Хабрахабр

К чёрту разум. Иногда

Я представляю команду Fibrum, российского разработчика software и hardware решений на рынке мобильной виртуальной реальности. Сегодня в блоге нашего партнера, группы ЛАНИТ, мы предлагаем вашему вниманию, вероятно, неожиданный пост для ресурса о технологиях. А именно о том, как работает самая примитивная, иррационально-эмоциональная часть нашего мозга. Еще более неожиданно то, что этот древнейший механизм прекрасно уживается с VR.

На протяжении последних столетий человечество старательно недооценивало или игнорировало эмоции. Нам казалось, что это полная ерунда на фоне развития возможностей интеллекта. И да, в результате мы получили много крутых вещей, но вместе с ними пришел и гигантский разрыв. В мире, где все заточено под эволюцию разума, почти не осталось места чувствам и их эволюции.
Потому что, несмотря на образование и технологии, биологически мы такие же, как и тысячи лет назад. Человеком из 2018-го и человеком из 5 века до н.э. управляют одни и те же паттерны. У современных людей потребность во впечатлениях не просто не отвалилась, из-за автоматизации всего и вся она даже усилилась.

Эмоции – это важнейший реактив в биохимии мозга, наполнитель для пустых пробирок. Эмоции – это не просто настроение. То есть, все шестеренки начинают крутиться, организм мобилизуется и полноценно отрабатывает свой ресурс: растут новые нейроны, появляется больше энергии, на фоне эмоционального возбуждения снижается влияние негативных факторов. Будь то страх или восторг, они моментально запускают процессы синтеза гормонов и обмен веществ. Человек быстрее принимает решения, продуктивнее работает и испытывает больший интерес к окружающей обстановке.

Конечно, без такого стимулятора никто не умрет. Но жить и работать намного труднее. Особенно когда:

  • количество стрессов зашкаливает;
  • времени на релакс остается все меньше;
  • личное общение с людьми и природой сведено к минимуму (спасибо, соцсети и мессенджеры).

Периодические сбои в сложной цепочке эмоционально-гормональных реакций способны скосить апатией и плохим самочувствием «без причины» даже самых мотивированных и организованных.

По-настоящему нами рулят те самые примитивные механизмы, которые через эмоциональное восприятие мира помогали нашим пра-пра-пра-…пра-родителям. В итоге нами управляют не логика, не планы из ежедневника и не пресловутая сила воли. Как в старом анекдоте плачем, колемся, но продолжаем есть кактус. А мы вот так просто и необоснованно на них забили.

Даже крупные индустрии постепенно откатываются назад, от идеи полного отказа от человеческих ресурсов к сохранению эмоционального контакта с клиентом. На фоне развития искусственного интеллекта и машинного обучения, антропологи и социологи фиксируют повышенную заинтересованность людей в получении эмоций и их переживании. Мы ищем это даже в общении с обслуживающими роботами (свежий эксперимент ученых в Германии только подтверждает это). В корпорациях (например, в Amazon) потихоньку отменяются технические формальности вроде скупых презентаций. Заменяется это ораторскими выступлениями и сторителлингом, так как такой способ затрагивает чувства и тем самым лучше доносит информацию. Исследования показывают, что исключить или хотя бы уменьшить масштаб первобытной потребности человека во впечатлениях удастся еще очень не скоро.

Несмотря на кучи бесплатных видеороликов с милыми енотиками, люди идут в зоопарки, смотреть и трогать настоящих — и не важно, что они не всегда пахнут розами, могут укусить и за это еще надо денег отдать. Очередь к терминалу самообслуживания в ресторане фастфуда всегда меньше очереди к живому кассиру, который может накосячить и налить колу вместо кофе. То есть все подстраиваются под эту особенность человека и движутся к тому, чтобы продавать через эмоции. Да что уж там, даже в «Матрице» продвинутый искусственный мир имитировал простую человеческую жизнь, с общением, событиями и эмоциями от них. Но мы пошли дальше — мы продаем сами эмоции. Это настолько эффективно, что даже не важно, позитивные они или нет.

Как это работает? По типу обмена: мы даем нашей природе то, чего ей не хватает — эмоции, и берем от нее то, что нам нужно: ни много ни мало — силы и желание жить.

А теперь посмотрим на ситуацию в формате простой школьной задачи.

Именно VR экспириенсы лежат в основе библиотеки  впечатлений DESIRIUM. Команда Fibrum является разработчиком этой платформы, которая позволяет получать насыщенный эмоциональный опыт, используя все возможности VR.

Появление такой платформы — вполне ожидаемое звено прогресса личности. В каждой эпохе была своя революционная штука, задевавшая людей за живое и сделавшая огромное дело в мировой истории и культуре. В конце XIX века этой штукой стало открытие кинематографа, например. А в начале XXI-го — экспириенсы в виртуальной реальности.

Just do it

Стартовая страница DESIRIUM — это Dome (купол), где пользователю предлагается определённый эмоциональный заряд:

  • посмеяться и расслабиться;
  • пощекотать нервы и получить заряд адреналина;
  • побыть участником страшной истории;
  • попутешествовать и открыть для себя новые миры.

Например, наш уставший менеджер среднего звена выбрал последнюю категорию. Открывается каталог, где можно выбрать, какой именно из экспириенсов он будет переживать в ближайшие 5-10 минут.

Время пребывания в виртуальной реальности дозировано, чтобы избежать любых неприятных последствий, например, кинетоза.

Изначально пользователю будут доступны 20 экспириенсов из разных категорий. Платформа предназначена для шлемов standalone,  самого перспективного сегмента VR-оборудования. Например: Их сюжеты дают возможность испытать на себе не только привычные чувства, но и те, которые знакомы только по кино: каждый из них представляет собой полноценную историю и действительно напоминает короткометражный фильм.

  • Mr. President — не дайте загрустить обладателю самой знаменитой укладки и мешков под глазами. В вашем распоряжении не только куча развлечений, Твиттер и личная секретарша в мини, но и та самая красная кнопка;
  • Woodmirk House — убежав от суеты, вы возвращаетесь в свой старый, наполненный хорошими воспоминаниями дом. Правда, за время вашего отсутствия там произошло что-то, от чего стынет кровь;
  • Space Walker — открытый космос, вы и больше никого. Посмотрите на мир с нового ракурса или просто помедитируйте вдали от проблем, за границами атмосферы;
  • Roller Coaster — аттракцион, на который трудно решиться в реальности, но который гарантирует забористый микс из страха и восторга.

Мы не ограничиваемся только «хорошими» или только «плохими» впечатлениями. Чем разнообразнее их спектр, тем интереснее, полезнее и ярче ощущения.

Для тех, кто привык к играм и заложенным миссиям, мы предусмотрели специальные уровни прогресса (achievements). За их достижение вы получаете игровую валюту Descoin и можете приобретать еще больше экспириенсов. Для перехода между экспириенсами пользователю не нужно покидать виртуальное пространство или перезагружаться. Это позволяет не выпадать на самом интересном месте.

В будущем мы планируем регулярно выпускать новые экспириенсы. Мы уже презентовали проект на CES2018 в Лас-Вегасе и он собрал массу положительных отзывов. Более того, мы уже работаем над ними.

Уже сейчас разработка доступна в Oculus Store Mobile  (шлемы Oculus Go и Samsung Gear VR). Запустить DESIRIUM можно на любом шлеме виртуальной реальности. Совсем скоро приложение выйдет на Mi VR, HTC Viveport, Pico VR, Google Daydream, Google Play, AppStore.

Стоит признать, что VR и эмоции в ней это уже не баловство для мажоров. Это эволюция человеческих потребностей, практически необходимость. Мы долго и упорно работали над развитием нашей физической и рациональной части, теперь дело за эмоциями. Такой вот моральный биохакинг.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть