Хабрахабр

[Из песочницы] Справочник начинающего подкастера

Когда я вместе с моим нынешним соведущим год назад запускал подкаст “В бесконечность и далее”, я не смог найти ни одной по-настоящему всеобъемлющей статьи. Эта статья — краткое руководство для тех, кто хочет запустить свой собственный подкаст. Поэтому я решил попытаться заполнить этот пробел и написать руководство для себя из прошлого.

Немного о структуре — это руководство содержит 4 статьи:

  1. Общая философия
    1.1. Зачем делать подкаст?
    1.2. Целевая аудитория
    1.3. Выбор жанра
    1.4. Формат
  2. Технический базис
    2.1. Что такое подкаст с технической точки зрения
    2.2. Аудио-формат
    2.3. Про динамики, наушники и ламповый звук
    2.4. Про тихое помещение
  3. Делаем покупки
    3.1. Покупаем микрофон
    3.2. Выбираем аудиоредактор
    3.3. Выбираем программу для записи звука
    3.4. Выбираем хостинг подкаста
    3.5. Сайт-визитка
  4. Записываем и выпускаем
    4.1. Запись выпуска
    4.2. Редактирование выпуска
    4.3. Про джинглы и звуковые схемы
    4.4. Про фоновый шум
    4.5. Про фильтры
    4.6. Про Show Notes, а также про то, зачем слушать свой подкаст
    4.7. Публикация подкаста
    4.8. Монетизация
    4.9. Темы, которые есть, но о которых мы не говорили

Каждый раздел статьи содержит три блока

  • Суть раздела — основная мысль, изложенная тезисно
  • Детальное описание “что, зачем и почему”. Обычно — много букв, которые поясняют основную мысль, и находятся они в скрытой секции “Дополнительная информация”
  • Ответ, который нашли мы

Нет времени — читайте первый и последний абзац. Интересно — читайте все.

1. Общая философия

1.1. Зачем делать подкаст?

Если ответа нет, весьма высока вероятность что очень скоро вы не найдёте в себе мотивации продолжать этот недюжий труд. Ответ может быть любым, но только не “потом посмотрим”, ”ещё не думал” или “не знаю”.

Дополнительная информация

Это как хобби, учёба, спорт или работа — это надо делать регулярно, оно отнимает время и ему следует уделять внимание. Создание подкаста требует времени и регулярных усилий. Если это занятие приносит вам:

  • удовольствие (блин, классно время провели, а ещё выпуск записали!)
  • ощущение собственной важности(меня слушает полстраны – я крутой)
  • деньги (о! пришло бабло за рекламу – пойду куплю новый iPhone)
  • осмысленность (я несу знание в массы, рассказываю людям о половых инфекциях у божьих коровок! Если не я – то кто?)
  • что угодно ещё (вот прям совсем не важно что — глупое, иррациональное, бесполезное, но важное вам)
    … то проблем нет.

Будет синдром нелюбимой работы. А вот если ответ не очевиден, то дело дрянь. Но если подкаст нужен вам для чего-то конкретного (см перечень выше) – вы переселите лень, встанете и пойдете записывать новый выпуск. В какой то момент подкаст перестанет быть прикольным сам по себе, и это произойдёт в любом случае.

Я очень советую потратить полчаса-час и найти свой ответ на вопрос «Зачем?», потому что иначе вы просто впустую потратите время.

Для нас это ценность. Наш ответ: мы учимся риторике и улучшаем стандарты собственной речи. Просто по-человечески приятно, душу, знаете ли, греет. А ещё (и это главное) нам приятен сам процесс нашего диалога, его записи, а также последующего обсуждения с нашими слушателями.

1.2. Целевая аудитория

Если ты портовый грузчик — глупо рецензировать Ницше для литературного бомонда. Вы должны “попасть” в аудиторию. Если его (Ницше) подать в правильном лексиконе — будет бомба. А вот рецензировать Ницше для других портовых грузчиков – а почему бы и нет? Википедию). Шура Каретный подтвердит (кто это такой — см.

Вы должны говорить на одном языке. Не только вы должны понимать о чем вы говорите, но и ваша аудитория должна понимать вас.

Потратьте пятнадцать минут и представьте вашего слушателя

Дополнительная информация

Ключевое:

  1. Например, я могу поговорить про ПУПЧ или гетеродинный аттенюатор, но весьма мало людей поймут на слух и без Википедии, о чем я, и слушать меня не будут. Вас должны понимать. В прямом смысле понимать, что вы сейчас произнесли. Есть два варианта:

    • Об этом просто не нужно говорить ( потому что это никому не нужно)
    • Об этом можно говорить, но я делаю подкаст только для радиолюбителей

  2. Вряд ли этот подкаст будет иметь успех у литературоведов и историков искусства. Нельзя быть “ниже” вашей целевой аудитории. Представьте себе подкаст, посвященный Золотому веку русской поэзии в общем и Пушкину в частности, ведущий которого пересказывает произведение “Евгений Онегин” отборным матом. Однако в менее академической среде такая подача может иметь успех, и Шура Каретный тому пример.

  3. Просто констатирую факт — то, о чем вы говорите, должно цеплять людей, и это не только про выбор тем, манеру изложения, эмоциональность, юмор или качество речи. Вы должны быть интересны. Вот тут сложно, потому что никогда не угадаешь, что нравится людям. Это про всё вместе.

Управлять “интересом” — это искусство, до которого мы или дорастём, или нет, но никто же не мешает попробовать.

Итого: В вас есть два варианта.
Можно подстраиваться под аудиторию, расширяя спектр слушателей:

  • “вверх” — затрагивая более интеллектуальные сферы, чем те которые вы обычно обсуждаете в непринуждённых дружеских беседах
  • “вбок” — говоря о темах, не свойственных вам (например, для меня это посев моркови или обзор отвёрток)
  • “вниз” — упрощая сложное. Ничего зазорного в этом нет — А.А. Пожаров aka Шура Каретный, между прочим, народный артист России.

Проблема это или нет — решать вам. А можно говорить о том, что интересно именно вам, на вашем обычном языке.У вас будет сильно меньше сложностей, новы ваша аудитория будет гораздо уже. Мы для себя избрали именно этот путь.

Да, это сильно уменьшает потенциальную аудиторию (и это плохо), но зато “наши” слушатели будут с нами на одной волне(и это хорошо). Наш ответ: мы не будем подстраиваться под разные аудитории слушателей, но будем концентрироваться на людях, подобных нам.

Поэтому наш основной слушатель — образованный русскоговорящий человек, которому искренне интересен этот мир во всех его проявлениях. Мы не будем подстраиваться не потому, что не хотим, а потому, что это сложно и часто не приносит удовольствия, а это для нас ключевая ценность, и мы не хотим её лишиться. Ближе всего наш подкаст коллегам из ИТ-индустрии, инженерам и другим технарям — просто потому что эта тематика нам близка, и мы о ней часто говорим

1.3. Выбор жанра

Важно помнить, что жанр определяет весь подкаст и накладывает на него разные ограничения.

Например:

  • Жанр “Интервью приглашенных гостей” — в выпусках всегда будет что-то новенькое, и это здорово но требует много организационной работы. Гостей придется искать, согласовывать темы, организовывать запись (часто — через интернет) и т.п.
  • Жанр “Блог одного автора” прост как 3 копейки, вы в одиночку говорите о чем заблагорассудится. Но что-то подсказывает, что все выпуски будут похожи — вам нужно быть весьма неординарным человеком, чтобы этого избежать

Дополнительная информация

Для себя мы составили примерно такой рубрикатор:

  • блог
  • новостной подкаст
  • рецензии на фильмы/спектакли/игры и т.п.
  • обзоры машин/часов/телефонов и т.п.
  • разговорный — “two dudes talk”
  • тематический (только о яхтах/машинах/ботанике)
  • образовательный
  • интервью приглашенных гостей
  • юмористический
  • детский
  • философский / литературный / исторический
  • отраслевой
  • стриминг (запись события)
  • репортаж (зарисовки с места событий)
  • что-то ещё

Во-первых, список не исчерпывающий,

Да, можно сделать классификацию по количеству ведущих, типу информации или другим атрибутам, но эта статья — не докторская диссертация, и для заявленных целей достаточно общего списка. Жанры здесь свалены в одну кучу.

Конкретно у нас уклон в IT, но это не сильно нас ограничивает — например, недавно мы обсуждали трилогию о Незнайке и впечатления от наших последних путешествий . Наш ответ: Мы выбрали жанр “two dudes talk” — два собеседника беседуют друг с другом на интересующие их темы.

Все, что нам нужно, чтобы записать подкаст — это просто включить микрофон и чуть более тщательно следить за языком. Мы выбрали этот жанр, потому что мы часто беседуем именно в таком формате.

1.4. Формат

Эта статья только об аудио-подкастах. Аудио или Видео? Разумеется, аудио! Но, вообще, плюсы и минусы — см секцию “Дополнительная информация”.

Каждый чем-то хорош и чем-то плох. Короткий, средний или длинный? Нет общего ответа. Немного философии вы найдете в секции “Дополнительная информация”.

Дополнительная информация

Аудио или Видео? Ниже плюсы и минусы.

Короткий — хорош для новостей, длинный — для пространных обсуждений. Короткий, средний или длинный? Нет общего ответа, выбрать надо сердцем. Просто помните, что:

  • у вас должно хватать материала на всю длину подкаста. Очень грустно, когда ваш формат 40 минут, а через 15 минут записи вам уже не о чем говорить.
  • вы не должны уставать. Если записать за один раз 2х часовой подкаст, финал записи будет сильно более унылый, чем начало. Поддерживать бодрость духа и ясность мысли, болтая несколько часов без остановки, оказывается, не так уж и просто.
  • всегда будут люди, недовольные хронометражем:
    a) слишком длинный. У слушателя дорога на работу туда-обратно занимает 40 минут, а у вас подкаст 60. Слушатель жалуется, что на завтра он забывает, о чем вы там говорили
    б) слишком короткий. Слушатель слушает его на работе, и только он вошел во вкус, всё уже закончились
    в) всё отлично- 60 минут, как раз хватает, чтобы до работы доехать. Но вот если я сменю работу…
    г) в общем, вы поняли

Наш ответ: Мы стараемся делать выпуски по 60-70 минут, потому что:

  • наши обычные беседы на интересную тему занимают 90 — 100 минут, что за вычетом “обрезков” и дает чуть больше часа чистого времени
  • за это время мы не устаем настолько, чтобы наша речь заметно падала в качестве

2. Технический базис

2.1. Что такое подкаст с технической точки зрения

Подкаст — это аудио-файл и его текстовое описание, выложенное в интернет по определенным техническим правилам.

Упрощенная схема подкаста приведена на рисунке. Подкастом аудиофайл, распространяемый в интернете, делает набор технических договоренностей, которые позволяют приложениям, сайтам и людям находить и слушать ваш файл.

Дополнительная информация

“Централизованный” способ (стрелки до желтых четырехугольников) и “Анархический” (стрелки в бирюзовые цилиндры). Есть 2 способа размещения подкаста, причем они не исключают друг друга, а дополняют. Оба способа вполне рабочие.

Ниже по шагам (в сильно упрощённом, но не меняющем суть виде) описан весь процесс:

  1. Автор создал выпуск подкаста. Это звуковой файл (обычно — MP3, но не обязательно) и текстовое описание к нему. Описание — это название, описание выпуска (о чем он), пояснения по ходу подкаста и ссылки на источники
  2. “Централизованный” путь:
    а) Выпуск загружается на специальный подкаст-сервер
    б) Сервер создает RSS-файл, в котором содержится вся метаинформация (о том что это за подкаст, где он находится в интернете, как его скачать и т.п.)
    в) Этот файл получают все потребители — подкаст-плееры в телефонах, специализированные сайты, проигрыватели и даже почтовые клиенты. Т.е. те кто подписан на обновление этого RSS.
    г) При обращении пользователя приложение идет на подкаст-сервер и скачивает с него ваш выпуск
  3. “Анархический” путь:
    а) Выпуск подкаста загружается непосредственно в базу стороннего портала/приложения. Выпуск живёт своей самостоятельной жизнью внутри Youtube, Soundcloud и других сервисов этого типа

Если была выявлена, например, ошибка в описании, она исправляется один раз сразу для всех клиентских приложений. “Централизованный” путь предполагает универсальность и кроссплатформенность. Также не важно, что использует слушатель в качестве плеера, ведь он не ограничен какой-либо конкретной платформой — например, к моему Outlook подключен RSS нескольких подкастов, и их выпуски я получаю по почте.

“Анархический” путь, как правило, используется для популярных площадок, обладающих собственной большой аудиторией… Эти площадки не заинтересованы интегрироваться с внешними сервисами, но они заинтересованы создавать и хранить у себя новый контент, чтобы увеличивать аудиторию.

Суть его бизнеса — социальная сеть, но почему бы не запустить свой собственный сервис подкастинга? Пример — VK. Мы, как создатели подкаста, говорим “черт с вами, буду у вас отдельно публиковать свой подкаст, глядишь меня будут больше слушать”. Они ничего не теряют, а часть пользователей (пусть и не большая) будет еще больше времени проводить в VK, потому что теперь там ещё и подкасты есть.

Да, работы становится больше, но оно того стоит, да и сейчас подкаст-сервера умеют самостоятельно публиковать выпуски, поэтому это не очень сложно. Оба пути правильные. Они дополняют друг друга, поэтому нужно использовать оба.

Публикуем везде, где это возможно, используя как подкаст-сервер, так и отдельно стоящие площадки. Наше решение: мы строго следуем всем техническим (и иным) правилам.

2.2. Аудио-формат

Следует использоваться следующие аудио форматы:

  • для записи и редактирования — идеально WAV (48 kHz 24bit), нормально WAV (44 kHz 16bit)
  • для выкладки в интернет — идеально MP3 (48 kHz 164 kbps), нормально MP3 (44 kHz 128 kbps)
  • Стерео/Моно — для разговорного жанра по вкусу, если подкаст музыкальный — только стерео

Файлы занимают очень много места на диске, но зато запись идет без потери качества. WAV — формат для записи и редактирования.

Битрейт для разговорного подкаста — 164 кбит/c, для музыкального — 256 кбит/c. MP3 — формат для публикации. Делать битрейт больше смысла не имеет, меньше — можно, но не сильно.

Если вы с моно-микрофона записали стерео-дорожки, стереозвук не появится — просто на обеих аудиодорожках будет записано одно и тоже. Стерео/Моно — зависит от того какой у вас микрофон для записи. Но если запишете в стерео — проблем нет, просто файл будет несколько больше. Так как большинство микрофонов — моно, можно записывать в моно.

Для подкаста больше, чем 48 kHz, смысла не имеет, нормально будет и на 44 kHz. Есть параметр “частота дискретизации” — чем он больше, тем лучше качество записи. Меньше 44 kHz не желательно (особенно для музыки).

Все что выше 24 bit — для музыки. “Разрядность” — для разговорного подкаста достаточно 16 bit, но 24 bit лучше.

Чтобы запутать — вот вам картинка, а детали, как обычно, ниже.

Дополнительная информация

Аудиоформаты — это целый мир, почитать про который вы можете тут, тут или тут. Важно помнить, что всё что написано выше, сильно упрощает действительность. Но попробую кратко

Пару слов про частоту дискретизации и разрядность:

То есть частота 44 кГц означает, что за секунду делается 44 000 измерений уровня звука, что соответствует 2 640 000 измерениям в минуту. Частота дискретизации, это параметр, который описывает то, как часто измеряется уровень аудио-сигнала; единица измерения — Гц. Чем выше частота дискретизации, тем оцифрованный звук ближе к оригинальному звучанию, потому что оцифрованные уровни сигнала более точно повторяют оригинальный звук, который, напомню, имеет аналоговую природу. Сколько измерений приходится на одну песню – посчитайте сами. Однако, чем больше измерений делается, тем больше размер аудио файла, потому что все эти измерения приходится хранить.

Очень высокая частота дискретизации, точно повторяет оригинал, но занимает много места, а самое главное, разница между «высокой» и «очень высокой» частотой дискретизации ухом не чувствуется, особенно применительно к человеческой речи. Очень низкая частота дискретизации приводит к плохому, грубому, неприятному звуку, но экономит место на диске. 1, DVD-Audio MLP 2. Конкретный пример: если записать планерку или скрам митинг на 96, 192 и 2 822 кГц (форматы DVD-Audio MLP 5. 1 соответственно) и прослушать запись в обычных наушниках, то субъективно разницы не будет. 0 и SACD Super audio CD 5.

Если кино идет с частотой 2 кадра в секунду (т.е. Аналогия с частотой кадров кино полностью справедлива для аудио. 2 Гц) – субъективно это слайд-шоу из картинок, 24 кадра в секунду (24 Гц) – кино, 120 кадров в секунду – очень качественное и плавное кино, 240 кадров в секунду – то же самое что и 120 кадров в секунду.

Величина измеряется в bit; строго говоря, это безразмерная величина, а количество bit описывает максимальное число, которое может быть использовано для описания уровня звука. Разрядность, это параметр, который описывает то, насколько близко измеренный сигнал соответствует оригинальному уровню звука. Чем больше bit выделено под разрядность, тем больше полутонов уровня звука можно передать. По сути, разрядность – это количество уровней громкости, то есть 1 bit – есть варианты 0 и 1 (тишина и кто-то орёт); 2 bit – 0, 1, 2, 3 (тишина, говорят тихо, говорят громко и кто-то орёт) и т.п.

То есть максимальные уровни (читай – громкость) у 8, 16 и 24 bit могут быть одинаковые, а вот количество «промежуточных громкостей» между тишиной и максимальной громкостью разные. Не надо путать разрядность с громкостью, то что мы в быту называем «громкость» — это значение громкости, которое соответствует максимальному числу, возможному при имеющемся количестве bit.

Аудио форматы бывают:

  • без сжатия (WAV, AIFF)
  • со сжатием без потерь (APE, FLAC)
  • со сжатием с потерями (MP3, Ogg)

Из этих строчек следует несколько два вывода:
а) на MP3 свет клином не сошелся – есть аналоги
б) можно не ухудшать качество звука и при этом файл будет относительно маленький — например, можно использовать FLAC

Вы, конечно, можете преобразовать 24 bit — > 16 bit -> 24 bit, но на выходе вы получите такое же качество, которое было на 16 bit, но закодированное в 24 bit. Записывать и редактировать нужно в формате без потери данных, потому что потерянное качество звука назад никак не восстанавливается. Это просто самообман.

Выкладывать в интернет нужно в формате со сжатием с потерями, потому что качество — это очень хорошо, но гигабайтный выпуск подкаста никто просто не будет скачивать.

Загрузка процессора на проигрывании не очень заметна, а вот при записи (т.е. Принципиальная разница между WAV и FLAC в том, что компьютер проигрывает WAV “как есть”, а для FLAC процессор сначала должен расшифровать закодированный звук и только потом воспроизвести. Поэтому записывать и редактировать в формате FLAC (и ему подобных) я очень не рекомендую. во время редактирования подкаста) видна невооруженным глазом.

Сохраним его в разных форматах. Проведем сравнение на конкретном примере — рассмотрим 20 выпуск подкаста, длительность которого составляет 1 час 11 минут.

Справедливости ради отмечу, что некоторые форматы сжимают аудио, и, например, если левый аудио-поток идентичен правому, то в формате MP3 mono и stereo версии файла будут иметь одинаковый размер, но это частности. Стерео-файлы занимают примерно в 2 раза больше дискового пространства, потому что записываются два независимых аудио-потока (для левого и правого динамиков).

Если копнуть глубже, то выясниться, например, что «WAV» — это контейнер, а не формат, и он может содержать разные алгоритмы кодирования звука, или что объемный звук (это который «5. Важно помнить, что всё выше написанное — поверхностная информация. Я не думаю, что эти детали нужно знать для выпуска подкастов, но если кому-то интересно — в этой области есть куда копать. 1 surround sound» и ряд других) формируется по другим правилам, нежели стерео, и т.д.

Наше решение: Мы записываем, редактируем и храним в максимально возможном для наших микрофонов качестве — WAV (48 kHz 24bit) Stereo, а публикуем выпуски в MP3 (48 kHz 164 kbps) Stereo.

Микрофоны у нас Моно, но мы пишем в стерео, потому что для WAV места на диске нам не жалко, а на размер MP3-файла это не влияет.

2.3. Про динамики, наушники и ламповый звук

Основная задача этой секции — показать производственный цикл выпуска подкаста и пояснить, почему нужно ориентироваться на слушателя с высококачественными наушниками (и плеером).

Производственная цепочка:

I — Запись

  1. В него говорят, а он отправляет полученный сигнал на компьютер. Микрофон. Записать звук качественнее, чем может ваш микрофон, не получится

  2. Профессиональные устройства делают это хорошо, покупные звуковые карты — средне, а интегрированные звуковые карты — плохо. Оцифровка (опционально) Если у вас аналоговый микрофон (XLR или с jack-разъемом подключения), звуковая карта компьютера должна оцифровать сигнал. Если у вас USB-Микрофон, то эта стадия пропускается, потому что он на выход выдает уже оцифрованный сигнал

  3. Вообще программы не портят звук, но можно накосячить в настройках, и на выходе получить не то, что вы хотели Запись исходника. Программа, запущенная на компьютере, записывает звук, полученный от микрофона, в аудио файл.

II — Производство

  1. Это единственная стадия, на которой можно улучшить звук путем наложения фильтров. Редактирование выпуска. Но все проблемы, которые прошли эту стадию, останутся навсегда

  2. MP3 портит звук. Преобразование в MP3 для выкладки в интернет. На плохих и средних акустических системах это не заметно, а на хороших уже вполне

  3. Выкладка на сервер

III — Прослушивание.

  1. Слушатель запускает ваш подкаст на каком-то устройстве. Проигрыватель. Если устройство выдает низкокачественный звук на разъем, никакие наушники не исправят ситуацию Качество этого устройства может быть очень разным, в диапазоне от дешевого телефона до hi-end аудио-плеера.

  2. Люди чаще всего слушают подкаст через наушники. Наушники. Звук, который льётся из студийных наушников и из “затычек”, купленных в Ашане — это два очень разных звука Их качество будет разным, и вы никак не можете на это повлиять.

Кто-то будет слушать на качественном оборудование, кто-то — на дешевых “погремушках”. Надо помнить, что вы совершенно не имеете власти над пунктами 7 и 8. Вы не сможете запретить использовать студийные наушники (как, например, делаю я) и вы не сможете уговорить людей отказаться от плохого ширпотреба (как, например, делает мой друг и соведущий подкаста).

Дополнительная информация

Из этого 2 вывода:

  • Если вы записываете подкаст на вебкамеру или встроенный микрофон ноутбука, забейте на качество звука, хорошим оно не будет. Просто расслабьтесь, ограничителем выступает ваш микрофон, слушателя не спасут хорошие наушники
  • Старайтесь записывать хороший звук. Потому что хороший звук всеми воспринимается нормой, а плохой расстроит обладателей хорошего оборудования

Поняли мы это на следующий день, но нам повезло — во время записи мы положили телефон на соседний стол, и этот телефон записывал наш выпуск. Пример из нашей жизни: Когда мы записывали наш пилотный выпуск, я перепутал настройки звукозаписывающей программы, и в итоге мы записали 2 часа тишины. Да, звук получился ужасным. В итоге мы решили не выкидывать выпуск, а выпустить его в том качестве, в котором есть. Если интересно — запустите любой из наших 20х выпусков, а затем запустите первый и вы поймете о какой разнице я говорю. Не настолько ужасным, что бы не выкладывать, но разница между этим выпуском и последующими слышно очень четко, и чем лучше наушники, тем сильнее очевидна эта разница.

Сейчас я включу режим “Капитан Очевидность” и проиллюстрирую ситуацию с помощью аналогии со светом. Вообще, если вы испортили звук, то это навсегда. в середине трубы есть сужение. Предположим есть трубка в форме гантели, т.е. Труба направлена на солнце, свет солнца проходит через трубку и выходит из другого конца.


Если смотреть по секциям:

  • Секция 1: Много света
  • Секция 2: Мало света. Труба сузилась.
  • Секция 3: Мало света. Труба расширилась, но это не важно. Что прошло через узкую секцию, то и прошло, больше (лучше) не стало

В ходе редактирования накладываем звуковые фильтры. Наше решение: Мы записываем звук на максимальном для наших микрофонов качестве (48 kHz 24bit). В общем, стараемся делать максимально качественно, но если где-то произошел косяк и упало качество звука, то не сильно переживаем. Перед выкладкой превращаем в MP3 на хорошем качестве. Если результат не вызывает сильного отторжения, мы выкладываем выпуск.

2.4. Про тихое помещение

Есть два аспекта: Очень важно, где записывать.

Если соседи делают ремонт, под окнами гоняют на мотоциклах или на лестничной клетке ругаются соседи, это услышат ваши слушатели, при этом не факт, что вы заметите эти шумы во время процесса записи выпуска — ведь вы будете увлечены разговором. Все посторонние шумы будут слышны на записи. Вы совершенно точно услышите эти шумы, когда будете редактировать или слушать получившуюся запись.

Эффект эхо есть в ванне, туалете и спортзале, но, оказывается, и ваша гостиная далека от идеала, если она достаточно большая и в ней нет мягкой мебели. Эффекты эхо — это та ложка дёгтя, которая испортит всю бочку мёда, ведь всем знаком термин “звук, как из бочки”? Ухом вам будет казаться, что все нормально, но на записи вы услышите, что это не так.

Если карман позволяет, то это лучший вариант, ведь там будут идеальные условия, но достаточно просто тихой комнаты, в которой нет эхо. И от шумов, и от эхо нужно избавляться, и студия звукозаписи для этого не обязательна.

Советы по выбору помещения — в секции “Дополнительная информация”.

Дополнительная информация

Когда звук плохой, многие звуковые артефакты просто не записываются, поэтому записать “звук из бочки” на веб-камеру можно одинаково плохо практически в любом помещении. Надо помнить, что чем хуже микрофон, тем меньше требований к помещению. Но уже для мало-мальски нормального микрофона выбор помещения очень важен.

Студия звукозаписи не нужна. По факту, нужно:
Решить вопрос с эхо. Итак. Варианты:

  • Снять студию звукозаписи (ха-ха-ха)
  • Найти помещение без эхо
  • Сделать помещение таким, чтобы эхо исчезло. Лучше, конечно найти, но если делать, то:
    а) развесить полотенца
    б) закидать комнату мягкими игрушками
    в) повесить ковры
    г) притащить мягкие пуфы
    д) и вообще сделать комнату “мечтой” человека, страдающего аллергией на пыль
    В этом случае, звуковые волны будут не отражаться от поверхностей, а поглощаться ими. Но, конечно, комната будет выглядеть не очень, ведь чем сильнее захламлена комната (особенно мягкими вещами), тем меньше эхо.

Варианты: Решить вопрос с звукоизоляцией.

  • Снять студию звукозаписи (ха-ха-ха)
  • Найти помещение с хорошей шумоизоляцией
  • Записывать тогда, когда вокруг нет людей и машин. Например:
    а) ночью
    б) на работе в выходные днём
    в) иное (мой любимый пункт)
    Делать звукоизоляцию в помещении я бы даже и не пытался. Во-первых, это дорого, а во-вторых — выливается в строительные работы (замена окон, звукоизоляция стен, звуконепроницаемая входная дверь и т.п.).

Не забывайте о мелочах. И кстати, не забывайте, что работающий холодильник, тикающие бабушкины часы, свистящий кулер ноутбука — это всё тоже будет на записи.

Звукоизоляцией мы не занимались, выпуски записываем в выходные на работе, когда в помещениях никого нет. Наше решение: Мы опытным путем подобрали помещение, где эффект эхо мал, и нашим микрофоном не улавливается. Машины нам не мешают — дорога находится относительно далеко.

3. Делаем покупки

3.1. Покупаем микрофон

Но кратенько: На эту тему написано много статей, поэтому полноценный обзор я делать не буду.

  1. Вам не нужен хороший микрофон, вам нужен нормальный микрофон. В моем понимании нормальный микрофон относится к дешевому студийному или дорогому офисному сегменту. Т.е. микрофон за 30 000 рублей — это пустая трата денег, а за 1 000 — неуважение к слушателям
  2. Крайне рекомендую USB микрофоны, потому что в сегменте “нормальный микрофон” они не уступают аналоговым, при этом задумываться об аудиокарте вам не придется, что облегчает использование
  3. У микрофона должна быть подставка или штатив, иначе его придется держать или как-то фиксировать подручными средствами, что неудобно
  4. У вас два варианта:
    а) Не забивать голову и купить микрофон из нашего списка (он ниже), выбирая по критерию “приемлемая цена”
    б) Начать изучать вопрос и выбрать микрофон, оптимальный для персонально ваших условий

Списки микрофонов и области знаний, которые нужно изучить, если браться за изучение предметной области, приведены в секции “Дополнительная информация”.

Дополнительная информация

  1. Если не забивать себе голову — список микрофонов:

  2. Если изучать тему, то предстоит разобраться со следующими вопросами:

Не то чтобы мы рекомендуем именно его, но нареканий на него у нас нет.
Наше решение: Мы используем Audio-Technica AT2020USB+.

3.2. Выбираем аудиоредактор

В этом вы сможете убедиться, пройдя по линкам №1, №2 и №3, однако разобраться в этой теме “без пол литра” едва ли получится. Тема “какой аудиоредактор выбрать” тоже достаточно подробно освещена в интернете. это отдельная индустрия, а лучше расскажу, на что именно следует обратить внимание. Я не буду делать обзор аудиоредакторов, т.к.

Абсолютно все программы выглядят так, словно они родом из 90х (впрочем, так оно и есть), и пока вы не привыкните, вам будет тяжело. Первое, что нужно сделать — смириться с тем, что по началу вы будете страдать от нелогичных пользовательских интерфейсов. Это касается всех программ, поэтому про выбор по критерию “выглядит красиво” можно забыть.

Этот “джентльменский набор” присутствует практически во всех нормальных редакторах, поэтому, если вы не собираетесь записывать музыку или быть профессиональным звукорежиссером, про выбор по критерию “больше возможностей” можно забыть. Второе, нужно выяснить — для редактирования выпуска нужно крайне мало “инструментов” из тех, что предлагают аудиоредакторы (конкретный список — в секции “Дополнительная информация”).

С точки зрения функционала для подкаста, в целом, без разницы, тем не менее мы рекомендуем выбирать платные, потому что они меньше глючат. Третье — нужно определиться, будете ли вы использовать бесплатные (opensource) или платные редакторы. С другой стороны, если вы когда-то работали со звуком, выбор opensource аудиредакторов может быть оправдан — они бесплатные. Также, в платных редакторах гарантированно присутствует полный “джентльменский набор” инструментов редактирования, который нужен для подкаста, в то время как в бесплатных каких-то функций может и не быть.

Итак, алгоритм выбора:

  1. Определиться, готовы ли вы платить деньги
  2. Если готовы платить, то:
    a) Берем название редактора из списка ниже и гуглим
    б) Смотрим на цену и картинки интерфейсов
    в) Далее два варианта:
    • Не париться. Если вы не оторопели от цены и внешнего вида конкретного аудиоредактора — покупаем его
    • Париться. Начинаем гуглить обзоры и видеоуроки. Их полно по каждому из софтов
  3. Если вы не готовы платить, то:
    a) Берем название бесплатного редактора из списка ниже и гуглим
    б) Паримся. Начинаем гуглить обзоры и видеоуроки

Обратите внимание, что для бесплатных редакторов варианта “не париться” нет.

Дополнительная информация

Список инструментов, которые вам точно понадобятся от редактора:

  • вырезать-вклеить кусок аудио
  • удалить аудиофрагмент
  • увеличить-уменьшить уровень звука (проще говоря, увеличить громкость)
  • нормализовать звук
  • уменьшить уровень звука одних частот и увеличить уровень других
  • наложить один звук на другой

Список аудиоредакторов:
Платные:

  • Cubase Еlements
  • Cubase Pro, Artist — тоже да, но они дороже, а их фичи не нужны
  • Apple Logic Pro
  • PreSonus Studio One
  • Sony Sound Forge
  • Adobe Audition
  • WaveLab
  • Sound Forge Pro
  • FL Studio
  • Apple GarageBand
  • Magix Samplitude
  • Cakewalk Sonar

Бесплатные и условно бесплатные

  • Free Audio Editor
  • Nero WaveEditor
  • Audacity
  • WavePad
  • AVS Audio Editor
  • GoldWave
  • Ardour
  • Wave Editor

Это разные программы для разных задач, но вам подойдут оба варианта, потому что в программе для записи музыки всегда есть функционал аудиоредактора. И напоследок — есть аудиоредакторы для редактирования звука, а есть программы для написания музыки. Поэтому, если вы смотрите видеообзор и видите, как выбранная вами программа используется для написания музыки, не удивляйтесь, такое бывает.

Наше решение: Мы используем платный редактор Сubase Еlements:

  • платный — потому что в платных меньше глюков
  • Cubase — потому что когда-то давно я с ним сталкивался и мне его было проще осваивать
  • Еlements — потому что он самый дешевый, а инструментов для подкаста более чем достаточно

3.3. Выбираем программу для записи звука

Умеет, и делает это хорошо. Вот это поворот.
А что, программа для аудио редактирования не умеет записывать? Но сложно.

Но мы, отредактировав и выпустив уже более 20 выпусков, Pro в редактуре (пока?) не стали. Если вы планируете стать Pro в аудиоредакторе, который вы для себя выбрали (вы ведь уже выбрали?), смело пролистывайте эту главу.

И чем проще она проще, тем лучше, в идеале в ней должны быть только кнопки “Старт” и “Стоп” Нужна программа, которая бы просто записывала звук с микрофона в том качестве, которое для него доступно, и делала бы это с простотой и безотказностью автомата Калашникова.

В секции “Дополнительная информация” список программ.

Дополнительная информация

А вот если у вас исходный аудиофайл не записался корректно, вам просто не с чем работать. Вся суть вопроса в том, что ошибки на этапе редактирования можно обойти, откатить назад или как-то компенсировать.

Пришлось заново записывать. Лично мы, прежде чем выработали это правило, умудрились испортить 2 выпуска.

Список программ (они все бесплатные):

  • UV SoundRecorder
  • Free Audio Recorder
  • Voicemeeter Banana
  • Moo0 Voice Recorder
  • любое стандартное приложение Window или Linux, которое может записывать в форматах без потери качества

Это не самая простая программа, есть проще, но она умеет записывать два микрофона в одну запись, а нам иногда это бывает нужно. Наше решение: Для записи самого выпуска мы используем Voicemeeter Banana.

3.4. Выбираем хостинг подкаста

Это тож, хорошо освещенная тема, поэтому я аксиоматичненько.

Функциональность хостинга:

  • хранить выпуски и описания выпусков
  • направлять во все проигрыватели RSS подкаста
  • самостоятельно регистрировать в Youtube и на других платформах
  • предоставление сервиса “скачать подкаст” (обычно кол-во скачиваний не ограничено)
  • предоставлять минимальный веб-сайт подкаста (обычно — убогий)
  • бэкенд для авторов — статистика, профилирование, монетизация и т.п.

Выбирать между ними — примерно как выбирать стиральный порошок: разница есть (вернее должна быть), но в чем она заключается, никто особо не понимает. Все нормальные хостинги платные.

Более дорогой тарифный план предполагает больше эфирного времени в месяц, расширенную статистику и программы по монетизации. Тарифные планы обычно начинаются от $15 в месяц. Если коротко, бесплатно — это неудобно. Есть бесплатные тарифы, но они либо раз в 3 месяца удаляют выпуск, либо есть лимит количества скачиваний, либо какое-то другое существенное ограничение. все полезные плюшки начинают работать на больших аудиториях слушателей. Я бы рекомендовал сразу брать платный вариант, но по минимальному тарифу, т.к. Вот несколько сравнений тарифных планов: Libsyn, PodBean, Transitor, SimpleCast и Castos.

Список продублирован в секции “Дополнительная информация”. Вот в этой статье перечислены десятки (!!!) сервисов-хостингов подкаста — выбирайте на вкус. Там же про бесплатный хост подкастов.

Дополнительная информация

Только, прежде чем начать это делать, подумайте над аналогией — “Linux бесплатен только для тех, кто не ценит свое время”. И все же можно использовать свой бесплатный хостинги подкастов.

Эта платформа доступна как в виде исходных кодов, так и в виде плагинов для NAS от Synology. Например, есть такая платформа — Podcast Generator. То есть делаете следующее:

  1. покупаете сетевое хранилище от Synology
  2. покупаете в него жесткие диски
  3. устанавливаете на него плагин и настраиваете его
  4. подключаете его к интернету
  5. радуетесь жизни

Вместо пунктов 1-3 можно собрать компьютер и установить на него Podcast Generator из исходников или инсталятором.

Никакой абонентской платы, всё здорово, но:

  1. не забываем, что компьютер тоже денег стоит
  2. софт надо настроить, и это лично ваши проблемы
  3. если в доме выключили свет, никто никакой файл подкаста не скачает — качают-то с вашего компьютера
  4. аналогично, если забыли оплатить интернет

Ниже название платных сервисов-хостингов подкаста (вдруг статью-ссылку закроют):

  1. Libsyn
  2. Buzzsprout
  3. Transistor
  4. Simplecast
  5. Podbean
  6. Castos
  7. Spreaker
  8. Blubrry
  9. Podcast Websites
  10. RedCircle
  11. PodServe.fm
  12. Podiant
  13. PodcastGIANT
  14. Backtracks
  15. audioBoom
  16. Megaphone
  17. Whooshkaa
  18. Pippa
  19. OmnyStudio
  20. Podcast Blastoff
  21. Zencast.fm
  22. Pinecast
  23. PodOmatic
  24. ShoutEngine
  25. Podigee
  26. Squarespace
  27. Anchor
  28. SoundCloud
  29. Podcasts.com

Не то, чтобы он лучший или самый дешевый — просто так исторически сложилось, и причин менять хост мы пока не видим. Наше решение: Мы храним наш подкаст в Libsyn.

3.5. Сайт-визитка

Я не буду говорить за все хостинги, но 100% того, что видел лично я — убожество. Все подкаст-хостинги предоставляют минимальный сайт-визитку. Да, разница есть, но существенная ли? Чтобы вы понимали степень убогости — вот наш сайт на страничке подкаст-хоста (на который мы забили и оставили его в режиме “по умолчанию”), а вот сайт мегапопулярного англоязычного подкаста, который подкастингом деньги зарабатывает.

Поэтому, если вы хотите сайт-визитку, делайте отдельно стоящий сайт и размещайте на нем ссылки на выпуски.

Дополнительная информация

Есть отдельный и очень дискуссионный вопрос “а нужен ли сайт подкаста”, и мы вполне допускаем, что ответом может быть “нет, не нужен”.

Но мы не до конца уверены, что это нужно было делать. Наше решение: Мы долго думали и всё же решили сделать свой сайт-визитку отдельно от хостинга подкастов.

4. Записываем и выпускаем

Мы разобрались и с хостингом, и помещением для записи, и даже с сайтом-визиткой. Итак, мы выбрали и редактор, и микрофон. Давайте записывать?

4.1. Запись выпуска

Могут быть следующие варианты:

  1. Вы в одном помещении и записываете на 1 микрофон. Вам придется сесть рядом друг с другом и повернуться в сторону микрофона, а микрофон повернуть диаграммой направленности на вас. На выходе у вас получится один аудио-файл, который и надо будет отредактировать. Единственная тонкость — микрофон должен быть направлен так, чтобы всех записывать с одной громкостью

Если вас больше двух, кто-то будет сидеть ближе к центру диаграммы направленности микрофона, и на записи будет казаться, что он говорит громче других. Подход работает для 1-2 человек.

  1. Вы в одном помещении и у каждого по микрофону. Классическая студийная история. Идеальный вариант. Но в несколько звуковых дорожек это лучше не записывать (когда каждый микрофон пишет свой аудио файл), потому что будет эффект эхо — каждый говорящий будет записан на все микрофоны, а не только на тот, в который он говорит

Как например, VoiceMeeter Banana или ряд других, но помните, что вам придется разбираться с настройками софта. Для записи в одну аудио дорожку вам потребуется софт, который умеет микшировать звук.

  1. Вы в разных помещениях. Вы говорите, например, по Skype, а параллельно каждый записывает отдельно себя. Это работает, когда у вас на голове наушники и звук голоса собеседника не попадает в ваш микрофон. Если вы вдвоем записываете выпуск, то аудиофайлов у вас будет три:
    • Звук с хорошего микрофона №1
    • Звук с хорошего микрофона №2
    • Разговор в скайп (когда говорят оба)

Зачем нужны три файла, объясню чуть позже в блоке “Редактирование выпуска”.

мессенджеры специально заточены на сжатие звука, чтобы работать на плохих каналах связи. Важный момент — не надо пытаться брать для публикации запись разговора в Skype, т.к. Сжатие звука — потеря качества, а про неё мы уже говорили.

Дополнительная информация

Вообще вариантов записи масса, но я описал три самых основных.

Наше решение: Мы записываем в одном помещении на один микрофон.

  1. В одном помещении — потому что эмоционально легче вести выпуск
  2. Один микрофон — потому что
    а) с двумя микрофонами надо морочиться с софтом
    б) наш микрофон достаточно хорош, чтобы обеспечить хорошее качество записи и в одиночку

4.2. Редактирование выпуска

Кашель, запинки, перерывы на кофе — всё это будет в ваших исходных аудиозаписях, и оно не должно попасть в production. От исходной записи совершенно точно что-то придется отрезать.

Могут быть следующие варианты:

  1. У вас один исходный файл (или несколько последовательных файлов). Тут все банально — открываете редактор, создаете проект, загружает файл, редактируете его (отрезая лишнее и склеивая, так чтобы казалось что нет швов), добавляете фильтры, экспортируете в MP3. Всё
  2. У вас несколько параллельных файлов. Вот тут всё становится интереснее. Конкретный пример — запись через Skype, подкаст ведут 2 человека. У одного из них зазвонил телефон — служба доставки. Нужно отрезать кусок диалога с курьером

Мы должны сделать всё тоже самое, что и в пункте 1, но есть нюансы:

  • Мы не можем использовать запись скайпа для выпуска подкаста (потому что она плохая)
  • Нам надо совмещать разные микрофоны
  • Когда отрезаешь кусок записи с одного микрофона, записи рассинхронизируются.
  • Всегда можно синхронизироваться с эталонной записью скайпа

В секции “Дополнительная информация” — объяснение с картинками.

Дополнительная информация

Далее мы находим события в записи, по которым визуально можно выровнять микрофоны. В середине аудиозапись скайпа. В точке 1 я сказал “Привет!”, в точке 2 мне ответили на приветствие. Точки 1 и 2 — такие места. У нас есть общее событие — смех, и есть элементы, которые нужно удалить. Теперь, если я удалю запись скайпа и оставлю две отдельные записи микрофонов, то получившаяся запись и будет аналогом Skype диалога, но в хорошем качестве.

Теперь запись выглядит так. Выделено синим.

Мы можем и должны удалить звук чихания, но после того, как мы это сделаем, у нас разъедется совместное событие.

Для того чтобы синхронизировать события, разрезаем запись и сново выравниваем по записи Skype.

Теперь звукозапись скайп можно удалить (или выключить у неё громкость) и выгрузить проект. Пока мой друг слушал меня, он чихнул.

Наше решение: У нас один исходный файл

4.3. Про джинглы и звуковые схемы

Это ваша “визитная карточка”. Джингл — это звуковая заставка, уникальная для каждого подкаста. Обязательно нужно заморочиться и найти себе какую-то уникальную фишечку-заставку.

В общем случае классический отредактированный подкаст схематически выглядит вот так:

Дополнительная информация

Затем сам подкаст, возможно с фоновой мелодией (чтобы подавить шум), а возможно и без неё. Сначала заставка-интро, которая может (скорее должна) включать джингл. В конце заключение и сходящий на нет звук.

В секции “Дополнительная информация” ещё несколько схем монтажа подкаста.

Тоже самое, что и в классической версии, но есть вступление, которое слабо связано с самой темой выпуска. Но есть и другие схемы. Так слушатель привыкнет и будет знать, что если пикнуло 3 раза — будет рассказ про кино, если 2 долгих гудка — про музыку, а 1 короткий — обсуждение погоды. Это могут быть шутки, новости или обсуждение падения кометы — что угодно, а уже потом заставка, и далее по классике.

Сам подкаст может быть разрезан на секции путем монтажа звуковых заставок. Короче, собака Павлова в действии.

Короткий диалог — обычно не совсем вступление, а скорее кусок выпуска на 5-10 минут.
А вот наша схема, которая используется в большинстве выпусков (но не во всех). В конце иногда бывает пауза и без объявления (неожиданно) какое-то послесловие. Затем джингл (заставка) и основной выпуск.

Наша звуковая схема описана в секции “Дополнительная информация”. Наше решение: Мы используем музыкальный джингл (заставку).

4.4. Про фоновый шум

Ушами это не заметно, до тех пор, пока не раздается идеальная тишина, а её вы можете получить путём удаления участка записи. Микрофон, который записывает тишину, все равно улавливает некий фоновый звук. И такое чередование сильно портит ощущение от прослушивания.

Варианты решения в секции “Дополнительная информация”.

Дополнительная информация

Есть два варианта решения проблемы.

Скопировать фоновый шум из другой части записи и вклеить в разрывы.

Наложить фоновую мелодию, которая по громкости должна быть сильнее фонового шума, тогда вырезанные куски будут незаметны

Наше решение: Мы копируем фоновый шум в вырезанные куски, фоновую мелодию не используем.

4.5. Про фильтры

Фильтры — это как духи для подкаста: если всё плохо, то ароматизатор не поможет; если просто чуть-чуть плохо пахло — побрызгал и всё хорошо.

набор доступных фильтров различается для каждого аудио-редактора, но мы точно знаем, что их надо использовать. Мы не можем дать конкретных рекомендаций, т.к.

Пара рекомендаций в секции “Дополнительная информация”.

Дополнительная информация

Если вы не профессионал в звукозаписи, я очень рекомендую просто пробовать разные фильтры и смотреть, что получается.

  1. Наложите частотный фильтр. Сделайте низкие частоты потише (по простому это называется уберите басы), а высокие погромче. Послушайте что получилось. Не понравилось — поменяйте
  2. Используйте нормализацию, чтобы уровень звука в течении подкаста менялся не сильно
  3. Используйте огибающую в случаях, когда нужно уменьшить уровень конкретного участка звука
  4. Используйте подавление фоновых шумов (если запись шумная)
  5. Почитайте инструкцию к вашему платному аудиоредактору, там точно описаны все доступные фильтры

Даже не знаю, что добавить... Наше решение: Да, мы всегда используем фильтры.

4.6. Про Show Notes, а также про то, зачем слушать свой подкаст

По-русски можно сказать “заметки к выпуску”. Show Notes — это англоязычное название текста, сопутствующего выпуску подкаста. Например, вы в подкасте обсуждали шиншилл, но если ваш слушатель их ни разу не видел, ему будет сложно понять, как они выглядят. Обычно в этих заметках указывают ссылки на темы, которые обсуждали. В Show Notes можно просто дать ссылочку на то, как выглядит шиншилла, и вопрос закрыт. Как крыса — нет, как кролик — нет, как морская свинка — нет.

Нужно это для двух вещей: Если в вашем подкасте несколько ведущих, было бы недурно, чтобы перед публикацией подкаста его послушали все участники.

  1. Заполнить Show Notes
  2. Найти ляпы и куски аудио, которые забыли вырезать

Дополнительная информация

И я сам, как слушатель других подкастов, тому подтверждение — я очень редко туда заглядываю. Статистика опросов нашей аудитории говорит о том, что эти заметки читают редко. С другой стороны, когда я заглядываю по ссылке, я крайне заинтересован темой, и если бы этой ссылки не было, я, как слушатель, расстроился бы.

В общем, хороший Show Notes — признак качества подкаста, и его надо делать.

Один редактирует, другой прослушивает файл перед выкладкой. Наше решение: Мы редактируем выпуски по очереди. Show Notes составляем вместе.

4.7. Публикация подкаста

Дальше публикация. Выпуск записан и отредактирован, Show Notes составлен. Дальше начинается интересное. Сам процесс выкладки на хостинг подкастов я пропускаю, потому что он довольно прост и сильно зависит от выбранного хостинга. Процесс выглядит так:

  1. Сразу после публикации подкаста ваш хост направляет ваш выпуск в Youtube, SoundCloud и в другие (заранее настроенные) места. Делает он это автоматически, но за ним лучше проверить
  2. Ваш сайт-визитка от хостинга подкастов пополняется публикацией автоматически, но если вы сделали ещё и свою сайт-визитку, то вам нужно самим опубликовать новость
  3. Публикуете во всяких Telegram, VK, Facebook и других местах, которые для вас важны, но куда ваш хост не умеет автоматически
  4. Теперь обновленный RSS доступен всем подкаст-плеерам для скачивания, и все те плееры, которые знают о существовании вашего подкаста, могут его скачать

Правильно! А что же делать с теми подкаст плеерами, которые о вас не знают? Это разовая процедура, но её придется сделать практически для всех плееров. В них нужно зарегистрировать ваш подкаст. Подробности в секции “Дополнительная информация”.

Дополнительная информация

После того, как ваш подкаст проверят (что он действительно подкаст, что он соответствует формату и т.п.), ваш RSS добавят в базу, и вы будете доступны для скачивания. Суть регистрации — сказать “Я владелец подкаста, вот мой RSS, хочу публиковать свой подкаст у вас”. Вам надо зарегистрироваться в:

  • iTunes
  • Google podcast
  • player.fm
  • Podcast addict
  • и других плеерах

Везде по-разному, поэтому пошаговую инструкцию не пишу, зато напишу как их (пошаговые инструкции) искать. В некоторых плеерах нужно просто отправить письмо на email, в некоторых пройти полноценную процедуру регистрации (как, например, в iTunes).

Если вписать просто “Submit your podcast to “, автозаполнение предложит вам названия наиболее популярных запросов. В гугл запрос: “Submit your podcast to ***”, вместо звездочек название плеера.

Но хорошая новость — сделать это нужно один раз. Да, это боль. И последняя хорошая новость, вам не нужно регистрироваться везде разом, вы можете делать это с течением времени. Ещё хорошая новость, что многие плееры обмениваются базами подкастов.

Наше решение: Мы зарегистрировались в крупных плеерах, на некоторые небольшие (или не популярные в России) плееры мы забили, нопо чуть-чуть добавляем новые платформы.

4.8. Монетизация

Есть 4 метода получения прибыли:

  1. Монетизация от хостинга подкаста. Это встроенная в хостинг функция, и если её включить, то к вашему выпуску будет добавляться реклама. За количество прослушиваний вам капает копеечка
  2. Реклама, транслируемая лично вами. Вы нашли рекламодателя, он платит вам деньги, а вы зачитываете хвалебные речи про его продукт
  3. Продажа сувенирной продукции. Кружка с вашим логотипом стоит не 100 рублей, а 1 000. Кружку покупают у вас не потому, что она очень хороша, а потому что таким образом говорят вам “Спасибо за подкаст!”
  4. Целевой донат пользователей. Например, через Patreon или другие платформы. Сугубо добровольное дело

Детали, как обычно, в секции “Дополнительная информация”. Хотите денег — выбирайте что-то из пунктов 1-4 в соответствии со своей совестью.

Дополнительная информация

Проблема в том, что реклама слабо таргетированная. Монетизация от хостинга подкаста — Полная аналогия с Youtube — “До окончания рекламы осталось 10 секунд, ролик начнется после”. я, например, программист, а мне про бальные туфли втирают. Т.е.

Допустим, производитель шерстяных носков решил нанять вас, чтобы вы предложили эти носки вашей аудитории. Реклама, транслируемая лично вами. Сто рублей за пару! И вы в течении подкаста зачитываете текст “Носки вязаные вручную отборными бабушками! Ну а рекламодатель платит вам так как, вы договоритесь. Все на сайт производителя!”.

Технически это интернет-магазин. Продажа сувенирной продукции. По сути — добровольный донат, потому что у вас клевый подкаст.

По сути тоже самое что и сувенирка, но без ненужной материальной атрибутики. Целевой донат пользователей. Правда есть вопрос налогооблагаемости этой истории. Например — лично мне кружка с логотипом подкаста не нужна, а денег я бы был готов перевести. Это же прибыль в чистом виде.

Поэтому у нас нет ни рекламы, ни интернет-магазина. Наше решение: Для нас подкаст это хобби, и зарабатывать на нем мы пока не планируем. Мы её изредка на конкурсах разыгрываем и дарим. Сувенирка у нас есть, но она подарочная. Вот, например, хабоюзер chiliec в нашей футболке.

4.9. Темы, которые есть, но о которых мы не говорили

Сейчас я просто перечислю список тем, чтобы и самому не забыть, и вам намекнуть, что тема выпуска подкастов сильно шире. Когда этих тем наберется много, и если у меня останется запал, возможно, я напишу пятую главу этой статьи (но это не точно). Итак:

  • Работа с аудиторией — нужно вести диалог со слушателями.

  • Вам противен ваш голос — по началу это так и будет.

  • Русский язык — очень важно уметь правильно и доходчиво разшоваривать.

  • Составлять ли список тем выпусков (или “с листа” жечь) — без комментариев.

  • Что делать, если темы разговоров иссякают — и как этого избежать.

  • Статистика — где что и как скачивает.

  • PR — это ещё одна работа.

Услышимся на волнах “В бесконечность и далее”! Спасибо, что осилили этот фундаментальный труд.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть