Главная » Хабрахабр » Как мы пытались разобраться в штрихкодировании и ничего не поняли

Как мы пытались разобраться в штрихкодировании и ничего не поняли

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, я обнаружил, что компания Fasim, где мы регистрировали штрихкоды для игр «Банды умников» исчезла. Милая девушка-менеджер, которая вела все дела по штрихкодированию, просто пропала: абонент не абонент, мейлы без ответа и сайт показывает ошибку 404.

Соответственно, для срочного решения вопроса была использована случайная ссылка из выдачи поисковика по запросу «регистрация штрихкодов». Дело в том, что когда мы решали вопрос со штрихкодами первый раз в 2013 году, то наша команда состояла из 5 человек, а штрихкоды нам нужно было сделать буквально за один день, чтобы заключить первый наш договор с большой сетью. А потом мы, по инерции, просто слали тем же людям артикулы на новые игры для регистрации — другие предложения не особо отличались по цене, и всё было нормально, пока подрядчик не пропал.

Найдите другого подрядчика и платите ему. Казалось бы, какие проблемы? Но когда открываешь гугл и пытаешься разобраться в вопросе, начинается полный постмодернизм.
Каждый товар, который продается в сетях и более-менее крупной рознице имеет штрихкод. Но в этот раз мы постарались выяснить, откуда берутся штрихкоды, чтобы не «получилось как в тот раз». Но торговые точки, как правило, требуют наличие штрихкода — это облегчает управление складскими запасами, работу с кассой и еще кучу всего. Это не обязательное условие, и на правовом уровне никак не зафиксировано.

Когда ты привозишь настолку в любую сеть, и они заводят ее в базу — другого такого номера быть не должно. Штрихкод — уникальная комбинация цифр, которая состоит из кода страны, кода поставщика и кода товара. Но как и кем обеспечивается эта уникальность при обилии предложения на рынке?

По запросу «купить штрихкод» — миллион предложений, от «регистрация EAN13 за полчаса» до пакетных предложений со вступлением в национальную ассоциацию штрихкодирования c ежегодным организационным взносом.

Где гарантии, что штрихкод обучающей детской игры не совпадает с рыбными консервами? Существует ли в природе единый перечень всех зарегистрированных кодов? Кто и как за этим следит?

Спойлер: никто и никак!

Страх и ненависть в штрихкодировании

Остальные, видимо, либо выступали посредниками, либо выдавали случайные последовательности цифр. Просмотрев существующие на рынке предложения, мы пришли к выводу, что, видимо, какими-то центральными генераторами штрихкодов являются две компании, которые предлагают зарегистрировать штрихкоды: «Disai» и «GS1».

Теперь предстояло разобраться: чем отличаются эти две системы и как они создают условия, в которых штрихкод становится действительно уникальной номенклатурой товара?

Эти ребята в 2005 году объединились с американской системой штрихкодирования, создали 108 представительств в разных странах — в формате некоммерческих организаций. Начали с организации GS1, которая указана в Википедии как Международная Ассоциация Товарной нумерации. руб. Для получения штрихкода через GS1 надо подать заявку, оплатить организационный взнос, вносить ежегодные взносы (около 15 тыс. за любое количество штрихкодов), и будет тебе счастье.

Но вот что настораживало: о правах на единую мировую базу штрихкодов GS1 пишет только GS1.

Думали: «Наверняка, представитель компании даст внятное разъяснение и поможет разобраться». Мы решили развеять сомнения и вступить с ними в переписку. Основные вопросы: законно ли использование штрихкодов, имеющихся у нас сейчас, и как они объяснят предложение о регистрации кодов от других компаний?

Но Fasim не регистрировало наше право на эти штрихкоды в GS1. В ходе переписки с GS1 нам заявили, что коды на игры от нашего пропавшего подрядчика Fasim (которые мы используем по всей Европе), входят в реестр Эстонского отделению GS1.

Мы стали жертвами мошенников? Что же делать? Нас накажут по законам джунглей? Огромные партии наших игр уже продаются в Европе с недействительными штрихкодами? Мол, коды эти свободны, но их вот-вот купят. GS1 посоветовал купить (опять заплатить) за эти штрихкоды их отделению в Эстонии и не переживать.

Знаете, что они ответили? Мы пошли дальше и решили убедиться в необходимости регистрации кодов именно через GS1 и спросили у представителя GS1 о других организациях. Что все-все-все остальные — мошенники!

Зайдите на сайт gs1.org и посмотрите сами, кто ведёт эту деятельность в России. «Это самозванцы. Коды GS1 имеют глобальное распространение и действуют по всему миру.

Если вы уже работаете с ритейлерами, многие из них проверяют штрихкоды и просто не возьмут ваш товар.

В России такой организацией является ГС1 РУС. Уникальность и глобальность достигаются за счёт того, что в каждой стране мира, участвующей в системе GS1, имеется ТОЛЬКО ОДНА организация (национальная организация GS1), которая регистрирует всех участников. Все прочие — это самодеятельность.

Disai вводит своих клиентов в заблуждение, они не имеют отношения к GS1».

Представитель GS1

Мы крепко задумались. Особенно над тремя моментами:

  1. «Зайдите на сайт GS1 и посмотрите сами, кто ведёт эту деятельность в России». В целом, логично, что они на своём сайте пишут то, что им нравится, но что это доказывает?
  2. «Если вы работаете с ритейлерами, многие из них проверяют коды и просто не возьмут ваш товар». Звучит впечатляюще, но как же мы раньше попадали в крупные сетевые магазины?
  3. «Disai вводит своих клиентов в заблуждение, они не имеют отношения к GS1». Эта последняя строка письма вообще сломала нам мозг. В целом, мы догадывались, что конкурирующие конторы не имеют никакого отношения друг к другу.

Тогда мы решили посмотреть на ситуацию со всех сторон и написать представителям Disai. В ответ Disai нам прислали большое и довольно эмоциональное письмо:

Но о том, что нигде не сказано, что система может быть только одна, они почему-то написать «забыли». «Они [GS1] пишут очень хитро, но суть в том, что в России никто кроме ГС1рус не может регистрировать штрихкоды в системе GS1 — это правда.

Когда-то не было GS1, потом была только GS1, потом ещё появилась ISBN, сейчас уже есть и GS1, и ISBN, и DISAI, может в будущем ещё появятся системы, кто знает.

Официальной информации на уровне законодательства о штрихкодах нет ни в России, ни в одной другой стране, к сожалению.

В уставах данных ассоциаций прописаны все моменты про систему штрихового кодирования, которую они учреждают. Есть Ассоциации Автоматической Идентификации, которые учреждают системы штрихового кодирования. обе системы существуют официально». Данные уставы регистрируются в Министерстве Юстиции, о чём на уставах есть все отметки, включая гербовую печать Министерства Юстиции.
А если ГС1 каким-то образом вдруг продаст ваши коды кому-то другому (чего не может быть всё таки), то здесь уже по принципу первенства — кто первый зашёл в торговую сеть, тот и прав, т.к.

Представитель Disai

Ну, Disai, хотя бы не отрицали существовании альтернативной системы кодирования.

Однако, в следующем письме, они ссылаются на статью о сравнении двух систем, где приводятся очень патриотические доводы в пользу Disai, что нас очень смутило:

Но вдруг менеджер компании Fasim, через которое мы раньше покупали коды, вышла на связь! Нам казалось, что мы совсем запутались. Мы поделились с ней своими наблюдениями, и, получив ответ, запутались еще больше.
Своё исчезновение она объяснила техническими работами на сайте и сменой корпоративного номера телефона.

Не могу точно сказать насчёт иностранных. «Все несколько десятков компаний, которые вы нашли в интернете, обеспечат вам уникальные штрихкоды РФ.

Они выдают абсолютно такие же коды, но с кучей головной боли и проверок, с заполнением кучи документов. По поводу GS1 — это просто самая известная компания и одна из самых первых. Плюс, стоимость у них выше.

Проблем с пересечением (совпадением) не было вовсе никогда». Я вам скажу, что за 4 года работы со штрихкодированием при мне было выдано очень много штрихкодов нескольким тысячам компаний клиентов.

Представитель Fasim

Но как получается, что разные компании, которые отрицают существование друг друга и параллельно выдают штрихкоды разным организациям, не имея единой базы и не сверяясь, могут генерировать разные комбинации цифр?
Ответа на этот вопрос мы так и не нашли.

Что в итоге?

Какая именно и с какими товарами — не говорят. В итоге наши старые «европейские» штрихкоды от Fasim зарегистрировать в эстонском отделении GS1 так и не смогли, там утверждают, что их уже забрала другая компания. Не исключено, что где-нибудь в Чехии под штрихкодами, идентичными нашим, продаются фарфоровые фигурки лосей или торфяные брикеты.
Новые штрихкоды для Европы мы регистрируем в эстонском отделении GS1, вроде там все так делают — решили перестраховаться. Сами мы этой информации найти не смогли, сложностей пока не возникало.

На российском рынке новые штрихкоды регистрируем в Disai: приобрели пакет из 50 штрихкодов за 17 тыс.руб., просто потому, что по деньгам в нашем случае это раз в 10 выгоднее чем в GS1. Сотрудничество с компанией Fasim мы прекратили — слишком настораживает, когда партнёр вот так пропадает с горизонта.

В целом, эта тема до сих пор оставляет нас в недоумении, так что если кто-то может пролить свет на тайный мир возникновения штрихкодов — делитесь в комментариях!


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Юнит тестирование скриптов баз данных

Принимая удобство в использовании юнит тестов на моем любимом С++, я попытался перенести свой опыт на TSQL, тем более что новый работодатель любит полезную инициативу на местах и раздает плюшки за оное. Просмотрел несколько известных фреймворкoв я пришел к выводу, ...

Теория счастья. Введение в мерфологию

Продолжаю знакомить читателей Хабра с главами из своей книжки «Теория счастья» с подзаголовком «Математические основы законов подлости». Это ещё не изданная научно-популярная книжка, очень неформально рассказывающая о том, как математика позволяет с новой степенью осознанности взглянуть на мир и жизнь ...