Хабрахабр

[Из песочницы] Тетрис на C# в 100 строк

Недавно мне в голову пришла идея — написать простенькую игру в минимальное количество строк. Мой выбор пал на тетрис. В этой статье я опишу свой код.

Для начала стоит отметить, что в свою реализацию я включил только базовые возможности:

  • движение фигурок влево/вправо;
  • падение фигурок;
  • поворот фигурок;
  • удаление заполненных фигурок;
  • окончание игры.

Итак, сперва добавим на форму PictureBox и создадим таймер.
Также для игры понадобятся:

public const int width = 15, height = 25, k = 15; // Размеры поля и размер клетки в пикселях public int[,] shape = new int[2, 4]; // Массив для хранения падающей фигурки (для каждого блока 2 координаты [0, i] и [1, i] public int[,] field = new int[width, height]; // Массив для хранения поля public Bitmap bitfield = new Bitmap(k * (width + 1) + 1, k * (height + 3) + 1); public Graphics gr; // Для рисования поля на PictureBox

Заполним поле по краям:

for (int i = 0; i < width; i++) field[i, height - 1] = 1; for (int i = 0; i < height; i++)

Заполним фигуру:

public void SetShape(){ Random x = new Random(DateTime.Now.Millisecond); switch (x.Next(7)){ // Рандомно выбираем 1 из 7 возможных фигурок case 0: shape = new int[,] { { 2, 3, 4, 5 }, { 8, 8, 8, 8 } }; break; case 1: shape = new int[,] { { 2, 3, 2, 3 }, { 8, 8, 9, 9 } }; break; case 2: shape = new int[,] { { 2, 3, 4, 4 }, { 8, 8, 8, 9 } }; break; case 3: shape = new int[,] { { 2, 3, 4, 4 }, { 8, 8, 8, 7 } }; break; case 4: shape = new int[,] { { 3, 3, 4, 4 }, { 7, 8, 8, 9 } }; break; case 5: shape = new int[,] { { 3, 3, 4, 4 }, { 9, 8, 8, 7 } }; break; case 6: shape = new int[,] { { 3, 4, 4, 4 }, { 8, 7, 8, 9 } }; break; } }

Процедура, которая рисует «стакан» в PictureBox:

public void FillField(){ gr.Clear(Color.Black); //Очистим поле for (int i = 0; i < width; i++) for (int j = 0; j < height; j++) if (field[i, j] == 1){ // Если клетка поля существует gr.FillRectangle(Brushes.Green, i * k, j * k, k, k); // Рисуем в этом месте квадратик gr.DrawRectangle(Pens.Black, i * k, j * k, k, k); } for (int i = 0; i < 4; i++){ // Рисуем падающую фигуру gr.FillRectangle(Brushes.Red, shape[1, i] * k, shape[0, i] * k, k, k); gr.DrawRectangle(Pens.Black, shape[1, i] * k, shape[0, i] * k, k, k); } FieldPictureBox.Image = bitfield; }

Фигурки я сначала двигаю, а потом проверяю, возможен такой вариант или нет. Если в каком-то месте находится ошибка (фигура вышла за пределы поля или наложилась на уже лежащую в поле фигуру), фигурка возвращается на своё прежнее место. Для этого я написал функцию, которая возвращает true, если на поле нашлась ошибка или false, если ошибки нет:

public bool FindMistake(){ for (int i = 0; i < 4; i++) if (shape[1, i] >= width || shape[0, i] >= height || shape[1, i] <= 0 || shape[0, i] <= 0 || field[shape[1, i], shape[0, i]] == 1) return true; return false; }

Теперь приступим к передвижению фигурки. Создадим в конструкторе событие KeyDown.

Движение влево:

switch (e.KeyCode){ case Keys.A: for (int i = 0; i < 4; i++) shape[1, i]--; // Сначала сдвигаем координаты всех кусочков фигуры на 1 влево по оси OX if (FindMistake()) // Если после этого нашлась ошибка for (int i = 0; i < 4; i++) shape[1, i]++; // Возвращаем фигурку обратно на 1 вправо break; ... }

Аналогично движение вправо:

case Keys.D: for (int i = 0; i < 4; i++) shape[1, i]++; if (FindMistake()) for (int i = 0; i < 4; i++) shape[1, i]--;
break;

Переворот фигурки устроен немного сложнее:

case Keys.W: var shapeT = new int[2, 4]; Array.Copy(shape, shapeT, shape.Length); // Создадим копию фигурки, чтобы в случае, когда после переворота на поле найдется ошибка, не переворачивать её обратно, а просто восстановить копию int maxx = 0, maxy = 0; for (int i = 0; i < 4; i++){ if (shape[0, i] > maxy) maxy = shape[0, i]; if (shape[1, i] > maxx) maxx = shape[1, i]; } // Найдем максимальные координаты значения фигуры по X и по Y for (int i = 0; i < 4; i++) { int temp = shape[0, i]; shape[0, i] = maxy - (maxx - shape[1, i]) - 1; shape[1, i] = maxx - (3 - (maxy - temp)) + 1; } // Перевернем фигуру. Эти формулы я обнаружил после тщательного изучения нарисованного квадратика с фигурой до и после переворота. if (FindMistake()) Array.Copy(shapeT, shape, shape.Length); break;

Теперь осталось только добавить падение фигурок и убирание строк. Все это будет происходить по событию TimerTick:

private void TickTimer_Tick(object sender, System.EventArgs e){ if (field[8, 3] == 1) Environment.Exit(0); // Если клетка поля, на которой появляются фигурки заполнены, завершить программу. for (int i = 0; i < 4; i++) shape[0, i]++; // Сместить фигурку вниз if (FindMistake()){ for (int i = 0; i < 4; i++) field[shape[1, i], --shape[0, i]]++; SetShape(); } // Если нашлась ошибка, перенести фигурку на 1 клетку вверх, сохранить её в массив field и создать новую фигурку for (int i = height - 2; i > 2; i--){ var cross = (from t in Enumerable.Range(0, field.GetLength(0)).Select(j => field[j, i]).ToArray() where t == 1 select t).Count(); // Количество заполненных полей в ряду if (cross == width) for (int k = i; k > 1; k--) for (int l = 1; l < width - 1; l++) field[l, k] = field[l, k - 1]; } // Проверка на заполненность рядом, если нашлись ряды, в которых все клетки заполнены, сместить все ряды, которые находятся выше убранной линии, на 1 вниз FillField(); // Перерисовать поле }

Ну и наконец, при создании формы надо вызвать:

SetShape();

Итоговый код:

using System;
using System.Linq;
using System.Drawing;
using System.Windows.Forms;
namespace LittleTetris{ public partial class Form1 : Form{ public const int width = 15, height = 25, k = 15; public int[,] shape = new int[2, 4]; public int[,] field = new int[width, height]; public Bitmap bitfield = new Bitmap(k * (width + 1) + 1, k * (height + 3) + 1); public Graphics gr; public Form1(){ InitializeComponent(); gr = Graphics.FromImage(bitfield); for (int i = 0; i < width; i++) field[i, height - 1] = 1; for (int i = 0; i < height; i++) { field[0, i] = 1; field[width - 1, i] = 1; } SetShape(); } public void FillField(){ gr.Clear(Color.Black); for (int i = 0; i < width; i++) for (int j = 0; j < height; j++) if (field[i, j] == 1){ gr.FillRectangle(Brushes.Green, i * k, j * k, k, k); gr.DrawRectangle(Pens.Black, i * k, j * k, k, k); } for (int i = 0; i < 4; i++){ gr.FillRectangle(Brushes.Red, shape[1, i] * k, shape[0, i] * k, k, k); gr.DrawRectangle(Pens.Black, shape[1, i] * k, shape[0, i] * k, k, k); } FieldPictureBox.Image = bitfield; } private void TickTimer_Tick(object sender, System.EventArgs e){ if (field[8, 3] == 1) Environment.Exit(0); for (int i = 0; i < 4; i++) shape[0, i]++; for (int i = height - 2; i > 2; i--){ var cross = (from t in Enumerable.Range(0, field.GetLength(0)).Select(j => field[j, i]).ToArray() where t == 1 select t).Count(); if (cross == width) for (int k = i; k > 1; k--) for (int l = 1; l < width - 1; l++) field[l, k] = field[l, k - 1];} if (FindMistake()){ for (int i = 0; i < 4; i++) field[shape[1, i], --shape[0, i]]++; SetShape();} FillField(); } private void Form1_KeyDown(object sender, KeyEventArgs e){ switch (e.KeyCode){ case Keys.A: for (int i = 0; i < 4; i++) shape[1, i]--; if (FindMistake()) for (int i = 0; i < 4; i++) shape[1, i]++; break; case Keys.D: for (int i = 0; i < 4; i++) shape[1, i]++; if (FindMistake()) for (int i = 0; i < 4; i++) shape[1, i]--; break; case Keys.W: var shapeT = new int[2, 4]; Array.Copy(shape, shapeT, shape.Length); int maxx = 0, maxy = 0; for (int i = 0; i < 4; i++){ if (shape[0, i] > maxy) maxy = shape[0, i]; if (shape[1, i] > maxx) maxx = shape[1, i]; } for (int i = 0; i < 4; i++) { int temp = shape[0, i]; shape[0, i] = maxy - (maxx - shape[1, i]) - 1; shape[1, i] = maxx - (3 - (maxy - temp)) + 1; } if (FindMistake()) Array.Copy(shapeT, shape, shape.Length); break; } } public void SetShape(){ Random x = new Random(DateTime.Now.Millisecond); switch (x.Next(7)){ case 0: shape = new int[,] { { 2, 3, 4, 5 }, { 8, 8, 8, 8 } }; break; case 1: shape = new int[,] { { 2, 3, 2, 3 }, { 8, 8, 9, 9 } }; break; case 2: shape = new int[,] { { 2, 3, 4, 4 }, { 8, 8, 8, 9 } }; break; case 3: shape = new int[,] { { 2, 3, 4, 4 }, { 8, 8, 8, 7 } }; break; case 4: shape = new int[,] { { 3, 3, 4, 4 }, { 7, 8, 8, 9 } }; break; case 5: shape = new int[,] { { 3, 3, 4, 4 }, { 9, 8, 8, 7 } }; break; case 6: shape = new int[,] { { 3, 4, 4, 4 }, { 8, 7, 8, 9 } }; break; } } public bool FindMistake(){ for (int i = 0; i < 4; i++) if (shape[1, i] >= width || shape[0, i] >= height || shape[1, i] <= 0 || shape[0, i] <= 0 || field[shape[1, i], shape[0, i]] == 1) return true; return false; } }
}

В итоге, если не считать строк с закрывающейся скобкой и расписанного условия в FindMistake, получается 95 строк.

Вот скриншот работающей программы:

image

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть