«Избавляйтесь от всего, что не радует»: кто такая Мари Кондо и как она зарабатывает на собственном методе уборки
Откуда взялся феномен метода KonMari, и в чем его смысл. Кондо заработала $8 млн на продаже книг и обучающих курсах, а с января 2019 года ведёт собственное шоу на Netflix.
В закладки
Мари Кондо придумала KonMari — собственный метод уборки в квартирах, в котором делает акцент не на простой сортировке вещей по категориям и эффективному хранению, а на «духовном подходе», основанном на синтоизме, после которого уборка проводится один раз и поддерживается до конца жизни в доме.
По мнению Кондо, нужно избавляться от всех ненужных вещей, если они не приносят радости своему обладателю, а такая уборка позволит человеку привести мысли в порядок и стать счастливее.
Сейчас состояние Мари Кондо оценивается в $8 млн. Она написала две книги по KonMari, проданные миллионными тиражами, проводит консультации, обучает специалистов, а в январе 2019 года получила собственное шоу на Netflix, где учит американские семьи своим основным принципам уборки.
Она написала уборку
Дипломная работа в колледже также была посвящена уборке и называлась «Как привести в порядок квартиру с социологической точки зрения». Мари Кондо родилась в Токио и с детства увлекалась уборкой и организацией пространства — читала журналы по домоводству, помогала убираться в комнатах родственников и друзей, стала волонтёром в синтоистском храме, чтобы отрабатывать техники уборки.
Удобство и простота её методов получили распространение, и Кондо получила заказов на шесть месяцев вперёд. Её увлечение быстро переросло в небольшой бизнес: в 19 лет Кондо открыла компанию по уборке домов и консультационным услугам.
В 2010 году на учебном курсе «Как писать бестселлеры, которые будут любить десятилетиями» в издательстве Кондо предложила написать о своём методе уборки KonMari и заняла первое место. Она понимала, что индивидуальные консультации с людьми об организации порядка в доме слабо масштабируются.
Он предложил сотрудничество, и в течение восьми месяцев они работали вместе над написанием книги, вышедшей в России под названием «Магическая уборка. Одним из судей был редактор издания Sunmark Томохиро Такахаси, который известен в Японии выпуском бестселлеров. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни».
Но основную популярность она получила в марте 2011 года после землетрясения, вызвавшего масштабное цунами: многие жители задумались о ценности своей жизни и роли вещей в ней. Такахаси помогал с маркетингом: Кондо несколько раз появлялась на телевидении, в частности, успешно убрала дом известного японского комика, что увеличило продажи.
Находясь во временном жилье, люди начали копить лишние вещи, на случай, если они понадобятся — их было сложно и страшно выкинуть из-за психологических травм.
«Опрятность японцев не столько добродетель, сколько философия жизни», — пишет New Yorker. На успех также повлияли культурные особенности: в Японии небольшие и тесные дома, в которых вещи должны быть аккуратно упорядочены.
Она находилась на первом месте в списке бестселлеров NYT около 150 недель, а к 2019 году продалась тиражом в 11 млн экземпляров в 40 странах. В 2014 году книга появилась в США и стала бестселлером после рецензии в The New York Times.
После публикации книги в США выросли объёмы сдаваемых вещей в комиссионные магазины: в среднем рост составил 20–60% в зависимости от расположения и популярности магазина. В 2015 году Time внёс Кондо в список самых влиятельных людей в мире.
Увеличились пожертвования в некоммерческие организации: с ноября 2014 года по февраль 2015 года в Фонд доброй воли в США отдано на благотворительность 15 331 тонна вещей, по сравнению с 13 789 тоннами за аналогичный период предыдущего года.
Мастер-класс по искусству организации и уборки в иллюстрациях», а в 2017 — «Манга, приводящая в порядок жизнь». Впоследствии Кондо выпустила другие книги: в 2016 году появилась «Искра радости.
Основные идеи KonMari
Каждая вещь в доме должна доставлять радость и храниться в специально отведённом месте. По мнению Кондо, уборку нужно рассматривать с двух сторон — духовной и практической.
Она приводит в книге «Магическая уборка» семь основных правил наведения порядка.
- Главное — избавиться от всего ненужного. Если предмет не приносит удовольствия — его нужно выкинуть или отдать.
- Нужно убирать по категориям — собрать все вещи одного типа со всего дома и сложить, например, на полу. Кондо предлагает начинать с одежды, затем с бумажных вещей и так далее.
- Устройства для хранения — тоже ненужный хлам, и его не нужно покупать, чтобы не увеличивать количество ненужных вещей.
- Журналы, старые учебные материалы, блокноты, стикеры и другая бумага захламляет дом — от неё нужно избавиться, заменив на электронный блокнот в устройствах.
- Хранить вещи можно в ящиках, сворачивая подходящую одежду в трубочки, как это делает IKEA с полотенцами — это даст полный обзор и не потревожит другие вещи при использовании.
- Развешивать одежду нужно от тёмного и теплого к яркому и лёгкому — таким образом одежда, по мнению Мари, будет храниться в компании «родственных вещей» и лучше отдыхать.
- Перед тем как выбросить предмет, нужно поблагодарить его за хорошую службу — Мари считает, что у каждой вещи есть душа.
Шоу на Netflix
В нём Кондо посещает американские семьи и постепенно наводит порядок в их домах. 1 января 2019 года медиакомпания Netflix запустила шоу «Уборка с Мари Кондо».
В результате этой идеи родился культурный феномен: зрители публикуют в социальных сетях фотографии своих домов после уборки по методу Кондо, обсуждают, какие вещи можно выкидывать, а какие оставить, и создают мемы, высмеивающие потребительский минимализм KonMari.
Люди отдают ненужные вещи в магазины «Доброй воли» и «Армии Спасения» — после премьеры сериала пожертвования выросли на 40%, по сравнению с 2017–2018 годами, и большинство клиентов магазинов говорили, что смотрели шоу Кондо на Netflix. В социальных сетях в США увеличилась тенденция к организации порядка в доме, пишет Bloomberg.
Число подписчиков на Мари Кондо в Instagram после премьеры выросло втрое: за месяц с 700 тысяч до 2,2 млн.
Создание KonMari Media
Сертификация
Она основала компанию KonMari Media— агентство, которое связывает людей с сертифицированными консультантами из онлайн-базы. Кроме книг и телевидения Кондо зарабатывает деньги на обучении KonMari других людей.
Для сертификации нужно пройти курсы: на них может попасть тот, кто прочитал её книги и показал фотографию своего дома, убранного в соответствии с KonMari.
Каждый специалист должен проходить практику, сдавать отчёты и экзамены. По информации Bloomberg, спрос на сертификацию высок: в Нью-Йорке и Лондоне распроданы все места на предстоящие семинары, стоимость семинара — $2200 и $2400 соответственно. Также ежегодно консультант платит $500 за подтверждение квалификации.
Каждый консультант устанавливает собственные цены на услуги. Консультанты делятся на категории от новичков до мастеров: если на категорию Green нужно провести 10 занятий с двумя клиентами, Master должен обслужить 50 клиентов и провести 500 занятий. Сейчас на уровне мастера только два специалиста, одна из которых — Сокки Карин, она начала деятельность в 2014 году, обслуживая студентов, пожилых людей, одиноких мужчин и женщин.
По её словам, она обслуживает одного клиента в день и работает шесть дней в неделю, в среднем клиент заказывает от четырёх до шести консультаций, но всё зависит от размеров дома и скорости заказчиков. Сейчас стоимость одного сеанса с Карин — от $75 за «виртуальную уборку» через FaceTime до $550 за пятичасовую консультацию внутри дома. Для некоторых клиентов Карин проводила 30 сеансов.
Товары
Над их проектированием и дизайном работала бывший дизайнер упаковок Apple Сесилия Феррандон, которая присоединилась к KonMari в марте 2018 года. 24 июля 2018 года Мари Кондо запустила серию эксклюзивных коробок Hikidashi для организации и хранения вещей.
Кроме коробок в набор входит онлайн-курс Konmari Tidying, в котором Кондо рассказывает, как правильно использовать коробки и складывать вещи. Стоимость набора из трёх коробок в четырёх различных дизайнах — $89.
Первый продукт Кондо на этом рынке поступил в продажу в сентябре 2018 года и был полностью распродан. Аналитическая компания Freedonia прогнозирует, что к 2021 году объём рынка товаров для организации домашнего пространства составит $11,8 млрд.
KonMari: за и против
Большинство сторонников подхода KonMari считают, что он хорошо работает, так как люди концентрируются на положительных эмоциях, которые вызывают вещи, и воспитывает в них эмпатию к окружающим вещам и людям.
По их мнению, KonMari вдохновляет на изменение образа жизни, при котором окружающие вещи перестают отвлекать и помогают сосредотачиваться на важных делах, отдыхать и быть более счастливым.
Например, он противопоказан людям с психическими расстройствами — у клептоманов каждая вещь вызывает радость, что делает KonMari бессмысленным. Однако метод не является универсальным и работает не всегда.
Издание опросило несколько психологов и врачей, которые считают, что KonMari работает только для привилегированных людей, чьи вещи в домах — не необходимость, а желание. Организация пространства человека должна зависеть от его ценностей: некоторые находят радость в беспорядке, и KonMari правильно работает только для тех, кто может чувствовать себя подавленным из-за беспорядка, считает The Insider.
Не всем людям нужно избавляться от всех невесёлых вещей: молоток может неожиданно пригодиться один раз в течение нескольких лет, а кабинет профессора, чей кабинет завален бумагами, на самом деле максимально организован, несмотря на неопрятность.
Дэниел Левитин
нейробиолог и автор книги «Организованный ум»
По его словам, одна из проблем метода — KonMari не различает аккуратность и организацию, а подобная уборка в кабинетах полицейского детектива или учёного не сделает их жизнь проще.
По мнению журналиста Vox, Мари Кондо продаёт не эффективный метод уборки, а фантазию идеального ящика с рубашками, выстроенными в красивую и упорядоченную радугу, в которой жизнь чиста, а мир человека полностью под его контролем .
KonMari подразумевает избавление от всех нужных вещей, которые не радуют человека, насколько бы они не были полезны. Vox считает, что одна из ловушек метода KonMari — не философия минималистического и антипотребительского образа жизни, которым он кажется.
Таким образом, придётся выкинуть кухонную утварь, моющие средства, туалетный ёршик, холодильник и ещё множество вещей, если они не вызывают радости, и на замену купить новые и радующие, которые стоят денег.
Дилемма практичности присутствует даже в продаже фирменных коробок KonMari — в «Магической уборке» Кондо призывает не покупать новые контейнеры для хранения вещей и довольствоваться тем, что уже есть в доме.
Её коробки за $89 могли вызывать больше радости, чем бесплатные коробки из-под обуви и, вероятно, поэтому хорошо продались. Но, по её признанию, позже она поняла, что упаковка в США не настолько хороша, как в Японии, и поэтому она решила выпустить собственную линию товаров для дома.
#какэтобыло #konMari #Кондо #уборка