Хабрахабр

Как написать музыку, используя ООП

Говорим об истории программного инструмента OpenMusic (OM), разбираем особенности его устройства, рассказываем о первых пользователях. Плюс к этому — приводим аналоги.


Фото James Baldwin / Unsplash

Что такое OpenMusic

Это — объектно-ориентированная визуальная среда программирования для синтеза цифрового звука. Утилита основана на диалекте языка LISP — Common Lisp. Стоит отметить, что OpenMusic можно использовать в качестве универсального графического интерфейса для этого ЯП.

Всего было представлено семь версий OpenMusic — последнюю выпустили в 2013 году. Инструмент разработали в 90-е годы инженеры из французского Института исследований и координации акустики и музыки (IRCAM). Сегодня OM7 распространяется по лицензии GPLv3 — её исходники можно найти на GitHub. Тогда инженер из IRCAM Джин Брессон (Jean Bresson) переписал утилиту с нуля, взяв за основу оригинальный код шестой версии (OM6).

Как с ней работать

Программы в OpenMusic создаются путем манипулирования графическими объектами вместо написания кода. В итоге получается некое подобие блок-схемы, которая называется «патчем». По аналогии с модульными синтезаторами, в которых для соединений использовались патч-корды.

Вот пример программы OpenMusic, взятый из репозитория на GitHub:

Первые представляют собой различные математические операции для работы с матрицами, колонками и текстовыми формами. В OpenMusic есть объекты двух видов: базовые и партитурные (Score Object).

Их также можно разбить на две группы: Партитурные объекты необходимы для работы со звуком.

Управляются партитурные объекты с помощью партитурных функций, например, объединяющих несколько компонентов в один для создания полифонического звука. Дополнительные функции можно найти в подключаемых библиотеках — полный их список доступен на официальном сайте.

Пример мелодии, сгенерированной OpenMusic, можно послушать в этом видео:

Чтобы познакомиться с инструментом и его возможностями, рекомендуем обратиться к документации. Справочник для OM7 пока находится в разработке. Но можно посмотреть справочник по OM6 — нужно пройти по ссылке и в окне слева развернуть пункт User Manual.

Кто использует

По замыслу разработчиков, OpenMusic можно использовать для создания и редактирования аудиодорожек, генерации математических моделей произведений и анализа записанных музыкальных отрывков. Инженеры из ITCAM применили инструмент в нескольких научных исследованиях. Например, для создания системы искусственного интеллекта, распознающей музыкальные жесты на аудиозаписи.

Примером может быть швейцарский композитор Микаэль Жаррель, который является обладателем премии Бетховена. Работают с OpenMusic и профессиональные исполнители — они используют утилиту для изучения гармонических спектров. Его работы в исполнении гонконгского симфонического оркестра можно послушать тут.

Он один из крупнейших композиторов, работающих в направлении спектральной музыки. Также стоит отметить Тристана Мюрая. Например, на YouTube есть его работы Gondwana и Le partage des eaux, созданные с помощью OpenMusic.

Английский композитор и педагог Брайан Фёрнихоу использовал OpenMusic для работы с ритмом. Сегодня его музыка входит в репертуар крупнейших современных ансамблей и исполнителей — Квартета Ардитти и Пьера-Ив Арто.

Аналоги

Существует несколько систем, аналогичных OpenMusic. Пожалуй, наиболее известным будет коммерческий инструмент Max/MSP. Его разработал Миллер Пакетт (Miller Puckette) в конце 80-х, когда работал в IRCAM. Система позволяет синтезировать цифровой звук и видеоряд в реальном времени.

Цвет экранов меняется в зависимости от шума проезжающих автомобилей. На видео ниже представлена инсталляция на одном из зданий в итальянском городе Кальяри. Управляется инсталляция связкой из Max/MSP и Arduino.

Стоит отметить, что у Max/MSP есть аналог с открытым исходным кодом. Он называется Pure Data, и его разработчиком тоже выступил Миллер Пакетт.

Она поддерживает параллельное выполнение нескольких потоков, плюс в программу можно вносить изменения прямо во время исполнения. Также стоит выделить визуальную систему ChucK, которую придумал Перри Кук (Perry Cook) с коллегами из университета Принстон в 2003 году. Распространяется по лицензии GNU GPL.

Еще есть Kyma и Overtone, который позволяет программировать миксы прямо на сцене. На этом список инструментов для синтеза цифровой музыки не заканчивается. О них мы постараемся рассказать в следующий раз.

Дополнительное чтение — из нашего «Мира Hi-Fi» и Telegram-канала:

0
Как менялись музыкальные форматы за последние 100 лет
Как IT-компания боролась за право продавать музыку
Как ПК завоевал медиаиндустрию с помощью успешного ПО
Где взять аудиосемплы для ваших проектов: подборка из девяти ресурсов
Музыка для ваших проектов: 12 тематических ресурсов с треками по лицензии CC
Innovation SSI-2001: история одной из самых редких звуковых карт для IBM PC
История аудиотехнологий: синтезаторы и сэмплеры
Энтузиаст воссоздал звуковую карту Sound Blaster 1.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть