Главная » Хабрахабр » Как мы устанавливали самую высотную базовую станцию в Восточной Европе

Как мы устанавливали самую высотную базовую станцию в Восточной Европе

Недавно мы обеспечили высокоскоростным мобильным интернетом и мобильной связью верхние участки горнолыжных трасс Эльбруса. Теперь сигнал там доходит до высоты 5100 метров. И это был не самый простой монтаж оборудования — установка проходила в течение двух месяцев в сложных горноклиматических условиях. Расскажем, как это было.

image

Адаптация строителей

Заезд монтажников состоялся за двое суток до начала работ. Важно было адаптировать строителей к высокогорным условиям. На вторые сутки монтажники начали легкие работы по подготовке площадки. Две ночевки в одном из домиков для альпинистов ни у кого не выявили склонности к горной болезни (тошнота, головокружение, одышка). Повторная адаптация проходила легче и быстрее (хватало суток). Дважды устраивались технологические перерывы продолжительностью 3-5 дней каждый, когда строители спускались на равнину. Например, приходилось дозакупать самонагревающиеся грелки, чтобы обеспечить нормальные условия работы для монтажников. Конечно же, резкие смены погоды диктовали свои условия.

Подбор площадки

В первую очередь, площадка должна продуваться. На этапе подбора площадки для строительства базовой станции в первую очередь пришлось учитывать специфические метеорологические условия высокогорья. Чтобы выполнить эти условия, важно выявить направление преобладающего ветра, со стороны которого чаще всего приходит воздушный поток в данную местность + его силу. При этом не должно создаваться наветренных и подветренных снежных наносов, препятствующих доступу к площадке.

Господствующее направление выделено красным. Многолетние метеонаблюдения дали вот такие усредненные значения розы ветров (%).

image

Его высота – 3888 метров над уровнем моря. В результате удалось подобрать небольшой уступ, к которому возможно добраться без особых затруднений в самый заснеженный период.

image

Монтаж оборудования БС

За световой день ратрак успевал подняться не более двух раз. Подъем материалов и оборудования производился на ратраках, поскольку колесная техника из-за начавшихся снегопадов была бесполезна.

image

Работы начинали с восходом солнца. Более мелкое оборудование доставляли канатной дорогой. При самой ясной погоде над вершинами может появиться облачко (как говорят – Эльбрус шапку надел). Предсказать погоду на склоне Эльбруса можно, но с небольшой долей вероятности. При ухудшении погоды важно вовремя укрыть инструмент и материалы, чтобы не раскапывать потом. Затем оно может или растаять, или через час превратиться в туман, снег, ветер.

image

Это было сделано для того, чтобы площадку не заносило снегом и не возникала необходимость ее регулярной укатки ратраками. При проектировании «сайт» приподняли над землей почти на три метра, насыпав грунта.

Учитывая высоко расположенный центр массы, высоту конструкции и ее парусность, было принято решение не ограничиваться бетонированием трубостоек в шурф. Второй задачей было надежно закрепить конструкцию «сайта», так как скорость ветра на высоте размещения базовой станции достигает 140-160 км/час. Пришлось дополнительно монтировать пригрузы габионного типа (сетка с камнями – см. Тем более что при разработке грунта для монтажа опор попадались очень твердые скальные породы, поэтому заглубиться удалось только на метр (в обычных условиях заглубление происходит на более чем два метра). первое фото).

Высота – 9 метров. Параметры конструкции базовой станции на Эльбрусе получилось следующие: ширина основания – 2,5*2,5 метра (исходили из размеров термошкафа, в который надо было установить оборудование). Для сравнения, равнинные базовые станции на такую высоту не поднимают. Поднимали так высоко, чтобы была продуваемость станции и ее не заносило снегом.

Для этого конструкцию усилили тросовыми растяжками. Третьей задачей было обеспечить достаточную жесткость конструкции, необходимую для устойчивой работы радиорелейного оборудования при сильном ветре.

В итоге все оборудование станции, которое осуществляет прием и передачу радиосигнала, было помещено в специальный защитный бокс, который обеспечивает бесперебойную работу станции в любых метеоусловиях. Не менее сложным оказалось обеспечение терморежима оборудования. Они могут выдерживать температуры до -60 градусов при высокой влажности. Подобные так называемые арктические контейнеры разработаны для суровых условий Заполярья – повышенных ветровых нагрузок и отрицательных температур.

Тут нам пришлось учитывать следующие факторы: сильно пониженное атмосферное давление (520 — 550 мм. Не стоит забывать, что во время работы оборудование еще и нагревается, поэтому немало усилий было потрачено на обеспечение нормального теплорежима. ст.) значительно ухудшает теплопередачу воздуха. рт. Кроме того, технологические отверстия сразу же замерзают, а через любую щель в помещение набивается снег, поэтому невозможно применить теплообменные системы типа «фрикуллинг».

В итоге площадь утепления стен и режим работы термошкафа подбиралась опытным путем.

image

Проблема такая же, как и у коллег северных регионов на мерзлоте. Пришлось также решать вопрос с контуром заземления и молниезащитой. Сопротивление контура слегка колеблется в зависимости от погоды, но всегда на 2-3 порядка выше допустимого. Только здесь мы имели голые скалы. Поэтому пришлось вместе с электропитанием тянуть пятый провод до электроподстанции канатной дороги.

image

Технические характеристики базовой станции

В результате получили качественное покрытие UMTS 2100 МГц и GSM 900 мГц всего южного склона Эльбруса, в том числе основного маршрута восхождения до перегиба (5416 м) седловины. С учетом пожеланий МЧС РФ, помимо базовой станции диапазона 3G проектом предусмотрели строительство БС 2G.

Между блоками RRU и BBU используется интерфейс CPRI, обеспечивающий соединение двух модулей с помощью оптических кабелей. По итогам работ на «сайте» были смонтированы две базовых станции распределенного типа, состоящие из блока обработки базовых частот (BBU) и выносного радиочастотного блока (RRU).

Стандарт GSM — 900 МГц — DBS3900 производства компании Huawei (КНР).
Стандарт WCDMA – 2100 МГц — RBS 6601 производства фирмы Ericsson (Швеция).
Мощность передатчиков ограничена 20 Ваттами.

При отключении электропитания оперативным персоналом гасится базовая станция 3G и остается только один сектор 2G, смотрящий в сторону Эльбруса. Запитана базовая станция от электросетей канатных дорог – альтернативы нет. Резервного питания хватает на 4-5 часов. Это помогает всегда оставаться на связи, в том числе спасателям. В случае чрезвычайных ситуаций и повышенной срочности – обеспечивается подъем на снегоходах. При обеспечении доступа персонала для ремонта оборудования особых проблем возникать не должно, когда работает канатная дорога.

Автор: Сергей Елжов, технический директор МТС в КБР


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

PHP-Дайджест № 154 (9 – 21 апреля 2019)

В выпуске: Zend Framework переходит под крыло Linux Foundation, новости из PHP Internals, порция полезных инструментов, и многое другое. Свежая подборка со ссылками на новости и материалы. Приятного чтения! Новости и релизы PHP Internals Инструменты pinba-server/pinba-server — Простой pinba-сервер на ...

Язык Bosque — новый язык программирования от Microsoft

Языку дали название Bosque. Буквально несколько дней назад компания Microsoft представила публике новый язык программирования. Главная миссия дизайна языка — лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным чтобы он был прост и понятен как для человека, так и ...