Хабрахабр

Как использовать геймификацию в аналитике

Любая игра предполагает, что в ней есть сюжет, персонаж и действия, которые совершает персонаж для развития сюжета. Игры применяются повсеместно в образовании от детского сада до деловых игр на работе, всё это объясняется тем, что такой подход помогает легко и быстро усвоить материал. Но все мы знаем, что любые BI-системы нацелены на то, чтобы быстро и понятно донести до конечного пользователя большое количество информации, или так называемых ключевых показателей эффективности. Концепцию игры уже давно применяют в аналитике, только называют всё это «сторителлингом». Как же его применять в реальных жизненных ситуациях? Решает ли сторителлинг текущие проблемы возникающие при внедрении BI-систем?

В чем проблема

Если верить данным свободной энциклопедии «ВикипедиЯ», то ключевые показатели эффективности — это показатели деятельности предприятия, которые помогают организации в достижении стратегических и тактических целей. Но, мне кажется, эти инструменты уже давно потеряли свое назначение. Попробуем спросить у самих себя: «Для чего мы создавали KPI?» KPI создавали, чтобы следить за изменениями и влиять на результат. Но вместо этого показатели стали нашими худшими врагами. Иногда начинает складываться впечатление, что не показатели работают во благо эффективности бизнеса, а весь бизнес работает ради показателей. И мы сами приложили к этому руку.

Каждый новый источник данных, как нам казалось, требовал мониторинга — и мы делали отчет. Новая проблема — новый KPI. Все это мы складывали в дашборды, собранные, как франкенштейн, от разных подразделений, определяющих бизнес по своему. Затем из дашбордов формировались системы. Но эти системы, как штамповщики, производили большое количество показателей без отражения реальных связей бизнеса. С каждым днем в системах становится в десятки и сотни раз больше данных. Как мы собираемся это контролировать? Больше аналитиков? Больше отчетов? Количество не равно качеству.

Я страдаю BI-зависимостью уже восемь лет. В этой статье я постараюсь переосмыслить подход к аналитике и рассказать как работает моя команда. Как научиться понимать поведение системы? Перестать анализировать ее в разобранном состоянии.

Ищем решение без мишуры

Любая аналитика должна строиться из трех основных составляющих — Данные, Сюжет, Визуализация.

Данные, оформленные в сюжет, помогают вам без труда углубиться в контекст бизнеса и понять даже самую специализированную информацию. Сырые данные не дают нам возможности отследить, например, оптимизацию финансовых потоков. Потому что Данные + Сюжет — это уже не просто цифры, это цифровое отражение бизнес-контента.

Если сейчас вы все еще думаете о своих грязных агрегированных показателях, то переосмыслить это вам поможет визуализация.

Вот девять специальностей с одинаковой средней зарплатой и их реальная визуализация. Подробнее о том как получить такую визуализацию написано тут. Мощь объединения Визуализации и Данных — это способность с первого взгляда определить проблему на реальных данных — без вспомогательной KPI-мишуры.

Визуализация + Сюжет — это третий и самый массовый прием, который в бизнесе смогли умело применить лишь единицы. Контекстная визуализация призвана вовлекать в предметную область, чтобы любой пользователь смог погрузиться в отчет\/пример\/историю. Одну и ту же историю всегда можно рассказать плохо.

Netflix, HBO и другие компании из индустрии развлечений, уже давно эксплуатируют эту идею — соединяют красивую картинку и захватывающую историю. После этого они собирают данные с каждого зрителя и подстраиваются под их симпатии. Сейчас это пионеры аналитики сюжетной визуализации данных. Таким образом, они получают самый эффективный инструмент управления системой.

Каким видим выход мы

Что если бы ваш отчет мог перестраиваться в зависимости от того, как долго вы просматривали показатель, как часто вы отправляли его коллегам и какие фильтры вы применяете в разных ситуациях?

Мы отказались от «кусочной» аналитики и пришли к связанной аналитике. Именно она может полностью отражать бизнес-среду в том виде, в котором работает каждый день. До этого, мы тоже совершали ошибки — штамповали показатели. Теперь, используя Данные, Сюжет и Визуализацию мы создаем аналитические системы, в которых все элементы связаны.

Способность аналитического приложения объяснить проблему или сферу с помощью развивающих процесс элементов визуализации можно назвать сторителлингом.

Один бизнес-процесс может быть описан, например, схемой и множеством отчётов, либо его можно представить как интерактивный инструмент, который позволяет наблюдать связи и сразу же получать детализацию. Каждый для себя выберет свой способ, но их можно сравнить.

Сторителлинг в аналитике может дать:

  • понимание бизнес-процессов с первого взгляда,
  • возможность исследовать сценарии и создавать решения в формате сценария,
  • экономию средств (нет ошибочным KPI, десяткам аналитиков для генерации бесцельных отчетов!)

До того, как мы начали использовать такой подход к аналитике, мы всегда пытались ответить на вопросы:

  • Сколько информации мы способны воспринять в виде KPI и таблиц?
  • Сколько таблиц и показателей можно уместить на один отчёт? А нужно ли размещать всё на один отчёт или лучше сделать несколько? При возникновении новых проблем (показателей), нужно ли будет делать новые отчёты? Или лучше доработать старые?

Сейчас такие вопросы уже не возникают. Когда данные выстроены в соответствующую естественную среду, о таких проблемах забываешь как о страшном сне.

В своей кропотливой работе создания BI-проектов мы используем набор продуктов собранных под совсем новым российским брендом IDVP. Подключаться к Данным, проводить расчёты нам помогает IDVP.Data, проверять гипотезы на Визуализации, выстаивать Сюжет, нам помогает модуль интерактивной отчётности IDVP.Analytics и при необходимости построения интерактивной 3D модели (фильма о данных) мы используем IDVP.Platform3D.

Сюжет как ключ к пониманию

Американский инженер, пионер в области визуализации данных, а также директор Американской статистической ассоциации Виллард Британ еще 100 лет назад пытался сделать то, чего технологии еще не позволяли.

В предисловии к первому изданию своей книги «Графическое изображение фактов» (1914) он писал: «Миллионы долларов тратятся ежегодно на собирание фактов в обманчивой надежде, что собранные факты автоматически приведут к улучшению изучаемых условий. Но мы видим, что, когда дело доходит до конечного результата, то, как ни ценны точные данные и реальные факты, гораздо большее значение имеет тот или иной способ изображения их. Бесспорно, фундамент здания играет огромную роль, но не фундамент, а построенное на нем здание составляет цель наших стремлений. Как здание относится к фундаменту, так надлежащий способ отображения фактов относится к самим фактам».

Изображение и данные никогда не смогут погрузить вас в понимание бизнеса без сюжета.

Хотите у нас работать? У нас есть вакансии для аналитиков!
Показать больше

Похожие публикации

Кнопка «Наверх»