Hi-Tech

Как гонка за Луну и поп-культура изменили отношение людей к технологиям

В апреле 1965 года во всей стране было 22 500 компьютеров — это 450 компьютеров на штат. В апреле 1965 года правительство США владело и использовало 1767 компьютеров. Сегодня в Манхэттене или Далласе есть отдельные здания, в каждом из которых больше компьютеров, чем было во всех США в 1965 году. Мы знаем об этом, потому что 2 апреля 1965 года журнал Time опубликовал 8-страничную историю под названием «Компьютер в обществе: кибернетизированное поколение», в которой описал точное положение дел по компьютерам в Соединенных Штатах.

Перед Новым Годом Apple продавала 22 500 компьютеров каждые 38 минут.

60-е годы стали периодом всевозможных революций — гражданские права и феминизм, сексуальная революция и рок-н-ролл — но есть среди них и такая, которая не получила должного внимания: расцвет технологий как культурное явление.

Когда появилась первая домашняя электроника?

Технологии были чем-то не от мира сего. В 1957 году, когда Советский Союз запустил «Спутник-1», и даже в 1961 году, когда президент Кеннеди начал гонку на Луну, в обычной жизни не существовало понятия технологий. Под ними, в основном, подразумевали атомное оружие и связанные с ним ракеты и бомбардировщики.

Это были бытовые приборы, предназначенные сделать жизнь проще или веселее. У американцев были в конце 50-х и начале 60-х всевозможные «гаджеты», но они не были электронными.

В 1950 году всего у 9% американских семей были телевизоры.

В 1965 — у 90%.

Удобство стало страстью. Американцы покупали кондиционеры (за 50-е годы число покупок выросло в 8 раз), покупали посудомойки, стиральные машины и пылесосы. Количество сушилок для одежды увеличилось в 10 раз с 1950 по 1969 год; электрические открывалки превзошли все остальные приборы в числе продаж.

Он отмечает, что американцы не использовали слово «технологии», говоря о растущем числе домашних устройств, а в рекламе всех этих современных предметов — от пассажирских самолетов до консольных телевизоров — это слово также не использовалось. Эрик Шатцберг — историк Технологического институте Джорджии, который изучает концепцию технологий и как изменилось использование самого слова.

В конце 1950-х и начале 1960-х годов «технологии» были омрачены чувством «скрытого неудобства», считает историк. «Не было идеи технологий, которую мы повсеместно используем сейчас», говорит Шатцберг.

Космос изменил ауру и привкус технологий. В этом контексте NASA и «Аполлон» оказали мощное культурное влияние. Они использовали компьютеры не для военных действий, они использовали их для самых тяжелых подвигов человечества: полетов в космос, полетов на Луну. Американцы целое десятилетие часами смотрели по телевизору обзор космической программы; все больше и больше в сознании людей отпечатывалась картина с другими людьми, сидящими у мониторов в центре управления полетами. Астронавты были душой полета, а компьютеры были жизненно важным инструментом во всем этом деле, таким же важным, как ракеты и скафандры. Они использовали компьютеры ради удовольствия и приключений.

Был там и анекдот о том, как сеть компьютеров NASA, разбросанных в 15 местах по всему миру, «наблюдала, смотрела, советовала и время от времени предупреждала астронавтов «Джемини». По факту, в истории Time 1965 года о растущем влиянии компьютеров на американское общество на первой странице была изображена фотография ЦУП NASA с десятками консолей и компьютерных экранов.

В 1950-х годах в Америке не было ни одной телепередачи про космос. Реальное использование компьютеров в космической программе отразилось в популярной культуре. Три из них включали целые миры технологий, построенных вокруг компьютеров и роботов-помощников. В 1960-х их было уже пять: «Джетсоны», «Затерянные в космосе», «Я мечтаю о Джинни», «Мой любимый марсианин» и «Звездный путь». Пятьдесят лет спустя, космический корабль «Энтерпрайз» кажется нам все таким же фантастическим, как и в эпоху «Аполлона».

Во всех трех технологии были на службе людей. Эти телепрограммы также помогли сформировать восприятие и отношение. В «Джетсонах» техника убирала дом, готовила обеды для детей, выгуливала собаку. Они готовили еду, плавали в глубоком космосе, отвечали на вопросы, обеспечивали мгновенную видеосвязь. В целом, компьютеры были простыми в использовании и полезными, незаметно вторгались в повседневную жизнь еще за два-три десятилетия до того, как это начало происходить на самом деле.

Но поп-культура того времени также отражала то, как астронавты «Аполлона» и ЦУП опережали обычных американцев так же, как Кирк, Спок и Ухура опередили Армстронга, Олдрина и Коллинза.

Все мы должны работать над тем, чтобы отправить его туда». Когда президент Кеннеди в мае 1961 году попросил американцев потратить миллиарды долларов, чтобы отправить астронавтов на Луну, он сказал следующее: «…в прямом смысле этого слова, это не один человек отправится на Луну, это будет целая нация.

В 1961 году большинство американцев еще никогда не летали на самолетах. Пассажирские самолеты были на вооружении всего два года. К июлю 1969 года, когда Армстронг и Олдрин ступили на Луну, всего у 4% американцев были телефоны с тональным набором. Забудьте о Луне — люди даже в воздух не поднимались, даже на Земле. Этот разрыв делал миссии на Луну еще более удивительными, как в технологическом, так и в политическом плане.

В 1965 году можно было купить транзисторное радио за 19 долларов (эквивалент современных 150 долларов). Продуктом, которое начало преобразовывать чувства американцев относительно технологий, было первое настоящее «персональное электронное» устройство: транзисторное радио AM, которое стало доступно в 1950-х годах, но приобрело популярность в 1960-х, когда цена упала. Примечательно, что первое компактное электронное устройство было названо в честь технологии, которая сделала его возможным, той же самой технологии, благодаря которой астронавты посетили Луну. К моменту первой лунной прогулки было продано 35 миллионов транзисторных радио в стране с 200 миллионами человек.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть