Главная » Hi-Tech » Как будет выглядеть транспорт будущего с точки зрения горожанина

Как будет выглядеть транспорт будущего с точки зрения горожанина

Отвечает основатель фонда Target Global и бывший аналитик компании «Тройка диалог» Александр Фролов.

В закладки

Автомобили

Общественное внимание приковано к проектам, создающим автомобильные беспилотники и электротранспорт, хотя число провалов в этих сферах колоссально, и, как ни странно, беспилотные авто по Москве пока не ездят, кроме беспилотника от «Яндекса», который пока еще тестируется.

Провалы начались ещё до Tesla. Чтобы знать будущее, нужно помнить о прошлом. Например, израильский стартап Better Place, который на заре 2000-х начал заниматься созданием электроавтомобиля, привлёк в общей сложности $925 млн денег инвесторов, а потом обанкротился.

Никто не захотел его покупать. У неудачи были объективные причины: стартап появился слишком рано, качество аккумуляторной батареи было низким, и в итоге продукт, который у них получился, был не очень хорошим.

У беспилотных авто сейчас проблема не в том, чтобы заставить их поехать, а в том, что их сложно научить взаимодействовать с обычными водителями и пешеходами, поведение которых на дорогах пока ещё очень непредсказуемо.

Но в течение ближайших пяти лет беспилотные автомобили освоятся — не на обычных дорогах, а на закрытых территориях: например, в заводских или других регулируемых зонах.

Уверен, что появятся выделенные полосы для езды беспилотных автомобилей. Через 5-10 лет мы можем увидеть рост их проникновения на обычных дорогах. Возможно,они будут передвигаться на магистралях между крупными городами.

Слабо представляю, что в Москве 10% автомобилей будут автономными, а 90% — нет. В крупных городах организовать движение беспилотного транспорта сложнее всего.

Гораздо логичнее выделить отдельные города или территории, где как раз-таки въезд пилотируемых машин будет существенно ограничен, а может быть, и совсем запрещен.

Например, так уже происходит: компания Waymo, принадлежащая Alphabet (холдинг Google), запускает полноценную автоматизацию автотранспорта, но только в одном небольшом городе.

Автобусы

Сейчас мы уже видим сервисы типа VIA, когда пассажиру предлагают купить место в комфортном автобусе-шаттле с профессиональным с водителем и местами на шесть-восемь человек. Грань между автобусами и каким-нибудь Uber будет постепенно стираться. Вроде бы не такси, но уже и не совсем автобус по уровню комфорта. Это очень приятно и привлекательно по сравнению с традиционной моделью.

Что касается новых технологий, то предполагаю, что на горизонте 5-10 лет мы увидим отдельные варианты использования беспилотных электроавтобусов на закрытых территориях, например, производственных.

Увы, такого, чтобы в центре города вместе с обычными машинами катался беспилотный автобус, думаю, в ближайшие 10 лет мы не увидим, а вот вариант выделенной полосы вполне возможен.

Авиация

В последнее время было создано множество компаний, которые работают по новой бизнес-модели и предлагают частные самолёты — улучшенный бизнес-класс. Довольно любопытная сфера, которой уделяется не так уж и много внимания.

Их гипотеза заключается в том, что если частный самолёт покупают вскладчину много людей, то для них это будет стоить немногим дороже, чем бизнес-класс на регулярном рейсе, но при этом сервис гораздо лучше.

Она дальше всех продвинулась в реализации этой идеи. Есть, например, проект NetJets, также существует довольно известная компания JetSmarter, основанная выходцами из России.

Признаюсь, я сам не вижу серьезной и большой перспективы в этом — сегмент премиальный, спрос на него в целом ограничен. Правда, в целом есть ощущение, что для ряда крупных американских инвесторов, которые вкладывают в такие компании, это представляет, скорее, личный интерес — ведь они потенциальные клиенты.

При этом с точки зрения технологий, программного обеспечения и ИТ-решений, которые кардинально меняют пользовательский опыт в отрасли, кажется, революции пока не случилось.

С одной стороны, это, возможно, и проще, чем на земле: в небе гораздо легче маневрировать, там нет пешеходов и других непредсказуемых препятствий в большом количестве. Изменится ли что-то в ближайшие 5-10 лет, будем ли мы летать на беспилотных самолетах?

С другой стороны, отрасль очень сильно зарегулирована, и это, наверное, справедливо: сфера высокотехнологична и в чём-то опасна, туда не пускают маленькие компании просто так.

Зарплата водителя, например, может составлять до 30% от стоимости поездки на такси. Плюс, с точки зрения стоимости авиаперелета зарплата пилота далеко не ключевая статья расходов.

Кажется, нет большого экономического стимула активно развивать эту историю. А в стоимости полета на самолете огромную долю занимает его обслуживание, топливо, сервис в аэропорту, тогда как зарплата пилота — совсем небольшую часть.

Грузовой транспорт

На это есть причины: самое быстрое развитие технологий идет в закрытых системах на производствах. Грузовой транспорт — это перспективное и привлекательное направление, хотя пока мало заметное. То есть это индустриальное использование, незаметное для обычных пользователей.

Традиционно на тягаче работает до трёх человек: один ведет тягач, и еще один или двое идут рядом и следят, чтобы самолет крыльями ничего не задел. Например, компания Mototok, которая создает электрические машины-тягачи для самолетов, управляемые дистанционно.

Сегодня по городам Германии уже разъезжают 8000 небольших желтых грузовых электромобилей Streetscooter. Или, например, немецкий почтовый концерн Deutsche Post DHL продолжает последовательно переводить автопарк на электрическую тягу.

Streetscooter

Ведь для того, чтобы умные беспилотники пришли в нашу жизнь, необходимы два фактора. В ближайшие 10-20 лет использование беспилотного грузового транспорта в определенной степени коснётся большинства заводов и производств мира.

Во-вторых, у предприятий есть понятные производственные процессы, в которых гораздо меньше непредсказуемости. Во-первых, экономическая выгода, которую бизнес анализирует более внимательно и рационально, чем потребители.

Другое дело, когда это большой и хорошо организованный завод, где всё работает по плану внутри закрытой системы. Только представьте: если выпустить беспилотный автомобиль на забитую улицу Москвы, там может произойти всё что угодно.

В итоге и тесты, необходимые, чтобы подготовить устройство для работы в подобных достаточно предсказуемых условиях, на порядок проще, чем тесты, которые надо провести для появления на городских улицах.

Личный транспорт пешехода

Эти сервисы уже стремительно набирают популярность по всему миру по объективным причинам. В нашем условном рейтинге привлекательных трендов в транспорте я отдаю первое место электросамокатам, электровелосипедам и скутерам.

Если посмотреть на перевозку людей, а не грузов, то в 70% случаев внутригородских перевозок маршруты, по которым ездят люди, находятся в диапазоне до 5 км.

И мы наблюдаем, как динамично развиваются новые компании в сегменте электросамокатов и электровелосипедов (американские Bird, Lime), кстати, сокращающие объем использования такси. Это расстояние прекрасно преодолевают самокаты и велосипеды, в особенности электрические; на них можно ехать быстро, и не вспотев.

Технологическая находка заключается в том, что компании сравнительно недавно научились открывать и закрывать замки на этих устройствах через GPS, без привязки к конкретной станции. Почему это стало доступно намного позже изобретения велосипеда? Это позволило получить или оставить транспортное средство в любой точке города.

Но в целом это прекрасная возможность для людей в любом месте начать и закончить поездку. Конечно, есть и минусы в случае безответственного использования: многие видели картинки из китайских городов, когда пользователи сваливают в огромную кучу сотни велосипедов.

Ведь они, в отличие от велосипедов, более компактные и удобные: с ними можно зайти в автобус, спуститься в метро или поехать на машине и таким образом комбинировать разные виды транспорта во время одной поездки. Предполагаю, что электросамокаты будут и дальше завоевывать популярность. Плюс это экологичный в использовании вид транспорта.

Мы давно не видели компаний, которые росли бы также стремительно, как сейчас растут сервисы по аренде электросамокатов в Америке и в Европе. На мой взгляд, со времен создания Uber это наиболее динамично развивающийся бизнес-сегмент в сфере транспорта. Они уже есть и в Париже, Цюрихе, Тель-Авиве, городах Испании и других регионах.

В ближайшие годы благодаря райдшерингу произойдет серьезное снижение числа автомобилей. К чему это в итоге приведёт? Все это существенным образом изменит нашу городскую среду обитания. А те машины, которые все же продолжат ездить по улицам, будут гораздо эффективнее использоваться.

Статьи по теме:

  • Провал Uber: как сломалась стартап-машина Кремниевой долины
  • Век пророков: как чужие прогнозы становятся реальностью
  • Мир-2030: чем грозит новая технологическая революция


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Экспериментальная вакцина против ВИЧ сработала и защитила приматов

Группа экспертов из из научно-исследовательского центра Scripps Research (США) последние 20 лет разрабатывала вакцину от опасного вируса и недавно экспериментальное лекарство прошло первые испытания и показало высокую эффективность при использовании на приматах, защитив животных от инфицирования. На протяжении очень долгого ...

Марсианский аппарат InSight попал на первые снимки из космоса

И вот, на днях команда ученых определила точное местоположение InSight, используя снимки HiRISE, мощной камеры на борту другого космического аппарата NASA, MRO. 26 ноября в NASA — да и во всем мире тоже — узнали, что космический аппарат миссии InSight ...