Хабрахабр

[Из песочницы] Учеба на частного пилота в Средиземье: переезд и жизнь в новозеландской деревне

Всем привет!

Расскажу о том, как я уехал в новозеландскую деревню под Хоббитоном, чтобы сесть за штурвал и научиться летать.
Хочется поделиться довольно необычным опытом и дополнить замечательную статью bvitaliyg о том, как прийти в небо и стать пилотом.

С чего все началось

Мне 25, я всю свою сознательную жизнь работаю в ИТ-индустрии и не занимаюсь ничем, что хотя бы отдаленно было связано с авиацией. Мне всегда нравилась моя работа, но последние годы личностное развитие все чаще отставало от профессионального, а ритм столичной жизни мотивировал сменить обстановку.

Я никогда не сидел за штурвалом, не знал ничего про управление самолётом, слабо понимал английский и не имел больших денежных накоплений. Авиация казалась подходящим вызовом.

Я не увидел ни спроса, ни предложения, ни перспектив. Летные курсы в России меня не привлекали, поскольку малая авиация в нашей стране находится в большом упадке и многое не менялось со времен СССР.

В Штатах пилотская лицензия есть буквально у каждого третьего, причем некоторые получают эти лицензии за 2-3 недели при стандартной продолжительности курса в 2-3 месяца. Учиться в США не хотелось из-за ощущения конвеерности. Это даже быстрее чем сдать на права, только в десятки раз дороже.

Жизнь в Великобритании показалась мне чрезмерно дорогой и сложной в плане визовых ограничений. Хотелось учиться в англоязычной стране, поэтому и в Европе выбор был невелик.

Англоязычная и развитая страна с удивительной природой и отзывчивыми людьми казалась мне идеальным местом для учебы. Выбор остановился на Новой Зеландии. Частная школа нашлась в 20 километрах от съемочной площадки Хоббитон, недалеко от городка Матамата. Еще я очень любил Властелин Колец и знал, что съёмки трилогии проходили именно там.

Английский язык

Четких требований к английскому языку не было. Предполагалось, что он должен быть свободным для понимания и разговора. Для лицензии пилота-любителя авиационный английский не требовался.

Удалось даже найти новозеландского преподавателя, который вел курсы подготовки к IELTS. Пришлось устроиться на курсы английского в Москве. 5 и успешно пройти интервью с представителями школы. За два месяца удалось поднять уровень с 6 до 7. Формально требовался уровень не ниже 6-ки, но сам экзамен мне сдавать не пришлось, хотя некоторые новозеландские школы его требуют для поступления.

Деньги

Сам курс частного пилота на самолете Cessna 172 в моей школе стоил порядка 12 тысяч долларов США. Это довольно заметно дороже американских школ, но сильно дешевле австралийских.

Курс коммерческого пилота CPL существенно дороже, а полный курс с нуля на линейного пилота ATPL с нужными для работы в авиакомпании рейтингами составляет около 60 тысяч долларов США. В целом, стоимость курса частного пилота PPL по всему миру варьируется от 7 до 15 тысяч долларов в зависимости страны обучения.

Учитывая отмену виз между Россией и ЮАР, для многих этот вариант действительно может казаться интересным. Дешевле всего в Южно-Африканской Республике, где можно выучиться и за 7 тысяч.

Можно, конечно, идти шаг за шагом, получая лицензию за лицензией по мере появления средств, но просто это намного дороже и дольше. Существует мнение, что учеба на частного пилота или пилота-любителя — это инвестиция очень сомнительная, поскольку напрямую окупить затраты будет нельзя, ведь по этой лицензии нельзя зарабатывать деньги.

Многие предпочитают подкопить денег и учиться на комплексных курсах коммерческого пилота CPL, или, если позволяют финансы, сразу на линейного ATPL.

Даже получив максимальный допуск ATPL с нужными рейтингами и имея теоретическую возможность работать в авиакомпании, вас никто так просто без опыта на работу не возьмет. Нужно понимать, что авиация в карьерном плане — это очень сложная, долгая и дорогая история. Все понимают, что каждый год США выпускают тысячи пилотов, которым нужно конкурировать и набирать часы. Хорошо, если после нескольких лет работы инструктором пригласят в условную Коста-Рику работать вторым пилотом региональной авиакомпании за крайне скромную зарплату. Существуют способы конвертировать американскую лицензию и летать в России, но это тоже дорого и муторно.

Имея базовую лицензию частного пилота, вы серьезно разнообразите свое резюме, чем бы вы не занимались. Я изначально не рассматривал авиацию как способ заработать деньги через полеты. Авиация дает такие навыки и опыт, которые невозможно оценить деньгами и которые в конечном счете сделают из вас интересного человека и востребованного специалиста.

Визы

Сначала мне казалось, что виза у Новой Зеландии элементарная, но все оказалось не так просто.

В случае со студенческой визой все гораздо хуже, поскольку перевести нужно будет не только за учебу, но еще и за несколько месяцев жилья и разные другие издержки. Для лицензии частного пилота подойдёт и туристическая виза, но во-первых по ней нельзя работать, а во-вторых для ее получения при любом раскладе придется перевести всю сумму за учебу еще из России. В результате получается неприлично дорого.

проходят тщательные проверки. В банке меня заверили, что SWIFT перевод идет несколько дней, но по факту в России недавно приняли закон, по которому все операции и переводы выше 600 т.р. Деньги шли больше месяца. Их нельзя ни снять нормально, ни перевести за границу.

Переезд и жилье

Надо сказать, что важность вопроса с жильем сильно недооценивают. Дело в том, что большинство аэродромов, где проходит обучение, расположены далеко от населенных пунктов. Новая Зеландия — яркий тому пример, наша школа была расположена в 10 километрах от ближайшей деревни с магазином и в 200 километрах от крупного города.

Стоимость машины в Новой Зеландии добавит еще несколько тысяч долларов к общей стоимости курсов. В школе меня заверили, что без машины будет чрезвычайно тяжко, поэтому все студенты ее первым делом покупают. Это позволило мне не покупать машину, но добавило массу других проблем. Мне удалось договориться на аренду комнаты в одном домиков на территории аэродрома.

За несколько месяцев я четко понял, что нет в мире другой такой страны, которая бы по атмосфере и образу жизни сильнее отличалась от Москвы. Главное — жить приходилось практически в полной изоляции от цивилизации. В Новой Зеландии никто вообще никуда не торопится, в стране не приживаются стартапы и не приветствуется трудоголизм.

Несколько раз приходилось ходить пешком, а это 10 километров в одну сторону и 10 километров обратно с пакетами. Походы в магазин всегда были настоящим приключением. Если вы вышли на дорогу, то рядом будет останавливаться каждая вторая машина. Здесь хочется поблагодарить новозеландцев, которые были всегда готовы подвезти. Так я познакомился с целой массой замечательных людей.

Дело в том, что большинство студентов школы были индусами, а индусы не всегда чистоплотны и считают свое жилье очень временным и недостойным своего внимания. Что касается условий жилья, то и здесь ситуация была далека от комфортной. Ребята сами по себе приятные и неконфликтные, но все-таки культурная пропасть между нами колоссальная. Моими соседями были ребята из Индии, Малайзии и Тибета.

Приехал я в мае месяце как раз перед началом новозеландской зимы. Отдельно хочется сказать про температуру в доме. В домах никто не слышал про центральное отопление, поэтому вашим главным другом будет обогреватель, а средняя температура по утрам хорошо если будет больше 10 градусов. Зима конечно не как в Москве, но минусовая температура иногда держится долго. За чрезмерное использование обогревателей придется заплатить дополнительные и немалые деньги к арендной плате, которая, в свою очередь, составляла 200 новозеландских долларов за неделю.

Новая Зеландия — совершенно уникальная страна по своему отношению к людям и природе. Не могу сказать, что трудности с условиями проживания прошли гладко, но в то же время у меня не было ни одного повода жалеть о своем выборе. Здесь забываются все проблемы, ты просто каждый день радуешься тому, что живешь.

Учеба

Перед приездом я предполагал, что перед практикой меня ждет большой объем теории. Все получилось ровным счетом наоборот, с самого первого дня в школе и до начала теоретических занятий я отлетал несколько недель.

Школа специально заставляла инструкторов брать разных студентов, чтобы никто не привыкал к какому-то одному стилю и не расслаблялся. Практические занятия строились следующим образом: у нас было внутреннее онлайн-расписание, где инструктора ежедневно закрепляли за собой какого-нибудь студента. Большинство инструкторов были британцами с достаточно тяжелым для восприятия английским, но были и новозеландцы.

Перед каждым полетом инструктора проводили небольшой брифинг, где рассказывали какие силы действуют на самолет, что происходит в воздухе и как поступать в той или иной ситуации. В первый день нам выдали бортовой журнал, куда мы записывали свои часы и занятие, которое практиковали во время полета. В конце брифинга был небольшой устный тест на проверку усвоения материала, а потом мы шли к самолету и выполняли предполетную подготовку, после чего уже садились за штурвал и отрабатывали упражнение.

Многое ложится в привычку сразу, а что-то нужно практиковать каждый день. В принципе, ничего сложнее школьной физики в теории подготовки на частного пилота нет, но запомнить нужно очень много информации.

Мне кажется, сама программа обучения стандартизирована, а экзамены примерно такие же как в Европе и США, разве что Новая Зеландия все-таки готовит пилотов больше под азиатский рынок и не пользуется большой популярностью у остальных.

С одной стороны, во время абсолютно каждой предполетной подготовки мне приходилось 11 раз сливать в пробирку бензин и проверять его качество. В нашей школе очень серьезно относились к вопросам безопасности полетов, но при этом заставляли с первого дня быть максимально самостоятельным и не рассчитывать на инструктора. С другой стороны, я выполнял самостоятельную посадку уже со второго дня занятий.

Это эмоции и невероятная ответственность. Как верно заметил bvitaliyg, авиация — это не только про полеты. Мы летали над съемочной площадкой Хоббитон, подлетали к водопадам и горам северного острова, выполняли разные элементы в разных погодных условиях и даже учились выводить самолет из штопора. Я не помню, чтобы хоть когда-то в жизни я испытывал то, что довелось испытать во время самостоятельного пилотирования самолета.

Это останется с вами на всю жизнь. Меня захватывали и вдохновляли видео и рассказы про полеты, но я абсолютно согласен, что ни одно видео не передаст даже малую часть ощущений от минуты за штурвалом.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть