Hi-Tech

Качественные отношения с работниками — новое конкурентное преимущество

Почему качество вашей жизни — не только ваше личное дело? На что оно влияет и из чего складывается? Антон Желябин, исполнительный директор команды «Неформально» освещает тему с разных точек зрения.

Антон Желябин, исполнительный директор команды «Неформально»

Вы довольны качеством своей жизни?

Все хотят жить лучше. Жизнь является безусловной общечеловеческой ценностью, но мало просто жить, хочется жить хорошо. Когда мы в относительной безопасности, делать жизнь лучше — следующая ценность. Иногда из скромности люди считают, что открыто бороться за своё благополучие нехорошо. А вот чтобы у близких всё было в порядке — это наш долг и обязанность. Наличие вещей, свобода путешествовать, владение транспортом и отличным жильем (и прочие материальные ценности) — очевидные ассоциации благополучия, но должно быть кое-что еще. Что?

Из чего складывается качество жизни? Например, ответ есть у Всемирной организации здравоохранения (WHO). С 1993 года существует «Международный проект мониторинга качества жизни» (WHOQOL). Они регулярно опрашивают граждан, измеряют экономику и анализирую медицинские данные. С помощью бланка «WHOQOL-BREF» любой может оценить ключевые параметры своего благополучия. Все факторы объединены в четыре большие темы: психическое здоровье, физическое здоровье, окружающая среда и социальные отношения. Качество социальных отношений определяет качество нашей жизни! Наравне со здоровьем и условиями окружающей среды.

Чем лучше ваши отношения с людьми, тем лучше ваша жизнь

Представьте, что перед вами стоит задача: улучшить качество жизни другого человека. Это легко, мы каждый день своими действиями к лучшему или худшему влияем на жизнь окружающих. Руководитель думает о том, как улучшить жизнь сотрудников, чтобы они больше любили свою компанию и лучше работали. Продавцу и любому, кто предоставляет услуги, выгодно повышать благополучие клиентов, чтобы они возвращались. Если мы не осознаем своего влияния на окружающих, это не означает, что мы не влияем. Так что я пишу «представьте», а имею в виду «осознайте задачу».

Повышая качество чьей-то жизни, что конкретно вы будете улучшать? ВОЗ говорит: здоровье, окружающая среда и отношения. Именно отношения — то, чем в этом списке вы можете управлять.

Отношения на работе — отдельная тема, они окружают нас каждый день и от них трудно отказаться. Работодатель заинтересован в них как минимум постольку, поскольку от них зависит прибыль компаний и достаток людей. Каждое новое поколение приносит свои сюрпризы. Рассуждая про поколения X, Y и Z, современные эйчары досадуют на скудность кадрового рынка. Надежных профессионалов, ответственно относящихся к своей работе, недостаточно, и хэдхантинг становится частью рабочих обязанностей кадрового отдела рядовой компании. Сложно не только найти хорошего специалиста, но и привлечь его в команду, а потом удержать. К нам в компанию обращаются с задачами сделать сотрудников отдела HR маркетологами, чтобы они умели «продавать» работу кандидатам. Такие крупные компании, как, например, МТС, имеют специальные процедуры, чтобы удержать ценных кандидатов в промежуток после собеседования перед выходом на работу. Таковы современные условия.

Качество рабочих отношений — с коллегами и с руководством — определяет состояние сотрудника, его работоспособность и лояльность компании. Хорошей зарплаты для этого мало. Медицинские страховки, гарантированные выходные и отпуска, доступность питания — влияют на благополучие работников. Помните про психическое и физическое здоровье? Комфортному офису как пространству для работы, отдыха, жизни и творчества уделяют внимание всё больше организаций — сегодня это чаще всего айтишники и рекламщики. Но сработает ли это при плохих отношениях? Российская компания Case провела исследование, которое показывает: ничто так не переоценено работодателями как высокая зарплата. И ничто так не недооценено, как человеческие отношения.

Фрагмент слайда из презентации Case про исследование ценностных предложений работодателей.

Доктор Эдвард Деминг — отец «японского экономического чуда» — еще в середине ХХ века сформулировал ряд принципов эффективного производства, среди которых: «давать сотрудникам гордиться своим трудом», «избегать страха с их стороны», «сотрудничать с подчиненными». Это правило легло в основу прогрессивных производственных отношений когда-то в Америке и Японии, и сегодня пора развивать это в России. И наша компания «Неформально» вносит свою лепту — всё больше наших заказчиков добиваются небывалой самоотдачи от работников, превращая их с нашей помощью из подчиненных в соратников и единомышленников. Человечные отношения с сотрудниками — это выгодно.

Как это работает в реальности

Поучительную историю про руководство, ориентированное на людей, рассказал Дмитрий Извеков, руководитель портала «Колёса.ру». Это история про один день работы Бу Андерсона на посту директора Автоваза. Одно из важнейших дел, которое новый директор совершил в первый рабочий день — прямо с совещания с топ-менеджерами он отправился проверять условия труда рабочих. На автомобильном заводе именно простые рабочие в цехах непосредственно производят ценность организации, а их условия работы — традиционно слабое место. Может ли продукт быть лучше, чем условия его производства? Нет.

Именно Бу Андерсон пересадил всё руководство Автоваза на собственную продукцию. В качестве служебных машин стали использоваться только те, которые выпускаются на заводе серийно. Как вы думаете, как это повлияло на внимание руководства к производству?

По тому, во что руководство вкладывает свое время, рядовые сотрудники могут понять, как к ним относятся. И отвечают тем результатом, который сходит с конвейера. Бу Андерсон до последних дней работы на посту директора каждый день лично посещал цеха Автоваза и лично контролировал качество как производства, так и рабочего пространства. При нем были выпущены модели «Веста» и «Икс-рей», ставшие конкурентами иномаркам Рено и др. Говорят, что именно влияние концерна «Рено-Ниссан», которому принадлежит часть Автоваза, и привело к отставке Бу Андерсона.

Опыт европейских промышленников

Любопытный и пока диковинный для российской реальности феномен немецкой промышленности описан в статье «Вторая промышленная революция» на ресурсе «Эксперт.ру». Сейчас, когда закончено послевоенное восстановление промышленности, в Германии функционирует 22 000 мелких промышленных компаний-монополистов в своих узких областях: тележки для супермаркетов, башенные краны для строительства мостов и прочие в таком духе. 96% компаний имеют численность персонала до пятисот человек. Каждая компания, несмотря на их многочисленность и малость, имеет большое значение для рынка и смежных отраслей.

Как и каждый сотрудник — для компании. Рабочие в Германии имеют самые значительные в мире социальные гарантии. Гарантии здесь — не пустой звук, сотрудника почти невозможно уволить, ему нечего бояться, он может спокойно работать. Равноправие и взаимное уважение между разными иерархическими уровнями воспитывается с детства: в одной песочнице могут играть внуки генерального директора и дети фрезеровщика. В песочнице закладываются основы для равноправия социального: по данным «Доклада о человеческом развитии 2016» Программы развития ООН в Германии один из самых низких разрывов между зарплатами топ-менеджеров и рядовых сотрудников — так называемый «коэффициент Пальмы». Это важнейшая составляющая европейского уровня жизни и надежный фундамент прославленному немецкому качеству.

Страны-лидеры по индексу человеческого развития (согласно «Докладу о человеческом развитии 2016»). Чем ниже коэффициент Пальмы (предпоследний столбец), тем меньше разница между доходами самых богатых и самых бедных. Полную таблицу вы найдете на странице 206 «Доклада».

Если никому нет дела до рабочих, то рабочим нет дела ни до чего

Последние годы стали не самым удачным для российской космической промышленности. Отрасль пережила несколько крупных катастроф при запусках, выявились проблемы в строительстве космодрома «Восточный». Недавно назначенный руководителем Роскосмоса Игорь Комаров подвергся критике.

В связи с этим рекомендую публикацию в ЖЖ «Куда летит Роскосмос» популяризатора космоса Виталия Егорова — специалиста по PR «Даурия Аэроспейс». Анализируя состояние отрасли изнутри, Виталий указывает на глубинные проблемы в отношениях с рабочими на заводах. А это то звено, которое производит главную материальную ценность.

Снижение финансирования отрасли бьет по рабочим в первую очередь, и они имеют меньше всего способов защититься от этого. Интерес к работе падает, снижается качество, какой смысл напрягаться. Специалисты халтурят, ленятся достать металлическую стружку из трубопровода, ракеты падают по загадочным причинам.

Качество отношений в рабочем коллективе влияет на мотивацию сотрудников, а значит, прибыльность бизнеса. А в случае с космосом — на репутацию страны, жизни людей и технический прогресс. Установите контакт, поддерживайте нормальные отношения, обеспечьте личную заинтересованность людей в общем деле (они звездолеты в космос запускают!), и увидите чудеса самоотдачи. Какого сотрудника вы предпочтете — запуганного или счастливого на уважаемой работе? Представьте, например, что речь о няне для вашего ребенка. Это риторический вопрос.

Что нам предстоит

С начала двухтысячных годов в нашей стране заговорили о клиент-ориентированности, возводя её в ранг главного конкурентного преимущества. Под лозунгом «Клиент всегда прав» обучались и воспитывались менеджеры, операторы колл-центров и других сотрудников первой линии. «Клиент — самый главный человек в нашей компании (потому что он приносит нам деньги)». Но по-прежнему ресторан или парикмахерская, где тебе искренне улыбнутся, проявят интерес и оставят тебя в покое, пока ты не обратишься за помощью, выделяются среди конкурентов. Места с высоким качеством отношения к клиентам бросаются в глаза, это по-прежнему необычно. А отношениям к сотрудникам до сих пор уделяется несравнимо меньше внимания. На самом деле одно без другого не может развиваться полноценно.

Так и не освоив толком клиент-ориентированность, пора её дополнять — ей недостает ориентированности на сотрудников. А деловые отношения, так же, как и дружба, не могут быть односторонними. Для уважения от сотрудника, необходимо проявлять уважение к нему. Настало время ориентированности на человека — вне зависимости от того, клиент он, начальник или подчиненный.

Слово «мотивация» по отношению к сотрудникам зачастую синонимично слову «зарплата». Часто у нас с нашими заказчиками случается такой разговор:

— Как вы мотивируете сотрудников?

— Никак, у нас нет на это денег.

Директорам советского толка дико слышать, что в компании у них есть внутренние клиенты. Некоторым только предстоит осознать, что руководитель — это не просто тот, кто отдает распоряжения, а тот, кто создает работникам условия для работы. При этом отношения в рабочей команде — это ключ к источнику бесконечных возможностей и превосходной самоотдачи сотрудников. Потому что качество их жизни становится выше.

Следующий вопрос — как выстраивать отношения высокого качества? Рассмотрим его во второй статье этой трилогии.

Показать больше

Похожие публикации

Кнопка «Наверх»