Хабрахабр

Как мотивировать авторов, договариваться с экспертами и вообще писать хорошие статьи

Мы верим, что в каждом разработчике спит хороший рассказчик. Некоторые из них уже проснулись и радуют коллег классными постами. Остальных же нужно просто разбудить. Почему и кому нужно и как именно это сделать, мы обсуждали на РИТ++, где в рамках DevConf Хабр засветился сразу в двух активностях: мы провели творческую встречу с нашим издателем Денисом Крючковым и круглый стол о том, как вести профессиональные блоги.

Все подробности — под катом. На выходе с круглого стола мы получили несколько проверенных способов мотивации программистов к написанию статей, ингредиенты и способы приготовления хитового технопоста в блоге, узнали о том, как именно создают посты разработчики, а также взглянули на хабракухню в Авито и поделились рецептами построения работы с экспертами внутри компании.

Кстати, 23 августа у нас будет свой семинар о мотивации авторов, где мы, наши друзья из Microsoft, ABBYY, JUG.ru, Туту.ру, Badoo, Voximplant, RuVDS и один приглашенный эксперт подробно разберем кнуты, пряники и мотивационные таблетки, которые помогают превращать айтишников в хабраавторов.

О спикерах


Антон Поляков. Модератор круглого стола, руководитель контент-студии Хабра. Имеет богатый опыт по координации подготовки профессиональных статей для блогов технических (и не только) компаний и по приручению и воспитанию авторов.

В первом случае компания теряет шанс показать себя и свою экспертизу, а во втором опускает интересный технологический материал до уровня рекламного буклета. «В моей практике компании делятся на две категории: одни стараются минимизировать свое участие в работе над контентом, отдавая все на откуп студии, а другие наоборот пытаются „повлиять“ на каждую запятую. Борьба за золотую середину — одна из наших постоянных забот».

Координирует деятельность, связанную с публичными активностями разработчиков «Авито» — все, что касается профессиональных конференций, блога на «Хабре» и пр.
Михаил Клюев, DevRel в Авито.

Дополнительно мы ведем много внутренних активностей, направленных на обмен знаниями в пределах компании. «Все, что «Авито» делает на публику для разработчиков, так или иначе делает наша группа — я и еще два человека в штате. При этом мы делаем упор на содержательность, стараемся поделиться действительно интересным опытом. Поток постов сейчас не такой большой, редко бывает больше одного поста в неделю.

Помогает банкам и другим крупным компаниям вести блоги на «Хабре».
Николай Землянский, редактор-менеджер контент-студии Хабра. За год контент-студия выпускает сотни статей, значительная их часть выходит при непосредственном участии Николая.

Разрабатываю контент-планы с компаниями, собираю фактуру с экспертами, делаю из нее материалы, потом согласовываю их с теми же экспертами и пиар-службами. «Я работаю со спикерами. В общем, стараюсь, чтобы все на Хабре были счастливы: и те, кто пишет, и те, кто читает.» Параллельно рассказываю полезные вещи о нашей платформе, вселяю веру в себя, помогаю с комментариями.

О секретах классного поста

— Существует ли какой-то рецепт хитового поста в техническом блоге?

Но мне очень нравится одна рекомендация по подготовке. Николай: Простого и единого рецепта нет. Представьте, что вы сидите с ним в баре. Создавая пост, нужно представить, что перед тобой — коллега по работе или друг, который разбирается в теме. Смоделировав такую «свойскую» обстановку, вы настроитесь на нужный лад и сможете правильно оценить тему поста. Зайдет ли ваш пост вместе с кружечкой пива? Таким образом сразу отсекаются маркетинговые посылы, которые будут интересны только руководству и пиар-отделу.

Желательно с фотохроникой — пусть даже и в качестве 0,3 мегапикселя, главное, чтобы за душу брало. Если говорить более конкретно, по формату, то больше всего на Хабре любят истории — когда в посте вы преодолеваете профессиональные трудности. Если по посту вполне можно было бы снять кино — это вообще роскошно.

Ну и конечно, если вы чувствуете себя опытным экспертом в какой-то области, чувствуете, что можете поделиться чем-то таким, что на платформе почти не раскрыто, – это тоже здорово, это нужно проработать.

Если говорить о содержании, то нужно вспомнить учебу в вузе и критерии хорошей научной работы. Михаил: Одни посты выезжают за счет контента, другие — за счет подачи. Дальше пишем «по Ильяхову» — и все будет хорошо. Она должна быть актуальной, в ней обязательно нужна новизна – хотя бы в рамках вашего круга общения. Если у вас есть что-то новое и актуальное, вы смогли это емко донести и зацепить людей – пост зайдет.

Например, на Хабре была серия постов про Катеньку — эдакий триллер из нескольких серий. Но бывают посты, которые выезжают за счет подачи. И этими постами народ просто зачитывался. Там разработчик что-то переписывал, а параллельно то ссорился, то мирился со своей девушкой. Но вот сюжет про Катеньку зацепил, хотелось узнать, чем он закончится. Лично мне совсем не интересно было, что он там переписывает. Но подана она была шикарно. То есть там была какая-то банальная, не очень интересная техническая история.

— Как найти классную тему?

Сначала мы смотрим, что умеем хорошо делать, что из этого может заинтересовать аудиторию и что еще не было рассказано. Михаил: Расскажу о нашем подходе. Вот на этом стыке и находится классная тема. После анализируем с точки зрения уникальности: если об этом кто-то уже писал, то, естественно, людям уже будет не так интересно. Если у вас нет большого выбора, а ваша тематика сейчас не самая хайповая – попробуйте как-то связать ее с блокчейном. То есть если вы в каком-то деле являетесь экспертом и можете этому научить – такая тема зайдет. Способ «грязный», но эффективный.

Хорошо идут развлекательные материалы, которые люди читают просто потому, что это интересно. Николай: Обучение – не единственная цель, которую надо преследовать в статьях. Там пустыня, коррозии нет, и подержанные машины продаются по каким-то диким ценам. На «Хабре» есть блог компании Carprice, они недавно писали об автоаукционах где-то в Африке. Но он классно заходит, его читают. Подобный материал не несет никакой практической пользы, не учит людей что-то делать по специальности. Такие истории развлекают, радуют, дают возможность отвлечься.

Плюс нужно смотреть, не писали ли на Хабре об этом раньше. А с хайпом нужно быть аккуратнее: значительная часть читателей может знать об актуальной теме больше, чем вы. Они брали статьи из каких-то популярных блогов, которые уже все давно расхватали, переводили их, постили – и все было плохо. Помню случай, когда компания, напрямую с блокчейном не связанная, пыталась выехать на этом. В этом плане на Хабре очень чувствительная публика. Люди чувствуют, когда недалекие ребята «капитанствуют» или, что еще хуже, втирают полную чушь. Все закончится хреново — в первую очередь, для имиджа компании. Не стоит выходить с каким-то материалом, если ты в нем не уверен, лучше не касаться незнакомой тематики.

Потом спешат скорее вывалить на Хабр — и наблюдают, как все это планомерно сливается… Антон: Иногда люди пытаются опубликовать материал, полчаса погуглив что-то по теме.

Николай: Потом они прячут эти материалы и снова выкидывают, надеясь, что что-нибудь изменится…

Но даже если это вдруг произошло, ничего страшного. Антон: У нас статьи уходят в минус очень редко: таких материалов за прошлый год было 1,5%. Это нормальная ситуация, и на старуху бывает проруха. Нужно просто скрыть статью и разобраться, в чем проблема. У нас даже большие компании иногда что-то прячут.

Об устройстве редакции

— Михаил, сколько вам нужно авторов для такого темпа – одна статья в неделю? Как устроена ваша редакция?

Михаил

: У нас есть один редактор, а пишущих людей — несколько десятков, наверное. Вообще все функции редакции у нас выполняет Антонина. У Тони есть контент-план, который ей нужно регулярно пополнять. А задача нашей группы — сделать так, чтобы вся интересная информация о деятельности разработчиков «Авито» поступала к ней. Идем к разработчикам, когда узнаем, что есть такая-то новая тематика, что ребята что-то интересное напилили. Предлагаем поделиться, обсуждаем с ними возможную структуру статьи. А дальше они ее пишут.

Некоторые могут сразу написать чистовик – как Егор Толстой, наш публичный спикер, известный специалист в области iOS. Пишут все по-разному. Другие пишут хуже. Его тексты можно запускать с минимальными доработками – и они заходят хорошо. А она помогает превратить это в интересную историю. Они готовят достаточно грубый черновик, с которым идут к Антонине. Мы смотрим, чего не хватает для запуска. Дальше текст попадает в план на публикацию. Может быть, Call-to-Action нужен… Дальше – публикуем. Возможно, нужно добавить картинки или дописать под это опенсорсик. Естественно, стараемся это делать не в понедельник и не в пятницу.

— Привлекаете ли вы специалистов со стороны?

Чтобы не тратить время Тони, привлекаем расшифровщиков. Михаил: Наша группа не использует внутренний дизайн — все на аутсорсинге. Сейчас все блоги конференций построены на расшифровках докладов. Вроде не очень дорого и при этом полезно. Если публикуемся на английском — привлекаем переводчиков. По цифрам кажется, что заходит неплохо.

— Николай, можно добавить пару слов об особенностях работы «Хабра» как внешней студии?

Задаем много вопросов. Николай: У нас все начинается все с исследования: смотрим, чем компания занимается, как ее деятельность соприкасается с популярными в данный момент темами. Но, как правило, нужно самим искать подход к экспертам. Иногда в компаниях уже есть люди, готовые идти на контакт с Хабром, готовить посты. Поэтому у нас больше интервью со спикерами, чем написанных ими материалов.

Поговорить с экспертом значительно проще. Если специалист пообещает, что он что-то напишет, это может тянуться неделями, а то и месяцами. Расшифровка отдается на аутсорсинг — и вот уже практически готовый текст. Достаточно одного созвона по скайпу, час-полтора все обсудили, отлично. В конце концов у человека пропадает всякое желание писать, некоторые вообще перестают отвечать. Иногда, конечно, приходится как следует его дорабатывать, но все равно так гораздо быстрее, чем постоянно выбивать из эксперта текст. Может, какие-то проблемы возникают и на писательство не остается времени… всякое бывает, нужно искать возможности.

Вопрос мотивации

— Как вы мотивируете разработчиков на написание статей?

Почти никогда не бывает, чтобы человек совсем не хотел писать. Михаил: Мотивация у нас крутится вокруг того, чтобы немного отвлечь человека от основной работы. К тому же, он знает что получит мощную поддержку. Если есть интересная тема – чаще всего он сам в этом заинтересован. Но если у него все хорошо с кодом, с инженерным решением — ему нечего переживать. Да, он не писатель, а разработчик. Мы развеиваем все его страхи: пост не опубликуют с грамматическими ошибками, а если будет плохо написано – поправим.

И он уже не переживает, что его отругает начальство. Мы также договариваемся с руководителями, что человек может потратить какое-то количество рабочего времени на написание поста. В конце года мы для всех наших писателей делаем специальную сувенирку — например, маечки с надписью «Эти люди пишут для Хабра». Если он пишет в свободное от работы время или прикладывает какие-то дополнительные усилия — его стоит мотивировать дополнительно.

А я-то еще лучше могу...» Поэтому нужно постоянно внутри компании рассказывать: мол, есть такие люди, они пишут классные посты, которые нравятся людям «снаружи», делают привлекательней нашу компанию. Кроме того, разработчики всегда смотрят друг на друга и думают: «Вот у Васи вышел отличный пост — ему и лайки, и уважение в коллективе. И это тоже вовлекает.

Если пост идет в корпоративном блоге лично от имени разработчика, то написанное остается с ним навсегда. Николай: Дополнительное преимущество состоит в том, что пост на «Хабре» — это не только вклад сотрудника в компанию. При поиске новой работы автор сможет дать ссылку на свой аккаунт на Хабре, а сильный аккаунт на Хабре — это большой плюс в глазах потенциального работодателя. В любом случае, компании обычно не удаляют посты своих бывших сотрудников — это все равно, что стрелять себе в ногу.

Если ты не умеешь писать – извини, в какой-то момент придется этому учиться. Михаил: Вообще умение кратко и доступно излагать свои мысли письменно очень важно для человека, планирующего развиваться в профессиональном плане, пойти в руководители, завести свой стартап и т.д. Это хороший скилл, который пригодится везде.

— Предусматриваются ли в «Авито» какие-то премии за статью для разработчиков?

Люди, которые активно участвовали в дополнительных активностях — писали статьи, выступали на конференциях, помогали мне — связываются со мной. Михаил: Премии у нас выдают по итогам перфоманс-ревью. Это помогает поднять его оценку, и он по итогам получает премию — собственно, так мы влияем на материальную составляющую. Или я сам стучусь к ним и ставлю в Performance Review какую-то оценку и отзыв — что человек делал что-то «сверх ожиданий».

Eсть много вариантов. Николай: Со своей стороны я поощряю разработчиков, стараясь сделать для них процесс подготовки статей как можно удобней. После беседы я оформляю статью — и эксперту остается потратить полчаса, чтобы все вычитать и внести какие-то комментарии. Как я уже говорил, у нас основной формат взаимодействия — интервью. Важно проявлять участие, понимать насколько загружен человек на основной работе. В принципе, чем больше ценной информации передает эксперт, тем меньше времени он должен тратить на эту передачу.

Если такой человек находится, то ему, как мне кажется, нужно давать везде «зеленый свет». Антон: Вообще бывает очень сложно найти в компании человека, который может писать. Разработчиков много, но пишущих среди них – единицы. Возможно, перемещать его как-то, корректировать его работу, чтобы он больше писал.

Когда писать и как реагировать на комментарии

Разработчики пишут статьи в рабочее время?

Один может что-то написать на работе, другому это удобнее делать, когда его не дергают – например, в выходной. Михаил: Бывает по-разному, все индивидуально. Это нужно проговаривать сразу, когда человек выражает готовность написать статью. Тут тоже нужно, чтобы человек заранее понимал, что он потратит на это достаточно много времени. Многие ребята сами говорят: «Сяду за выходные и напишу, на следующей неделе будет готово». Вы начинаете обсуждать тему, рассказываете о возможных сложностях, договариваетесь о сроках. И потом мне понадобится еще много времени…» В общем, с каждым автором нужно работать индивидуально. Кто-то наоборот: «Ооо, это сейчас конец спринта, я только через две недели смогу засесть. Как в детском саду: все дети капризные по-разному.

— Сколько у разработчиков «Авито», в среднем, уходит времени на написание поста?

В любом случае, время разработчика все равно определяет его руководитель. Михаил: Одни пишут быстро, другие медленно. Я отвечу: «ОК, прости-извини, мы вот эту статью допишем – и больше не будем трогать Васю. Если начальник придет ко мне и скажет: «Миша, ты знаешь, что-то Вася стал слишком много времени тратить на написание статей». Потому что все-таки основная работа разработчиков — это код. Или будем договариваться с ребятами, чтобы они тратили меньше времени». Более того, у нас иногда написание статей включается в план работы юнита, кластера и т.д. Но пока что ко мне никто с такими претензиями не подходил. И, соответственно, они себе уже закладывают «писательство» в план работы. Подразделения сами осознали, что им выгодно публиковать свою работу в том или ином виде, что об этом узнают люди. Понимая, какие задачи это поможет решить в будущем.

Как решается вопрос с иллюстрациями? — Можете привести какие-то конкретные расценки для публикации, например, в 10 тысяч знаков?

Например, я поспрашивал у коллег, кто сколько платит за иллюстрации. Михаил: По ценам все очень индивидуально. Если задействовано какое-либо агентство, то там креативный директор сидит и креативит, а иллюстратор иллюстрирует… И потом такая смета получается. Разброс оказался дикий: от тысячи рублей до 40 тысяч. Мое мнение – нужно начинать с минимума, потом смотреть, как идет. А мы нашли своего иллюстратора, который быстро понимает поставленную задачу, не переспрашивает, не задалбывает нас, не достает разработчиков – и делает все, как нужно. Главное, чтобы было о чем писать. Все равно основное на Хабре — это содержание, история с технической составляющей. А сколько вложить в подачу — это уже решать вам.

Ведь они зачастую бывают нелестными, могут демотивировать авторов… — Кто обрабатывает комментарии?

Но обычно не про то, что написано в тексте. Михаил: У нас почти к каждому посту появляются негативные комментарии. Взять один из последних постов. Просто у человека однажды случился плохой юзер-экспириенс с «Авито». Так один читатель специально зарегистрировался на гитхабе как разработчик, чтобы оставить негативный фидбек. Мы запустили «Авито-плейбук» и поставили редирект на гитхаб, где можно задавать вопросы. В этом плане я очень завидую Badoo — их сервис в России мало используют, и подобных комментариев у них нет.

Если человек оффтопит — а по сути такой негатив является оффтопом — то ему можно не отвечать, комьюнити это воспримет нормально. Что хорошо на Хабре — здесь есть своя определенная культура. Если он жалуется на реальную проблему, мы переведем его в службу поддержки.

Поэтому некоторые посты минусуют за то, что к их содержанию отношения не имеет. Антон: У компаний на Хабре сохраняется определенный внешний имидж, который переносится на статьи.

Мы сразу договариваемся, что после публикации автор должен выделить время, чтобы реагировать на содержательные вопросы. Михаил: Если негативный комментарий касается содержания статьи — нужно отвечать. В этот момент задействована вся команда. Кроме того, у нас есть такой отдельный формат АМА (ask me anything) – когда мы в течении какого-то времени на Хабре отвечаем на вопросы. Это очень хороший, популярный сейчас формат.

Зачем нужен профессиональный блог и как измерить результат

— Как вы находите ресурсы на то, чтобы разработчики писали статьи и отвечали на комментарии? Компания тратит на ведение профессиональных блогов деньги — и что она получает взамен? Для чего вообще это нужно, и на каком этапе компания должна заводить свой блог?

Вам придется платить за то, что ваш блог будет там, за редактирование, за оформление… Что касается целей присутствия на Хабре, то они могут быть совершенно разными. Михаил: Начнем с того, что Хабр – отнюдь не дешевый инструмент. Вы должны сами ее определить. И я не могу сказать, какая цель может быть у вас. Хабр — благо, что он есть в России — позволяет сразу выйти на значительную аудиторию разработчиков. И понять, что с помощью Хабра вы достигнете этой цели дешевле и проще, чем другими способами. В других странах, где такого инструмента нет, все гораздо сложнее.

Материалы, которые сначала публикуются у нас, компания может запостить где-то еще – например, в своем блоге. Антон: Блог на Хабре может стать элементом мозаики. Перетаскивать в соцсети и т.д.

— А какие цели стоят перед «Авито» на Хабре?

Я начал работать в компании 2,5 года назад, когда основная масса российских разработчиков думала, что «Авито» — это, грубо говоря, три страницы. Михаил: Мы работаем на узнаваемость и привлекательность инженерной команды «Авито». Человек десять? Ну сколько нужно людей чтобы это поддерживать? Проведу аналогию: есть шоколадка «Баунти», которую я не люблю – но знаю, что она из себя представляет, что у нее внутри. На самом деле, в «Авито» на сегодняшний день работает 300 инженеров, у нас самые продвинутые современные технологии и т.д. Сейчас они понимают, что находится внутри компании – следовательно, первая цель достигнута. Два с половиной года назад люди совершенно не представляли, что за шоколадка такая – «Авито».

Что у нас масштабные инженерные задачи, которые сложно и интересно пилить – не менее интересно, чем в «Яндексе», Mail.ru и других компаниях. Вторая цель – добиться того, чтобы разработчики, соответствующие нашему профилю, классные специалисты, понимали, что «Авито» ведет один из самых значительных high-load проектов на российском рынке. Хотя сервис у нас всего один.

— Какие формальные метрики говорят об успехе?

Например, метрика Хабра нам не показывает, добились ли мы цели. Михаил: Мы не можем использовать «солянку» из различных метрик. Кстати, Хабр меня на это и вдохновил. Поэтому мы проводим исследования. Я приходил в компании, которые занимаются этим профессионально, и спрашивал: «Где вы достанете достаточно сеньоров и мидлов, чтобы задать им нужные вопросы?» Я был уверен, что они пойдут к каким-нибудь студентам — и в результате мы узнаем только то, что думает об «Авито» выпускник пятого курса. Дело в том, что я в принципе долго не верил в исследования. Потом вышло исследование на «Хабре», в котором социологический факультет СпБГУ просил назвать пять самых привлекательных работодателей. А с этим контингентом работает немножко другое подразделение нашей компании. И в Москве мы попали в пятерку. При этом там был свободный ввод, а не выбор из списка. Мы купили одно исследование у «Хедхантер» – хорошие ребята, всем рекомендую. После этого я понял, что мы готовы «замериться». Второе – у «Яндекса», который как раз запустил «Яндекс-Взгляд».

Первый – какие компании вам известны как работодатели. Мы задаем два вопроса. Во втором вопросе, правда, не свободный ввод, а список, из которого нужно выбрать пять позиций. Второй – какие из компаний вам кажутся привлекательными в качестве работодателя. Так мы понимаем – есть ли у нас прогресс, движение в сторону более привлекательных и известных команд.

Трудности перевода

— Актуальны ли для блога компании переводные материалы? И как на них не погореть?

Специалисты, которые хотят быть cutting edge, все равно вынуждены читать по-английски. Михаил: Хабр часто ругают за то, что контент там не оригинальный, что многие уже успели прочесть все это на английском. Но в аудитории «Хабра» много сеньоров, мидлов и джуниоров. «Хабр» в этом отношении, на мой взгляд, немного запаздывает. Если вам нужно общаться именно с ними, то переводы на «Хабре» зайдут отлично. Для большинства из них вполне нормально получать информацию с таким лагом. Если вашей целевой аудитории это нравится – значит, все хорошо.

Иногда попадают в «Лучшие статьи», в топы. Николай: Переводы на Хабре действительно заходят хорошо. Во-первых, надо смотреть на дату выхода оригинальной статьи. Однако есть несколько важных правил. Мне часто присылают материалы: «Смотрите, Николай, какая тема!» Смотрю – действительно круто. На этом многие запарываются. Какой бы интересной ни была тема, если оригинал 2015-го года — я сразу советую ее не переводить, слишком быстро меняется мир вокруг. Присматриваюсь – а там 2015 год. Или не использовал ли основные тезисы из нее. Во-вторых, нужно смотреть, не перевел ли статью кто-то до вас. Только не забудьте указать, что это перевод — хотя бы исходя из писательской этики. Если по этим двум пунктам все в порядке, можно давать зеленый свет.

Если вы быстро перевели — это замечательно. Михаил: Этот лаг является определяющим моментом. Мы все-таки русскоязычные люди, читать по-русски нам проще.

Причем берут совсем непрофильные для себя темы. Антон: У нас есть компании, которые живут только на переводах. Просто делают классные переводы каких-то актуальных статей, вставляют свою «рекламку» – и сообщество им за это благодарно.

И быстренько, в течение буквально нескольких часов, делать переводы самых интересных статей с этих ресурсов. Николай: Если бывают сложности с поиском тем – можно подписаться на какие-то топовые блоги в интересующей отрасли, на крутые ресурсы. К вам могут однажды постучаться и попросить больше так не делать. Но не стоит забывать о существовании авторских прав. В любом случае, нужно следить за событиями в англоязычной среде. Или что-нибудь хуже. Если вам удастся это оперативно донести – читатели оценят.

Думаю, что скоро переводы станет актуально делать и в противоположную сторону – с русского на английский. Антон: Кстати, сейчас Хабр входит в новую фазу — в ближайшее время мы станем мультиязычными.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть