Хабрахабр

Как «цифровые археологи» обнаружили утерянную версию SimCity для NES и восстановили ее

Успех этого симулятора градостроительства никому не удалось повторить, хотя старались многие. Игра SimCity является даже не то, что классикой игрового мира, а одним из его столпов. Нет, здесь нет опечатки, именно для NES, а не SNES. Но речь сейчас не о самой игре, а об одной из ее ранних версий, прототипе, который разрабатывался для Nintendo NES.

8-битная версия была анонсирована примерно в то же время, что и 16-битная, ее возможности во многом повторяли возможности «старшей сестры». Выход SimCity на Super Nintendo Entertainment System позволил игре приобрести огромную аудиторию — геймеров, предпочитавших консоль любой другой игровой платформе. При этом прототип SimCity для NES уже был создан и даже существовал в виде картриджа.
Кратко об игре рассказали на CES 1991 года, но затем планы компании изменились и 8-битная версия была отменена.

Первое появление


Первый анонс версии SimCity для консолей Nintendo NES и SNES

Ее пытались найти, но всплыла игра лишь в 2017 году, на Portland Retro Gaming Expo. Многие годы считалось, что картридж потерялся где-то в недрах компании, возможно, в каком-то из пыльных архивов.

Фактически, игру увидели вновь спустя 27 лет после ее первого появления. Спустя некоторое время игру удалось получить в свои руки представителям ресурса GameHistory, которые сняли видео с наглядной демонстрацией возможностей 8-битного SimCity.

Что собой представляет NES-версия SimCity

Как оказалось, она не является полной копией версии для SNES, хотя и очень похожа на свою старшую «сестру». Консольная версия появилась после того, как на SimCity обратили внимание представители Nintendo. Несколько позже был создан прототип, который отличался от версии для компьютеров и весьма значительно.

Wright. Во-первых, появился виртуальный помощник, Dr. Консоль же помогала геймерам освоить первые шаги в создании мегаполисов и не похоронить все начинания на старте. В оригинальной SimCity игрок сразу погружался в атмосферу симулятора и был предоставлен сам себе. Помощник постепенно раскрывал перед игроком премудрости игры, рассказывая о том, что представляет собой механика и сам игровой процесс.

Интересно, кстати, что японский и американский Dr. Помощник вовсе не безликий, у него есть собственная индивидуальность, которая запомнилась многим владельцам SNES. В США его одежда была не слишком яркой, а стиль был формальным. Wright несколько отличались друг от друга. Wright был разодет, как тамада на цыганской свадьбе. В Японии же Dr. Видимо, японцам так больше нравится, так что ассистент и остался ярким. Точнее, костюмы и обувь были очень похожи на те, что носил его «коллега», но все цвета были гораздо более яркими.

В оригинальной версии при прохождении приходилось тратить заработанные деньги с большой осторожностью. Консольная версия отличалась от компьютерной тем, что в ней появилась возможность для игрока брать кредит в банке. А вот в консольной версии можно брать заем, причем проценты не слишком высокие. Нет денег — нет возможности строить дороги, расширять инфраструктуру и вообще развивать свой город. Как результат — в любой (почти) момент можно было активно начать работать, не дожидаясь, пока налогоплательщики пополнят бюджет города.

Каждый раз, когда игрок достигал в игре определенного успеха, Dr. Фактически, разработчики SimCity для Nintendo создали увлекательную игру вместо настоящего симулятора города (который был не менее захватывающим). В ходе игры изменялась и музыка, и чем быстрее менялся облик города, тем скорее модифицировался музыкальный ряд. Wright появлялся для того, чтобы поздравить талантливого менеджера.

Как была найдена игра

Как говорилось выше, в 2017 году всплыли сразу два играбельных экземпляра SimCity для NES. Их владелец принес картриджи в магазин б/у игр в Сиэттле (каким образом они попали к нему, не совсем ясно). Получается, что второй раз об игре что-то узнали спустя четверть века после ее первого появления. За это время о ней успели позабыть, так что появление из ниоткуда стало отличным сюрпризом.

Один из картриджей был продан коллекционеру видео игр, второй остался у его прежнего владельца. Картриджи с NES-версией не предназначались для продажи, а были созданы лишь для нужд разработчиков Nintendo. Благодаря тому, что в игровом сообществе много филантропов, журналистам удалось за деньги получить цифровую копию игры для тестирования и оценки.

Один из картриджей использовался компанией для проверки реакции на игру представителей фокус-групп. Оказалось также, что оба картриджа идентичны — это выяснилось при побайтовом сравнении данных.

Оценка игры

В 1991 году представители Nintendo заявили, что отличием NES версии от SNES будет лишь качество графики. Правда, компания не стала в подробностях описывать игру. Сейчас оказалось, что в большей степени сказанное разработчиками ранее — правда. NES и SNES версии оказались действительно очень похожими.

Картридж был достаточно глючным. К сожалению, прототип, который попал в руки коллекционеров, не был на 100% завершенной игрой. Но в большинстве случаев играть все же можно. Встречались ошибки, опечатки, не было целых кусков контента. Собственно, этому можно не удивляться, если вспомнить, что картридж предназначался для оценки его содержимого геймерами.

Картридж создавался с прицелом на то, чтобы не покидать пределы компании. К слову, играть можно было лишь «на поле Nintendo», в полностью контролируемом окружении. Более того, разработчики и не рассчитывали, что кто-то проведет за игрой больше, чем пару десятков минут, прежде чем начнут проявляться глюки.

Еще один сюрприз — уникальный саундтрек, созданный для SimCity, 8-битной его версии тем же композитором, что писал музыку для Super Mario Kart и Pilotwings (в числе всех прочих игр). Стоит отметить, что размер «плиток» в NES-версии составлял 2*2, в то время, как в SNES-версии и SimCity для ПК это было 3*3.

При сравнении обеих версий оказывается, что NES и SNES действительно «родственники». Даже стартовый экран похож, хотя и не во всех деталях.

Игровой интерфейс и большинство его элементов также схожи, у SNES все это более качественно проработано, но тем не менее. Правда, в SNES-версии город на заставке был более масштабным, поскольку и возможности приставки были шире, чем у NES.

Есть и цифровой помощник, плюс анимационные вставки, которые также похожи у обеих версий SimCity.

В NES-версии присутствует и возможность брать кредит в банке. Правда, сотрудник банка отсутствует, вместо него используется некий спрайт, который еще не превратился в кредитного менеджера. В NES-версии, так же, как и в SNES-аналоге меняется цветовая гамма в зависимости от сезона. Есть призы, выдаваемые в случае достижения значительного результата. Чем больше город, тем сложнее музыкальная композиция, звучащая на фоне.

Например, в NES-версии при создании нового города игра просит написать любимое слово, хотя и не поясняет, зачем это нужно. Отличия тоже есть. Получился интересный сюрприз, который застает игрока врасплох. Затем оказывается, что это было нужно для того, чтобы как-то назвать «город-побратим», о котором ранее не было сказано ни слова. И это весьма приятный сюрприз.

Отдельно стоит отметить пространные текстовые пояснения, которые отъедают значительный объем ROM-памяти картриджа. Ряд элементов NES-версии похожи на оригинальный SimCity для Macintosh.

Аппаратные ограничения NES не позволили разработчикам добавить такие функции, как масштабирование, вращение и увеличение.

Он открывается после того, как игрок проходит все шесть сценариев. В SNES-версии есть оригинальный сценарий с атакой НЛО Лас-Вегаса. Точнее, фрагменты дополнительного уровня присутствуют, но НЛО так и не появляется. К сожалению, у NES ничего подобного нет. Похоже на то, что разработчики не успели совсем немногое. При изучении файлов оказалось, что изображение НЛО есть, но игра не дает запрос на использование дополнительного сценария — в коде даже нет соответствующей функции.

Если какая-то команда внутри Nintendo и закончила свою работу, то об этом ничего неизвестно. К сожалению, хотя играть в 8-битную версию и можно, но она все же осталась незавершенной. Одна из проблем этого прототипа — неверный алгоритм просчета различных ресурсов, включая стоимость земли. На данный момент самый последний прототип — то, что находится на найденных «цифровыми археологами» картриджах. В 8-битной ничего такого нет. В SNES-версии стоимость земли увеличивается по мере роста города.

Оказалось, что если к концу года у вас больше денег на счету, чем в начале, то финальная сумма многократно увеличивается в один прекрасный момент, что дает игроку огромное количество денег, которых хватает на все. Кроме того, в NES-версии есть баг, который позволяет получать бесконечное количество денег. То есть «спортивного» интереса продолжать уже нет.

Графические файлы есть, код вызова тоже есть, но суда не появляются. Ну и еще одна проблема — отсутствие судов.

Одна из загадок — ботанический сад. Цифровые археологи обнаружили на картридже файлы, которые не используются игрой и для которых нет никакого упоминания в коде. Аналогичным образом есть нечто вроде стадионов, хотя не совсем понятно, что они собой представляют. Графика с ним есть, но ни следа нет в коде. Насколько известно, в оригинальных SimCity нет ничего похожего. Есть файлы аэропорта (или чего бы то ни было с самолетами снаружи). Есть и другая графическая информация, которая должна была быть использована, но по какой-то причине ее не взяли в работу.

В коде игры есть много чего интересного, изучать его можно долго. Один из экспертов по NES, пользователь CaH4e3 провел несколько месяцев, изучая и восстанавливая код. Ему удалось восстановить некоторые функции (например, появление тех же судов). Он пофиксил ряд багов и вообще сделал NES-версию SimCity более играбельной.

Так что приступить к изучению NES-прототипа может теперь каждый желающий. И самое интересное — то, что архив с игрой выложили на Internet Archive.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть