Хабрахабр

Как мы искали необычный туризм в России, и какие приключения вообще бывают


Эфиопия — фотография из приключения, где вам нужно немного пожить с племенем, чтобы пройти по их землям.

Потом мы продолжали делать сервис, где можно получить всю информацию о путешествиях. 15 лет назад мы начали с самого точного расписания электричек. И вот пришла пора тех приключений, которые не экскурсии и не организованные туры.

Но строго без алкоголя. Например, вы знали, что около Грозного есть Российский университет спецназа, и можно поехать туда учиться базовой стрелковой подготовке, вождению внедорожного багги и просто пробовать местную кухню? Или что можно поехать в Москву, попасть на секретный уровень Сокольников и пообниматься там в питомнике с хаски, которые катали иностранцев на нартах к Чемпионату мира? Или вот что можно отправить ребёнка на Северный полюс в пешей экспедиции, которые уже больше 10 лет водит полярник Матвей Шпаро? Поспасать манекен в горах со спасателями?

В смысле это чаще всего физлица, которые делают туры без правильного оформления. Проблема с этим рынком в том, что он частично теневой. И вообще рынок постепенно цивилизуется. Но есть и те же необычные детские лагеря. Тем не менее найти всех подряд довольно сложно.

И мы сделали сервис, где начали собирать их всех.


Те самые багги для спецназа.

Что было на рынке в 2018 году?

Представьте, что вы круто знаете что-то особенное про свой город. Например, можете отлично рассказать про Городок чекистов в Екатеринбурге, всё показать про конструктивизм, а потом провести в квартиру и рассказать, как эти дома устроены изнутри. Это прекрасная экскурсия, которую можно взять на порталах с экскурсиями. Теперь представьте, что вы знаете чуть больше и можете собрать целое приключение на несколько дней. Например, вывести людей с экостанции в лес, поставить палатку и посмотреть пролёт птиц во время их миграции. Или можете завести людей в большую пещеру с парой ночёвок. Такие вещи тоже постепенно оформлялись как экскурсии с выездом или «многодневные экскурсии», но уже были на грани понятности в сервисах подбора приключений на сегодня.

выделились группы людей, которые собирали большие туры, к примеру, на Байкал, в Териберку, в разные заповедники на несколько дней. В 2015–2018 гг. Появились гастротуры: это когда блогер категории «еда» понимал, что может вывезти людей в ту же Грузию, провести по всем нужным местами и хорошенько всех накормить деликатесами.

Просто пересчитать их — уже проблема. Такие люди существовали по модели инклюзивных сообществ: обычно это начиналось с аудитории одного блогера или группы ВКонтакте (аккаунта в Инстаграме), проводились первые выезды, а затем работало сарафанное радио. Наружу они не рекламировались и никуда не вылезали.

В этих условиях мы решили собрать информацию обо всех таких необычных приключениях

Первая задача — просто найти тех, кто водит такие необычные туры. Краткое расследование показало, что рынок начался пять лет назад с фотографов. Условно говоря, фотографу хочется поехать поснимать что-то в Париже. Он закладывает туда свою маржу, вывозит людей, учит их и сам едет бесплатно. Эта модель быстро развилась. Гнездо запросов «фототур» было легко вычислить, мы получили всех фотографов, вывозящих своих людей в туры. Есть даже ню-туры, когда группа людей раздевает группу других людей в другой стране и фотографирует это. Но чаще речь идёт про поездки в экзотические места с красивой природой. Единого стандарта нет: кто-то даёт задания и выпускает людей по Стамбулу, кто-то водит людей толпой и читает лекции, кто-то просто обеспечивает маршрут по красивым местам.

Первыми были фитнес-тренеры. Глядя на фотографов, подключились другие умельцы. Это йога в разных местах мира. Точнее, фитнес-коучи (инструкторы). И важно собрать людей. Модель уже масштабируется, потому что, если для тура фотографа нужен сам фотограф (а он выгорает за несколько лет), то для фитнес-тура подходит любой инструктор, в том числе местный. Ещё одно гнездо запросов — про фитнес-туры, йогу и поиск по хештегам в Инстаграме, и у нас есть список таких туров.

И люди за эту экспертность готовы платить. Глядя на фитнес-тренеров и фотографов, тревел-блогеры внезапно поняли, что они эксперты по каким-то регионам. Появились гастротуры. И понеслось. Появились иммерсивные путешествия с театром — это как будто вы герой «Игры престолов», но в Армении, и в конце выживете. Появились джип-туры.

40 актёров, костюмы, три дня, сюжет, как в CRPG, и много веток сюжета.
Из иммерсивного приключения в Армении.

Условно говоря, в ответственный момент уводят гостя и дарят что-то специальное или делают что-то ещё волшебное.
В этом туре есть приключение, смоделированное под каждого путешественника по психологическому профилю. Или монаха выводят, чтобы он всё разрулил. Кому-то вот стихотворение читают. В общем, катарсис, слёзы — вот это всё. Или все идут в бар, а гостя ведут в другой бар, где он полностью свой.

Даже если он ничего не хотел сказать. Появились арт-туры, когда вы идёте не просто в европейскую галерею, а с правильным человеком, который может про всё рассказать так, что вы мгновенно начнёте понимать, что же хотел сказать художник. Есть маршруты по аутлетам. Появились шопинг-туры, но не те, как раньше для челноков в духе «приехали в Афины, купили шубы, уехали полные», а такие, что с вами ходит гид или стилист и помогает подбирать что-то на европейских распродажах, например. Можно просто в Прованс в лавандовые поля, а можно покупать мёд, лаванду, посещать заводы благовоний.


Из мототура по Непалу.

Хотя в последнее время тренд такой: свадьба тут совершенно ни при чем! Есть туры-девичники: это когда перед свадьбой есть последний шанс погулять в девичьей компании. Такие туры стали «просто девочковыми» с программой, рассчитанной на женские увлечения.

Этнотуры: это когда вы живёте с каким-то малым народом (есть по Африке) или погружаетесь в быт другой культуры.

Есть конные туры, когда вы двигаетесь на конях.


Из четырёхдневного конного тура за 5 тысяч рублей.

Как искали людей

В общей сложности по России нашлось около пяти тысяч человек (точнее, авторов туров или авторских групп), которые проводят такие туры.

Для всего остального мы использовали следующие стратегии: С фототурами было относительно просто: это банальное расширение семантического ядра запросов в поиск с отбраковкой по стоп-словам.

  1. Просто переписывали известных блогеров по теме (например, гастроблогеров или тревел-блогеров) и проверяли, проводят ли они туры.
  2. Следили за хештегами в Инстаграме и мониторили отчёты из путешествий с нетипичными тегами (типа #russiantravelgeek).
  3. Выделяли в Инстаграме часто путешествующих людей и смотрели, какие аккаунты они лайкают. Из них тоже выделяли путешественников. Если 5–6 путешественников лайкают один и тот же аккаунт — скорее всего, там туры. А если там туры, то внутри — ещё путешественники. Большую часть инклюзивных сообществ Инстаграма мы «размотали» именно через такой социальный граф. Там реально длинный хвост.

Потом начали связываться с этими людьми и спрашивать, живы ли они ещё. Многие уже перестали водить, многие водят по одному-два раза в год «для души», но кто-то работает стабильно. Мы позвали их.

Потом позвали тех туроператоров, кто делает нестандартные вещи вроде путешествия на полюс на атомном ледоколе.

В итоге у нас получились Туту Приключения.

Модель работы

Мы работаем как платная доска объявлений. Заявку вы оставляете прямо автору тура. Никаких денежных взаимоотношений между нами и путешественником. В конце каждого месяца считаем заявки и выставляем небольшой процент комиссии (очень небольшой). Если автор хочет оставаться на площадке Приключений — оплачивает. Если нет — мы его отключаем (то есть триальный месяц есть у всех).

Именно поэтому комиссия с заявки в разы ниже (она составляет 1 %), чем комиссия с заказа в обычном турагентстве. Если человек заявился, но не поехал, это считается заявкой. Можно оспорить спам-заявки, проказы конкурентов (мы храним все тексты заявок, видим подозрительные активности, когда один и тот же человек шлёт непомерное количество заявок и так далее), но если человек оставил заявку, а потом сорвался по мере выяснения деталей,— нет, это лид, которого потом не удалось довести до заказа. Мы продаем горячих лидов, но не гарантированные заказы.

Доходов организаторов мы никому не раскрываем.

Плюс будет репутационный анализ по отзывам. Сейчас можно войти в сервис на полгода бесплатного размещения после прохождения простого фильтра: наши безопасники проверят юрлицо или ИП на судебные инциденты и учредителя (или автора тура) — на то же самое. По юридической причине. Пока никого из авторов не отклоняли, а вот одного туроператора — да. Ещё на входе проверяются задолженности, разрешения на виды деятельности.

Если раньше нельзя было просто взять и найти восемь вариантов девичников в Стамбуле из-за инклюзивности сообществ, то сейчас они все есть на площадке условно. Итог: если вы не знаете, чем заняться на выходных, или ищете вариант поехать с Фёдором Конюховым, — мы собрали базу данных, сделали рабочий поиск по ней (точнее, сейчас он уже захлёбывается в классификаторе, и мы его переделываем на более юзабельный) и показываем всё и сразу в одном месте. И можно посмотреть, что в каждый входит, сравнить и решить. Один стоит 50 тысяч, другой — 150, третий — 60. Сейчас цены стали прозрачнее. Раньше были случаи неравномерного ценообразования из-за того, что у путешественников не было возможности сравнить.

В марте же мы проводили опрос про то, кто и как ездит в авторские туры, и оказалось, что 68 % людей даже не знают, что так в принципе можно. Первые заявки прошли в марте. Мы сейчас говорим про основную аудиторию тех, кто покупает железнодорожные билеты в России: всё же в большинстве это не гики и не самые обеспеченные люди.

Входной контроль от совсем ненадёжных организаторов. В будущем мы хотим сделать платформу поиска и сравнения. Возможность оставлять отзывы означает возможность контроля, иначе турист становится неинтересен оператору сразу после получения денег. Потом — чтобы отзывы давали реалистичную информацию о качестве. Организатору тоже удобно сотрудничать с нами: он получает поток заявок.

Доверие к бренду тут такое, что они часто хотят ассоциироваться с нами, потому что это один из немногих способов доказать свою репутацию. Сейчас к нам приходят все, в том числе — лидеры рынка.

Вот ещё немного идей напоследок:


Парусный тур по Греции.


Сап-тур на досках по Словении.

Бывшие КВНщики делают автобусные туры в Европу и на Кавказ.
Из приключения кайтсёрфинга А-трипа. Пять лет опыта в случайных знакомствах и перемешивании коллектива.


Выходные в команде спасателей.

Или присоединяйтесь, если это ваш бизнес. Всё, приходите в каталог смотреть, что ещё бывает. Но вот визита на МКС ещё нет.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть