Хабрахабр

Как электросамокаты захватили Кремниевую долину, и за что их ненавидят

Дальше, в начале 2010-х, среди продвинутой молодежи стали популярны гироборды. Раньше многие верили в большое будущее сегвея – пока его создатель не съехал на нём со скалы. Еще позже «хиповым» трендом для перемещения по городу стали электроскейты – во многом за счет популярности Кейси Нейстата, показывающего на своем ютуб-канале, как в них можно гонять по Нью-Йорку быстрее машин.

Появилось уже несколько «единорогов» – компаний, стоящих дороже $1 млрд. Но сейчас все самые дорогие стартапы, производящие физические вещи, а не работающие над сайтами или сервисами, касаются электросамокатов. Но почему такие деньги вливают именно в самокаты, а не в скейты, скутеры или велосипеды? И говорят, это только начало, и даже Uber с Lyft нужно стоять начеку. И не станет ли с ними то же, что и с сегвеем?

Пожалуй, только трехколесный велосипед. Сложно придумать более «детское» средство передвижения, чем самокат. И тем не менее, в последние несколько лет именно самокаты стали главными любимцами Кремниевой долины. Или коляска, которую толкает твоя мама. На них ездят на работу СЕО крупных компаний, с их помощью катаются по городу серьезные американские дяди и тети. В них инвестируют сотни миллионов. Его конкурент, Bird, объявил о планах увеличить свою стоимость до $2 млрд за месяц. Сервис аренды самокатов Lime получил от инвесторов $250 млн с оценкой $1 млрд. Предыдущие $150 млн Bird привлек меньше месяца назад, в конце мая, и тогда его оценили в $1 млрд. Он продаст акций на $150 млн, и ни у кого нет сомнений, что инвесторы их раскупят. Удвоить свою стоимость за два месяца – чем не мечта любой компании?

Главным инвестором стартапа стоит известный венчурный фонд Sequoia Capital, до этого поддерживавший Google, PayPal, YouTube, LinkedIn, Dropbox, Instagram и другие крайне успешные проекты. Вопросов о том, что Bird – это какой-то очередной скам, вроде секс-игрушек с Wi-Fi или соковыжималки с картриджами, – не возникает. Вандерзанден говорит, у его электросамокатов есть все шансы обойти даже эти компании частных такси, и стать одним из самых успешных стартапов в долине. А основателем компании-самокатчика является Трэвис Вандерзанден, ранее работавший топ-менеджером в Uber и Lyft.

Lime запустила двести электросамокатов в Париже и тестирует Цюрих, Bird тоже строит планы по развитию в Западной Европе. Еще не оперившись, скутер-стартапы уже расширяются, чтобы стать первыми на новых рынках. Lite, плюс намечается появление «Самокат Шеринг». А в Москву буквально месяц назад ворвались «Делисамокат» и YouDrive. При этом кажется, что новый крейз возник из ниоткуда, буквально на ровном месте.

Почему самокаты?

Во-первых, её надо парковать (то есть, находить парковку, платить за парковку, зачастую –идти от парковки пешком до нужного вам места...). Когда вам надо проехать по городу буквально пару кварталов, машина – довольно неудобная вещь. Ради перемещения на несколько километров – оно того явно не стоит, когда есть более дешевые, легкие и даже, потенциально, более быстрые альтернативы. Во-вторых, машина – вещь довольно массивная, и, соответственно, потребляет массу бензина или электричества.

Самое главное – ими нужно уметь пользоваться, они не всегда с первого раза понятны для начинающего. В качестве таких альтернатив многие видели сегвеи или гироборды, но в качестве комфортного средства перемещения для масс людей они не подходят по целому ряду причин. Если кто-то упадет с гироборда, или его сломает, или просто останется недовольным работой его девайса – это накладка для фирмы.  А водительские права по этим транспортным средствам у человека не спросишь.

В Британии, например, их можно использовать только на частных территориях – и только с согласия владельца. Гироборд признали настолько небезопасным, что во многих странах его эксплуатация была запрещена как на автомобильных дорогах, так и на тротуарах.

Нет смысла платить за услугу, если собственный быстрый шаг доставит тебя к месту назначения почти в то же время. К тому же, сегвеи и особенно гироборды не дают нужной скорости.

Но, как и у гиробордов, минусов тут хватает. В Китае вместо гироскутеров, сегвеев и гиробордов очень популярны моноколеса, их используют в качестве ежедневного городского транспорта и во время прогулок. Резкий наклон вперед или разгон, когда моноколесо уже едет на большой скорости – несет реальный риск падения или перелома. Главной опасностью при езде на моноколесе оказывается наезд на небольшое препятствие: в этом случае колесо резко замедляется и не успевает за отклонившимся вперёд по инерции ездоком, отчего тот падает.

Мелкий ухаб на пути тут не так смертелен, как у моноколеса и гироборда: у человека есть прочная платформа, на которой можно стоять, и ручки, за которые можно держаться. Создатели электросамокатов говорят, что они безопаснее любых альтернатив, даже скутеров и мотоциклов. Если сам девайс переживет столкновение, значит, и ездок сможет на нем усидеть.

А скорость развивается до 24-35 км/час, чего для езды по городским улицам более чем хватает. Езде на самокате не нужно никого учить, тут нет проблем даже у тех, кто не может совладать с ездой на велосипеде.

Рынок шеринга велосипедов и автомобилей уже был занят, и себя оправдал. Ну и, конечно, скрытая причина того, почему сейчас многие опытные стартапщики (и инвесторы) взялись за самокаты – в том, что это единственная ниша, которая осталась открытой. Поэтому инвесторы из Кремниевой долины считают, что применение той же отработанной модели на самокатах может дать быстрые и легкие плоды. Компании начали приносить первую хорошую прибыль. И накачивают Bird, Lime, Spin и других сотнями миллионов долларов, несмотря на то, что те стоят еще только в начале своего пути, и пока что сталкиваются с довольно уникальными для своей сферы проблемами.

Как это работает (и не работает)

Люди скачивают приложение для своего смартфона. Всё стандартно, по модели каршеринговых компаний. Если не могут найти – включают сирену (она у самокатов обычно очень громкая, по причинам, о которых дальше). Идут к самокату, который показывается на карте. В России цена стартует от 2 рублей за минуту, в Штатах – от 15 центов (плюс $1 за сам факт аренды). На девайсе – QR-код, который сканируете, чтобы его включить и начать кататься.

Но у его иностранных коллег ситуация, на самом деле, не лучше. Запуск «Делисамоката» в Москве вышел не самым гладким. И вот, смоделируем ситуацию. Проблема у компаний в том, что самокаты – очень легкие и незаметные, даже в сравнении с велосипедами. Хотите покататься по городу. Даже если вы – законопослушный житель. Платить за самокат каждую минуту, даже когда вы им не пользуетесь, – как-то глупо. Но, разумеется, не только покататься, а и позаходить в разные места – то в кафешку, то в кинотеатр, то заглянуть в магазин. А если от него отключиться – он появится на карте у следующего пользователя, так что с ним уедут, а вам придется с нуля искать новый девайс.

И вы просто прячете «свой» самокат в какой-нибудь соседний куст, где его не найдут. Но вы хоть и законопослушный, но не глупый, правда? А вы сэкономили минимум $3 (мелочь, но приятно). Уходите по своим делам на полчаса, возвращаетесь – тут он, родненький, кто ж его найдет!

В итоге самокаты постоянно теряются – как только человек решил уехать на метро или вызвать «Убер», а свой арендованный гаджет так и оставил в какой-то там нише. В Америке так начали поступать многие. Так их сможет найти следующий пользователь. Чтобы этому противостоять, компании и начали вставлять в свои самокаты неожиданно громкую сигнализацию. Плюс, эта сигнализация включается, если на девайсе пытается поехать кто-то, не оплативший услугу, или если самокат увозят в неизведанном направлении.

Громкие и противные электросамокаты, которые заполоняют города и «орут», быстро стали ненавистными у жителей. Но это, казалось бы, элегантное решение повлекло за собой другие, еще более серьезные проблемы. И если у вас под окном постоянно пиликает чья-то сирена на автомобиле – вы понимаете, до каких крайностей это может довести человека... Все вокруг, кто не ищут самокат, тоже слышат сирену.


Охотники любят похвастаться «подбитой птичкой»

Их ломают, вешают на деревья, бросают в реку, измазывают грязью или еще чем похуже. Самокаты стали мишенью №1 для вандалов. В Сан-Франциско почти треть электрических самокатов подверглась такому обращению. А потом гордо делятся своими «достижениями» в социальных сетях. За день особо увлекшийся «скутероненавистник» мог уничтожить до десятка девайсов.

Ситуация резко ухудшилась в конце марта, когда три компании одновременно, пытаясь конкурировать друг с другом, ввели в город тысячи самокатов. Может быть, жители смогли бы адаптироваться к этим новым транспортным средствам, заполонившим их улицы, но всё это произошло слишком быстро. Окружающие города в Кремниевой долине тоже, если не запретили, то ввели для самокатов строгий свод правил. Их можно оставлять где угодно, на них можно (было) перемещаться по тротуарам с довольно серьезной скоростью, они шумят своей сигнализацией… И постепенно жители Сан-Франциско возненавидели их настолько, что городским властям пришлось их запретить (хотя для велосипедов и автомобилей сервисы шеринга прекрасно работают до сих пор). Начиная от – не ездить без шлемов и по тротуарам, и заканчивая необходимостью иметь водительские права, чтобы стать на самокат

Продавцы лопат во время золотой лихорадки

Его оценили в $2 млрд всего через год после запуска. Bird – один из самых быстрых «единорогов» в истории. Но не только они здесь сорвали джек-пот. Создатели компании уже успели продать часть своих акций, и теперь им гарантированно хватит до конца жизни.

Электросамокат с полки стоит до $500, дороже обычного велосипеда. Во-первых, озолотились обычные воры. Даже не надо перегрызать цепь. А украсть его намного легче. Люди просто вынимают GPS-трекеры, и продают устройства на eBay. Самокатов слишком много, за всеми не уследить, а оставлять их можно где угодно, так что в компании за ними не хватятся. Но пока в Bird и прочих «вливают» по $150 млн в месяц, девайсов хватает на всех. Воров так много, что за свежий электрический самокат дают не больше $50.

Все окружающие мастерские в городах, где развиваются Bird, Lime и Spin, ремонтируют по 75-100 скутеров в день, и они заполнены работой на недели вперед. Вторая индустрия, получившая бум за счет того же вандализма – ремонтные мастерские. Точную цену за починку никто не называет, но тысячи мастеров вдруг резко решили переквалифицироваться в ремонтников электроскутеров. Есть и частные мастера, которым платят от количества починенных устройств.

До полного «бака» устройства должны заряжаться четыре-пять часов. Появилась и принципиально новая прибыльная работа – «подзарядчики» электросамокатов. Хороший способ «поднять» пару лишних баксов после работы – подхватить такие самокаты на машине по пути домой, и зарядить их к утру. У каждой компании есть приложение, показывающее, где рядом с вами есть самокат с низким зарядом батареи.

Трэвис Вандерзанден, глава Bird, объясняет:

Это для них как игра Pokemon Go: они ездят по городу и пытаются найти через приложение наших уставших «птичек». Получается целая собственная экономика, экономика подработки.

Как раз в это время выходят «подзарядчики». На электросамокатах нельзя кататься после наступления ночи, это против закона. Bird дает каждому по три зарядных кабеля. Чтобы им начислили оплату, транспорт снова должен быть в указанной локации к 7 утра следующего дня. Если ты доказал, что на тебя можно положиться, – получишь еще пять.


Успех!

У Bird система немного другая. Lime платит по $12 за каждую зарядку самоката, Spin дает $5. Чем сложнее найти девайс и чем дольше он оставался ненайденным и не заряженным, тем больше прибыль. Вы получаете от $5 до $25 – в зависимости от города и от локации «мертвого» самоката. По сути, тебе говорят в приложении «мы думаем, что он где-то в этом районе, удачи». Найти «покемона» на $25 – очень сложно, часто это какой-то самокат, заброшенный на дерево или закинутый в реку, к которому не подобраться.

Его называют «коплением». Но некоторые подзарядчики нашли способ обмануть систему. Один из таких «накопителей» объясняет стратегию: Здесь такой же смысл, как в Сбербанке: чем дольше ты держишь свой «депозит», тем больше на него капает прибыли.

И ждем, пока награда за них не вырастет в несколько раз, а потом заряжаем. Мы просто собираем птичек, и кладем их в свой пикап.

Или до $200, если тебе выдали дополнительные кабели для зарядки. Таким нехитрым методом можно получить $75 за полчаса работы. На днях она отправила e-mail всем «подзарядчикам», сообщая, что если их застанут за такой активностью, забанят в приложении. Bird, конечно, такие методы не нравятся. Но пока что любителей легкой наживы это не останавливает.


Не повезло 🙁

Почему так дорого?

Парадокс? Каршеринги и сервисы аренды велосипедов стоят на порядки дешевле, чем какие-то «игрушечные» Lime и Bird. Инвесторы рассчитывают, что самокаты скоро станут популярнее и машин, и велосипедов, и скутеров, и всего остального. На самом деле нет. На полном серьезе.

Без выхлопных газов и необходимости самостоятельно крутить педали. Идея в том, что такой маленький удобный транспорт станет основой для частного перемещения по городу. Эксперт Thibaud Elziere, работающий с интернет-стартапами, имеет свои сомнения: Стоит ли эта идея будущего $3+ миллиарда (в которые уже оценивают Bird, Lime и другие стартапы), и $500+ млн инвестиций, которые в них вложили только с февраля, – большой вопрос.

Но сами они никогда не смогут оправдать такие вложения. Шеринги велосипедов и самокатов прокладывают дорогу к революции в городском транспорте. Инвесторы сильно переоценивают достоинства этих неприбыльных бизнесов.

Слишком небезопасны для перемещения на длинные дистанции, слишком медленные, соревнующиеся за место на тротуарах с пешеходами. Критики говорят, что такие самокаты не решают ни одной урбанистической проблемы. Директор инвест-фонда Daphni Уилли Браун протестировал электросамокаты Lime в Париже и сказал, что их компания не будет вкладывать в это деньги: К тому же, нельзя положить багаж или взять с собой детей.

На наших тротуарах всегда полно людей, здесь не наберешь скорость. Мне не показалось, что я сохранил какое-то существенное время на короткой дистанции. И это не так комфортно, чтобы я представил себя отправляющимся на самокате на большую дистанцию.

Европейские улочки чересчур узкие, а в городах и так хорошо развита система общественного транспорта. Браун говорит, что у этих стартапов, может быть, есть будущее в США, но не в Европе.

Второй тестер парижских самокатов Lime поделился своими впечатлениями:

Медленно, и нужно постоянно тормозить, пропуская людей. Очень плохо. Ты не можешь резко затормозить, потому что ты просто стоишь, тебя ничто не держит.
Хуже всего, что это кажется очень опасным.

Третий, уже имевший опыт с электросамокатами, получил более положительные впечатления:

Чуть быстрее, чем велосипед, ты не потеешь, не мнешь свою одежду. Вполне круто. Мне кажется, они могут заполнить хорошую нишу. В Париже очень жарко, и мне не хочется крутить педали, особенно поднимаясь на склон. Только качество этих устройств, кажется, не очень хорошее. Может быть, даже заменить наши парижские мопеды. У Xiaomi и Ninebot они лучше, прочнее, с более резким тормозом.

Люди, в перспективе, будут брать самокаты буквально на несколько минут – чтобы доехать от дома до супермаркета, например. Что касается цены стартапов, Bird и Lime указывают на один параметр, который часто упускают из виду: частота поездок. Подавляющее большинство перемещений по городу – в пределах трех километров, и здесь самокаты показывают себя лучше всего. Аренда стоит недорого, «вскочить» на самокат – очень просто, и вам не нужно привыкать к сидению или к системе управления.

А это само по себе увеличивает ценность любых современных стартапов. А если кататься на этих гаджетах будут чаще, значит, и приложение, «открывающее» самокат, будут запускать чаще. Мартин Мигнот, аналитик компании Index Ventures, в марте вложившейся в Bird, объясняет:

Это намного реже, чем потенциал самокатов. Если вы посмотрите, как часто люди пользуются Uber, Lyft или Taxify… ну, может быть, два-три раза в день. Значит, приложения этих компаний постоянно будут на главном экране. Здесь у вас может быть и десять, и двадцать запусков. На вершине пищевой цепочки, так сказать.

Ими просто управлять, тут нечему учиться. На них может ездить любой. Они не требуют физических усилий, это лучше для пожилых людей, чем велосипед… Люди в городах однозначно будут на чем-то ездить. Самокатами, в отличие от мопедов, смогут пользоваться и подростки. И, конечно, не все захотят его с собой затаскивать в рестораны, ремонтировать его, поддерживать в состоянии. Мои деньги на том, что это будет электросамокат. Шеринговый сервис намного удобней.

Мартин Мигнот ожидает, что его инвестиции в Bird окупят себя многократно, потому что компания находится еще на очень ранней стадии своего развития.

Я думаю, все сейчас просто пытаются адаптироваться к этой новой реальности – пользователи, компании, города. Вся эта ситуация, даже с шерингом велосипедом, это феномен буквально последних двух лет. Кто-то отбрасывал их, утверждая, что лошади надежнее и быстрее. Думаю, это похоже на то время, когда на наши улицы впервые пришли автомобили. Электросамокаты сейчас находятся в начале того же пути. Перемотайте на сто лет вперед – и наши города теперь выглядят совсем по-другому, а автомобиль стал средством передвижения по умолчанию.

Их бойкотировали, им угрожали, их запрещали на уровне городов – как сейчас запрещают Bird и Lime. Когда-то миллиардные оценки бизнесов Uber и Lyft казались сумасшедшими. Может ли с электросамокатами случиться то же самое? Тем не менее, с тех пор компании доказали свою успешность, повысив обороты и пользовательскую базу во много десятков раз. Будут ли люди будущего ездить на самокатах по своим городам?

S. Для доставки товаров из США в Россию всегда есть Pochtoy.com. P. А всем читателям, которые после регистрации у нас вводят код «Geektimes», даем $7 на счет. Ваши посылки летят через океан по цене от $8,99 за полкило.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть