Главная » Хабрахабр » Изучение английского — непопулярное мнение

Изучение английского — непопулярное мнение

Всем привет.

Этой статьёй я надеюсь ответить на некоторые вопросы изучающих язык и отговорить от глупых советов «запомнить вот эти 10/15/20 слов/конструкций», которые подаются как некие секреты языка. Очередная статья от «курсов изучения английского» сподвигла меня написать свои заметки.

Английский изучаю с 6 лет и мне повезло с преподавателями (хоть и не со всеми), где-то со старших классов школы имею уровень C1-C2. Сейчас я использую лишь 2 языка: русский и английский, хотя в разное время учил также украинский, немецкий и французский. Хочу поговорить как о планировании в изучении языка, так и о каких-то приёмах.

С чего начать?

Если вы задаете этот вопрос, то, вероятно, у вас нет даже основ языка (или вы настолько в своих знаниях не уверены).

Вы не смейтесь, вы убедитесь, что можете за 5 секунд проговорить алфавит. Изучение английского начинается так же как и изучение вашего родного, например, русского — с алфавита и фонетики, букв и звуков. Со звуками посложнее, их довольно много, а комбинации в первое время очень непривычны. Это помогает в поиске слов в словарях, например, или при «спеллинге» (чтение слова по буквам), а также обратном процессе — восприятии на слух — названий, имён и т.д.

Если нет — то через песни. Как учить звуки? Если хватит терпения и настроя — есть официальные лингафонные курсы (Cambridge, Oxford, десятки их). Как учат носители языка — да точто так же, гуглите «nursery rhymes». Песни могут быть разные, главное чтобы вы почти сразу после того, как начнете повторять, еще и видели перед собой слова (чтобы не было «Стоп будильник, стоп холодильник — итс май лайф»).

Вы можете написать любое слово на слух (не зная что оно означает), проговорить свои имя-фамилию. Поехали дальше. Наборы слов бывают разные но, как правило, все начинают с родственно-бытовой тематики. Следующий этап — начальный набор слов-предметов и числительных. Числа, ура, у всех одинаковые.

Кому-то нравится приложение в телефоне, например Duolingo (их еще много, но прошу — не ставьте всё подряд и избегайте приложений с малым количеством загрузок, там могут быть вирусы или что-то еще, типа рекламы в пол-экрана). Как учить слова? Да как угодно, лишь бы был прогресс. Есть физический вариант карточек со словами — гуглите «English vocabulary flashcards», печатайте, запоминайте. Опять же, есть официальные курсы (например English Vocabulary in Use — Cambridge).

Хорошая — выученное выше (алфавит, звуки, запас слов -предметов и числительных) запомнится если не навсегда, то очень надолго. На этом этапе у меня к вам две новости. Плохая новость: во-первых, дальше простым заучиванием не обойтись, во-вторых нужно определяться с целью и мотивацией.

Лирическое отступление

Пятиминутка ненависти. Если вы уже на этом этапе пошли (или ребенка повели) на «курсы» и вам там говорят, что физические носители — прошлый/позапрошлый век и вообще ютуб наше всё, бегите от них как можно скорее. Как минимум, у них агрессивная политика зарабатывания денег и экономить они хотят на вас (физические учебники и раздаточный материал стоит денег, подчас немалых), а вполне возможно они еще и некомпетентны.

Может показаться, что учебники не стареют и английскому учили одинаково что в 1980-х, что учат сейчас. Про учебники. Кроме того, что меняются некоторые нормы языка, меняется реальность вокруг, а хорошие тексты в учебниках всегда на неё опираются. Это не так. Если стремитесь сэкономить — ищите бесплатное в интернете, там полно (правда, отдавайте себе отчёт, что экономите на себе и качество обучения может ухудшиться). Не покупайте старые учебники с рук просто потому что дешево. Может, я чересчур категоричен, но учебник английского должен быть на английском. Для примера, что я точно не рекомендую брать:
— Скультэ — Английский для детей; и подобные туда же, вреда больше чем пользы
— Бонк — Учебник английского языка (2 тома); скучно и безобразно
Это не единственные учебники, безусловно, но я с ними сталкивался непосредственно и в обоих случаях слышал что это прям «золотой стандарт» и «лучше не придумали» (дело было в 90-х, надеюсь, что сейчас лучше). Если вы не понимаете заданий (вот прямо вообще и совсем, а не «одно незнакомое слово») — этот учебник не подходит вам по уровню языка.

