Хабрахабр

[Из песочницы] Согласие на обработку данных по GDPR: подробный разбор

Эти основания можно условно разделить на две большие группы. GDPR (или «Регламент») содержит несколько оснований для обработки персональных данных. В данной статье рассматриваются условия правильного оформления согласия на обработку персональных данных, и не затрагиваются особенности обработки по иным основаниям. Это обработка на основании личного согласия носителя (владельца) персональных данных, и обработка на иных основаниях.

Статья представляет собой краткую выжимку и мою интерпретацию Руководства по согласию в соответствии с Регламентом 2016/679 (Guidelines on consent under Regulation 2016/679) («Руководство») и некоторых документов, на которые есть ссылки в Руководстве.

Как правильно оформить

Согласие на обработку персональных данных – это средство безопасности, которое дает вашей компании свободу (пусть и ограниченную) в сфере обращения с персональными данными.

Несоблюдение любого из них может привести к ситуации, когда полученное согласие окажется полностью или частично недействительным, а ваша компания – под угрозой штрафов. Существуют базовые условия, которым должно отвечать согласие на обработку персональных данных.

евро или 4 % от глобального оборота компании за предшествующий финансовый год, в зависимости от того, что выше (Статья 83(5)(a) Регламента).
Штрафы GDPR за неправильно оформленное согласие: до 20 млн.

Четыре базовых условия правильно оформленного согласия: согласие дается свободно, является конкретным, информированным и выражено недвусмысленно. Дополнительное, пятое условие: согласие должно быть явно выраженным при особых обстоятельствах.

Рассмотрим каждое из условий подробнее.

Согласие дается свободно

Согласие считается данным свободно, если у владельца персональных данных есть реальный выбор, дать его или нет, и на каких условиях. Для определения степени свободы применяются критерии: привязки к условиям, дисбаланса возможностей (или полномочий) между владельцем данных (частным лицом) и контролером (тем, кто их обрабатывает); возможности дробления целей, в отношении которых дается согласие; негативных последствий отказа дать согласие.

Привязка к условиям

Обрабатываемые данные не являются необходимыми для оказания услуги или заключения (выполнения) договора. Согласие не является свободным, если согласие представляет собой часть договора, которая не подлежит обсуждению или изменению по инициативе владельца данных. Или же услуга будет оказана в усеченном виде, на более худших условиях (например, ограниченный функционал).
Без дачи согласия человек не может получить основную услугу, заключить или исполнить договор.

Подробнее см. Если договор допускает обсуждение или изменение его условий, размещение текста согласия в тексте договора вместе с иной информации все равно считается неправильным способом информирования о запросе согласия. Согласие является информированным.

Пример из Руководства: Сервис по редактированию фотографий запрашивает согласие на обработку геолокационных данных о месте нахождения человека. Сервис уведомляет пользователя, что данные о месте нахождения собираются в целях изучения поведения пользователя и рекламирования товаров и услуг. Очевидно, что сама по себе услуга редактирования не требует сбора геолокационных данных, и в этом случае выданное согласие может быть признано недействительным.

Геолокационные данные для сервиса обработки фотографий могут быть включены в согласие, если предоставляется отдельная услуга редактирования фотографий с привязкой к местности, в которой была сделана фотография. На мой взгляд, в ситуации, описанной выше, допустимы исключения. Это возможно в режиме реального времени (автоматическое редактирование в момент снимка) или пользователь соглашается, что сервис будет запоминать место, в котором была сделана фотография, и затем будет предлагать название местности для редактирования. Представим, что пользователю интересно, чтобы сервис сам указывал на фотографии точное название местности, где она была сделана.

Несогласие с обработкой дополнительных данных, не нужных для работы основного сервиса, может приводить только к невозможности использования дополнительного сервиса, но не основного. Во всех случаях, когда планируется обработка данных, выходящих за пределы явно и однозначно необходимых для предоставления сервиса или заключения/выполнения договора, такая обработка должна быть связана с оказанием  дополнительной услуги.      
Дисбаланс возможностей

Дисбаланс возможностей присутствует в отношениях работодателя и работника. В более выгодном положении всегда находятся органы власти и им подобные структуры. Если ваша компания принимает на работу (в любой форме) частное лицо из Евросоюза, к оформлению его согласия на обработку персональных данных необходимо относится очень серьезно. Регламент и Руководство рассматривают человека, который дает согласие, как изначально находящегося в неравных условиях. Таким компаниям стоит иметь в виду, что их сотрудники из России, Украины или других стран СНГ, получая легальный статус для пребывания в ЕС, автоматически подпадают под защиту правил GDPR. Это особенно актуально для компаний, активно использующих перевод сотрудников в офисы в странах Евросоюза.

В этом случае обработка полученных данных будет проводиться уже не на основании согласия, а на другом легитимном основании – необходимости выполнения заключенного договора (Статья 6(1)(b) Регламента). Пример: Часто применяемый для программистов (и иных удаленных сотрудников) способ учета рабочего времени через регулярные скриншоты с монитора. Для исключения или хотя бы минимизации риска принуждения сотрудника к согласию на отслеживание данных с его экрана, желательно в любой договор с таким сотрудником или независимым исполнителем (подрядчиком) включать условие о мониторинге рабочего времени через данные экрана.

При всей очевидности для вас этого факта, не гарантировано, что при конфликте контролирующий орган не потребует каких-то документальных подтверждений такой практики.
Если же данное условие по какой-либо причине не включено в договор, то при получении согласия вашего сотрудника необходимо будет обосновать, что такая практика является широко распространённой в среди работодателей: Заключение 15/2011 об определении согласия / Opinion 15/2011 on the definition of consent.

Вместе с тем, они содержат определенные примеры и толкования правил Регламента. В соответствии с Правом Европейского Союза, заключения не относятся к обязательным для применения нормам права. (Даже если заключения были выпущены до принятия GDPR, они послужили основной для разработки Регламента и могут приниматься во внимание контролирующими органами и судами).
Заключения предоставляют всем участникам обработки персональных данных лицам и государствам ЕС унифицированный подход к применению норм GDPR.

Я бы рекомендовал всегда заранее обсуждать вопросы мониторинга с сотрудником. Желательно убедиться, что использование скриншотов не будет вынужденным для него и не повлияет на случайный сбор каких-либо персональных данных, не требующихся для выполнения работы по договору.

В этой ситуации лучше обеспечить его дополнительным, рабочим компьютером. Пример: Сотрудник вынужден использовать личный компьютер не только для работы на вашу компанию, но, скажем, и для наблюдения за инвалидом, или престарелым членом семьи в режиме реального времени. Просто же ограничить сотрудника в праве использовать Интернет или внутреннюю сеть для личных нужд нельзя, такое ограничение требует серьезных оснований. Иначе вы рискуете случайно собрать данные о третьих лицах.

(Подробнее о нюансах обработки персональных данных в электронных коммуникациях можно узнать из Рабочего документа по наблюдению за электронными коммуникациями на рабочем месте / Working document on the surveillance of electronic communications in the workplace).

Вместо использования согласия старайтесь тщательнее продумать ваши бизнес-процессы и указывать случаи обработки персональных данных в договорах, которые вы заключаете. В любых отношениях, где присутствует дисбаланс возможностей, лучше избегать обработки данных на основании согласия. Вашей компании придется всегда быть готовой пройти тест на свободу воли ваших сотрудников при выдаче согласия. Согласие зачастую является сложным в оформлении и неудобным инструментом в системе «работодатель — работник».

Дисбаланс возможностей между вашей компанией и частным лицом из Евросоюза может быть там, где отказ от дачи согласия на ваших условиях ведет к любым негативным последствиям для такого лица. Перечень случаев дисбаланса открытый и не ограничен работодателями или органами власти. В том числе, к дополнительным материальным издержкам.

Отказ в даче согласия на ваших условиях не позволит покупателю из Евросоюза выгодно купить у вас данный товар или воспользоваться вашим сервисом. Пример: Ваша компания продает товары или предоставляет сервисы, которые сложно заменить в силу и уникальности или даже вашей более выгодной цены по сравнению с конкурентами. В результате, ему придется заплатить за них дороже другому поставщику.

Дробление целей

Как правило, такая возможность всегда есть. Если есть возможность разделить цели получения согласия – их нужно разделить. У человека должен быть простой и понятный выбор: дать или не дать согласие по конкретной цели обработки.

Но не согласен, чтобы вы передавали его данные вашим партнерам. Пример: Пользователь согласен, чтобы вы рассылали ему сведения об обновлении вашего программного продукта. В такой ситуации нельзя формулировать запрос вот так:

«В целях обновления продукта я настоящим соглашаюсь на получение от /.../ уведомлений о выходе новых версий, в том числе получать уведомления об обновлённом/добавленном функционале, реализуемом партнерами /.../, для чего соглашаюсь с тем, что /.../ может передавать мои персональные данные своим партнерам по своему выбору».

Это поможет вам не только избежать обвинений в сборе данных неким массивом, без конкретизации, но и понять, что и зачем вы собираете, используете и храните, как долго это нужно хранить. Я рекомендую при получении согласия (и в целом при обработке на любых иных основаниях) максимально дробить (детализировать) виды собираемых данных, цели их получения и всю иную необходимую информацию. При получении любых запросов на изменение или удаление данных вы всегда сможете оперативно их изменить или удалить, без вреда для остальных данных.

Начиная от повторного подписания (одобрения) такого документа у самого владельца данных, до повторного прохождения процедуры согласования внутри собственной компании. Если же вы включили персональные данные в единый документ (договор или какую-либо громоздкую форму, анкету и т.п.), то для их удаления или изменения вам потребуется выполнить множество формальностей.

Негативные последствия

Человек может отказаться дать согласие в отношении персональных данных, которые явно не являются необходимыми для оказания ему какой-либо услуги, исполнения договора. Их не должно быть. И это не должно приводить к отказу в оказании ему услуги или к ее оказанию на худших условиях.

Повторюсь, что любые данные, которые не нужны для работы основного сервиса, могут обрабатываться на основании согласия, даваемого в отношении какой-либо дополнительного сервиса или дополнительной привилегии (льготы, скидки и пр.), которую предоставляет ваша компания. Избежать негативных последствий просто. И привязать получение дополнительных данных к возможности получить расширенный функционал. Я бы рекомендовал для тех данных, которые вы хотите собрать и обрабатывать, но не уверены, точно ли они необходимы для работы основного сервиса, выделить из основного функционала какой-то дополнительный (если это технически возможно).

Согласие является конкретным

Конкретность обеспечивается соблюдением следующих условий:

  • цели, для которых обрабатываются данные, должны быть конкретными, ясно выраженными и обоснованными;
  • согласие должно запрашиваться с дроблением целей (здесь повторяется требования о дроблении, см. выше); и
  • информация, предоставляемая при получении согласия, должна четко отделяться от информации по остальным вопросам (см. также Согласие является информированным).

Пример из Руководства: Оператор кабельного телевидения собирает персональные данные пользователей и направляет им персональные предложения о новых фильмах, на основе пользовательских предпочтений. Спустя время, оператор решает допустить третьих лиц демонстрировать целевую рекламу своим пользователям, тоже на основе пользовательских предпочтений. Здесь оператору нужно получить новое согласие от своих пользователей, в отношении новой и самостоятельной цели.

Рекомендации по определению целей можно найти в Заключении 03/2013 по ограничению целей (Opinion on purpose limitation). Рассмотрим, как правильно указывать и формулировать цели обработки данных в соответствии с Регламентом.

В частности, формулировки «улучшение пользовательского поведения», «в маркетинговых целях», «в целях безопасности информационных технологий» или «для будущих исследований» обычно не являются правильными в рамках GDPR. Цель обработки не должна быть сформулирована неявно (размыто) или слишком обобщенно. Излишняя детализация может привести к обратному эффекту – информация о цели дачи согласия будет перегружена сложными для понимания терминами. В то же время, Заключение 03/2013 рекомендует всегда сверяться с каждым конкретным случаем получения согласия. Это, в свою очередь, нарушит одно из фундаментальных требований Регламента – использовать понятный и простой язык любых документов по обработке персональных данных.

В Приложении 3 к Заключению 03/2013 приводятся примеры, как можно формулировать цели в зависимости от ситуации.

В этом случае допускается указать просто «маркетинг» в качестве цели для сбора данных об именах, адресах и телефонах клиентов, т.к. Пример A: Местный магазин, торгующий одеждой и рассылающий свои каталоги о новых коллекциях ограниченному количеству местных жителей. При этом каталог позволяет купить коллекции, которые еще не поступили в широкую продажу и не доступны другим покупателям. у магазина ограниченный круг покупателей, все покупатели хорошо понимают, что речь идет только о получении каталога с одеждой. речь идет о дополнительной услуге, отказавшись от которой покупатели все равно смогут приобрести ту же одежду, только позднее. Т.е.

Пример B: Если речь идет о глобальной торговой площадке, собирающей множество данных и использующей сложную аналитику пользователей и их поведения для таргетированной рекламы и персональных предложений, необходимо детализировать каждую цель обработки данных; в том числе, указать критерии принятия автоматизированных решений на основе профилей пользователей.

Заключение 03/2013 советует применять многоуровневые или «слоеные» (layered) уведомления о целях обработке данных, а именно:

Таблички содержат краткую информацию об обработке: ссылку на веб-сайт и/или имя компании, ответственной за нее. Пример C: На здании размещены таблички, позволяющие немедленно уведомить посетителей о том, что ведется видеонаблюдение. На самом же сайте размещена подробная Политика, регламентирующая обработку данных и права владельцев персональных данных. Такой прием позволяет в дружественной и простой манере оперативно информировать об обработке персональных данных.

Например, при телефонном разговоре с банками воспроизводится автоматическое уведомление о записи разговора. Многоуровневый способ информирования сегодня применяется все большим числом офф- и онлайн сервисов. Если дальнейшие действия посетителя веб-сайта предполагают сбор иных данных (например, при заполнении формы), вновь запрашивается согласие на обработку и дается ссылка на документ с подробной информацией. При заходе на страницу веб-сайта посетитель видит короткое уведомление о сборе куки, в котором содержится ссылка к Политике конфиденциальности или же к Политике обработке куки.

Согласие является информированным

Руководство рекомендует минимальный набор сведений, которые должен получить владелец данных перед тем, как дать свое согласие. Это информация о:

  • том, кто собирает данные (контролере), позволяющая его идентифицировать;
  • целях обработки;
  • видах обрабатываемых данных;
  • праве на отзыв согласия;
  • как данные используются для принятия автоматизированных решений (если такие принимаются);
  • о возможных рисках передачи данных лицам из стран вне Евросоюза, без адекватного уровня защиты персональных данных и без принятых мер защиты.

Остановлюсь на паре пунктов, на которые не всегда обращают внимание.

Я рекомендую, чтобы эта информация была легко доступна из запроса на дачу согласия, и была бы достаточна для идентификации в соответствии с личным законом  соответствующего государства, применимым к той или иной компании. Во-первых, информация о том, кто собирает и/или обрабатывает данные.  Указать просто фирменное наименование вашей компании недостаточно. Нужно убедиться, что на сайте или в Политике конфиденциальности есть прямое указание наименования, адреса и/или идентификационных номеров вашей компании. Если же данные будут обрабатываться группой компаний, нужно перечислить все компании такой группы.

Под личным законом понимается закон государства, которым регулируется статус юридического или иного лица, определяется требования к наименованию, порядку регистрации, и т.д.

Во-вторых, манера (способ) информирования. Запрос на согласие должен содержать достаточно информации и использовать краткий язык, понятный среднестатистическому человеку. Недопустимо, чтобы согласие было скрыто в тексте, в том числе путем конструкций вроде «я осознаю, что…» и аналогичных им. Отсылки на многостраничные Политики обработки персональных данных и аналогичные документы, если при этом основная информация не дается в легкой и понятной форме в момент получения согласия, тоже недопустимо.

Рекомендуется выделять текст согласия соответствующим заголовком.

Пример: Для сервисов мобильных приложений, где размер экрана существенно затрудняет прочтение документов, особенно таких, как лицензии на пользование сервисом и пр., я бы рекомендовал запрос на согласие вынести в отдельную страницу (экран). Не беда, если ваше приложение дважды или трижды запросит пользователя проставить отметки в чек-боксе о согласии на обработку их данных, и о согласии с условиями лицензии. Хуже, если вы сделаете согласие разделом в конце многостраничного документа, пролистать (не говорю уже о «прочитать») который даже до середины сможет не каждый. Тогда есть риск, что ваш запрос будет признан ущербным с точки зрения надлежащего информирования, а само согласие – несвободным.

Согласие выражено недвусмысленно

Это требование тесно связано с требованием об информированности и, в частности, со способом информирования / запроса на дачу согласия. Согласие должно быть дано путем заявления или четкого утвердительного действия. Молчание или бездействие не может считаться согласием. В этом случае предполагается, что согласие не дано.

Это может быть все что угодно, в том числе запись устных переговоров. Формы согласия (путем заявления) включают в себя не только заявления в письменной форме. При записи разговора обязательно информирование о сборе данных и о том, что запрашивается согласие.

Вместо собственноручного проставления отметки о согласии используется отметка, проставленная сервисом (веб-сайтом) по умолчанию. Встречаются ситуации, когда сервис или веб-сайт запрашивает согласие онлайн через заранее отмеченный чек-бокс, и что-то вроде кнопки «Далее». для отказа от согласия пользователю онлайн сервисов необходимо провести отмену заранее предустановленных одобрений. Здесь согласие считается выраженным неопределенно, т.к.

Одновременно с бронированием билета они проставляют ваше согласие с покупкой страховок от отмены рейса, потери, страхование жизни и прочие услуги. Часто такими предустановленными чек-боксами «грешат» сервисы по бронированию билетов, отелей и прочие. Важно то, что даже если клиент согласится (случайно) с покупкой такой страховки, вряд ли он мог дать свое информированное и недвусмысленное согласие на передачу своих данных третьим лицам (страховым компаниям и прочим). Оставим за рамками данной статьи законность такого способа продажи дополнительных услуг.

Согласие должно быть явно выраженным при особых обстоятельствах

Для ряда случаев Регламент GDPR требует, чтобы согласие было явно выраженным. Как правило, это ситуации сбора специальных категорий данных (например, о здоровье), передачи в третьи страны без адекватного уровня защиты персональных данных, или принятия автоматизированных решений в отношении владельца данных. Здесь рекомендуется (хотя не требуется в жесткой форме) оформлять согласие в виде документа (формы), подписанного владельцем данных. Согласие может выражаться и иными способами: направлением фото документа, электронного письма и т.д. Допускается фиксировать согласие путем записи устных переговоров, если во время разговора сообщается вся необходимая информация.

Например, в отдельном электронном письме указывается, для каких специальных целей запрашивается согласие, какие данные будут обрабатываться. Пример из Руководства: Для специальных ситуаций рекомендуется применение двух- или многоуровневых подтверждений согласия. Это позволяет убедиться, что пользователь не случайно проставил отметку в чек-боксе или направил ответное письмо, не дочитав запрос до конца. Пользователя просят направить ответное письмо со словами «Я согласен».

Отзыв согласия

image

Как лучше реализовать механизм отзыва согласия

Помните, что отзыв согласия должен быть реализован таким же легким способом, каким давалось согласие. Хотя Регламент не требует, чтобы механизм отзыва согласия на 100 % совпадал с механизмом его подтверждения.

Но для отзыва согласия требуется позвонить в офис продавца билетов с 8 утра до 5 вечера. Пример из Руководства: При покупке билетов на музыкальный фестиваль согласие на обработку данных в целях маркетинга подтверждалось путем клика «Да» или «Нет». Это недопустимая ситуация в рамках GDPR, нарушающая условие о легкости отзыва согласия.

Одновременно, необходимо сообщить, как реализовать это право. Не забывайте, что информация о праве человека отозвать свое согласие должна быть предоставлена ему до получения согласия, в самом запросе о согласии. Механизм отзыва согласия должен быть интуитивно понятным человеку.
Это означает, что самый простой и эффективный способ сообщить об этом – просто предложить механизм отзыва в самом тексте запроса, в личном кабинете, в мобильном приложении или в ином сервисе.

«Механизм отзыва согласия должен быть интуитивно понятным человеку» — тот случай, когда опытный UX-designer просто необходим.

Пример: Использование в электронных письмах ссылки «Отписаться от рассылки» («Unsubscribe») для отказа от получения уведомлений – простой и удобный способ. Он позволяет быстро найти любое письмо и отозвать согласие. Можно добавить отдельную кнопку или ссылку в личном кабинете пользователя. С понятным текстом, вроде «Отказаться от обработки персональных данных». Далее вы можете или просто удалить все данные пользователя, или же предложить ему опции, какие данные удалить, а какие оставить.

Очевидно, что какие-то оставшиеся данные в отсутствие удаленных данных могут стать бесполезными. Об этом нужно заранее предупредить пользователя, что будут удалены все связанные данные, а не только выбранные.

Но если удалить все контактные данные, включая ФИО пользователя, то данные платежной карты без них не нужны. Пример: Можно отдельно удалить данные платежной карты клиента интернет-магазина без ущерба для контактных данных. Так как не понятно, кому и куда доставлять товар.

Что делать после отзыва согласия

image

Все действия по обработке персональных данных, которые были совершены до момента отзыва согласия, считаются законными. После отзыва согласия ваша компания должна незамедлительно остановить обработку таких данных, если нет иных оснований для ее продолжения. Но только в том случае, если согласие было изначально оформлено правильно.

Пример: Данные, ранее полученные на основании согласия, впоследствии стали необходимы для выполнения условий заключенного договора или их необходимо хранить в соответствии с требованиями законодательства: налогового, финансового или трудового и любого другого (Статья 6(1)(b) Регламента).

Разобравшись, какие данные и для каких целей вы обрабатываете, вы легко поймете, на каких основаниях должна вестись обработка: на основании согласия или же есть другие основания, не зависящие от него.
Именно в такой ситуации становится очевидной польза от максимального дробления целей обработки данных и самих данных, которые вы можете собирать и обрабатывать.

Нельзя произвольно менять основания обработки данных. ВАЖНО!

Это один из тонких моментов GDPR, на который указывается в Руководстве. Основание для обработки данных должно быть выбрано вашей компанией (и сообщено владельцу данных) до начала обработки. Нельзя произвольно менять основания обработки персональных данных.

Пример из Руководства: Если окажется, что согласие было оформлено с нарушением правил GDPR, и данные собирались на основании недействительного согласия, нельзя ретроспективно заменить согласие на иное основание; например – наличие законного интереса в ведении бизнеса через рекламные рассылки (Статья 6(1)(f) Регламента).

На мой взгляд, это может быть неустранимым риском, т.к. Здесь остается открытым вопрос, что делать, если вдруг согласие было оформлено неправильно, но данные вы обязаны хранить и передавать каким-либо контролирующим органам на основании требований местного закона? вам придется выбирать, что нарушить: местный закон или правила GDPR.

Запрет произвольной замены оснований для обработки данных показывает, насколько важно тщательно продумать бизнес-процессы в вашей компании перед тем, как приступить к обработке персональных данных в соответствии с GDPR.

Следует помнить, что при отозванном согласии, если ваша компания продолжает обрабатывать данные на ином основании и изменились цели обработки, вы обязаны уведомить об этом владельца персональных данных (Статьи 13 и 14 Регламента).

Согласие получено: как работать дальше 

Здесь все просто. Нужны постоянный мониторинг и актуализация. Согласие – не статичный документ, а часть динамической системы данных. Любое изменение, связанное с получением новых данных или использованием уже имеющихся, но для иных целей (например, планируется передача третьим лицам), требует обновления ранее полученного согласия. Если вам удалось выстроить логичную систему обработки персональных данных, включая понятные связи между категориями (видами) данных, целями и основаниями их обработки, конкретными действиями по обработке, сроками и иными элементами, вам не составит труда оперативно запросить новое согласие. В идеале данный процесс должен быть автоматизированным.

Краткие выводы:

Можно оптимально подойти к согласию ваших пользователей, партнеров, клиентов, на обработку их персональных данных, если следовать известным в среде программистов принципам DRY, KISS и, особенно YAGNI. Если интерпретировать эти принципы на язык GDPR, то:

DRY:

согласие как единый документ или как набор подтверждений) на максимально простые элементы. Дробите систему (т.е. Это будет для всех удобным и понятным решением. Например, используйте чек-боксы напротив каждого вида персональных данных с пояснением цели обработки и/или ссылкой на конкретное место в Политике обработки персональных данных, дающее дополнительные сведения вашему пользователю. Пользователь всегда может выбрать, с чем согласится, а с чем – нет.

 Предоставьте человеку возможность через сортировку легко найти цели обработки его данных, сроки хранения, кому и какие данные могут передаваться и на каких условиях. Если нужно будет использовать собранные данные для новой цели, вы просто добавите эту новую цель (и отдельный чек-бокс для нее).  Если что-то требует пояснения, можно дать прямую ссылку на разъясняющий текст. Большие документы желательно строить с использованием перекрестных ссылок, чтобы избежать повторения текста.

KISS:

Пишите простым и понятным языком. Четко формулируйте цели обработки персональных данных, в отношении которых вы хотите получить согласие их владельца. в единый пул/документ или несколько массивных пулов/документов. Избегайте ненужных обобщений данных, целей их обработки, сроков хранения и пр. Не забывайте, что доступность и понятность документов обычному человеку, регламентирующих обработку персональных данных, – одно из фундаментальных требований в Регламенте GDPR.

YAGNI:

Реально необходимо. Не собирайте больше данных, чем вам необходимо. Данные, в отношении которых вы получили согласие, требуют регулярного внимания. Много данных, это не только ваш актив, но и пассив. Это еще одно общее фундаментальное требование GDPR: персональные данные должны быть адекватными, связанными с целями обработки и необходимыми для них (пункт 39 Вводной части Регламента).

Согласитесь, случайная утечка только паспортных данных или же данных платежных карт (не говоря о данных специальных категорий) влечет разные по тяжести последствия для самих людей и для вашей компании, ответственной за обработку этих данных. Уже собранные данные нужно регулярно проверять на актуальность, на соответствие целям обработки (цели могут изменяться, дополняться), обеспечивать безопасность хранения и удалять, как только они объективно становятся ненужными.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»