Хабрахабр

Как испортить полезный сервис (на примере Яндекс.Карт)

У Яндекса есть замечательный продукт — Яндекс.Карты. Значение этого инструмента уже, наверное, трудно переоценить: многие из нас пользуются Картами каждый день.

В первую очередь, конечно, информация о скорости движения, которая преобразуется в карту пробок. То, что делает этот продукт действительно интересным, это информация, генерируемая пользователями. А также текстовая пользовательская информация, когда люди предупреждают других о перекрытиях дорог, заторах и всяких опасностях.

Сейчас на примере Яндекс.Карт я покажу, как это происходит.
Нет, речь не о мате в «Разговорчиках». Но без умелого модерирования любой продукт, в котором участвуют конечные пользователи, может серьёзно испортиться. Сейчас разговор пойдёт о ситуации, когда, видимо, из лучших побуждений делают хуже. Без него даже не так весело. В принципе, уже многое понятно из первой картинки:

Наверное, лучшая трасса в России. Это трасса М4. Дорога сделана по всем стандартам. Действительно мировой уровень: можно прямо после МКАД поставить машину на круиз-контроль и без лишнего напряжения за 4 с небольшим часа доехать, например, до Воронежа. Знаки везде есть, они выполнены со светоотражающим покрытием. В частности, пешеходные переходы видно издалека.

Проблема в том, что какая-то организация (в данном случае, Автодор) берёт инструмент для оповещения других о непредвиденных опаностях («восклицательный знак») и использует его таким образом, что он перестаёт быть значимым средством информирования. Итак, в чём проблема? Если предупреждаешь — осознавай ответственность за свои слова. Всё как в древней притче про мальчика и волков. Иначе на 25-й раз тебя перестают слушать.

Водитель, который хочет узнать, нет ли впереди ничего непредвиденного — аварий, пробок, перекрытий — вынужден много-много раз прочесть, что впереди будет пешеходный переход. Скорее всего, чья-то чугунная голова во исполнение Высочайшего повеления о снижении смертности на дорогах, додумалась привести мероприятия, направленные на снижение, и прочая, и прочая… Вышло дико. На местности, повторюсь, переходы и так отлично видны, дорога построена по всем правилам. Зачем??

Москва: Вот ещё пример.

«Аварийно-опасный участок», сразу 4 предупреждения, налепленные почти что на одно и то же место. Такой дурью маются уже достаточно давно. Водитель что должен сделать? Какую конструктивную информацию дают эти предупреждения, которыми буквально утыкан весь МКАД на Яндекс.Картах? Memento mori?

И вот, когда он хочет свериться с картой, у него теперь кругом тоже раздражающие пометки, не несущие никакого практического смысла. Современный водитель и так замордован всякой раздражающей информацией: плотность самого потока движения, реклама, предупреждения о камерах, бесчисленные развязки. А нервированный водитель будет адекватнее вести себя на дороге?.. Короче, сплошная невротизация.

Например, это действительно полезное предупреджение: И вот ещё какой вред от такого подхода.

может быть проигнорировано другими участниками движения, потому что все уже привыкли, что за восклицательным знаком на карте скрывает спам от ЦОДД.

Так потери на расшифровку информации сведутся к минимальному уровню. Короче говоря, информация, передаваемая в рамках одной социальной сети, деятельность в которой направлена на решения конкретных задач (например, как Яндекс.Карты — картографическая информация, сопровождаемая участниками движения по поводу особенностей на местности), должна иметь вполне отформатированный, понятный вид. А тем более, когда человек за рулём, время, на которое он отвлекается от управления с целью получить эту информацию из Яндекс.Карт, должно стремиться к минимуму.

Пример краткого и максимально понятного сообщения:

Даже дублирование пиктограмм может не наносить вреда, а наоборот, сообщать водителю протяжённость ремонтируемого участка: Здесь думать нечего: увидел краем глаза знак «перекрытие» и участок дороги, всё мгновенно понятно.

Здесь тоже всё понятно: ответ на вопрос «что случилось и почему затор» считывается пользователем мгновенно

Спасибо буратинам из больших организаций. А вот инструмент «восклицательный знак» уже далеко не так эффективен, когда мы хотим предупредить других водителей о чём-то действительно важном.

***

То, что изначально проектируется как инструмент для взаимодействия с другими поверх обычного (это может быть caps-lock, выделение текста цветом, баннеры с призывом о помощи ребёнку, и т.д. Этот момент рано или поздно (скорее рано) настаёт в жизни любой социальной сети (в широком понимании: там, где много людей взаимодействует друг с другом). В итоге страдает вся экосистема сети: её агенты перестают должным образом реагировать на подобные предусмотренные конструкцией раздражители, либо заметно снижается скорость восприятия значимой информации. и т.п.), легко портится, когда один из агентов ради решения сиюминутных задач начинает использовать его для привлечения максимального внимания.

В мало-мальски широком сообществе всегда найдутся группы людей, которые будут действовать вопреки долговременным интересам сообщества, преследуя свои личные цели.

И жаль, что Яндекс пускает этот процесс на самотёк.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть