядят похоже и имеют какие-то неуловимо похожие баги в драйверах, включая синие экраны. Еще у меня есть ощущения, что эти карты M-Audio как-то связаны с новыми картами Scarlett. Не знаю, но я решил держаться подальше от карт Scarlett. Может быть, это просто купленная и ребрендированная технология? Уж лучше брать что-то производства Audient или Steinberg, они хотя бы имеют историю поддержки железа.

Когда-то был актуален FireWire, но теперь он утонул. Но лучше вообще держаться подальше от USB-карт. Остается только Thunderbolt.

Также стоит воткнуть её в отдельный USB-хаб со своим собственным питанием, воткнутый в отдельную розетку. Если уж вляпались в USB-карту, то стоит запитать её от отдельного питания (не по USB), если карта так умеет. Отдельный хаб позволяет починить часть проблем с шумами.

Скорее всего, мне понадобится преамп для вещей вроде VideoMic, и это будет dbx 286.

Карты и преампы у коллег

Звуковуха тоже USB, и Витя разделяет желание не пользоваться более USB. У Виктора Гамова из «Разбора Полётов» его Rode Procaster с XLR выходом заходит в dbx 286 (это не просто преамп, а полноценный звуковой процессор), все это заходит в какой-то миксер, и всё это входит в компьютер через Komplete Audio 6.

У Алексея Абашева из «Разбора Полётов» Rode Procaster воткнут в усилитель Aphex Channel, который в свою очередь воткнут в Zoom H5, выполняющий роль аудиоинтерфейса.

Домашний — карточка Focusrite 2i2 и микрофон Rode Procaster. Как было сказано выше, у Андрея Мелихова из devSchacht два сетапа. И дорожный, с которым он ходит в гости — рекордер Zoom H5, переампы Triton Audio FetHead и микрофоны Shure SM57.

Раньше там были дополнительные преампы и пульты, но они отправились под нож во имя упрощения процесса производства, тем более что в этом подкасте все равно каждый всегда пишет свою дорожку. У Обливального из «Витой Пары» его Beringher C1 заходит в звуковуху Tascam us322. Плюс у Beringher куча проблем с драйверами, включая то, что старые карты с 32-битными дровами не смогли портировать на 64-битные системы.

Как сводить аудио?

Есть два варианта: с заморочками и без.

Например, в «Витой Паре» этим занимается Обливальный. Если хочется заморочиться, то каждый человек отдельно пишет свою дорожку, а потом кто-нибудь их сводит. Потом все присутствующие отправляют сводящему свои дорожки, желательно в одном формате, например, wav 16 bit PCM mono. Для записи можно или каждому выдать программу вроде бесплатной свободной Audacity, или записать в онлайне через Zencastr.

Или же участников слишком много, и сводить это тяжко. Иногда в подкаст приходят люди, которые не хотят ничего устанавливать себе на компьютер. Тогда стоит использовать либо Zoom Meetings, либо Hangouts (в целом хуже, чем Zoom, но есть нюансы).

Куда выкладывать

YouTube, Facebook и Twitch для видео (помните, что лайв можно давать только на одну из этих площадок по условиям их лицензионных соглашений, на остальные потом можно будет перелить видеозаписи, и то не всегда). Обычные места — это собственный сайт с RSS, Soundcloud, iTunes, VK.

После публикации нужно разложить ссылки во все возможные социальные сети, в особенности Twitter и Facebook.

Вопрос только в количестве затрачиваемых вами усилий. В целом, чем больше площадок вы покроете, тем лучше. Например, вы можете просто бросить ссылочку на свою стену в VK, а можете создать собственное комьюнити в Facebook и опубликовать туда небольшой личный пост со вводной в тему подкаста.

Мониторинг в наушниках

Я бы рекомендовал использовать открытые наушники с ровной АЧХ, например, Sennheiser HD 600 (сверху на фотографии). На вкус и цвет все фломастеры разные. Если вы вообще буржуй и нашли место без внешнего шума, то можно перейти на мониторные же колоночки вроде Axelvox 4a (фотографировать нет времени). Минусом открытых наушников является, конечно, то, что шум кулеров на компьютере, проезжающих мимо машин и так далее — в них слышен и нехило так отвлекает.

Запись видео

Рекомендую иметь два фотоаппарата — «мыльницу» (point and shoot camera) и полноценную беззеркалку или зеркалку со сменной оптикой и защитой от перегрева.

Модель без приставки «S», которая якобы «для фотографии» и которая мало того что более дорогая, так еще и производит видео более худшего качества. В качестве полноценной бюджетной камеры я всячески рекомендую Panasonic Lumix GH-5.

Мне кажется, что качество картинки на встроенную карту получается даже лучше, чем на внешний рекодер вроде Atomos или Blackmagic. GH-5 хороша тем, что в ней есть всё для съемки видео, это бюджетный вариант (не Sony с оптикой, стоящей как крыло самолёта), не перегревается, на встроенную карту отдает видео в отличном качестве.

8-4 ASPH Power O. Оптику выбирайте сами, мне подошла стоковая зумная Leica DG Vario-Elmarit 12-60mm f/2. S. I. Вообще говоря, на GH-5 автофокус отвратительный, но для студийной и стационарной записи интервью и подкастов и не нужно зума.

В качестве «мыльницы» у меня Sony RX100 v5.

Но она очень хрупкая: нужно сразу же (!) и без вариантов покупать защитную пленку на экранчик и какой-нибудь кожаный ретрочехол с Aliexpress. Это крутая камера в том смысле, что дает четкие красивые снимки без необходимости как терминатор ходить с огромной камерой на ремне.

При покупке обязательно проверьте, что камера имеет возможность установки на штатив! Еще не помешает иметь какую-то веб-камеру, например, Logitech C920, чтобы не расчехлять полноценную камеру на запись каждого скринкаста. В качестве штатива можно использовать Gorilla Pod как на картинке.

Захват видео

Для макбука и захвата в 1080 я использую Blackmagic MiniRecorder с переходником на USB-C новых макбуков.

Для Windows на стационарном PC и 4k raw video используется Blackmagic Intensity Pro 4k.

.

Custom Resolution Utility и глитчи в UI драйверов NVidia иногда могут помочь прорваться сквозь проблемы — а иногда и не помогают. Если вас вдруг посетила гениальная идея подать свою видеокарту GTX 1080 на вход в Intensity, приготовьтесь к мрачным ужасам драйверов NVidia, которые распознают Intensity как телевизор и не дают ей работать в 4k.

Кодирование видео

Как всегда — макбук или стационарный комп.

Материнскую плату и видеокарту стационарного компьютера можно упаковать в коробку и положить в чемодан. Я придумал себе отдельный тип развлечений. Таким образом у тебя получается куда более мощная машинка для кодирования, хотя таскать её между городами неудобно, и в аэропорте досмотр осложняется.

Для набора текста пользуюсь тремя основными девайсами:

  • Das Keyboard Ultimate 4 — механика с коричневыми свичами (на работе);
  • Logitech G810 Orion Spectrum — механика с Romer-G (дома);
  • Logitech MK240 Nano — мембранка (везде, особенно в путешествиях).

Узнаете после 16 часов непрерывного написания хабростатьи. В чем смысл механических клавиатур? Если вы не программист и не хаброавтор и не пишете много текста, то вам это не нужно.

Смысл в том, что она короткая и легкая. В чем смысл Logitech Nano? Это очень важно, когда ты копипастишь в Habrastorage десять миллионов фотографий с конференции. Короткая означает возможность переключаться между мышкой и клавиатурой, не перемещая руку. Как вы, наверное, знаете, я балуюсь ботами, которые облегчают такие операции — но совершенно не любую работу с графикой можно заскриптовать. Это действительно очень важно — это разница между тем, когда рука болит или не болит.

Обучался печатать я с помощью игрушки Typing of the Dead — при всём уважении к «Соло на клавиатуре», это тоска смертная. Das Keyboard изначально была нужна для того, чтобы окончательно перестать смотреть на клавиши. Коричневые свичи нужны, чтобы коллеги по работе не сходили с ума от громкости печатания. А TotD — это очень круто, и можно не заметить, как проиграл в неё сутки. Хотя кажется, что это не работает — Руслан недавно спрашивал, как я отношусь к перспективе выбросить Das Keyboard 🙂 В принципе, отношусь позитивно, так как свою основную задачу (полностью слепая печать) она выполнила, а других клёвых клавитур — море.

Да потому что на коричневых и синих свичах люто неудобно играть, а я иногда грешу стримингом Overwatch (это такой командный шутер) и мечтаю перейти на Quake Champions. Почему дома не стоит вторая Das Keyboard? G810 многие ругают за качество кейкапов, но мне попался как раз тот экземпляр, в котором всё идеально — одна из лучших по сборке современных клавиатур, с приятным нажатием, и одновременно отлично подходящая для игр.

Из софта могу порекомендовать только Grammarly для английских текстов, Word для проверки русских текстов и macOS для возможности удобно ставить кавычки-ёлочки.

Из манипуляторов я использую вот что:

  • Logitech MX Master 2S;
  • Logitech G903;
  • Коврик для мыши;
  • Intuos Pro Large.

G903 не очень порисуешь, но это отличная игровая мышка, позволяющая переключаться между работой и отдыхом на выходных. MX Master сидит в руке как влитая и позволяет точно фотошопить, умеет перемещаться между ноутбуками. С MX Master комфортно играть не получится. Это здорово помогает не сойти с ума, сочиняя тексты долгими зимними вечерами: ты пишешь пару абзацев, отжимаешься, играешь одну партию в Overwatch, пишешь следующую пару абзацев.

Сколько у меня ни было логитеховских мышей, все они заканчивали жизнь одинаково — у них умирал сенсор, и это всегда происходило после какой-нибудь поездки. На фотографии выше нет MX Master, потому что я улетел на праздники в Новосибирск и не взял её с собой, что полностью отражает ситуацию с мобильностью этой мыши. Не думаю. Совпадение?

Благодаря нему мышка не застревает при движении по столу, линии получаются плавными. Нормальный коврик для мыши — это важно.

Приобретал его, когда работал в игростроительной фирме. Отдельная песня про графический планшет. Это больно говорить, но за последний год я его почти не использовал. Он позволял чинить недостатки того, что нарисовали художники. Не каждый выпускает посты уровня Абдульманова Milfgard с его авторской графикой на КДПВ (хотя очень хотелось бы). Рисование картинок для статей обычно не требует чего-то слишком серьезного.

Большая версия занимает значительную часть стола. Если вы всё же решите покупать планшет, не будьте жадным как я — купите маленькую версию, а не Large. Художник может себе позволить освободить рабочее место от всего и сконцентрировать на рисовании, но автор контента, состоящего из кучи разных артефактов кроме графики — нет! Направо или налево ее не убрать — нужно сидеть по центру перед монитором. Использование маленькой и лёгкой Logitech Nano в качестве клавиатуры упрощает вопрос, но ненамного. Вы просто замучаетесь двигать туда-сюда-назад свою огромную клавиатуру, мышку, микрофон, звуковую карту, миксер, наушники, веб-камеру и так далее. Если же вы всё-таки влипли в «большую» версию, то не поскупитесь также на вариант с вайфай-модулем (или докупите его отдельно), провода делают перетасовки содержимого стола куда более болезненными.

Для всего остального нужен Photoshop и Illustrator, но у них уже есть аналоги — например, Gimp и Inkscape. Для работы графического планшета в режиме симуляции нужен Corel Painter без вариантов.

Это моя квартира в Питере — сычевальня, которая с помощью шести штативов, хромакея, стола и описанного выше оборудования трансформируется в мини-студию для записи видосиков. Для записи видео нужно большое просторное помещение.

Если вы хотели спросить, «как я пишу видосики», то вот именно так.

Пришлось попотеть, чтобы собрать фотографии — сейчас я уже в Новосибирске, а не в Питере. Ну вот, дописал статью до конца! На парочку девайсов пришлось фотографии утащить с сайтов производителей, но надеюсь, вы не в обиде.

Обязательно напишите в комментариях, что вам понравилось и не понравилось, и чего бы вы ещё хотели узнать.

Думаете, неудачная затея? Кстати, подкасты можно писать не только дома в тишине и покое, но и на весьма шумной и людной конференции. Вот подкасты, которые были записаны во время некоторых наших конференций: Оцените сами.

А Podlodka Podcast даже сделала подкаст про организацию конференций с Алексеем Фёдоровым (23derevo), директором JUG.ru Group.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть