Главная » Хабрахабр » Как это — быть тимлидом в Авито?

Как это — быть тимлидом в Авито?

В преддверии конференции Saint TeamLead Conf Анатолий Панов, руководитель разработки новых проектов в Авито, поделился своими соображениями о том, какими качествами должен обладать хороший тимлид и каковы особенности этой позиции именно в Авито.

В какой роли ты сталкиваешься с тимлидами?
— Расскажи в двух словах о себе и своей работе.

Но на текущий момент вся моя работа относится к продуктовой разработке. Ранее в компании Lazada я занимался платформенной разработкой — низкоуровневыми сервисами, которыми пользуются разработчики, а конечные потребители не видят. В Авито я занимаю должность руководителя департамента разработки для вертикалей — иными словами, менеджер менеджеров.

У каждой такой команды есть свой тимлид. Департамент разработки в Авито — это кластер, который включает в себя несколько независимых друг от друга команд, решающих свои задачи. И ими как раз я и руковожу.

У нас появилась новая команда, которой был нужен тимлид. Последние полгода я активно занимался наймом тимлидов. А еще в одной из старых команд исторически не было технического руководителя, а по факту он был нужен, при этом изнутри на эту позицию никто не подошел.

— Какую роль тимлиды играют в продуктовой разработке Авито?

Все команды у нас — мы их называем юнитами — кросс-функциональные, и, соответственно, тимлиды, исполняющие роль технических руководителей, бывают немного разные. Мы в Авито перешли к вертикальной структуре, здесь сильно развиты agile / scrum.

Внутри он своими силами организует отдельные структурные единицы, например, скрам-команды, без непосредственного руководителя, и выполняет роль скрам-мастера или назначает на эту позицию другого специалиста. В юнитах, где работает человек 30, у тимлида в непосредственном подчинении вовсе не весь коллектив. Если же команда небольшая — 5–10 человек — это тимлид в привычном понимании.

В других компаниях тимлидом частенько бывает бывший senior-разработчик с крутыми техническими скиллами. С учетом этого в Авито и требования к тимлидам немного отличаются. Но у нас больше требований к менеджерским навыкам, поскольку нужно организовывать разработку, понимать, как работают scrum / agile процессы, налаживать их.

— То есть в структуре Авито тимлид — в большей степени руководящая позиция, нежели инженерская?

Тимлид — это именно технический руководитель. Скорее она руководящая-инженерная. В дополнение к тимлиду у каждого юнита есть еще и продуктовый руководитель — по сути product owner, если говорить в терминах scrum. Он должен с технической точки зрения понимать, что происходит в командах. А задача технического руководителя — обеспечить быстрое и качественное выполнение поставленных задач. Product owner отвечает за наполнение бэклога, приоритезацию задач, достижение целей бизнеса и т.п. Он отвечает именно за процессы в команде, за самих людей, за качество технических решений, которые они реализуют.

— А на твой взгляд, баланс руководящей и инженерной части в работе тимлида в Авито оптимален?

Мне кажется, 50 на 50 — я не вижу серьезных перекосов. Хороший вопрос. Все-таки тимлид — это именно технический руководитель. Нет, например, такого, чтобы ребята, которые занимают эти позиции, никогда не прикасались к технологиям. Они могут писать код, если у них есть желание и остается на это время, но это не является их обязанностью. Он активно участвует в принятии технических решений, а если у меня, как у вышестоящего начальника, есть какие-то вопросы — тимлид должен обосновать, почему они делают что-то именно так.

— Есть ли какие-то особенности должности тимлида в вашей компании, помимо упомянутых менеджерских акцентов?

В своем юните он может самостоятельно налаживать процессы, выстраивать их в Jira как ему нравится. В Авито у тимлида достаточно большая свобода действий. К нему есть одно главное требование: чтобы в конце был качественный продукт. Понятно, что у нас есть фреймворк, стандартизирующий разработку в целом, но отдельные этапы деплоя или тестирования он может перестраивать по-своему. А как этого достичь, он выбирает сам.

Конечно, могут быть разные варианты, но частенько все процессы просто стандартизованы кем-то сверху, обычно — руководителем департамента разработки, и тимлиды этим никогда не занимаются. В других компаниях это выглядит немного по-другому. У нас же, например, фреймворком можно и не пользоваться, если ты считаешь, что можешь сделать лучше. Все команды работают одинаково. То есть у нас ожидается, что тимлид будет использовать свою свободу, чтобы улучшать процессы в команде.

Какими качествами должен обладать идеальный тимлид?

Человек должен понимать, что люди — это не машины, что у них свои желания и потребности, что ими нужно управлять. Для меня в тимлиде важны в первую очередь управленческие качества — даже не с точки зрения управления проектами, а с точки зрения управления людьми.

Этому нужно учиться. Управление людьми — это отдельная дисциплина, по которой существует много различной литературы. Я таких людей не беру. Если понимания этого факта нет, то очень тяжело работать. Очень много кандидатов у нас отсеивалось именно по этому принципу.

