Главная » Хабрахабр » Изучаем коня (часть 4)

Изучаем коня (часть 4)

Продолжаем изучать шахматные фигуры вместе с ребенком. Теперь наступает очередь коня.

С учетом того, что конь – самая сложная фигура в шахматах для изучения, материал готовился несколько дольше, чем обычно. В силу окончания учебного года, произошла некоторая задержка и разрыв между ферзем и конем. Все диаграммы с разъяснениями под катом – милости прошу.
Последняя статья про ферзя получилась не самая удачная, поэтому потребовалось некоторое переосмысление и работа над ошибками. Но вот он и вышел. Материал разбит на несколько тематических частей, после заданий под спойлерами, будут даваться решения. В этом материале структура подачи материала будет несколько другой. Ниже спойлера будут комментарии к заданиям.

Сухина. Напомню, данный цикл статей пишется по курсу И.Г. Сухиным и приведены им в учебнике: Сухин И.Г. Все представленные ниже положения на диаграммах разработаны И.Г. В 2-х частях. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. А я излагаю своё видение, как их можно использовать на занятиях, какие типичные трудности могут возникнуть у детей, и как их можно преодолевать. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017. К учебнику разработано и методическое пособие: Сухин И.Г. В статье приводится лишь часть положений из указанного учебника — в учебнике их гораздо больше. — Обнинск: Духовное возрождение, 2015. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Также в учебно-методический комплект курса входят программы 3-4 лет обучения, рабочие тетради, тетради для проверочных работ и задачники. В нём детально прописано, как следует проводить каждый шахматный урок курса.

Предыдущие статьи цикла:

И не только (вступление).
Изучаем ладью (часть 1).
Изучаем слона (часть 2).
Изучаем ферзя (часть 3). Дюжина советов – как научить ребенка шахматам.

История

В древних шахматах эта фигура изображала собою «кавалерию» — всадника на коне. В процессе перевода наименований фигур всадник с коня пропал! Но не везде – во многих европейских странах коня продолжают называть наездником. Во Франции шахматный конь — это сavalier (кавалер), в Англии — knight (рыцарь). Отчасти это связано с тем, что в этих странах, в Средние Века, были рыцари, а уж как они любили играть в шахматы… Куда ж тут без рыцаря на доске?
А вот в других языках «человеческая составляющая» из этой фигуры пропала. У нас она называется просто «конь». А например, в Германии (springer), Польше (skoczek), Хорватии (skakač) название его переводится как «прыгун», «скакун».

Их называли «Пегасами». А еще, в древние времена, были такие кони которые летали! Наш конь дальний потомок Пегаса, он тоже умеет летать, но недалеко…

Ход конем

Ход конем в шахматах является одним из самых сложных для изучения. При этом, практически все дети знают что он ходит «буквой Г». Уж как я люблю с ними спорить и говорить что он ходит буквой Л… Ой, не так – «буквой L». Первый взрыв мозга происходит на этом этапе.

Как бы не так! Для чего я это делаю – когда дети ассоциируют ход конем с простой для себя буквой, они так же пытаются сказать себе, что это простая фигура. Скольких ребят (и не только ребят – а и в полнее зрелых мужей за доской) я видел которые коня не чувствуют и не понимают. Если проходить коня с таким подходом – то Вы его не укротите. Да – они знаю ход, которым конь ходит, но одного этого мало.

Но сначала я привлекаю внимание детей и стараюсь чтобы они в начале урока не были уставшими. С изучения хода коня начинается первый урок по коню. Если ребенок не поймет как ходит конь, то ему будет сложно им играть, и против коня бороться.

Особый акцент делается на том, что конь единственная фигура которая перепрыгивает через другие фигуры – будь то своя или фигура противника.

Далее начинаются задания, и вот там то у детей возникают сложности. Собственно этих объяснений для начала попыток достаточно. Поэтому первый урок по коню – один из самых сложных в курсе изучения фигур.

Вот так (наша буковка Г): Я лично ход конем объясняю детям так – «конь ходит на две клетки прямо, а потом делает соскок на одну клетку в сторону».

Вы сами удивитесь (кстати, не самый плохой вариант). Но, как оказалось со временем, некоторым детям удобнее делать ход конем по другому! Вот так: «Конь ходит по диагонали на одну клетку, а потом делает по прямой соскок на одну клетку».

Если ему так удобнее – то пусть так запоминает. Не нужно детей ломать под Ваше восприятие. Те, кто пойдет дальше в шахматах, так или иначе потом будут просто видеть, куда ходит конь.

Решение задания на экране компьютера — является контрпродуктивным для развития мозга ребенка. Перед тем, как Вы начнете с ребенком выполнять задание напомню — все задания ребенок должен самостоятельно расставить на шахматной доске, а затем решить. А теперь собственно к ним самым — к задачам. Учтите это когда даете своему чаду решать задачки.

Приручение коня (этап 1)

Один в поле воин

Те, кто читал предыдущие статьи, знает этот тип заданий. Наша цель – побить все шашки противника, уничтожая каждым ходом одну шашку. В итоге правильным решением, является решение с количеством ходов равным количеству шашек. Ход – шашка.

Напоминаю, что шашки это не шахматная фигура, и они у нас не ходят и не бьют.

Задание 1

Решение

Казалось бы – что тут сложного. Прыг да скок… Ан нет! Некоторые дети прям в ступор встают и не могут понять, как им прыгать конем. И вот тут то на помощь приходит паучек!

В нем ровно 8 лапок – по количеству ходов коня. Если кто его не узнал – это обычный держатель для планшета. Купить его можно в любом компьютерном магазине (ну или на худой конец – я покупаю в Ашане). Для доски 35 сантиметров (это маленькая доска) – подходит для 7-ми дюймового планшета, для 43 сантиметровой доски – 10-ти дюймовый паучек.

Я обычно его отнимаю, как только вижу что ребенок понял как ходит конь. Поверьте – дети в восторге от него, но ….! И чем легче им будут даваться некоторые задания – тем больший шанс что ребенок полюбит шахматы. Из личного опыта, могу сказать, большая часть детей могут обойтись и без него, но (не забываем) – наша цель научить ВСЕХ детей играть в шахматы. Мы не чемпионов растим – а детей развиваем.

Некоторым надо одно задание, некоторым – все 3. Длительность помощи паучком – по пониманию ребенком хода конем. Но самое главное – не упустить момент, когда ребенок начал видеть коня. Это индивидуально. Честно – больше 3х заданий с пауком у меня бывало редко, чаще 2х заданий хватает. Пусть ему еще сложно, но паука надо забирать.

Они даже коня могут не просчитывать, а сразу ставят фигуру на поле куда она пойдет. Вернемся к нашему заданию – чаще всего дети, при его решении, уже к середине понимают как надо дальше двигаться конем. Их задача привыкнуть к коню. И пусть! Любой норовистый скакун должен сначала слиться с хозяином. Даже если ни ход еще не выучили. Если Вы заметите – в нем нет перескоков через фигуры! А это задание, в этом плане, подходит идеально. Наша цель – показать траекторию движения конем.

Задание 2

Решение

Это задание немного сложнее предыдущего. Потому что тут конь начинает перепрыгивать через шашки. Дело в том, что многие дети при изучении предыдущих фигур двигают фигуру по доске. Хотя я изначально выставляю требование, чтобы фигура поднималась НАД доской. Но увы – они этого не делают. Но тут вступает в действие конь, и… А тут коня надо поднимать, двигать по доске его не получится – фигуры попадают.

Помогать приходится часто. Самое сложное – раскрутиться на первой площадке. Далее ребенок начинает видеть ходы конем сам.

Задание 3

Решение

После предыдущего задания – это задание для отдыха. Никаких перескоков через шашки тут нет, линейный (практически) ход. После двух предыдущих заданий – это служит закреплением пройденного материала.

И второго решения чтобы не было. На самом деле, Вы можете придумать и свои задания для коня, главное чтобы решение было единственно-верным. Весь курс изучения любого нового материала, строится на задачах «закрытого» типа. Для тех, кто далек от педагогики – объясню. Это принцип педагогики. Это задачи, у которых есть единственно-верное решение. Да – в жизни таких задач не бывает, но мы к жизни готовимся. Ребенок должен получить знания и умения решать задачи. А в жизни, мы решаем задачи «открытого» типа – у них есть множество верных решений. А потом эти знания применяем.

Кратчайший путь

Данные задания призваны научить ребенка находить наиболее быстрый способ добраться фигурой «из пункта А в пункт Б». В заданиях этого типа целью является научиться пользоваться особенностями той фигуры, которую мы изучаем. В заданиях этого типа нужно заранее озвучить количество ходов, за которое будет достигнуто поле назначения (оно отмечено крестиком).

Задание 1

Пройти до поля помеченного крестиком за 2 хода.

Решение

Самое простое задание. Главное в этом задании – проследить чтобы ребенок правильно нашел решение. Сложного тут нет ничего, чисто задача на затравку и интерес.

Задание 2

Пройти до поля помеченного крестиком за 2 хода.

Решение

Это задание кажется легким только на первый взгляд. Очень много детей на нем спотыкаются. Трудность в том, что надо отпрыгнуть конем от цели, а затем вернуться назад. Но решение этой задачи дает понимание что конь не так прост как кажется. Но поверьте мне – это только начало… Дальше будет еще сложнее (для детей естественно).

Задание 3

Пройти до поля помеченного крестиком за 3 хода.

Решение

Редко кто из детей 6-8 лет решает ее сразу. Обычно на ней сидят минут 5, иногда 10, иногда 30… Сложность в том, что надо отпрыгнуть вообще в другую сторону от цели. А потом вернуться. Когда дети решают эту задачу – надо очень внимательно следить чтобы ребенок не ушел от решения и старался найти решение. Иногда надо ребенка подталкивать к правильному варианту, иногда подсказывать, иногда делать первый ход. Напомню еще раз – нам надо чтобы у ребенка не исчезло желание заниматься шахматами. Нерешенные задачи отбивают тягу к шахматам, поэтому надо помогать, но в меру. Ребенок должен понимать что задачи не так просты как кажется, но они вполне ему по зубам.

Этот этап – приручение. Ну вот, я эти два типа заданий выделил отдельно, после их прохождения – ребенок должен уметь ходить конем. А теперь дрессировка коня.

Дрессировка коня (этап 2)

Лабиринт

Эти задания – самые-самые сложные из всего курса первоначальной подготовки. Бывают случаи – когда я их даю детям, которые уже умеют играть, и им тоже их сложно решить. А новичкам, которые только-только изучают шахматы – это самые сложные задания.

На поле помеченное крестиком я обычно ставлю черную шашку (ведь мы играем белыми, а черные наши враги). Напомню, лабиринт выстроенный на шахматной доске из белых шашек надо пройти до конца – до поля с крестиком. Естественно при решении заданий конем – перепрыгивать стены можно. Бить белые шашки нельзя (это стенки лабиринта).

Я их придумал по ходу обучения, когда задавал детям. У всех заданий, которые я дам ниже, будут свои названия. Им нравится – мне тоже.

Он догадается сам – поверьте мне. И еще один совет – не пытайтесь решать задания за ребенка. Иногда помогать намеками. Но иногда надо подсказывать – без этого никуда. Но, ни в коем случае не бросайте ребенка один на один с лабиринтом – он должен чувствовать поддержку, даже когда гуляет по такому опасному лабиринту.

Задача на упертость Задание 1.

Решение

В решении, само решение, я показал красным. А черным показан путь, которым обычно идут дети. ВСЕ дети идут этим путем. За все время, что я преподаю шахматы, им не пошли единицы (2-3 человека). Чаще всего им везло – они делали первый ход правильно и потом сразу решали задачу. Если первый ход сделан неправильно – то прямая дорога в тупик.

Именно из-за этого черного пути. Теперь почему я задачу называю «Задача на упертость». Начинают откатывать ходы назад, смотреть другие варианты… Но на моей памяти поменять первый ход догадалось 2 или 3 ребенка. Не знаю, что смущает детей, но когда они оказываются рядом с вожделенной целью (красным крестиком) то они радуются, но когда начинают ходить дальше – встают в ступор. Все остальные продолжали упираться и упираться в неправильном решении.

Но стараюсь сделать это не раньше чем через 10-15 минут после начала решения задания. Чаще всего, я им помогаю, чтобы они не застряли окончательно.

Конь умеет танцевать Задание 2.

А тем не менее. Смешно? Смотрите.

Решение

В этой задаче ложный (тупиковый) путь – не такой длинный. Дети быстро его отметают. Но их ждет другая неприятность – надо уметь танцевать конем. Достаточно часто они бросают гарцевание конем на пятачке, либо путаясь в полях, либо просто решив, что правильного пути там нет.

Вам следует внимательно следить за ребенком, чтобы он не сильно забросил своего коня, и подсказывать ему – что неплохо продолжить искать ходы дальше.

Ипподром
Задание 3.

Здесь он катается кругами вокруг доски. Где как не на ипподроме выкатывать коня?

Решение

После решенных предыдущих задач – эта решается легче. Основная проблема в том – что когда мы подходим вплотную к полю с крестиком – нам надо продолжать двигаться дальше. И сделать почти два полных круга.

А в остальном этот лабиринт – не самый сложный по сравнению с предыдущими.

Перехитри часовых.

Дальнейшее развитие лабиринта – перехитри часовых. В данном виде заданий нам необходимо добраться до поля помеченного крестиком, но так, чтобы по пути к нему не попасть под удар фигур противника. Так как этап у нас для начинающих – то это только кони. И да – черные фигуры не ходят – только наш конь.

Дело в том, что в этих задачах все составлено специально так, чтобы кроме правильного хода конем, других ходов не было! Еще хочу заметить одну особенность данного вида заданий. с каждого поля конь может сделать только два хода – на то поле откуда он пришел, и на то поле, которое стоит следующим в траектории движения. Т.е. задача для ребенка на самом деле в том, чтобы он видел одно единственное верное поле для хода (и помнил откуда он только что пришел). Т.е. Все остальные поля либо под ударами черных коней, либо там стоят белые шашки (препятствия).

Задание 1

Решение

Главная трудность в решении этой задачи – не бояться черного коня на соседней клетке. Это самое сложное, что приходится преодолевать детям. Ну и еще – научиться видеть те поля, куда бьют неприятельские кони.

Задача 2

Решение

Опять же – учимся искать единственный верный ход, и перебарываем боязнь черного коня на соседней клетке.

Задание 3

Решение

Ристалище (этап 3)

Я назвал этот этап именно так – потому что тут у нас начинаются схватки с коням противника. И в результате его прохождения, ребенок должен выработать четкое понимание слабых сторон коня.

Захват контрольного поля

В этих заданиях нам тоже необходимо попасть на поле помеченное крестиком. Но главная трудность в том, что черный конь начинает ходить. И в то же время, это плюс в нашу сторону. Основная цель заданий – донести до ребенка то, что надо думать не только о своих фигурах, надо просчитывать ходы противника. Те, кто проходил прошлые задания – знают это. Напомню – перед тем как сделать свой ход надо подумать – а куда пойдет фигура противника?

Задание 1

Решение

В этой задаче все очень просто – сейчас черный конь защищает помеченную клетку, но следующим ходом он ее перестанет защищать. Нам достаточно только напасть на нее, а черный конь уйдет сам.

Задание 2

Решение

Задача аналогичная первой. Без комментариев.

Задача 3

Решение

Эта задача интересна тем, что решение как попасть на помеченное поле искалось в задании №3 «Кратчайший путь». И тем не менее дети этого не помнят. Тут все посложнее чем в предыдущих двух заданиях – надо посчитать каким ходом черный конь будет защищать поле – правильный отчет – каждым нечетным. Т.е. нам надо напасть на поле h1 четным ходом, чтобы черный конь в свою очередь ушел и перестал его защищать.

Объяснения ребенку – мало помогут. На самом деле, эта задача не так проста для детей, как Вам может показаться. И белые и черные. Просто сделайте так, чтобы ребенок двигал фигуры. Без этого никуда. Как уже писалось в более ранних статьях – чем больше двигаются фигуры по доске – тем быстрее они начинают двигаться в голове. А просто объяснениями – дети не поймут что Вы от них хотите.

Ограничение подвижности

В этом задании, Ваша цель – ограничить фигуру противника, так, чтобы потом Вы смогли ее убить. При этом, черный конь ходит. Основной смысл этих заданий, в том, что ребенок должен научиться (пусть и не сразу) передвигать фигуры противника. И пытаться прогнозировать его ходы.

При некотором желании поймать коня – не такая сложная задача. Попутно надо объяснять – конь фигура хоть и прыгучая, но очень малоподвижная.

Задание 1

Решение

Конь в углу доски – наверное самая слабая фигура в шахматах. И поймать легко, и бояться его там совершенно незачем. Но для детей попытка поймать коня в углу – достаточно сложная задача сначала. В решении я специально показал ход, куда может пойти черный конь, и это надо показать ребенку тоже.

Сила коня в середине доски, но ни в коем случае не на краю. Вообще — конь в углу слаб (всего 2 хода), конь на краю доски – слаб (не 2, но всего 3-4 хода).

Задание 2

Решение

Конь на краю доски. Как уже писалось выше, он и тут слаб. Легко ловится. Черными линиями показаны возможные ходы черного коня, и эти два поля надо перекрыть.

И поэтому, у них уходит чуть больше времени на нее. Эту задачу дети решают обычно самостоятельно, но она посложнее чем первая.

Охота на мустанга Задача 3.

Решение

В этой задаче, на первый взгляд, решения нет… Так думают все дети. Но черный конь – ловится! Для этого надо стараться загнать коня на край доски, и не выпускать его оттуда.

И стараться его вернуть назад. Главный метод решения в том, что надо видеть куда пойдет черный конь. Как только он выскочит на простор – Вы его уже не поймаете. Ни в коем случае не выпускать коня в центр.

Собственно, я обычно практикую опускание детей на землю после эйфории о легкости задач после предыдущих именно на ней. Задача из всех предложенных – достаточно сложная. Взрослому то – и то сложно, а что говорить о детях? О снова о пользе ходов фигур на доске… Ребенок эту задачу в уме не решит.

Это ограниченность на краю доски, малоподвижность. Ну вот – слабые стороны коня мы изучили. Причем осмысленно. Чем яснее дети поймут эти особенности коня – тем легче им будет им играть в дальнейшем.

Учимся нападать (этап 4)

Слабые стороны коня мы выяснили. А теперь надо научиться им нападать, и понять его сильные стороны. Начнем.

Напади на фигуру

В этих заданиях решения очень и очень простые. Необходимо просто напасть на черную фигуру, так, чтобы Вас эта фигура не убила. Но в случае с конем, это задание упрощается тем, что конь ходит так, как ни ходит ни одна фигура. А значит, тот на кого мы нападем – на Вас напасть не сможет. Помните – задание сделать один ход и только напасть. Не надо бить фигуру.

Решение

Решение

Напади на две фигуры

Это задание – банальная вилка конем. Но чтобы ее применять – надо ей научиться. Вот и учим детей вилке – напасть на две фигуры. Опять же – надо только напасть, но не бить фигуру. Дети часто хотят побить черную фигуру, но их надо останавливать. Ведь черные потом сделают свой ход.

Задание 1.

Решение

Задание 2.

Решение

Задание 3.

Решение

Побей незащищенную фигуру

В этом задании на необходимо уже убить ту фигуру которая без защиты. Тут отрабатываем два навыка – способность видеть на кого нападает наш конь, и кого защищают черные фигуры.

Решение

Решение

В бой! (этап 5)

Ну вот, мы готовы пойти в бой с фигурами противника. Теперь все начинается по серьезному.

Перехитри часовых

Смысл заданий в том же – надо добраться до поля помеченного крестиком. По пути не становиться на поля с белыми шашками, и не попадать под удар черных фигур. Черные фигуры не ходят.
Кажется легко? Ну попробуйте.

Задание 1

Решение

Про нюанс решения подобных задач писалось выше – у коня обычно один ход для движения вперед. Эта задача небольшое исключение – есть тупиковые развития. Например g3-e2-тупик. Дети при решении могут наталкиваться на эти варианты и должны их отсекать и идти дальше. А так – задача не самая сложная.

Задание 2

Решение

Почему то эту задача дети редко решают сразу. Тут тупиковое решение так и тянет детей к себе – f2-g4-h6-тупик. От этого решения дети не любят отказываться, и раз за разом продолжают его долбить. Хотя надо всего лишь сделать другой второй ход.

Задание 3

Решение

Когда эту задачу расставляют на доске – от обилия фигур у детей разбегаются глаза. Но решение очень простое – у коня в каждый момент времени есть всего лишь один ход. И его надо сделать. Все остальные ходы – заблокированы черными фигурами. Но задачка решается сложно и долго.

Сними часовых

Задачи подобные предыдущим, но тут нет контрольного поля, зато есть фигуры противника. Их то и надо побить. На белые шашки становиться нельзя, черные фигуры не ходят.

Задача 1

Решение

Опять же – из каждого положения коня есть только один ход. Остальные перекрыты (либо тупик на поле d1). Сами проверьте. А вот дети чаще всего не видят этого единственного хода…

Задание 2

Решение

Более интересная задача. Дело в том, что на первый взгляд у коня множество ходов, но все они на проверку оказываются тупиковыми. А правильный путь под спойлером.

Задача 3

Решение

И здесь все аналогично. Ну за исключением того, что фигур много. Но ход – везде единственный.

Захват контрольного поля

И снова захват контрольного поля. Только теперь с другими фигурами, а не только с конями.

Задание 1

Решение

Задание 2

Решение

Задание 3

Решение

Во всех заданиях надо использовать малоподвижность коня. Эта его особенность проходилась ранее, поэтому тут мы это знание закрепляем лишний раз.

Ограничение подвижности

И снова ограничение подвижности, но уже на всех ранее пройденных фигурах. Как говориться – без комментариев.

Задача 1

Решение

Задача 2

Решение

Задача 3

Решение

Выпускной экзамен (этап 6)

Игра на уничтожение

Смысл заданий простой – необходимо определить кто победит: белые или черные. Первый ход белых. Фигуры ходят по очереди. Единственная загвоздка – размер доски. Это 3х3, 4х4, 2х3 и так далее. И если Вам кажется что эти задания все простые – послушайтесь меня. Когда я на коне даю эти задачи в классе раздается вой (Уууууу, опять….). Хотя при прохождении этих задач на ладье они им радуются. В начале.

Задание 1

Решение

Задание 2

Решение


Порядок ходов помечен цифрами.

Задание 3

Решение


Порядок ходов помечен цифрами.

Задание 4

Решение

Заключение

Вот и все. Коня прошли. Не самые легкие задачи, особенно лабиринты. Но как показывает мой опыт – практически у всех детей, которые проходят эти задания, конь не вызывает в дальнейшем никаких сложностей. Я сравниваю по другим детям, которые занимаются сопоставимое время. Мы пересекаемся на турнирах и я бывает с чужими детьми поигрываю и смотрю что у них и как.

Он конем будет шпарить как истинный шахматист. Естественно, если ребенок занимается на результат, спору нет. Кто хочет – пусть потом идет в шахматы, кто не хочет – пусть занимается другими делами. Но повторюсь, опять, наша задача развить детей. У меня много девочек, и цели сделать из них шахматисток не стоит. Танцами, например. И шахматы тут выступают серьезным подспорьем. Задача школы и дополнительного образования – всестороннее развитие ребенка.

Ладья, слон, ферзь – они служат как бы подготовкой к сложному коню. Сделаю еще одно отступление – те дети, которые не проходили предыдущие фигуры – очень плохо потом справляются с конем. Если он будет отвлекаться на слона или ферзя – ему будет сложнее понять коня. Когда ребенок выходит на коня он не должен думать, как ходят другие фигуры – он их должен знать. И, вполне возможно, приведет к отторжению в дальнейшем самих шахмат.

Ни в коем случае не в подготовке его к чемпионству. Хочу обратить внимание (в который уже раз) — цель данного курса в развитии ребенка. Системность и постоянство проведения занятий дают ребенку иногда больше чем зубрежка материалов по другим предметам. Я неоднократно готовил детей к школе изучая ходы шахматных фигур. Возраст 6 лет — самое то для подготовки к школе и для начала изучения шахмат. При этом, дети воспринимают шахматы как игру, а это облегчает коммуникацию с ними. Главное — не отбить интерес к обучению и к шахматам.

И это оправдано — полный комплект фигур для ребенка 6-7 лет чаще всего слишком сложен для понимания. Если Вы заметите — в начальном курсе практически нет игры на полной доске. Поэтому все спортивные секции в этом возрасте — это издевательство над детьми в первую очередь. То что ребенок в этом возрасте не умеет просчитывать свои ходы и ходы противника — это факт. Не все дети могут и умеют проигрывать. Вам как родителю никто не запрещает издеваться над ребенком, но обращайте в первую очередь на его психологическую устойчивость. А если Вы вдобавок еще и требуете результат? представляете какой это стресс для ребенка?

Но не в коем случае не как цель. Я использую шахматы как инструмент для развития. Но тут есть проблема — вырастить такого мастера очень и очень сложно. Да — если попадется ребенок который хочет и может стать мастером — это хорошо. Причем — работы тренера с опытом. На это надо годы времени и море работы. Доверьте этот момент профессионалам если уж хотите вырастить разрядника. Пытаясь воспитать мастера дома, своими силами — я уверен, у вас это не получится. Но сами не беритесь.

Курс И.Г. Если же Вы хотите добра своему ребенку, то развейте его с помощью шахмат. Сухина «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» для этого подходит идеально.

S. P. Могу сказать что у И.Г. Меня иногда в комментариях спрашивают по поводу занятий с более младшими детьми (4-5 лет). Там возраст как раз с 3-4 лет. Сухина есть книга «Шахматы для самых маленьких». Научить ходить фигурами по этой книге можно. Вполне доступно для ребенка этого возраста. Она ежегодно переиздавалась с 2000 года, последнее переиздание было в 2018 году.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Обзор применения 3D-печати в электронике

3D-печать многим представляется чем-то вроде фантастического универсального метода производства, с помощью которого можно создать что угодно: достаточно лишь загрузить модель, подождать какое-то время, и вот оно — готовое к использованию изделие. В некоторых областях, в частности — в машиностроении, это ...

Не потерять себя: новый метод диагностики деменции

Но самым универсальным для всех вариантов является наш разум. На вопрос «что делает вас вами?» кто-то скажет семья, работа, друзья, характер, таланты и т.д. Однако, как и любой другой орган или система в организме человека, мозг не вечен. Именно он ...