Главная » Хабрахабр » Как оформить заказ на бирже фриланса

Как оформить заказ на бирже фриланса

Новички бывают не только среди фрилансеров, но и среди заказчиков. Мы написали инструкцию для наших заказчиков на «Фрилансим», чтобы помочь им грамотно составить описание заказа и быстро получить первые отклики на любой фриланс-площадке. В посте расскажем, из каких полей состоит страница размещения заказа и как их правильно заполнять. Добро пожаловать под кат.

Первый — открыть список фрилансеров, отфильтровать его по нужным критериям (специализация, наличие портфолио и отзывов), выбрать самого подходящего кандидата и связаться с ним.
Найти исполнителя на фриланс-площадке можно двумя способами. Здесь есть свои риски и минусы, например, понравившийся фрилансер может не указать свои контактные данные или быть занят другой работой. Контакты обычно указаны в профиле.  

Страница создания заказа на всех площадках примерно одинаковая — различаться могут только дополнительные параметры. Второй вариант — разместить заказ на площадке и выбрать исполнителя среди откликнувшихся фрилансеров. В нашем случае, она состоит из следующих пунктов:

  • заголовок;
  • описание заказа;
  • вложения — техническое задание, макеты, картинки, все дополнительные материалы, которые могут потребоваться для работы;
  • стоимость;
  • категория заказа;
  • теги.

Возьмем гипотетического заказчика Машу и посмотрим на ее примере, как делать стоит, а как нет. Предположим, она владеет небольшим цветочным магазином и хочет выйти в интернет. У Маши уже есть сайт с каталогом цветов, и она хочет сделать так, чтобы букеты можно было не только посмотреть, но и заказать онлайн. Макеты от дизайнера готовы, муж Маши занимается бэкенд-разработкой, осталось найти фрилансера, который сделает визуальную часть сайта.

Для этого Маше предстоит:

  • зарегистрироваться на фриланс-площадке;
  • описать задачу — в заказе и техническом задании;
  • выбрать фрилансера;
  • ответить на дополнительные вопросы в процессе работы;
  • протестировать готовую работу;
  • оплатить заказ и оставить отзыв об исполнителе.

Инструкция поможет со вторым шагом — публикацией заказа. Мы разберем ответы на следующие вопросы:

  • как создать емкий и простой заголовок, который заинтересует фрилансеров;
  • что обязательно должно быть в описании заказа;
  • как понять, сколько должен стоить проект;
  • какие бывают категории заказов и как выбрать нужную;
  • что такое навыки и как определить, какими должен обладать идеальный фрилансер.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Заголовок заказа

Грамотный заголовок заказа строится всегда по одной и той же схеме.

  1. Глагол — сверстать/нарисовать/написать — это действие, которое должен сделать фрилансер.
  2. Существительное — макет/логотип/статья — это предмет, с которым будет работать фрилансер.
  3. Уточнение — для интернет-магазина цветов/для компании-производителя натуральной косметики/про пользу фруктов — для чего именно нужно выполнить задачу.

Такой формат постановки задачи дает четкое понимание, что и как нужно сделать. Например, заменим первое слово «сверстать» на «нарисовать» и мы уже имеем заказ не для разработчика, а для дизайнера. Если уберем глагол, то станет вообще непонятно для кого это задание. Заменим «интернет-магазин цветов» на «высоконагруженная ERP-система», и предварительная оценка времени работы тут же увеличится в десятки раз.

Идеальный заголовок должен быть коротким и емким, начинаться с глагола, объяснять, что и с чем нужно сделать. Именно по заголовку фрилансер определяет, интересен ему заказ или нет.

Фрилансеры обычно игнорируют подобные заголовки. Не пишите «Срочно», не используйте капслок и не ставьте восклицательные знаки и смайлики. Если хочется привлечь больше внимания к задаче, лучше воспользоваться платными услугами сервиса, например, выделением заказа в списке цветом.

Что пишет Маша: «Сверстать макеты личного кабинета для интернет-магазина цветов»

Как писать не стоит:

  • «Разработчик для макета магазина».
  • «Верстка сайта из 11 страниц на движке Битрикса».
  • «Ищу верстальщика!!! Надо сверстать сайт».

Описание задачи

Описание задачи — это детализация заголовка. На этом этапе фрилансер не только знакомится с деталями задачи, но и оценивает вменяемость заказчика. Чем подробнее и понятнее описан проект, тем больше релевантных откликов получает заказ. Структура хорошего описания задачи включает в себя:

  • краткое описание проекта заказчика;
  • непосредственно описание задачи;
  • дату сдачи работы;
  • дату начала работы;
  • количество доработок, включенных в стоимость заказа;
  • необходимость промежуточной оценки результата;
  • варианты оплаты работы;
  • дополнительные условия;
  • кодовую фразу.

Подробнее рассмотрим каждый из пунктов.

Описание проекта заказчика

Фрилансеры редко заглядывают в профиль заказчика перед откликом. Решение принимается на основе заголовка, описания задачи и других пунктов на странице открытого заказа, которые можно быстро пробежать глазами. Вникать в написанное в профиле и тонкости технического задания начинают уже после того, как заказчик среагировал на отклик. Поэтому начинать описание задачи стоит с короткого вступления «О себе» — чем занимается заказчик, какого размера компания, где о ней можно почитать в сети.

До сих пор наш сайт работал как визитка и каталог товаров. Что пишет Маша: «Мы офлайновый магазин цветов с 3-летним стажем работы. В ближайшее время мы планируем расширять ассортимент и начать продавать онлайн»

Как писать не стоит:

  • «Привет, чуваки!».
  • «Я Петя, сейчас я все расскажу...».
  • «У нас тут типа магазин цветов. Мы еще не решили, что мы точно хотим, но некоторые наработки есть. Вы откликнитесь, а там мы дальше уже на месте разберемся».

Описание задачи

Включает в себя расшифровку той информацию, которая указана в заголовке:

  1. уточнение всех деталей заказа;
  2. рассказ о текущей ситуации на проекте, например, какой используется стек технологий;
  3. описание дополнительных материалов: техническое задание, макеты, прототипы и так далее;
  4. обозначение критериев выполненности задачи.

Важно! Описание заказа не является техническим заданием, поэтому писать, как работают конкретные кнопки или какие ошибки могут быть у полей, не нужно. О том, как составлять техническое задание, мы напишем в другой статье. Самое главное, что стоит запомнить, те пункты, которые не описаны в техническом задании, — не входят в стоимость заказа. Например, если в ТЗ не отмечено, что на форме регистрации должна быть ссылка на оферту, то такой ссылки не будет. И когда фрилансер потребует дополнительную плату за ввод нового функционала, то будет прав, даже если подобное изменение займет пять минут его времени.

Верстка должна быть валидная и кросс-браузерная. Маше нужно сверстать макет личного кабинета для интернет-магазина цветов, поэтому она пишет: «Мне нужно сверстать три макета личного кабинета: товары в корзине; страница с оформлением доставки; страница с итоговой информацией о заказе. Тестированием будем заниматься я и backend-разработчик».
Я уже получила макеты от дизайнера, ведется работа над backend частью.

Как писать не стоит:

  • «У меня есть несколько макетов, остальные детали напишу в личной переписке».
  • «Всю информацию вышлю с ТЗ на почту».
  • «Макеты еще в разработке, но когда мы согласуем стоимость, уже все будет готово».

Дата сдачи работы

Описание задачи в техническом задании и полученный результат различаются как цветок и выросшее из него яблоко. В процессе тестирования верстки, прочтения готовой статьи или просмотра логотипа, обязательно всплывет какая-нибудь забытая мелочь. Например, что по клику вот на эту кнопку пользователю в почту должно упасть письмо или еще что-нибудь, что сложно было учесть до того, как появился конечный результат.

Если такой даты нет, то стоит попросить фрилансера самостоятельно оценить задачу и срок, к которому он готов ее завершить, и заложить от 20% до 50% временных рисков. Наличие конкретной даты сдачи работы — это отлично! Фрилансеру эту цифру сообщать необязательно. Если фрилансер говорит, что выполнит задачу за 10 дней, то рассчитывать стоит на 12-15 (в лучшем случае). В это время заложены причины, связанные с человеческим фактором и тестированием (про него все регулярно забывают), в результате которого могут обнаружиться новые проблемы.

Например, большую статью можно разбить на несколько маленьких и выпускать частями. Лучшее решение для задачи, которую необходимо выполнить «вчера» — это изменение объема работы. Главное, не экономить время в ущерб качеству.
Фрилансер сам может посоветовать, как именно можно ускорить процесс.

Что пишет Маша: «На выполнение этой работы у меня запланировано две недели»

Как писать не стоит:

  • «Проект нужно было выполнить еще вчера, поэтому ищу крутого профессионала, умеющего работать быстро».
  • «У меня нет определенных сроков, сделаете, когда сделаете».
  • «У меня запланировано две недели, но лучше, если вы сделаете за одну».

Когда приступать

В описании заказа укажите дату начала работы. Когда исполнителю нужно приступить к выполнению задачи — например, сейчас или в течение недели. Часто фрилансеры ищут новый проект параллельно с окончанием работы над другой задачей. Для того, чтобы не терять деньги, фрилансерам важно иметь постоянный поток заказов. Бывает, что фрилансер просит заказчика подождать несколько дней, пока он закончит предыдущую работу. Это лишний раз доказывает, что он востребованный специалист, которому можно доверять.

Что пишет Маша: «Приступить нужно в понедельник на следующей неделе»

Как писать не стоит:

  • «Приступите, когда приступите».
  • «Приступить можно будет, когда я получу макеты, т.к. дизайнер еще закончил работать».
  • «Нужно было вчера, так что давайте поскорее решим все формальности».

Входят ли доработки в стоимость заказа

Хорошо, если фрилансер внимательно изучил техническое задание и задал вопросы. По наличию этих вопросов и их формулировке можно определить его компетентность. Кроме того, по результатам общения, заказчик может включить новые пункты в ТЗ и после этого согласовать окончательную стоимость.

На этом этапе можно уточнить какой объем дополнительных правок (они могут быть уже указаны (или нет) в техническом задании) и/или часов работы будет входить в стоимость.

Что пишет Маша: «В стоимость проекта входит возможность добавить в техническое задание до 2-х новых пунктов, совокупная реализация которых займет по времени не более 4 часов»

Что писать не стоит:

  • «Пока я не буду доволен результатом, вы не получите оплату за заказ».
  • «Правок не будет, полностью полагаюсь на ваш профессионализм и добросовестность».
  • «Я оставляю за собой возможность вносить любое количество правок в техническое задание на протяжении всего рабочего процесса».

Оценка промежуточного и конечного результатов

В описании заказа напишите о желании видеть промежуточные варианты работы. Если что-то пойдет не так, заказчик сможет вовремя обратить на это внимание и поменять исполнителя. Будьте готовы, что в некоторых специализациях черновой и итоговый результаты могут разительно отличаться друг от друга. Фрилансер может даже отказаться показывать «сырую» работу, особенно это касается текстов. Заказчику стоит обсудить этот вопрос заранее.

А во время тестирования третьего, фрилансер будет вносить правки по первому. В примере с версткой, пока заказчик будет смотреть первый макет, фрилансер будет заниматься вторым. Экономится куча времени.

Задача будет считаться выполненной после того, как все макеты будут сверстаны в соответствии с техническим заданием и переданы мне» Что пишет Маша: «Необходимо высылать результаты работы по мере готовности.

Как писать не стоит:

  • «Пришлите мне что-нибудь посмотреть через пару-тройку дней».

Формат оплаты

Оплачивать работу фрилансера можно следующими способами:  

  • за проект;
  • за час работы;
  • за месяц работы;
  • за количество знаков, если заказан текст.

Выбор почасовой оплаты —  это неплохой вариант для творческих заданий, можно ограничить полет фантазии профессионала временными рамками. Также почасовую оплату можно использовать для заданий со сложной структурой — там, где нельзя точно определить, сколько времени уйдет на работу.

Оно устанавливается на компьютер фрилансера и периодически делает скриншоты экрана — снимки можно посмотреть и удостовериться, что в оговоренное время фрилансер действительно занимался нужной задачей. Есть специализированное программное обеспечение, которое помогает работать в проектах с почасовой оплатой.

Оплату за проект целиком хорошо использовать, когда у вас есть подробное техническое задание, изменения в котором могут быть, но минимальные.

Такие проекты могут длиться до полугода, поэтому проще оплачивать работу фрилансера по месяцам. Оплата за месяц рекомендуется для больших задач, например, по разработке программного обеспечения.

Оплата за количество знаков актуальна для заказов, связанных с написанием текстов: копирайтинга, рерайтинга, интервью и других.

Но готовы обсуждать оплату каждого макета по мере готовности» Что пишет Маша: «Оплату планируем за проект.

Что писать не стоит:

  • «Про оплату договоримся после завершения заказа».

Дополнительно

Иногда бывает важно, чтобы фрилансер работал в команде. Иногда — чтобы он жил в том же часовом поясе, что и заказчик. Для некоторых заказчиков принципиален вопрос предоплаты или возможность использовать специфические каналы связи. Об этом нужно написать.

Кодовая фраза

Бывают такие ситуации, когда фрилансеры откликаются на заказ, не читая его условий. Для того, чтобы убедиться, что фрилансер действительно ознакомился с текстом заказа, попросите его начать свой отклик с кодовой фразы или указать какую-то другую специальную информацию.

Что пишет Маша: «Начните отклик с оценки времени, которое вам потребуется на решение задачи».

Стоимость

Как понять сколько стоит проект? Никак.

Оставьте поле пустым, тогда вместо цены фрилансер увидит пометку «договорная». Расчет стоимости каждого проекта индивидуален. Предложите фрилансеру самому определить размер вознаграждения, посчитайте среднее арифметическое в откликах между разными предложениями и примите конечное решение.
Посмотрите похожие проекты на выбранной фриланс-площадке.

Маша в этом пункте ничего не выбирает, она планирует получить предложения по оплате от фрилансеров

Категория

Заказ размещается на бирже в определенной категории — специализации, в которой работает фрилансер. На «Фрилансим» это:

  • разработка (сайтов и программного обеспечения);
  • тестирование;
  • администрирование;
  • дизайн;
  • контент;
  • маркетинг;
  • разное.

Внутри больших направлений тоже есть свои подразделы. Например, в разработке есть такие общие направления, как «Сайт под ключ». А есть более частные — «Фронтенд» и «Бэкенд».  

Дело осталось только за визуальной составляющей. У Маши уже есть дизайн для ее заказа «Сверстать макет личного кабинета для магазина цветов». Маша выбирает категорию «Разработка», а в ней — подкатегорию «Фронтенд»

Что ей выбирать не стоит:

  • «Разработка/Бэкенд».
  • «Разработка/Сайты «под ключ».
  • «Дизайн/Сайты».

Навыки

При создании заказа на фриланс-площадке, можно указать навыки, которые будут необходимы фрилансеру для выполнения задачи — те технологии и программы, которые необходимы при выполнении заказа.

Или, например, обязательное условие, чтобы фрилансер использовал Фотошоп, а не Иллюстратор при работе.
Например, если речь идет о машинном обучении и принципиально, чтобы работа была выполнена на языке программирования R, а не Python,  это нужно указать в навыках.

Что пишет Маша: «JS, HTML, CSS, PHP, верстка, адаптивность, кроссбраузерность»

Что писать не стоит:

  • «Бэкенд, дизайн, макеты, ответственный исполнитель, внимательный, умный, с чувством юмора».

Выводы

Размещение заказа на фриланс-площадке — несложный, но требующий внимания процесс. Определите, какой результат хотите получить на выходе, придерживайтесь инструкции на всех этапах заполнения полей.

Лицо заказа — заголовок, он формирует первое впечатление фрилансера о заказчике.

Не забудьте про проверку на внимательность — попросите фрилансера начать отклик с ответа на вопрос или специальной фразы. Описание заказа детализирует информацию из заголовка и формирует желание откликнуться. Это можно сделать в любой части описания заказа.

Если вы не знаете, какую назначить цену, попросите фрилансера предложить свой вариант, сравните ответы нескольких и примите решение. Расчет стоимости каждого проекта индивидуален.

Некоторые фрилансеры получают рассылку в выбранных ими категориях и подкатегориях на почту, в телеграм бот и социальные сети. Под категорией (сферой деятельности) на фриланс-площадках понимаются направления работы, в которых нужно реализовать проект. Если категория выбрана неправильно, то нужные специалисты могут не увидеть заказ.

Если вы не уверены в технологии или программе, то лучше не заполняйте это поле. Навыки уточняют выбранную подкатегорию. Адекватность, внимательность и чувство юмора — черты, которыми должен обладать каждый фрилансер, не упоминайте их в навыках.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

[Перевод] CG-моделинг 80 уровня: фотореалистичные персонажи real-time в Unreal

На днях тестировали новую графику в War Robots и получили уйму положительного фидбека от игроков. И хотя речь о мобильной графике, места для роста там очень много. С десктопом еще интереснее. Если раньше на рендер качественной сцены с фотореалистичными моделями ...

[Перевод] IntelliCode теперь и в TypeScript/JavaScript

На Build 2018 мы анонсировали Visual Studio IntelliCode: набор AI-инструментов, которые способствуют более качественной разработке. В сотрудничестве с командой IntelliCode мы рады сообщить, что теперь IntelliCode доступен пользователям TypeScript/JavaScript через расширение IntelliCode для VS Code. Что такое IntelliCode? IntelliCode дополняет ...