Обычно технические скиллы у всех более-менее хорошо развиты, про управление проектами тоже что-то понимают: есть базовое представление, что нельзя впихнуть в спринт все подряд. Судя по тому, что я видел на собеседованиях, это самая большая проблемная зона. А вот понимание, что нужно осознанно развивать управление людьми, обычно очень мало у кого в голове.

— Может ли стать тимлидом не самый лучший и опытный разработчик — middle?

Но тут тонкая грань — в разных компаниях понятия senior и middle разработчика очень отличаются друг от друга. Я думаю, да. Поэтому применительно к Авито я могу легко представить ситуацию, что middle сразу становится тимлидом. В Авито встречаются сильные middle разработчики, которые в других компаниях могли бы легко претендовать на позицию senior.

— А если это не самый опытный разработчик даже внутри команды (то есть внутри есть специалисты более высокой квалификации)?

Но очень тяжело говорить абстрактно, потому что все зависит от навыков этого человека, насколько у него все сбалансировано. Думаю, тоже да. Если знаний достаточно, есть желание и команда готова принять его в роли своего руководителя, то есть к нему есть доверие, то все получится.

Кроме управленческих навыков, чего не хватает тем, кто претендует на позицию тимлида?

Пожалуй, второе по распространенности — это технические навыки, но не в том смысле, что человек не знает, как писать код, а скорее отсутствия видения всей картины.

Люди не знают, как в целом функционирует продукт, над которым они работают. Особенно это заметно в больших компаниях. Это плохо, поскольку если что-то где-то ломается, тимлид уже не понимает, как устроена система и где находится его сервис. Человек делает какой-то свой маленький сервис, а как этот сервис встроен во всю структуру, он представляет совсем слабо. Вполне может быть так, что примененное решение не оптимально, потому что паттерны использования совершенно другие. На мой взгляд, он и сделать его достаточно качественно не может, потому что не понимает, что есть снаружи, не знает, какие потребности у пользователей его сервиса.

— Тимлид — это естественный и неизбежный путь разработчика?

Кому-то эта работа подходит, нравится, кому-то нет. Естественный, но не неизбежный. У меня много примеров, когда люди пробовали себя в этой позиции, но отказывались. Это просто другая работа. И в дальнейшем были просто отличными разработчиками. Решали, что хотят программировать, поскольку писать код им по душе, а управлять процессами и людьми — нет. Это нормально.

Почему стоит туда пойти? — На твой взгляд, что интересного будет на Saint TeamLead Conf для тимлида?

Много мероприятий по программированию, разработке и администрированию, причем проходят они не только в Москве, но и в регионах — в Ульяновске, Новосибирске и т.п. Мне кажется, в России очень мало конференций именно про техническое управление. Встречаются отдельные конференции про управление проектами (проджект менеджерские), но про техническое управление командами я больше ничего не видел.

Теперь мне, конечно, любопытно посетить отдельное мероприятие, посвященное этой теме. Отдельные секции для тимлидов последние года два проходили на РИТ++, и лично мне они были очень интересны.

Поэтому, мне кажется, это отличное место, чтобы расширить свои знания, почерпнуть что-то новое для себя и посмотреть, какие у тимлидов бывают проблемы. Много будет сказано о том, как превратиться из разработчика в тимлида.

Например, представителям HR? — Стоит ли приходить тем, кто не является тимлидом или вообще не относится к IT?

В частности, про это будет и в моем докладе. Я смотрел программу конференции — там не только о том, как управлять, но и о жизненном пути тимлидов, о том, с какими проблемами приходилось сталкиваться на данном пути, какие требования есть к тимлидам, какие на рынке ожидания. Основываясь на своем опыте, я подробно расскажу о том, как подбирать тимлидов в команду.

— Доклад будет больше ориентирован на кадровиков?

Возможно, как раз HR-ам. Думаю, он будет полезен либо самим тимлидам, либо тем, кто их ищет. Буду рассказывать о том, что спрашивать на собеседовании и как вообще оно выглядит в нашей компании.

Друзья, до нашей питерской конференции Saint TeamLead Conf осталось чуть меньше недели. Это будет два полных дня, за которые на двух параллельных потоках прозвучат три десятка докладов. Детальное расписание можно найти тут.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Расширяйте кругозор, Холмс! Или зачем физикам скрипка и кулинарные навыки

О современной литературе, философии и политике он, по-видимому, не знал почти ничего.… Однако мое изумление достигло апогея, когда я случайно обнаружил, что он не знаком с теорией Коперника и не представляет себе, как устроена Солнечная система.… «Но не знать о ...

Спам звонки. Можно ли с ними бороться?

Доброго времени суток, Хабр. Есть несколько способов бороться со спамными звонками на мобильный телефон, но бывают такие ситуации, когда это практически невозможно. Я расскажу свой случай о систематических звонках со скрытого номера.Все мы привыкли раз в какое-то время получать спамные ...