Самый главный вопрос — а нужен ли вообще преподаватель? Про преподавателей. Для многих задач в изучении языка — нет, не нужен, вам всё равно придётся много работать самостоятельно, чтобы достичь каких-то результатов в разумные сроки. Ответ сложный и многогранный. Для того, чтобы помочь с произношением, проконсультировать со сложными вопросами грамматики или просто постоянно помогать и составлять план обучения если времени в обрез — нужен обязательно.

Цель изучения языка

Дети в школе очень плохо изучают английский из-за отсутствия цели, большинству непонятно зачем вообще это нужно. Самая моя любимая тема. Очень мало преподавателей способно с этим бороться энтузиазмом и захватить детей игрой, интересом. Те, кто пробивается на определённый уровень, там же и остаются по той же причине — нет цели куда двигаться дальше. Стоит отметить, что данный подход работает почти исключительно в младшем возрасте и/или только на первых этапах изучения языка (когда можно ничего не формализовать и не рассматривать сложные темы). Если дети забывают, что они учат иностранный язык, а не играют в игры или поют песни — то всё получается, всё учится «само». Мелким не надоедает пересматривать тему по 5-6 раз, это вполне нормально. Можете попробовать на своих детях до 7-8 лет: возьмите диски Disney's Magic English и ставьте по одному-два за раз. Для закрепления там же есть диски с упражнениями (которые называются Playtime — потому что игры).

У кого-то появились англоговорящие друзья, с ними интересно общаться, но плохо получается. Цели у подростков и взрослых могут быть весьма разнообразными. Кто-то ищет брака с иностранцем. У кого-то есть перспективы по работе, связанные с языком. Акценты при этом тоже получаются разные — кому-то надо писать так, чтобы как минимум понимали (а говорить не обязательно), кому-то надо говорить чтобы понимали (а писать ничего кроме своего имени не придётся), а кому-то надо много читать, но ни писать ни говорить в ближайшее время не придётся.

Лучше всего сконцентрироваться на непосредственной цели, подтягивая другие области языка по мере возможности, особенно если процесс не приносит вам удовольствия.

С одной стороны, ошибкой будет не говорить и ждать покая язык улучшится, с другой, не стараться сделать говорение лучше тоже плохо. Как заговорить? Пытаться разговаривать можно уже при базовом уровне языка. Основная проблема — найти с кем говорить, тут всё очень индивидуально, общих советов у меня нет.

Раньше сидели в обнимку со словарём, теперь Google Translate спасёт всех. Как читать тексты? Тут, как правило, никаких проблем не возникает. Технари, пожалуй, первыми обнаруживают, что уже знакомые слова в техническом тексте могут иметь иной смысл. Ну или почти всех. Кому-то будет интересно узнать что переврали или не смогли пересказать переводчики в знакомых произведениях (при условии, что вы по-русски книги читаете, конечно).

Я когда-то очень давно учился по «грамматике Мёрфи», но эта книга не подходит для начинающих. Как грамотно писать? Придётся учить грамматику! Молодежи, для общения в кругу англоговорящих сверстников, может понадобиться знание сокращений и жаргонизмов. Когда озадачился учебником по грамматике для новичков/детей, то обнаружил «Grammar» Jennifer Seidl и очень его рекомендую (и взрослым, да). Заучивать заранее их бессмысленно, некоторые употребляются и имеют смысл только на сайтах, где вы их встретите.

А вот на уровне выше всё немного интереснее. Как расширить словарный запас? На базовом уровне, как я писал выше, слова нужно заучивать без какого-либо контекста (максимум картинка для слова-предмета), по-другому, увы, никак. Например, произношение в сложных словах легче запоминать не по правилам, а по аналогам (night — fight — light — достаточно знать произношение одного, чтобы смочь произнести остальные). Взрослым людям (не детям) учить язык на самом деле проще, если они не ленятся, потому что как минимум один (а то и два-три) язык у них уже есть и можно проследить некоторые закономерности. Также, примерное значение незнакомого слова можно понять если вам известно значение корня и принципы словообразования:
unbelievable = un-believe-able, корень «верить» и отрицательная приставка вместе с -able дают «тот, которому нельзя верить», что близко к значению «невероятный»
immortality = im-mortal-ty, корень «смертный», еще одна отрицательная приставка и -ty делают из прилагательного «не-смертный» существительное «бессмертие»
Также взрослым помогают заимствованные слова, они уже есть в словаре из родного языка, нужно лишь запомнить как они пишутся и произносятся в английском (тут айтишникам в очередной раз повезло — у них уже есть митинги, иконки, партишены и прочие дистрибутивы).

Мотивация изучения языка

Отрицательной мотивация бывает, хоть и редко. Вы не сможете получить сколько-нибудь значительные результаты, если у вас нет мотивации. В таком случае учить язык лучше поскорее, потому что с определённого возраста шансы сильно падают и не поможет даже хорошее знание языка. Например, чтобы переехать на ПМЖ в англоговорящую страну, нужно иметь стаж (чем больше тем лучше), возраст (чем меньше тем лучше) и язык (чем выше уровень тем лучше).

Положительно мотивирующие факторы — это, например, увеличение зарплаты со сменой позиции на таковую со знанием языка и возможность командировок.

Если цель изучения имеет численный эквивалент, например, сертификат уровня языка, то мотивировать себя будет несколько легче.

Так почему «непопулярное мнение»?

Можно достичь определённого уровня в языке, и это не то же самое, сказанное другими словами. Потому что язык нельзя «выучить», это не таблица умножения, процесс обучения языку никогда не заканчивается. Разница в забывании, а также в том, что для охвата новых областей в языке требуются всё большие и большие усилия.

Много работайте над языком сами, а когда идете на курсы или платите репетитору, убедитесь, что у вас с ними совпадают критерии успешности обучения и что они согласны со сроками, которые вы для себя ставите. Когда беретесь изучать язык, задавайтесь реальными целями и постарайтесь себя правильно мотивировать.

А какие сроки, например? На одном из рекламных щитов видел следующие оценки, показавшиеся мне честными и реалистичными:
— от «полного нуля» до A1 — 2 месяца
— от A1 до A2 — 6 месяцев
— от A2 до B1 — 12-18 месяцев (не уверен, не помню точно)

Если будут вопросы — постараюсь ответить. Спасибо за внимание!
Пишите ваши пожелания в комментариях.

S.: Могу написать продолжение с примерами учебников и книг, которые бы я рекомендовал найти/почитать (в основном для детей) — пишите если нужно и насколько подробно. P.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

В России приступили к тестированию отечественного нейроинтерфейса «Нейрочат»

Эта система предназначена для пациентов с ограниченными физическими способностями. В конце прошлого года компания Neurotrand разработала вместе с партнерами программно-аппаратный комплекс с нейрогарнитурой. Это могут быть пациенты клиник, перенесшие инсульт, военные с тяжелыми ранениями, люди, получившие травму на производстве. Она ...

Зрители не могут отличить нативную картинку 4K от интерполяции

Такие выводы можно сделать из результатов российского исследования, проведённого холдингом «Ромир». Человеческого зрения недостаточно, чтобы отличить настоящее видео 4K от картинки, которую получили из изображения HDTV с помощью интерполяции. Опрошенным показывали на телеэкране фрагменты двух видеороликов и спрашивали о восприятии ...