Hi-Tech

Как делать не надо: истории пяти стартапов, которые неправильно тратили деньги

В этом году победитель получит инвестиции в размере $200 тысяч, а фонду достанутся 10% в проекте. Консалтинговая компания McKinsey и фонд Winter Capital в третий раз проводят конкурс «Первая высота» для российских стартапов.

По подсчетам специалистов из CB Insights, после привлечения инвестиций проекты в среднем живут ещё 20 месяцев — потом у них кончаются деньги. Многие стартапы стремятся найти инвесторов, но на деле далеко не все могут грамотно распорядиться средствами. Часто это случается из-за неправильного планирования и использования средств.

Таких стартапов много, и на их примере можно учиться, куда вкладывать деньги, полученные от инвесторов, а на что тратиться не стоит.

Наём хорошей команды

Часто на начальных этапах развития часть компенсации ведущим сотрудникам выплачивают акциями или опционами. Увеличение финансирования — это хороший шанс усилить команду проекта, пригласить на ключевые должности сильных специалистов. Это делают для того, чтобы сократить отток денежных средств и увеличить мотивацию сотрудников.

Например, компания TimePad в 2009 году получила грант от фонда Бортника и наняла на эти деньги своего единственного на тот момент штатного сотрудника — программиста. Хорошая команда — обязательное условие для развития продукта. Его зарплата «съела» почти весь грант, но это стоило того: без программиста проект не смог бы существовать.

Как делать не надо:

В 2011 году американка Марен Кейт Донован основала стартап под названием Zirtual. Хорошая команда важна, но не стоит «раздувать» штат и нанимать больше сотрудников, чем по-настоящему необходимо. Первое время, работая над проектом, Донован ночевала в хостеле и мечтала о том, как наступит совсем другая жизнь: её компания станет большой, в ней будут сотни сотрудников, и тогда не нужно будет во всем себя ограничивать. Компания предоставляла предпринимателям и профессионалам виртуального помощника по подписке.

Кейт Донован и сооснователь Zirtual Эрик Дженсен. Источник

Тогда Донован отказалась от услуг фрилансеров и наняла огромный штат — больше 400 сотрудников. Через четыре года Zirtual привлек инвестиции в размере $5 млн — в него вложились несколько фондов и частных инвесторов. В 2015 году проект пришлось продать. В итоге доходов компании оказалось недостаточно, чтобы платить зарплату всем работникам.

В итоге Zirtual просто сгорел», — писала основательница в своем блоге. «Когда мы перешли на систему постоянной занятости для всех наших работников, объявив их штатными сотрудниками, траты взлетели.

Инвестиции в продукт

Разработка и развитие продукта — важнейшие инвестиции в будущее проекта. Чтобы основаться на рынке, нужно превзойти конкурентов. Часто компаниям удается стартовать с помощью MVP, не имея полноценного продукта.

Изначально в приложении был минимум функций: оно могло только соединять водителей с пользователями и принимать оплату. Например, именно так начинала компания Uber. Благодаря MVP компания сумела получить много данных для анализа, привлечь инвестиции, а затем и сделать более комплексное приложение.

Одна из первых версий приложения Uber

Чтобы продукт имел успех на ранней стадии разработки, в нем должны быть все необходимые функции, и чтобы он уже в чем-то превосходил конкурентов. Но даже к MVP нужно подойти с умом, далеко не во всех случаях эта стратегия работает.

Как делать не надо:

Начинающие предприниматели могут думать, что, если они придумали хороший продукт, покупатели сразу же его оценят. Нельзя тратить все деньги на продукт, пока нет уверенности, что его кто-то купит. Но это не так.

Он потратил на его создание год, и был уверен, что люди с радостью будут покупать ежемесячную подписку. Предприниматель и онлайн-маркетолог Нил Патель, запуская аналитическую платформу для интернет-бизнеса KISSmetrics, планировал создать продукт, который анализирует данные лучше, чем Google Analytics. Создавая идеальный продукт, Патель забыл промониторить рынок. Но они не стали — оказалось, им проще пользоваться бесплатным инструментом, хоть и менее качественным. Только когда он исправил этот недочет, его старания увенчались успехом.

Инвестиции в маркетинг

Очень сложно продать какой-либо продукт, если предприниматель не знает, что именно нужно клиентам.

Мы тоже так делали, но это неправильный подход. Экономные предприниматели любят хвастаться тем, что ничего не потратили на маркетинг. Именно инвестиции в маркетинг и развитие бренда позволили нашему проекту вырасти.

Шафкат Ислам

генеральный директор NewsCred

Как делать не надо:

Основатель компании Адам Ковати воспользовался этими деньгами, чтобы усовершенствовать продукт. В 2010 году стартап Argyle Social разработал инструментарий для SMM и привлек примерно полтора миллиона долларов инвестиций. В итоге выяснилось, что у компании слишком много сильных конкурентов, и если не вкладываться в маркетинг и рекламные кампании, Argyle Social не выживет на рынке. Но не стал вкладываться в бренд. Средств на это уже не было, и стартап разорился.

В Argyle Social можно было планировать публикации в соцсетях, отслеживать показатели и эффективность. Ближайший аналог — Amplifr

Наём юриста

Он поможет зарегистрировать юридическое лицо и разобраться, как распределить права между инвесторами. Хороший юрист избавит компанию от многих проблем. А если планируются новые инвестиционные сделки, перед тем, как их заключать, лучше заранее провести аудит и подготовить все документы. Когда начнется рост продаж, предпринимателю понадобится помощь с договорами и трудовыми документами.

Как делать не надо:

В нем пользователи могли загружать общедоступные композиции, составлять из них плейлисты и подбирать музыку по рекомендациям. Рекомендательный музыкальный сервис Grooveshark был очень популярен на протяжении девяти лет.

Сервис пришлось закрыть. Но в конце-концов несколько крупных звукозаписывающих компаний подали иски о нарушении авторских прав. — Нам не удалось заключить лицензионные договоры с правообладателями». «Несмотря на хорошие намерения, мы допустили очень серьезные ошибки», — объясняли основатели компании.

Чтобы такого не произошло, лучше сразу консультироваться по всем вопросам со специалистом. Иногда даже успешным стартапам приходится закрываться из-за юридических просчетов. Если вы не готовы взять юриста в штат, можно нанять его на аутсорсе.

Комфорт сотрудников

Но помещение все-таки должно быть просторным, комфортным и без странных запахов. Тратиться на шикарный офис в центре города точно не стоит. Основателю компании стоит позаботиться, чтобы мебель была удобной — люди начинают работать хуже, когда у них болит спина. Иначе все сотрудники быстро сбегут в более приятное место. Компьютер, который слишком медленно работает, может серьезно повлиять на успех всего предприятия. Если для работы вам нужна современная техника, купите её.

Как делать не надо:

Это отвлекает от работы, а деньги улетают в трубу. Офис с видом на Кремль, дорогие вечеринки и шикарные завтраки для сотрудников не нужны. С другой стороны, бросаться из крайности в крайность тоже не стоит.

Из-за этого у них не получается нанять на работу талантливых сотрудников Я вижу стартапы, которые уже привлекли деньги, но продолжают сидеть в паршивых офисах.

Марк Састер

предприниматель, венчурный капиталист

Возможно, прежде чем совершенствовать помещение, лучше всё-таки убедиться в жизнеспособности своей компании. Впрочем, он имеет в виду те компании, которые уже прошли первые несколько раундов привлечения инвестиций.

В этом году победитель получит инвестицию в размере $200 тысяч. «Первая высота» — это конкурс для российских стартапов. В обмен на инвестиции фонд Winter Capital получит 10% в проекте.

Заявки принимаются до 12 августа. Чтобы принять участие в конкурсе, нужно зарегистрироваться на сайте, загрузить в личный кабинет презентацию своего проекта, записать двухминутный ролик о своем стартапе и опубликовать его на YouTube.

Зарегистрироваться

#партнерский

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»