Хабрахабр

Изменили 30% техзадания и вдвое перевыполнили план: как ВТБ автоматизировал отчетность

Банк России постоянно разрабатывает новые требования к представляемой коммерческими банками информации и два раза в год вносит изменения в нормативные документы о порядке формирования и представления форм отчетности. Когда отчеты в банке хранятся в разных системах, вносить регулярные изменения неудобно. Так что мы наладили единую систему, в которой можно быстро обновлять нужные критерии и оптимизировать процесс сбора отчетности. В этом посте мы расскажем, как это делали.

Основная система, где ВТБ агрегировал отчеты, работала уже достаточно давно.
Вопрос с отчетностью возник во время активных перемен в IT и в других внутренних сферах. В 2014 году оптимизация обязательной и налоговой отчетности вошла в список самых приоритетных задач. И там, как мы уже упомянули, хранились не все отчеты — часть информации, особенно по юридическим лицам, была разбросана по другим системам.

Что было нужно?

  • Готовое решение, которое легко внедрить в уже существующую IT-архитектуру банка. И чтобы новая система подружилась с существующим хранилищем данных, а не дублировала его, причем при минимальном изменении бизнес-процессов.
  • Высокая производительность. Нужно было справиться с очень большим объемом данных, а именно — более чем с 11 млн кредитных договоров. И при этом по минимуму нагружать основную банковскую систему, в которую вносится оперативная информация.
  • Сервис-ориентированная архитектура (SOA). Будущее решение должно использовать именно ее.

Проанализировав рынок и возможные риски, мы решили остановиться на крупных компаниях-подрядчиках, которые работают преимущественно с банками. У таких компаний должно быть достаточно специалистов по внедрению и поддержке, а для небольших компаний это может стать проблемой.

Поставщик должен постоянно отслеживать изменения российского законодательства и поддерживать систему в соответствии с ними. Важно было наличие погруженных в тему экспертов, которые хорошо знакомы с особенностями формирования отчетности для Банка России. И еще нужно достаточное количество экспертов по интеграции с существующими банковскими системами, поскольку проект планировалось реализовать в довольно сжатые сроки.

На российском рынке еще не было крупномасштабных внедрений подобных систем в банках, а нам для надежности нужен был именно продукт с историей внедрений, который умеет масштабироваться от уровня банка среднего размера до объемов данных ВТБ. Еще одним условием, которое сокращало выбор, было обязательное применение компонентной архитектуры.

Выбор поставщика

После анализа рынка и многочисленных референс-визитов ВТБ составил шорт-лист, где остались всего два поставщика.

В течение полутора месяцев нужно было создать две отчетные формы на основе предоставленных обезличенных данных. Для окончательного решения организовали пилотный проект. В итоге выбор был сделан в пользу компании «Диасофт» с ее платформой для формирования отчетности FLEXTERA BI. Банк не только принимал результат, но и следил за работой специалистов потенциального исполнителя во время пилота.

Многие другие компании предлагали создать решение на основе хранилища данных ВТБ, но при этом требовалось постоянное руководство со стороны банка. Почему «Диасофт»? У «Диасофта» имелось готовое решение, которое дополняли услуги консультантов и экспертов-технологов, которые отлично разбираются в теме и могут нормально общаться с заказчиками.

Чем привлекла FLEXTERA BI

FLEXTERA BI — это платформа для создания, модификации и работы приложений для многомерного бизнес-анализа. Она включает комплексные инструменты аналитики финансовой эффективности, управленческой и обязательной отчетности — именно то, что было нужно. Качество данных тоже учитывается: FLEXTERA BI имеет инструменты для обнаружения таких проблем, их автоматической или ручной корректировки.

И в соответствии с этим обновляет стандартные отчетные формы, такие как 0409303, 0409120 и т.д. FLEXTERA BI следит за обновлениями в требованиях регуляторов — федеральными законами, нормативными документами, инструкция — как на государственном, так и на международном уровнях. Другие отчеты можно создать и сконфигурировать без привлечения ИТ-специалистов, система достаточно проста в освоении. Для защиты от ошибок стандартные отчетные формы невозможно подготовить вручную.

Большинство конкурентов могут работать только на базе основной АБС. FLEXTERA BI может работать на базе основной АБС, на собственном или уже имеющемся в банке хранилище данных.  

Ход проекта

Внедрение FLEXTERA BI началось в апреле 2015 года. Сроки были жесткие, поэтому по предложению компании «Диасофт» проект разбили на итерации. Основные стадии были зафиксированы, но тактический план менялся в соответствии с новыми задачами и готовностью данных. Данные для отчетных форм готовились не сразу, поскольку ВТБ параллельно внедрял IT-систему по учету операций юридических лиц, и в потоки данных постоянно вносились изменения. Нужно было коррелировать оба проекта друг с другом.

Всего у проекта было три этапа:

  1. Работы с отчетностью для розничного бизнеса банка.
  2. Внедрение тех же отчетных форм с новыми данными для юридических лиц.
  3. Доработка отчетности в части отражения других активов и пассивов банка.

Во время проекта успевали меняться требования Банка России, поэтому технические задания приходилось корректировать прямо на ходу.

В августе 2016 года закончили с формами обязательной отчетности и регистров налогового учета по данным юридических лиц. В течение 6 месяцев после старта проекта подготовили несколько отчетных форм для розничного бизнеса. В феврале 2017 года завершили и передали на сопровождение систему отчетности.

Результаты

Изначально ВТБ хотел автоматизировать 18 отчетных форм и 26 налоговых регистров. С FLEXTERA BI план смогли перевыполнить: автоматизировали 26 регистров налогового учета, 25 форм обязательной отчетности и порядка 20 вспомогательных отчетов. Отчетность розничного бизнеса консолидировали в головном офисе банка. За счет автоматизации и исключения филиалов из формирования отчетности время подготовки отчета сократилось на 30-60%. На 30 ТБ данных банка коэффициент качества данных достиг 99,8%.

ВТБ на технологическом уровне разделил процессы формирования отчетности, клиентских услуг и закрытия операционного дня. Сейчас «Диасофт» отслеживает новые требования регуляторов и оперативно их реализует в системе — такой подход дает хорошую экономию ресурсов банка. Благодаря сервисной архитектуре, новая платформа совместима с другими решениями «Диасофт» и других вендоров.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть